Инициация

Связь религии и сексуальных отношений проявляется в церемониях инициации, когда молодые юноши и девушки готовятся к свершению таинства и отношениям взрослой жизни. Мальчиков из племени ба-ила уводили на выгоны скота, и они некоторое время проводили там, подвергаясь испытаниям, достойным мужчин. Им не делали обрезания, как подросткам из соседних племен, однако заставляли юношей убегать от стариков, которые били их палками и забрасывали камнями. После сна

178

на земле они должны были вымыться холодной водой, затем несколько дней и днем, и ночью оставаться абсолютно голыми. Чтобы ускорить первый выброс семени, им давали особое снадобье, которое они должны были втирать в мошонку и пить. Волосы на лобке выщипывали, так как считалось, что это сохраняет силу. Это делали и мужчины, и женщины ради соблюдения чистоты. Старшие инструктировали молодежь по вопросам секса и морали, обычно это выпадало на долю посвящающего, которого называли мужем и который передавал традиции и слова Бога.

В Южной Африке народности ксоса и басото до сих пор практикуют мужское обрезание. Некоторые народности никогда этого не делали, либо их когда-то отвратили от этого миссионеры. Обрезание рассматривалось народностями ксоса и басото как формальное включение юношей в жизнь племени, без этого обряда они не могли жениться и унаследовать семейную собственность. Необрезанного мужчину считали мальчиком, иногда его называли собакой или грязным существом. Женщина не выходила замуж за необрезанного мужчину, поскольку ее родные даже не стали бы вести переговоры о приданом с таким человеком. Даже в наши времена мужчины таких племен, находившиеся вдали от дома и избежавшие обрезания, по возвращении домой насильно подвергаются этому обряду в зрелом возрасте.

Обрезание практикуется во многих частях Африки, однако оно распространено неравномерно, поскольку некоторые племена никогда такого обряда не знали. Его проводили в Древнем Египте и до сих пор в обязательном порядке проводят у мусульман и эфиопов-христиан. Ничего удивительного, что такая практика широко распространена в тропической Африке. Между тем в отличие от обрезания младенцев в иудаизме и в исламе обрезание у африканцев часто совершается, ког-

179

да мальчик достигает подросткового возраста, и это является частью обряда посвящения. Традиционно оно проводится без анестезирующих средств и считается для мальчика проверкой на мужество, и он должен перенести эту боль на глазах у своих товарищей. Среди народности ксоса обрезание совершается, когда сын вождя племени готов принять участие в этом обряде наряду с другими юношами. Причем недавно обрезанные едят и пьют отдельно, так же как и те, кого обрезали несколько лет назад.

Обрезание часто совершали в холодное зимнее время, когда рана могла зажить быстрее. Группы обнаженных мальчиков сбивались в кучку, чтобы согреться. В настоящее время обрезание делают летом, когда мальчики находятся на каникулах, и в школу они возвращаются уже более серьезными и повзрослевшими. Миссионеры, по крайней мере в Южной Африке, часто возражали против обряда обрезания и даже называли его непростительным грехом, прогоняли обрезанных подростков из церкви. Одной из причин такого противодействия был слух, что якобы мальчики учатся сексу и способам проведения соития, хотя защитники традиции утверждали, что секс и женщины являются табу на период обрезания.

В качестве завершения обряда обрезания, юношей из племени ксоса выводили из операционной хижины, которую затем сжигали. Подростков смазывали сливочным маслом, и они становились законными участниками религиозных церемоний и принимали участие в руководстве делами племени. Некоторые миссионеры называют подобные обряды злыми, варварскими или деградирующими, однако многие представители современного африканского христианского духовенства, будучи сами обрезанными, утверждают нравственность подобных обрядов и их влияния на юношей, которые благодаря им становятся ответственными членами об-

180

щества. Несмотря на то что есть представители духовенства, возражающие против обрезания, считающие его языческим, безнравственным и ненужным, в настоящее время африканские обряды возрождаются и считается, что Запад оказывает деструктивное влияние на этнические религии. В Африке намечается синтез христианской веры и африканских обрядов, как это уже случилось в независимых церквях, и особенно у ямаа, описанной ниже.

У девочек обряд инициации занимает более длительное время, чем у мальчиков. Обычно его проводят после первой менструации. Даже после наступления половой зрелости менструацию рассматривают как нечто нечистое и опасное. Такое поверье широко распространено в Африке, как и в других странах. В некоторых религиях женщине запрещается посещение церкви или святого собрания во время «критических» дней. Менструирующая женщина отсылалась «в уединение» и считалось, что у нее «нет рук». Ее часто поселяли в специальную хижину, запрещали есть на людях. Несмотря на то что необрезанный мужчина из племени ксоса не мог содержать семью, ему было дозволено пасти семейное стадо и доить коров. Женщин из-за менструаций считали грязными, потому что они могут неблагоприятно подействовать на скот. Один из представителей духовенства назвал подобное обращение с женщиной мужским шовинизмом.

Молодых девушек уводили в хижины для инициации. Их учили правилам секса опытные пожилые женщины, давали им снадобья для увеличения влагалища. Несколько месяцев девушек держали в изоляции и, наконец, выводили из хижин смазанными маслом и украшенными, что означало их готовность к браку. Люди, живущие недалеко от моря, совершали обряд очищения омовением. В описаниях инициации народности ндембу в Замбии особое внимание уделялось сексуальной техни-

181

ке, которую передавали старые женщины молодым. Девушек обучали разным позициям «танцев в постели» и «сидячего танца». Такое образование звалось разумом или женской мудростью*.

Тело, украшенное рубцами, — широко распространенный обычай в Африке, так же как и украшения татуировками. Порой в раны попадает инфекция, и поэтому шрамы часто бывают довольно грубыми. В Западной Африке во время цикатризации (нанесения на тело рубцов) люди приносили жертвы духу-стражнику Эшу, или Легбе, либо богу железа, ножи которого использовали мужчины племени. После операции начинались танцы и празднества. Некоторые отметины не имеют никакого отношения к сексу, в частности знаки на лице, указывающие на принадлежность к определенному племени, а также особые отметины, отличающие последователей специальных культов. Шрамы в виде сеток наносились на грудь, живот и спину, внутреннюю часть ляжек и на внешние половые органы. Считалось, что таким образом стимулируются эрогенные зоны, и, кроме того, такие рисунки доставляют эстетическое удовольствие партнерам во время любовных игр. Поэтому их назвали «эротический шифр Брайля», который должен был «уловить мужчину», увеличивая его сексуальное удовольствие.

Женское обрезание, или клитородектомия, практикуется во многих частях Африки, хотя и не во всех. Она состоит из срезания клитора, а иногда даже удаления части малых половых губ, с явной целью сделать сексуальное проникновение более легким для мужчины и устранить какое-либо возражение или соперничество во время соития со стороны женщины. Догонский миф о срезании клитора, приведенный выше, говорит, что сексуальное соперничество между мужчи-

* V. W. Turner, The Drums of Affliction, 1968, p. 248.

182

ной и женщиной повторяет борьбу между Небом и Землей.

В целом не существует физиологического оправдания клитородектомии и мужскому обрезанию. Похоже, что целью женского обрезания было обеспечение удовольствия мужчин, а интересы женщин в расчет не принимались. Мужчины полагали, что без подобной операции их жены несовершенны или слишком закрыты для них. Те, кто воображает, что африканцы традиционно живут в простоте и наслаждаются сексом, даже не представляют, насколько женщины многих племен лишены радостей секса. Женщина находится в подчинении и ее заставляют неоправданно страдать. Антрополог Р. С. Рэттри считал одним из важнейших вопросов проблему защиты женщин, которую требуется решать на государственном уровне.

Такая инициационная практика не была универсальна для по всей Африки, и сегодня, вероятно, от нее все чаще отказываются, поскольку она утрачивает свое религиозное значение.