Табу

Хотя Эдвин Смит и утверждал, что у народности ба-ила принято вступать в сексуальные отношения при каждом удобном случае, он упоминал и о многих табу, связанных со временем и местом, когда соитие запрещалось или становилось опасным. Запреты в той или иной мере затрагивали практически все сферы жизнедеятельности.

В Африке на различные занятия налагались сексуальные запреты во время особо важных периодов. Охотникам и рыбакам не разрешали вступать в связь с женами во время особых экспедиций. Плавильщики железа находились в состоянии строгого табу во время работы у печей, располагавшихся в кустах. Им даже запрещалось посещать деревню, пока они занимаются плавкой металла. Во многих частях Африки считалось, что если жена охотника изменяет мужу в его отсутствие, то он получит рану во время охоты за зверем или будет убит. Совокупление на земле в кустах рассматривалось как отвратительный проступок по отношению к Асасе Ямаа, богине земли, народа акан в Гане. Пара после этого сойдет с ума, а богиня, которую наделяли способностью делать землю плодородной, могла поразить землю бесплодием.

Лекарственные снадобья также имели запреты, связанные с ними. Пациенты должны были остерегаться некоторых вещей и действий, иначе средства могли им не помочь, а великая сила соития обладала способностью нейтрализовывать другие силы. Мужчину, который преследовал женщин, находившихся на излечении у док-

192

тора, называли деревенским кобелем. Даже немедицинские заклинания могли нести на себе табу на совершение соития в определенное время для повышения своей эффективности.

Существовали табу на половые отношения во время менструации и беременности. Беременная женщина не должна была вступать в половые отношения ни с кем, кроме своего мужа, а мужчина, пытавшийся совратить беременную женщину, мог получить тяжелые увечья. И аналогично в тот же период супруг не должен был вступать в близкие отношения с другими женщинами, кроме законных жен. Во время беременности соитие разрешались лишь на первом этапе, но категорически запрещались в последние два месяца, чтобы мужчина «не надавил на родничок ребенка».

Существуют широко распространенные запреты на коитус между мужем женой после рождения ребенка, которые оказывают длительное воздействие на их половую жизнь. Чаще матери не вступают в половые отношения, пока кормят детей грудью, в противном случае она может снова зачать, и из нее будут вытягиваться жизненные силы. Ба-ила рассказывают о женщинах, нарушивших такое табу, говоря, что они «перепрыгивают через своего ребенка, и он пропадет». Поскольку детей часто кормят грудью до двух лет, если не дольше, то это составляет длительный период полового воздержания и для жены, и для мужа. Очень часто в этот период муж берет себе вторую жену, и в послеродовой период обе женщины оказываются свободными. Явление полигамии в настоящее время становится редким благодаря послеродовому уходу и искусственному вскармливанию младенцев.

Существуют традиционные табу на родственные половые связи. Самой отвратительной связью считается инцест, как среди близких членов семьи, так и с другими родственниками клана. Табу кровосмесительных связей всегда остается табу, и даже во время разнузданных фе-

193

стивалей и непристойных плясок родственники не могут избрать друг друга в качестве партнеров. Члены различных кланов, живших в одной и той же деревне, могут вступать в брак, однако запрещаются как законные, так и незаконные половые отношения между членами одного клана, даже если они живут порознь. Если все же такая связь произойдет, например по невежеству, то она должна быть разорвана как можно скорее, иначе предкам будет нанесена обида, они не примут молитвы от этих людей и воспрепятствуют рождению детей либо нанесут детям увечья.

В обществе, где дети нужны и любимы, существует строгий запрет на аборты, так как это делает мать нечистой, приносит опасность общине и разрушает новую жизнь. К мастурбации в целом относятся терпимо, так как отсутствует закон, который бы ее запрещал. Гомосексуализм тоже встречается — порой мужчины одеваются в женские платья и выполняют женскую работу, однако их могут принять за людей со странностями либо за людей, вдохновленных религией.

Общее отношение к сексу в Африке жизнеутверждающее. И в этом плане африканские верования ближе к Библии или Корану, чем к другим религиям, отвергающим мирскую жизнь. Главной целью брака является сохранение расы. Иногда считается, что африканцы, или вообще темнокожие люди, более чувственны, чем представители других рас. Один белый южноафриканский писатель даже заявил: «Африка, твои боги — секс». Это несправедливо по отношению к африканским богам, да и звучит странно в устах писателя, который родом из страны, где велик процент «цветного» населения, появившегося в результате смешанных браков между белыми мужчинами и черными женщинами. Нынешняя строгость закона, направленного против смешанных браков, доказывает, что это искушение по-прежнему сильно.

194