Дао

Теории «Ицзин», получившие дальнейшее развитие, повлияли на взгляды китайцев на половые отношения. Однако с подъемом даоизма во вторую половину правления династии Чоу на первый план выдвинулись более глобальные течения. Концепция дао легла в основу многих философских теорий Китая, а также стала базовой для искусства, религии и восприятия секса. Это понятие имеет множество оттенков значения: путь, власть, принцип, и, помимо этого, о нем говорится: «Дао, которое

* The I Ching or Book of Changes, tr. R. Wilhelm and C. F. Baynes, 1951, i, p. 260.

108

можно определить, не есть истинное дао, оно существовало до возникновения Небес и Земли, дао — причина всех доктрин, тайна всех тайн».

Философский даосизм, примером которого может служить классический «Дао дэ цзин», говорил о дао как о наполненном пустотой сосуде, как о таинственной женщине, о нетронутом камне, о воде, которая протекает глубже всех вод, однако несет благо всем существам на свете. Мудреца захватывает «бессловесное учение, бездеятельная деятельность, отказ от формальных знаний и морали». Скорее всего, человек, следующий природе и делающий то, что ему вздумается, будет наслаждаться сексом без всяких ограничений, но это только если он не стремится к высшей стадии транса. Вероятно, именно это имелось в виду в следующем отрывке: «Младенец обладает силой, его кости мягкие, однако хватка сильная. Он еще не знает об отношениях мужчины и женщины, но у него может возникнуть эрекция, и он способен продемонстрировать высоту жизненной силы, что означает, что его гармония совершенна». Итак, мудрец должен жить в воздержании как дитя, и это поможет ему сконцентрировать свою энергию и достичь успокоения*.

Даосизм был массовой религией в Китае, и его символы проявлены в мифологии, искусстве, медицине, магии и сексе. Распространенные символы дао — это вытянутые и вогнутые камни, которые находили в реках и озерах и хранили в садах и домах. Камень символизировал женскую силу инь в форме почки и одновременно мужскую силу ян в фаллической форме горы. Внутри таких камней можно обнаружить резные изображения богов и пилигримов, направляющихся в храм. По даосским представлениям, предметы вступают в контакт друг с другом, они могут влиять друг на друга таким же обра-

* Tao Те Ching, 2 and 55; H. Welch, The Parting of the Way, 1957, p. 71.

109

зом, как пробужденные инь и ян взаимодействуют для пребывания в равновесии.

Проявления инь и ян усматриваются даосами в бесчисленных предметах, частицах, картинах, сосудах, в общественных и домашних алтарях. Считалось, что ян преобладает в жеребцах, драконах, птице Фень (фениксе), в петухе, баране, рогатых животных, в горах, летом и на юге. Инь превалирует в грибах, кучевых облаках, в воде, долинах, зимой, на севере, в вазе, персике, драконе-женщине с раздвоенным хвостом, в рыбах, пионе и в хризантеме. Персик с глубокой впадиной был самым известным символом женских половых органов. На картинах показывались гармоничные сочетания: птица Фень, летящая в сад, полный пионов, дракон посреди вихревых облаков, женщина с бараном или тарелка, наполненная красными и голубыми цветками, которые перемешаны в знак смешения противоположных цветов. Китайское искусство было целиком пронизано мистической и сексуальной символикой. Для того чтобы понимать ее, необходимо выучить «безмолвный язык»*.

В популярных даосских мифах при описании богов используется сексуальная символика. Излюбленным божеством в них был Хси Ван My, повелитель западного воздуха, или золотой предок черепахи, супруг богини My Кунг, которая повелевала восточным воздухом. Она представляла собой пассивное начало, или женский инь в мужском ян своего мужа. Благодаря их союзу появились на свет все существа на небе и земле. Хси Ван My жила на нефритовой горе во дворце с райским персиковым садом, где было волшебное дерево, которое давало плоды каждые шесть тысяч лет. Тогда праздновался день рождения богини, и она приглашала всех бессмертных на праздник персика, где они ели фрукты, дававшие им вечную жизнь. В знаменитой буддийской истории

* P. Rawson and L. Legeza, Tao, 1973, pp. 12 ff, and plates 51, 62.

110

«Обезьяна» рассказывается, как прокравшееся на праздник животное украло божественную пищу и средство для обретения бессмертия. Хси Ван My в живописи и литературе изображали в сверкающем платье, в сопровождении феникса и с блюдом, полным фруктов. На одной из картин некоторые бессмертные боги изображаются стоящими у золотых ворот ее дворца, в надежде войти в него, в то время как остальные уже наслаждаются вкусом бессмертных персиков.

Звездное божество Шу Хсин или Шу Лао был богом мужского успеха. Подобно старику Южного полюса, он нес мир человечеству. На картинах и гравюрах он изображался лысым, с очень высоким лбом и головой, похожей на гору, что символизировало его великую мудрость, а персик, который он держал в руке, указывал на долгую жизнь. Этот, приносящий счастье бог был с длинной палкой, к которой привязаны тыква и свиток; наряду с персиком эти предметы считались символом долголетия.

Существовало бессчетное количество даосских божеств и богоподобных существ, каждый из которых обладал своей индивидуальностью. Легендарные бессмертные боги летали по небу на драконах и колесницах, жили в пещерах, в горах, где и добывали пищу, дающую бессмертие, и передавали свои знания любимым ученикам. Большинство картин и храмов с изображениями богов исчезли, во всяком случае, в Китае, но следы этой культуры сохранились, разбросанные по галереям и музеям всего мира.

Долгожительство и бессмертие были основными целями даосов. Они пользовались дыхательными техниками, как индийские йоги, подавляли и удерживали его как можно дольше, пытаясь вернуться к способу, которым дышит зародыш в матке. Они принимали солнечные ванны (которые только с недавних пор признаны полезными на Западе) с изображением солнца в руке.

111

Женщинам предписывались лунные ванны с желтой бумагой в руке, на которой изображается луна в черной рамке. Тех, кто стремился найти «внешний эликсир», называли алхимиками, ищущими магические настои; они пили росу, стекавшую с листьев деревьев, и отправлялись на поиски острова бессмертных. В поисках бессмертия даосы могли вообще отказаться от секса или ограничить семяизвержение, чтобы не растерять драгоценную жидкость. Те же, кто стремился добыть «внутренний эликсир» с помощью самоконтроля и правильных приемов, добивались совершенной скоординированности тела и души.