Плодородие
Дух города Ибадан в Нигерии традиционно связывают с богиней плодородия. У нее две огромные груди, как большие кувшины для воды, настолько громадные, что их одновременно могли сосать шестнадцать детей. Она считалась матерью плодородия, и женщины в любое время года ходили в ее храм, чтобы помолиться о ниспослании им детей, а также делали жертвоприношения ей во время ежегодных праздников. Семьдесят лет назад житель этого городка, европеец, рассказал, что когда вождей спросили, чье изображение они хотели бы видеть на эмблеме города, все единогласно выбрали эту богиню. Была сделана фотография миловидной женщи-
188
ны с обнаженными грудями и поднятыми к небу руками, словно она приглашает детей. Это стало символом богини плодородия.
Существует ежегодный праздник, посвященный этой богине, его проводят тогда, когда земля высыхает и нужен дождь, чтобы утолить ее жажду. Это время сатурналии, во время которой не совершается ни одной торговой сделки, и всякий, кто придет в город, будет ограблен. Глава города бросал деньги в толпы людей, гуляющих по городу. Группы мужчин и женщин, мальчиков и девочек слонялись по городу. Сбрасывая с себя свои одежды, они как бы приглашали к совокуплению. Жены говорили своим мужьям, что они собираются поразвлечься, и выбирали себе мужчин, которые им нравились.
Так было, когда Ибадан был захолустным городишкой. Сейчас фестиваль проводится на современных асфальтированных улицах в тени громадных магазинов и небоскребов. Об этом дне объявляется в прессе, и в этот день нельзя зажигать огонь или совершать торговую сделку. Священник, ответственный за это празднество, «почитатель горы», направляется в храм, сокрытый от светских глаз в лесу, чтобы принести жертву, а по возвращении он посещает некоторые знатные семьи города. Он заплетает волосы в косы, как женщина, и повязывает женский тюрбан, но при этом на нем мужская одежда. Женщины падают перед ним ниц и просят благословения. Толпы людей бродят по городу, громко поют непотребные песни и размахивают изображениями фаллоса — расщепленными палками с воткнутыми в них клочьями лобковых волос или современными порнографическими фотографиями. Маленькие девочки несут флаги, на которых грубыми словами начертаны названия мужских и женских половых органов. Многие из криков и песен — вызывающие, оскорбительные в сексуальном отношении, в особенности их распевают о непо-
189
пулярных людях, политиках или других племенах. Произнесение вслух запретных слов служит клапаном для сексуальных чувств, а может послужить и для разжигания сексуальности.
Фестиваль критикуется просвещенными и религиозными людьми. В газетах осуждается «непристойный хор» и «непотребные песни, направленные против женского пола». Пресса требует от правительства действий, способных «остановить глупости». Христиане и мусульмане пытались запретить или по крайней мере очистить такие празднества, но безуспешно. Однако нападения на женщин, во время которых их раздевают донага, вызывают противодействие со стороны полиции, и обидчиков помещают в тюрьму*.
Ежегодные фестивали плодородия проводятся во многих других частях Африки. В соседнем государстве Порто-Ново ежегодно практикуется церемониальное очищение, во время которого горожане посещают каждый уголок города. Женщины поднимают свои одежды перед проходящими мимо мужчинами, совершают движения, имитирующие соитие, произнося при этом зазывные слова. Во время Нового года на побережье Ганы кульминацией формальных церемоний и жертвоприношений становится пляска тысяч людей в честь «свадьбы» главного божества, во время которой его приветствуют как любимое дарительницу плодородия. В это время разрешается открытый секс, и в прошлом соитие часто совершались публично. Сегодня это запрещено, однако мужчины имеют право обнять любую женщину, и в то время как на поверхности это может быть показным действом, в подоплеке его все же лежит разрешение на такую вольность. Говорят, что экстраординарные сексуальные свидания оговариваются заблаговременно и совершаются в частном порядке, но никто не станет отпи-
* G. Parrinder, Religion in an African City, 1953, pp. 12 ff.
190
раться при разоблачении или заявлении о супружеской измене*.
В племени ашанти переодевания для супружеской измены или соблазна запрещаются, как только заканчиваются дни праздника. Многие из поблажек скорее формальны, чем действительны. Мужчина может сказать любой девушке: «Выстрели в меня из ружья», и будет ждать от нее, что она в ответ сбросит с себя одежду. Однако поскольку девушки носят вокруг талии нити бус и клочок красной ткани, подоткнутой спереди и сзади, то эффект может быть не больший, чем на европейском фестивале, когда мужчина просит девушку снять маску и поцеловать его.
Нагота, частичная или полная, не считается позорной в традициях тропической Африки. В таком климате она даже более разумна, чем тяжелые одежды, не так давно принятые африканцами. Еще несколько лет назад многие женщины и девушки большую часть дня ходили обнаженными по пояс, и лишь благодаря образованию и современным правилам приличия большинство из них стали прикрывать себя. В некоторых племенах, например в сомба (Северная Дагомея), женщины ходят абсолютно голыми или с пучками листьев на гениталиях. Мужчины же носят лишь футляры для пениса, сделанные из длинных тонких тыкв, подчеркивающих их половую принадлежность и намекающих на постоянную эрекцию.
Плодовитость в тропической Африке поощрялась, и это диктовалось высокой детской смертностью. Теперь общепризнанно, что большое количество младенцев в прошлом умирало, а уровень смертности до сих пор высок в местностях, отдаленных от городов и хороших больниц. Дети нужны, о них мечтают, и, если они выживают, за ними хорошо ухаживают. Отпрыски, особенно сыновья, впоследствии продлят род и обеспечат жерт-
191
воприношения предкам. Поскольку потребность в плодородии носила и социальный, и религиозный характер, с болезнями, импотенцией и стерильностью боролись всеми доступными средствами.