Вариации
Поскольку китайцы верили, что семя — самое ценное, что есть у мужчины, и каждое семяизвержение сокращает жизненные силы, если не компенсируется требуемым количеством энергии инь, то из этого следовало негативное отношение к определенным сексуальным проявлениям. Запрещалась мужская мастурбация, так как она вызывала полную потерю жизненной силы, и с нею мирились лишь тогда, когда мужчина долгое время находился вне женского общества, и «лишенное жизни» семя могло засорить его организм. Даже непроизвольное семяизвержение во сне вызывало озабоченность, так как считалось, что оно может быть вызвано злым женским суккубом, который крадет жизненные силы мужчины. Если поллюции возникали от того, что мужчина видел женщину во сне, он должен был обязательно встретиться с ней наяву, ибо она могла оказаться вампиром или духом лисицы. Между тем женскую мастурбацию воспринимали вполне терпимо, поскольку запас инь у женщин неограничен. В тексте упоминаются фаллоимитаторы, использовавшиеся женщинами для самоудовлетворения, и сохранились рисунки с их изображением. Однако женщин предупреждали, чтобы они не злоупотребляли этими средствами, так как чрезмерное их использование могло нарушить «положение матки».
В руководствах по сексу о мужском гомосексуализме не говорится ничего, поскольку книги эти были написаны только о супружеских отношениях. Из других ис-
131
точников явствует, что в древние времена гомосексуализм был редким явлением, начал процветать в Средние века и нередко встречался позднее. К гомосексуализму среди взрослых людей относились терпимо, так как интимный контакт между двумя элементами ян не приводил к потере жизненных сил. У некоторых императоров были любовники и мужского, и женского пола, и, похоже, некоторые поэты династии Тан также были гомосексуалистами, хотя любовные речи, с которыми они обращались к своим друзьям, не обязательно предполагали, что собеседники находятся в интимных отношениях. Мужская дружба считалась одной из добродетелей конфуцианства, и ее часто выражали пылкими словами. В истории, записанной в VII веке, рассказывается о чиновнике и его жене, которые подглядывали за купающимися мужчинами якобы затем, чтобы посмотреть, нет ли у них двойных ребер, но, скорее всего, для того, чтобы узнать, насколько они близки между собой. Иностранцы, посещавшие Китай в XIX веке, писали о буйно процветающей там педерастии. Однако в Китае социальный этикет допускал, чтобы мужчины ходили, взявшись за руки, а гомосексуалисты в театрах играли женские роли. Возможно, в портах, где торговали иностранцы, просто было слишком мало женщин. Да и вряд ли они могли на самом деле быть свидетелями гетеросексуальных отношений, интимность которых соблюдалась строго.
Женский гомосексуализм также был распространен, и к нему относились терпимо, так как считалось, что в женских покоях он неизбежен. Женщины могли удовлетворять друг друга естественным образом или с помощью искусственных средств, например, двойными фаллоимитаторами, «усиливающими колокольчиками» или «звенящими мячами», которые использовались во время мастурбации. Китайцы говорили, что искусственные сексуальные средства имеют иностранное происхождение:
132
«бирманские колокольчики», «татарские пастбища», «варварские солдаты», — точно так же, как европейцы говорят о «французских» или «английских» письмах.
Как видно из руководства по сексу, партнеры тщательно готовились к соитию, подготовка была необходима для того, чтобы максимально активизировать энергию инь. В любовной игре, предшествовавшей половому акту, большое значение имели поцелуи, сопровождавшиеся движениями губ и языка. Иностранцы думали, что у китайцев целоваться не принято, потому что это действие оставлялось для спальни. Китайцы же, наблюдавшие, как западные женщины целуются на публике, считали их проститутками самого низкого пошиба, так как любые «штатные» проститутки должны целоваться только в интимной обстановке.
Книги, посвященные сексу, были снабжены картинками с изображением большого количества разных поз, которые могли принимать партнеры во время полового акта, описанных со всеми подробностями. Куннилингус одобряли, особенно в даосских текстах, поскольку это обеспечивало мужчин энергией инь. Однако анальный секс и фелляция были разрешены лишь во время предварительных ласк, если это не вело к семяизвержению.
Одинокие и женатые мужчины имели право на связь с проститутками, но такое соитие отличается от супружеского, так как оно не предназначено для продолжения рода, и потому в книгах по технике секса не обсуждается. Табу на имя здесь также не существовало, так как мужчина не знал, как на самом деле зовут проститутку. Некоторые писатели думали, что половые отношения с проституткой не влекут за собой растрачивание мужского семени, поскольку женщина такой профессии в изобилии обладает энергией инь и возвращает больше, чем теряет мужчина при общении с ней. После XVI века врачи научились распознавать сифилис, и в медицинских трактатах появились предупреждения об опасности свя-
133
зей с проститутками. Книги по медицине и сексу ставили акцент на происхождении женщины — благородная женщина дает наилучшее потомство.
Инцест оставался редким явлением, и вступившие в кровосмесительную связь подвергались наказанию в соответствии с законом как совершившие «нечеловеческое преступление», заслуживающее самой страшной смерти, хотя в древние времена некоторые императорские чиновники имели кровосмесительные отношения со своими сестрами и другими женщинами-родственницами. Зоофилия также была редким явлением, хотя и о ней упоминается в связи с правителями-дебоширами. Руководства по сексу считались порнографическими. Чересчур откровенные материалы встречались довольно редко, их можно было встретить разве что в некоторых романах, повествующих с преувеличенными подробностями мужских и женских половых органах и выделениях из них.
В Древнем Китае существовало несколько запретов, при помощи которых конфуцианцы стремились регулировать естественные желания*.