Приданое и полигамия
После длительного процесса инициации формальности бракосочетания могут показаться сравнительно короткими и скорее социальными, нежели религиозными. Как и на других континентах, африканская свадьба — это контракт между двумя семьями, а не любовь двух человек, хотя в наше время роль личного выбора возросла.
Помолвку часто организовывают в детстве или в раннем отрочестве. Родители из народности ба-ила ходят по деревням в поисках девушек брачного возраста и приговаривают: «Мы ищем горшок», в обмен предлагаются мужские символы в виде нескольких мотыг. Эти предметы не считаются частью приданого, но расцениваются
183
как предварительные подарки, причем до тех пор, пока не произойдет обмен настоящими дарами.
Исследователи немало спорили о терминологии, применяемой в описании таких подарков. Английское слово «приданое» означает долю состояния, которую женщина приносит своему мужу, в то время как в африканском понимании это «приданое наоборот», то есть семья жениха платит за невесту. Следовательно, использовался термин «выкуп», однако это создавало неверное впечатление, будто женщину покупали и продавали. Однако для таких сделок существуют и другие слова, а покупка человека уже относится к рабству. Жену не покупали, и ее муж не обладал на нее правами собственника, какими он обладал бы над рабыней. Так был изобретен термин «богатство невесты», хотя оставили и «приданое», но с той оговоркой, что приданое обеспечивает муж.
Величина выкупа за невесту значительно расходилась в зависимости от мест, разброс был от богатого до скудного. Среди скотоводческих племен самым важным элементом обмена был скот, и основной целью выкупа за невесту являлось обеспечение стабильности брака, поскольку разрыв контракта мог повлечь за собой и возврат платы за невесту.
Среди народности ба-ила свадьба проводилась сразу после обряда инициации, и девушку уводили прямо в дом жениха. Мужчину хватали и вели домой, иногда не по его воле, а когда наступала ночь, пара засыпала на одной кровати, и союз считался свершившимся. Жених брал нити бус, равные по длине росту его невесты, и подвешивал их на спинку кровати, а мотыгу ставил к очагу. Утром старуха, которая подготовила для новобрачных комнату, забирала эти предметы в качестве вознаграждения и в знак доказательства осуществления брака. Затем приходили родственники и клали между парой хлеб, который они ели во время общей трапезы: женщина отламывала кусочек и давала его мужу, а мужчина протя-
184
гивал кусочек хлеба жене. Таким образом он давал ей новое имя. Семья присоединялась к обряду «поглощения хлеба», а затем заносили другие дары. Эти действия формировали «обряд передачи», во время которого пара переходила из детского состояния во взрослое, с сексуальным союзом, новым именем и общей едой.
Брачные церемонии народа ндембу демонстрируют некоторые схожие черты. В конце инициации девушка отправляется в хижину для помолвки, а юноше дают снадобья, вызывающие усиление полового влечения и обеспечивающие сильную эрекцию. Затем невесту выводили за порог и вновь вводили в хижину, чтобы избежать дурных влияний и бесплодия. Две стрелы, которыми родители обменивались при помолвке, затем втыкали в землю у ножек брачной кровати. Предполагалось, что пара совершит соитие столько раз, сколько возможно, сразу же и без любовных игр. Это должно было стать проверкой мужественности, практикой задержки семяизвержения. Подарки оставались у наставницы, которая перед рассветом входила в хижину с водой для омовения, чтобы убедиться, все ли идет, как нужно. Несмотря на то что кого-нибудь из партнеров могло не оказаться в комнате, ответственность за доказательство сексуальной близости лежала на мужчине. После умывания пара принимала гостей. И в ту же ночь они участвовали в народных играх и получали дополнительную стимуляцию рубцами и насечками на коже, поскольку уже доказали всем свои сексуальные способности.
По аналогичным схемам, с различными вариациями, проводятся обряды на всем африканском континенте. Брак по-прежнему является контрактом между семьями, но развод становится возможным лишь в не полностью завершенных браках. Одной из причин развода может являться чрезмерная сумма выкупа за невесту, требуемая ее родственниками, из-за чего формальная
185
свадьба может откладываться надолго. Развод возможен при христианских свадьбах в Африке или у пар, которые сочетались браком по европейским канонам. Тридцать лет назад К. А. Бусиа в Гане сопоставлял расходы на обычную свадьбу и на ту, что проводили в соответствии с законом. Первая свадьба предполагала подарки после расспросов и соглашения. Это были в основном деньги и вклады, совершаемые во время обряда вступления во взрослую жизнь, а также обычные подарки невесты в виде одежды и небольшие презенты для ее отца и братьев.
Во время законной свадьбы возникали непомерные расходы на помолвку, европейское и местное платье, домашний скарб, в том числе и на швейную машину, туалет, платья для подружек невесты, лицензии. Плюс плата за церковную службу, аренду машин, свадебный торт, кольца, стоимость приема и фотографий. В обязательное приданое невесты входили платья, шляпки, туфли, чулки, нижнее белье, рубашки, нательные фуфайки, бюстгальтеры, пояс, перчатки, сумки, вуаль, верхние платья, ночные рубашки, носовые платки и букет. И даже каждой подружке невесты необходимо подарить по два платья, шляпку, туфли, чулки, белье и перчатки. Бусиа указывал, что такой урон бюджету семьи, а иногда и полное разорение, искажает сам смысл брака. Брак превращается в покупку и перестает быть договором между двумя семьями. Основные требования к соглашениям и обмену знаками внимания, соблюдавшимися для обеспечения поддержки в общине, разрушаются под давлением коммерческой сделки*.
Христианские миссии в Африке в целом раскритиковали исконную свадебную традицию и пытались ввести основанный на европейской традиции «узаконенный брак». В обычную свадьбу входили языческие обряды и
* К. A. Busia, Sociol Survey of Sekondi-Takoradi, 1950, pp. 143 ff.
186
сексуальные практики. Их организовывали семьи, а не отдельные люди, и, в сущности, эти браки были полигамными. В целях собственной безопасности миссионерам пришлось настоять на совершении церковной свадьбы, проводимой священником или проповедником. Ирония состоит в том, что после такого утверждения протестантских миссионеров последовал Тридентский собор в Трен-то (в XVI веке); ибо их требования шли вразрез с понятиями ранних христиан, которые принимали как европейский обычай, так «местную» форму брака, не требующую ни церкви, ни священника.
Христианские учения о церковных браках в Африке часто почти ничего не делали для улучшения статуса и стабильности брака в целом. Новобрачные после христианской свадьбы скорее могли подпасть «под дисциплинарное взыскание» или были временно отторгнуты от общины. В Южной Африке, как пишет один авторитетный ученый, «почти все женатые христиане были отлучены от общества хотя бы раз или даже несколько раз в жизни, поскольку слишком малый процент населения сочетался церковным браком, для того чтобы такая форма обряда стала вызывать уважение»*. Сегодня в большинстве случаев традиционные свадьбы признаются церковью.
Одно из главных возражений против национальной свадьбы — предполагаемая полигамия, которая никогда не исключалась. Ранние миссионеры признавали первый союз, требовали от мужа, чтобы он оставил всех своих других жен. Крещение обращенных в христианство мужчин, как и его детей, не допускалось до тех пор, пока он не прогонял всех своих жен, кроме первой. Африканцы указывали, что полигамия считалась приемлемой даже для некоторых библейских геро-
* В. Kisembo and others, eds., African Christian Marriage, 1977, pp. 7 ff.
187
ев, что возможность полигамии обсуждалась во время реформации, и Лютер ее явно одобрял. Миссионеры также обнаружили, что их родная церковь не устанавливает жестких рамок в вопросах брака, однако они незамедлительно их установили и стали изгоняли из лона церкви даже преданных обращенных многоженцев, отказывая им в крещении.
Мужская полигамия (многоженство) практиковалась во многих странах мира, но полиандрия, многомужество, встречается гораздо реже и, похоже, не наблюдалась в Африке даже во времена матриархата. Самым сильным аргументом против полигамии может быть то, что она подразумевает униженное положение женщины, использование ее как предмета собственности, как движимого имущества. Вожди и богатые мужчины берут себе дополнительных жен, чтобы повысить собственный престиж. Образование женщин и экономическое развитие стран сократили частоту заключения полигамных браков, что привело к тенденции сокращения количества детей, поскольку высшее образование очень дорого.