Брак
«Книга обрядов», приписываемая Конфуцию, гласит: «Если Небо и Земля не совокупились бы, не родилось бы десять тысяч вещей. Именно благодаря великому обычаю брака человечество существует уже мириады поколений». Брак превозносили, даже если жену рассматривали как низшее существо. Каждая женщина, даже самая неимущая и безобразная, имела право на замужество, и
124
долгом хозяина семьи считалось обеспечивание всех женщин его дома мужьями; и даже у бедных и крестьян в обязанности общины входил поиск мужа для каждой девушки. В Древнем Китае браки правящего класса были экзогамными. На брак с женщиной, носящей ту же фамилию, накладывалось табу. У крестьян также существовали свои запреты, хотя многие из них не были официально записаны. Запрет на брак между близкими родственниками существует и сегодня. Свадьбы организовывались посредниками, и пара не встречалась до тех пор, пока не происходил обмен свадебными подарками. Выбор совершался родителями. В деревенских общинах в античные времена юноши и девушки встречались во время праздников, танцевали и пели вместе, а затем вступали в соитие с избранными партнерами. Такие союзы регулировались внутри самой общины. Конфуцианцы были шокированы такой традицией и приказали, чтобы все союзы происходили под присмотром и регистрировались посредником. Однако до сих пор ведутся споры вокруг того, насколько тщательно соблюдались эти предписания.
В поздней литературе встречаются частые ссылки на ритуал, называемый «сотворение ряда в комнате невесты», или «подшучивание над невестой». После свадебного пира приглашенные сопровождали пару в комнату невесты и потешались, и дразнили их без удержу. Пьяные гости задавали «счастливой паре» грубые вопросы, вели себя вызывающе, а часто даже пускали в дело кнуты. Этот обряд сохранился до наших дней, видимо, в память о древнем обычае дефлорации невесты и завершения таким образом брачной церемонии.
Предварительное знакомство будущей пары традиционно совершалось после семейного соглашения, хотя со времен династии Минь увидеть невесту можно было только тогда, когда с нее снимали покрывало во время церемонии в зале предков. В качестве свах часто высту-
125
пали куртизанки, они приводили невесту в брачную комнату, где пара обменивалась брачными чашами, а пряди их волос связывались в единый узел.
В Древнем Китае жена, как и муж, могла потребовать развода. Таким образом, женщина не приносила в жертву мужчине свою независимость. Однако конфуцианцы времен династии Сун запретили женщинам вторично выходить замуж, ибо «умереть от голода — это пустяк, но потерять целомудрие из-за повторного брака — дело очень серьезное». «Книга обрядов» запрещала вдовам громко стонать по ночам и даже запрещала дружить с сыновьями вдов. Ради того чтобы соблюсти конфуцианские приличия, молодых женщин насильно оставляли вдовами, лишали их свободы, запирали в женских комнатах, которые со временем стали называть темницами.
До начала правления династии Тан китайские женщины не прикрывали горло и грудь, и девушки часто танцевали с обнаженной грудью. Однако с приходом династии Сун, с X века, высокий воротник стал отличительной чертой женского платья, и это требование сохранилось до нынешних времен. Коммунистические робы увековечили этот фасон. Обычай перетягивать женские ступни появился в X веке. Считалось, что это сделает женщину более привлекательной. Но тиски вызывали тяжелые страдания, и их со временем упразднили.