Фаллизм
Среди народности ашанти в Гане распространен миф, объясняющий происхождение секса и семьи. В нем говорится, что много лет назад мужчина и женщина спустились с небес, а другие мужчина и женщина вышли из земли. Такое двойное происхождение человечества встречается и в других традициях. Позже Бог послал на землю питона, который устроил себе жилище в реке. Сначала мужчина и женщина жили вместе и не вступали в соитие, у них не было понятия о зачатии и рождении детей. Однажды питон спросил их, есть ли у них дети, а когда ему ответили, что их нет, он сказал мужчине и женщине, что покажет им, как зачинать детей. Он заставил пары встать лицом друг к другу, затем опрыскал водой их гениталии, сопровождая это ритуальными словами, и приказал им вернуться домой и лечь вместе. После этого они совершили соитие и впоследствии произвели на свет первых детей**.
Питон, неядовитая змея, для этих кланов — священное животное, его никогда не убивают, а если люди на-
* М. Griaule, Conversations with Ogotemmeli, 1965, pp. 17 ff. ** R. S. Rattray, Ashanti, 1923, p. 48.
174
ходят мертвого питона, они посыпают его белой глиной и хоронят. Культ питона широко распространен в Западной Африке, там есть знаменитый Змеиный храм в Уйдахе (Вайдахе). Этот культ описан еще в 1705 году голландским торговцем Уильямом Босманом, поведавшим о том, что храм стоит под очень красивым величественным деревом и в нем хранится нечто вроде праотца всех змей, «толстый, как человек, и непомерной длины». Босман утверждает, что дочь короля была похищена для этого змея и предстала пред его взором со всеми другими девушками «нагая, украшенная кораллами, в одном только шелковом шарфе, который был пропущен у нее между ног».
Когда я посетил этот храм, более чем тридцать лет назад, он представлял из себя небольшое, глинобитное строение напротив римско-католического собора. Священник охотно выманивал питонов, чтобы показать их гостям. Прирученные змеи ползали по городку, и употреблять их в пищу было запрещено. Если человек встречает питона, он кланяется ему и говорит: «Мой отец». Питона называют лесной змеей (дангбе), а посвященных ему женщин называют женами змея (дангбе-си), однако среди посвященных есть и мужчины, поэтому понятия о сексуальности культа нет. Преданные последователи других богов также называются женами богов.
Можно проследить появление в дагомейской мифологии другой змеи, которая также может иметь фаллическое значение. Громадная змея Дэн сворачивается кольцами вокруг земли, чтобы вдохнуть в нее жизнь и сообщить устойчивость, — считается, что над землей не менее 3500 колец и такое же число внизу. В другом варианте мифа Дэн установил четыре колонны, поддерживающие небо, и обернул вокруг них нити трех основных цветов — черного, красного и белого, — каждый из которых является цветом одежды, которую Дэн надевает в
175
разное время: ночью, днем и на рассвете. Дэн сопровождал Бога во время сотворения мира. Он переносил его с одного края земли на другой, и там, где они останавливались, возникали горы из экскрементов Дэна, так и назвали металлы и драгоценные камни, находящиеся в земле.
Во многих частях Африки можно обнаружить деревянные и каменные предметы цилиндрической формы. Не всегда можно говорить с уверенностью, что это фаллосы, поскольку это могут быть и человеческие фигурки, а человеческое тело не всегда можно интерпретировать как фаллический символ. На человеческих фигурах часто подчеркнуты половые органы, сделанные в натуральную величину или большего размера, в соответствии с силой, которую хотел показать в своем произведении художник. Каменные фигурки в Гвинее и в Сьерра-Леоне, которые считали фаллосами, в основном представляют собой цилиндры, увенчивающиеся безликими головами. Скорее всего, это просто фигурки людей, и даже если они выполнены с большими подробностями, в любом случае гениталии на них редко акцентируются. Многие знаменитые каменные, бронзовые и терракотовые фигурки Ифе и Эзи в Нигерии чаще всего изображают человеческих существ. Однако встречаются и явные каменные фаллосы, особенно на рынках в Ифе. Повсеместно считается, что каменные столпы Большой реки изначально были фаллическими символами, хотя иногда их верхние части выделывали в форме человеческой головы и добавляли выдающийся пупок.
Каменные колонны с закругленными вершинами можно встретить почти по всей Африке, от Эфиопии до Западного Судана. Из руин древнего Зимбабве, на востоке Африки, было извлечено много каменных предметов конической формы, их называли фаллосами. Правда, некоторые ученые считают, что это стилизованные женские фигурки. Один ученый нашел в них сходство с
176
глиняными предметами, которые матери дают дочерям для игры и впоследствии используют во время церемонии посвящения в женщины*.
В Африке делали много глиняных, деревянных, каменных фигурок, а также статуэток из слоновой кости. Нагота и натуралистические подробности гениталий присутствовали в них, как на изображении популярных близнецов (ибели). Фигурки таких близнецов выставлялись у порога домов, где жили близнецы, им регулярно делались подношения, чтобы сохранить здоровье двойни. Если один из близнецов умирал, мать должна была носить фигурку близнецов на поясе юбки. Некоторые резные фигурки представляли собой изображения совокупляющихся мужчин и женщин, как на резных деревянных дверях дворца в Ифе. Гид Марселя Гриоля объяснил символику догонской деревни в словах, обозначающих части человеческого тела, причем камень для разбивания семян масличных растений был назван женскими гениталиями, а деревенский алтарь — фаллосом**.
Наиболее явный и даже гипертрофированный фаллицизм присутствует во многих придорожных храмах в Западной Африке. По всему берегу Ганы у изваяний, находящихся за пределами городов, имеется фаллическая символика, глиняные фигурки снабжены тщательно вырезанными деревянными фаллосами неестественно большого размера, и множество такой же формы деревянных жезлов сложены перед ними. В настоящее время такие жезлы кладут туда, чтобы продолжить древнюю традицию. Считается, что это просто дубинки для поражения врага. Во многих районах Дагомеи (Бенина) и Нигерии есть бесчисленные изображения духа с выдающимся фаллосом, называемого Эшу или
* P. Allison, African Stone Sculpture, 1968, pp. 52 ff. ** M. Griaule, Conversations with Ogotemmeli, p. 95.
177
Легба. Это дух-стражник, опасный для чужаков. Его умилостивляют главы семейств и деревенские жители. Основная его форма — конический глиняный столп с круглыми отметками или раковинами-каури. Если такое изваяние находится на улице, то его защищает небольшая соломенная или жестяная крыша. Семья Легба всегда изображается в образе людей. Обычно сам хозяин сидит, сложив руки на коленях и демонстрируя огромный деревянный фаллос. Однажды я видел на главной дороге в Порто-Ново фигуру европейца, сделанную из красной глины в натуральную величину и с большим фаллосом. На изваянии были шлем от солнца и наручные часы.
Миссионеры были шокированы подобными изображениями, а Стивен Фэрроу в описаниях своего пребывания в Нигерии в 1890-е годы отрицал, что Эшу был фаллическим богом и заявлял: «Он на самом деле божество зла» и «князь тьмы». Но такие демонические и дуалистические идеи в те времена были чужды нигерийцам, хотя позже возникла тенденция обыгрывать фаллический элемент. Е. Д. Идову называл Эшу чиновником особых отношений, который устранял неполадки между небом и землей.