Реакция
Когда западный исследователь Р. Г. ван Гулик писал о половой жизни в Древнем Китае, он обнаружил, что «практически нет никакой серьезной литературы ни среди китайских источников, ни в западных книгах и трактатах о Китае. Молчание китайских книг, как оказалось, вызвано чрезмерной щепетильностью, свойственной китайцам, жившим при правлении династии Чин или Маньчжур (1644—1912)».
* On all this section see R. H. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, pp. 47 f., 65, 160 ff.
134
Род Маньчжур занял доминирующие позиции в разделенном Китае и перенес свою северную столицу в Пекин, одновременно ведя переговоры с наиболее упрямыми представителями сопротивления на юге. В конечном итоге стороны пришли к согласию, приняв запрет на браки между китайцами и маньчжурами, и этот декрет оставался в силе до 1905 года. Китайские мужчины переняли маньчжурскую одежду, хотя китайские женщины не стали менять платья, а маньчжурским женщинам носить китайскую одежду и перевязывать ступни было запрещено.
Во время оккупации ученые-конфуцианцы настояли на разделении полов, и все, принадлежавшее к половым отношениям и связям с женщинами, стало табуировано. Маньчжур убедили запретить руководства по сексу, и со временем они стали еще непреклоннее в этом вопросе, чем китайцы, хотя раньше у них было мало запретов, касающихся секса. Во времена правления Маньчжур бесчисленные книги содержали информацию по всем аспектам жизни, кроме секса. Соития стали особенно таинственными, и это лишало их духовного значения, что дало возможность посторонним наблюдателям оценить половую жизнь китайцев как ненормальную или развратную. Европейские писатели были введены в заблуждение внезапным пуританством и завесой тайны над сексом, которым еще так недавно были одержимы китайцы. Писатели Востока утверждали, что такое положение дел сохранялось свыше двух тысяч лет.
Ван Гулик и некоторые другие сумели проникнуть за эту завесу и изучить труды, которые прятали многие годы. Джозеф Нидхэм обнародовал материалы древних даосских трактатов по теории и практике секса в своей монументальной серии книг «Наука и цивилизация в Китае». К счастью для исследователей, запрещенные китайские тексты о сексе, самые ранние из которых
135
датируются VII веком до н. э., сохранились в Японии, а у некоторых китайских и японских коллекционеров сохранились альбомы эротических картин и текстов более поздних времен. Ван Гулик обнаружил, что древние китайцы уделяли огромное внимание сексуальным вопросам, обучали глав семейств обращению с женщинами. Нидхэм полагал, что на даосские учения оказали благотворное влияние на развитие сексуальных отношений, что в свою очередь улучшило положение женщин.
Одним из результатов дальнейшего подчинения и изоляции женщин оказалось то, что занятие любовью стали рассматривать лишь как средство для удовлетворения мужчин. Женщин могли назвать врагами, а соитие — битвой во внутренних покоях. Сексуальная практика становилась все более однозначной с мужской точки зрения, а роль женщины сводилась к подчеркиванию господства мужчины как в частной жизни, так и на публике. В XX веке под влиянием множества революций ограничения, налагаемые на женщин, были формально упразднены наряду с институтом наложниц, но положение женщин все же не стало лучше. Впрочем, своей строгостью современная сексуальная этика, ставящая государство выше личности, обязана в какой-то мере и конфуцианской, и маньчжурской морали, а возрождение даосской радости секса, похоже, до сих пор дело будущего.
Несмотря на то что в коммунистическом Китае даосские храмы бездействовали, посещение их ограничивалось или вообще запрещалось, многое из даосской символики сохранилось. Во время помпезных национальных парадов летящие ленты и развевающиеся знамена напоминают о силах инь и ян, на воздушных шарах начертаны лозунги, знаки, напоминающими эзотерические «облачные» рукописи, а портреты руководителей, как изображения богов, по обеим сторонам
136
украшены традиционными даосскими иероглифами, обозначающими «двойное счастье». Кстати, коммунистическая идеология с ее диалектикой природы и гегельянским учением о тезисе, антитезисе и синтезе, может вполне оказаться приложимой к даосской теории гармонии инь и ян*.
* См.: R. С. Zaehner in The Concise Encyclopaedia of Living Faiths, 1959, pp. 410 ff.
137