Ин и Йо
Син-то (Сен-тао) было китайским названием «Дороги богов» в Японии, которое следовало отличать от «Дороги Будды». Неудивительно, что идея дао должна была внедриться в японскую традицию наряду с другими китайскими идеями в потоке влияний, хлынувших в страну после появления в ней буддизма. «Кодзики» и «Нихонги» повествовали о первоначальном союзе, за которым последовало разделение Неба и Земли. И тогда появились мужчина и женщина, ин и йо. Поскольку эти термины напоминают китайские инь и ян, то естественно было бы признать влияние китайцев, хотя понятия эти и были связаны
* Kojiki, 1, 45.
147
с мифами, более характерными для Японии, где тоже говориться о мужской и женской силах. Некоторые современные японские ученые отрицают инь и ян как иностранные привнесения в местную мифологию. Однако эти легенды датируются тремя веками позже первой волны китайских учений в Японии. А сейчас китайские и японские учения перемешаны еще больше.
Публичная и частная жизнь оказалась под влиянием идей инь и ян. В 675 году до н. э. существовал департамент (Ониорьо), который давал советы правительству по всем вопросам, связанным со знанием о инь и ян. В кодексе Тайхо 701—702 года приводились подробности для их гармонизации. Прорицатели должны были «действенно различать инь и ян, знать астрономию, медицину и уметь предсказывать судьбу». В обыденной жизни план дома и даже расположение мебели определялись соотношением инь и ян. Например, сундук, в котором хранились ценные вещи, не следовало ставить в южной части дома, потому что этим направлением управлял элемент огня, и поэтому там мог произойти пожар. Сам феномен вселенной объясняли терминами инь и ян. С их помощью определяли счастливые дни и годы. И свадьбы устраивали в соответствии со знаками, относящимися к инь и ян. Только в наши дни в связи с принятием западного образа жизни соотношению инь и ян стали придавать меньшее значение, хотя в народе эти понятия, вероятнее всего, по-прежнему сохраняются*.
Распространенным символом является китайский «тай-цзи-ту» — две половинки в форме капель в круге, которые символизируют мужское и женское, Небо и Землю, инь и ян. В Японии этот символ часто состоит из трех частей, иногда их ассоциируют с инь и ян, иногда нет, так как считают, что он пришел из Кореи, а не из
* R. Tsunoda and others, eds., Sources of Japanese Tradition, 1958, pp. 59 ff.
148
Китая. Примечательно, что даже в великом храме в Идзе, который считается чисто синтоистским и не подверженным влиянию буддизма, имеется множество изображений таких символов. Они появляются в декоре и в танцах Идзе, некоторые из которых признаются танцами буддийского и даже индийского происхождения*.
Как и Китай, Япония испытала влияние различных учений и практик буддизма. Среди того, что повлияло на представления о сексе, пусть даже косвенно, был культ чая, который возник в XIII веке. Его стали использовать как эффективный метод обучения молодых женщин искусству домашнего очага. Прослеживается связь между миролюбивым буддизмом и мужской воинственной практикой, которая получила развитие после принятия дзэн-буддизма японскими воинами-самураями. Умение пользоваться кинжалами у дзэн-буддистов воспринималось как «искусство защищать жизнь», а не как способность убивать людей, хотя это могло привести к жестокости по отношению к себе и окружающим.
Несмотря на то что большинство буддийских монахов в Японии были настоящими аскетами, существовали школы, исповедавшие эзотерические доктрины Китая и Индии. В XI веке священник Нин Кан основал течение тачикава и начал исповедовать японскую версию «Ваджраяны» «левой руки», опираясь на учение инь и ян. Он призывал к снисходительности по отношению к запретным пяти «М», а также к соитию как средству «непосредственного обретения буддизма через живое тело человека». В доктрине заявлялось, что «Дорога мужчины и женщины, инь и ян — это тайное искусство превращения в Будду в этой жизни. Не существует иного способа обретения Будды и завоевания Пути».
Сохранилось очень мало таких текстов; они представляют собой переводы из индийских тантрических
* J. Herbert, Shinto, p. 150.
149
учений, сделанные в Китае и ввезенные в Японию буддистами-паломниками. В них описываются ритуалы тантры и приводятся «сексуальные мандалы» или «двойные мандалы двух миров». На них изображены обнаженные мужчина и женщина но с ритуальными прическами, лежащие в сексуальном объятии на восьмилепестковом цветке лотоса. Несмотря на то что мужчина наверху, он повернул голову так, что смог положить ее между ступнями женщины, а голова женщины оказалась между его ступнями. Их вытянутые руки и ноги образуют лепестки лотоса. Тело мужчины изображали белым или желтым, а тело женщины — малиновым цветом, их соприкасающиеся гениталии отмечены магическим слогом «а», которым в тантре обозначается конец и начало всего сущего.
Другие части их тел также отмечены надписями магических заклинаний. Картинка «Искры жизни» представляла собой круг, объятый пламенем со стилизованным солнцем и луной и двумя санскритскими буквами «а» красного и белого цвета, которые обозначают семя и яйцеклетку, указывая на духовное единение мужских и женских начал, основанное на биологическом союзе*.
У этой тантрической школы имелись и другие изощренные изображения инь и ян с мандалами «молнии» (вайра) и «матки» (гарбха), символов мужского и женского начала. Эта школа некоторое время была популярной, однако вызвала яростный протест как среди ортодоксальных буддистов, так и среди светских японских властей. В XIV веке знаменитый буддийский писатель, Юкаи, в своем творчестве оправдывал некоторые эзотерические течения буддизма, однако осуждал тантризм школы тачикава. Считалось, что Ни Кан был виновен в «некоем преступлении», а в изгнании он обзавелся учениками, которые ели мясо и жили
150
в ущельях. Сочетание идей тачикавы с представлениями учителей инь и ян привело к смешению внутренних и внешних учений. «Они сделали оскорбительные утверждения, будто сам Будда изучал их доктрину, это дьявольское изобретение, заслуживающее вечного наказания в аду».
Школа тачикава практиковала сексуальные обряды во время массовых сборищ, и поэтому японские власти запретили это движение. Один из крупнейших буддийских монастырей в XIV веке подчинился меморандуму, запрещающему эту школу, его настоятель был отправлен в изгнание, а книги, содержащие его учение, сожжены. Школы продолжали действовать, но тайно, потому что даже в XVII веке ортодоксальный буддийские монахи выступали против практики Тачикавы, однако следы некоторых из доктрин этой секты сохранились до наших дней. Некоторые японские писатели говорили, что тексты Тачикава — изобретение Ни Кана и его последователей, однако соответствие текстов известным санскритским источникам показывает, что это — настоящие переводы. Было издано лишь несколько текстов Тачикава, хотя в них обрисовываются некоторые аспекты китайской практики, которая почти неизвестна где-либо еще. Однако во многих японских монастырях до сих пор хранится множество неопубликованных текстов, они опечатаны, и на них наложена надпись «Не вскрывать».
Более ортодоксальные даосские руководства по сексу, ввезенные в Японию, сохранились только в японских обработках. В 984 году японский врач, Тамба Ясуери, завершил компендиум (конспект) по медицине «И-шин-по», который представляет собой свод выдержек из нескольких сот трудов китайских ученых. Рукописный вариант книги циркулировал на протяжении нескольких веков, а отпечатали ее лишь в 1854 году. Разделы этой книги, посвященные искусству соития, состоят из диало-
151
гов Желтого императора с Невзрачной, Темной и Избранной девушками. Невзрачная девушка говорит: «Всю слабость мужчины следует отнести к неправильному исполнению соития. Женщина выше мужчины в таком же отношении, как вода выше огня... Те, кто знает искусство инь и ян, могут смешать пять удовольствий». Избранная девушка говорит: «Союз мужчины и женщины подобен соединению Неба и Земли. Благодаря их правильному соитию Небо и Земля живут вечно. Однако мужчина утратил свой секрет, и, следовательно, его век постепенно сокращается».
Затем шли разделы, рассказывающие о том, как повышать потенцию мужчины и женщины, о тридцати позициях, о том, как зачинать детей, о разных болезнях и использовании лекарств. В книге имеется упоминание о китайском коитусе с задержкой семяизвержения. Невзрачная девушка говорит: «Если мужчина совершит один раз половой акт, не извергая семени, то его жизненная энергия будет сильной. Если он сделает это дважды, то его зрение и слух обострятся. Если трижды, то все болезни исчезнут... А если десять раз, то он уподобится бессмертному Богу»*.