Секс и обычаи
Во всем мусульманском мире традиции почитались так же, как сам Коран. Существуют хадисы и Сунна. Хадисы — это знание о случившемся, а Сунна — знание обряда и порядка его исполнения. Закон базировался на всем, что имело отношение к Мухаммаду и обычаям, которым следовал он и его непосредственные ученики. Трудно сказать, насколько правдивы рассказы и учения о самом Мухаммаде, однако, поскольку верующие желали строить свою жизнь по образу и подобию жизни Пророка, распространение ислама в ранних веках требовало приспособления этой религии к разным условиям. Чтобы оправдать эти изменения, был создан Закон. В наши дни многие из них подвергались критике, некоторые люди пренебрегали ими, хотя многие века они представляли собой образец поведения.
Об обрезании в Коране не упоминается. Однако некоторые утверждают, что оно было введено в качестве обряда самим Пророком, и стало Сунной, традицион-
211
ной для всех мусульман. Как пишут некоторые авторитетные исследователи, этот обряд был одинаково обязательным и для мужчин, и для женщин. Обрезание практиковали и в доисламской Аравии, и среди соседей-евреев, живших неподалеку от ранних мусульман. Считается, что Мухаммад говорил, что Авраам подвергся обрезанию в возрасте восьми лет, а в более поздней легенде сообщается, что сам Мухаммад родился уже обрезанным. Над ребенком-мусульманином совершали такой обряд через семь дней после его рождения, между тремя и семью годами, в арабских странах и в Египте, и повсюду до достижения ребенком тринадцати лет. Мальчиков обрезали с большой помпой, а девочек без всяких празднований. Клитородектомия была Сунной и состояла из удаления кончика клитора. Позже стали практиковать иссечение клитора и малых половых губ, а также операцию, во время которой удалялись малые половые губы и ушивалось влагалище. Современные западные сексологи убеждены, что женский оргазм связан со стимулированием клитора, и, следовательно, клитородектомия лишает женщин чувственных удовольствий. И даже современные доктора-мусульмане и образованные женщины стран Восточного Средиземноморья призывают к запрещению клитородектомии во всех ее формах. Но часто на родителей дочерей оказывается сильное давление со стороны общества, которое побуждает их подвергать своих дочерей такой операции*.
Очищение или купание после некоторых занятий также объявлялось необходимым в исламе. Считается, что Мухаммад говорил: «Очищение — это половина веры». Халиф Умар утверждал, что мужчина должен совершать омовение после того, как поцелует свою жену или дотронется до нее, потому что эти действия связаны с соитием.
* См.: S. Hire, The Hue Report, 1977, pp. 179, 271 f.; W. Masters and V. Johnson, Human Sexual Response, 1966, p. 59 f.
212
Однако Айше, у которой был довольно острый язык, сказала, что Мухаммад целовал одну из своих жен, а затем молился и при этом не совершал омовения. Хотя это вопрос спорный*.
Один Закон говорит, что омовение необходимо мужчине, даже если он просто лежал со своей женой, не проникая в нее, а другая — что омовение необходимо, только если произошла эмиссия. Айше рассказывала, что Пророк мылся после семяизвержения, а затем совершал ритуальное омовение, как для молитвы. Однако, по преданию, она и Пророк мылись из одного сосуда, который стоял между ними, и он хотел сделать это первым, но она воскликнула: «Дай сначала мне»**.
Рассказывают, что Пророк увидел, как какой-то мужчина голым моется в общественном месте, и тогда он взобрался на возвышение и, помолившись Богу, сказал: «Для Бога присуща скрытность, поэтому если кто-нибудь из вас собирается помыться, он должен спрятаться где-нибудь». В другой истории объясняется, что человек должен избегать наготы, потому что повсюду присутствуют все записывающие ангелы. Обнажаться можно только во время испражнений и соитий. Мусульманская практика омовений и испражнений в уединенном месте, не раздеваясь при этом донага, основывается на этой традиции. В мечетях было запрещено мочиться, равно как и в других общественных местах, а после того, как человек наступал на что-то грязное на земле, он должен был очистить свои сандалии***.
Рассказывают, что как-то раз женщина спросила Мухаммада, как подмываться после менструации, и он сказал ей, чтобы она взяла кусок ваты с мускусом. А когда она попросила объяснить ей всю процедуру в де-
* Mishkat al-Masabih, tr. J. Robson, 1960, 2, 3; 3.6. ** Ibid., 3.6. *** Mishkat 13.2
213
талях, он воскликнул: «Вознеси хвалу Господу! Очисть себя ею». И тогда ее научила делать это Айше. Похоже, Законы были менее строги в этом вопросе, чем еврейская или языческая практика, потому что, когда Пророку сказали, что евреи не ели и не жили с менструирующей женщиной, он, по преданию, заметил: «Можно все, кроме соитий». Айше во время менструации получала приказ от мужа получше заворачиваться в покрывала, однако он обнимал ее, пил с ней из одного кубка и целовал ее в губы. В такой период он прислонялся к ее коленям и читал Коран. Он брал у нее из рук свой молельный коврик и говорил: «Твоя менструация не в руках твоих». Половое сношение во время менструации рассматривалось как безверие, но наказание было незначительным. Постоянное кровотечение не считалось менструацией, поэтому молитвы в таком состоянии можно было продолжать, но во время обычных менструаций от молитв следовало воздерживаться, потому что исламское богомолье подразумевало не только произнесение молитв, но и омовение, поклоны и падание ниц*.
Существовало множество Законов, касающихся свадьбы. Говорят, Пророк объявил, что «надо радоваться целому миру, но самое лучшее в мире — это хорошая женщина». Он отверг целибат, и в традиции говорится, что «в исламе нет монашества». Коран говорит о «доброте и милосердии» последователей Иисуса, однако он говорит и о «монашестве, которое они изобрели» (57, 27). Закон учит мусульманина жениться, чтобы избегать безнравственности и не смотреть на чужих женщин. Если же он не может позволить себе жениться, то должен посвятить себя посту, «потому что это способ подавить сексуальное желание».
Часто приводятся слова Пророка: «Женись на женщине, которая любит и плодородна». Мужчине, только
214
что женившемуся на женщине, которая уже была замужем, он дал совет, что ему следует жениться еще на девственнице, «с которой ты мог бы развлекаться, а она могла бы развлекаться с тобой». Другому он пожелал: «Женись на девственницах, потому что у них самые сладкие уста, самые плодородные матки и их можно ублажить самой малостью»*.
В доисламские и раннеисламские времена некоторые арабы практиковали прерывание коитуса, что не было запрещено. Полагают, что греки и персы практиковали извлечение фаллоса без нанесения женщине вреда, а также отмечалось, что греческие и персидские женщины во время беременности имели грудных детей, и это также считалось безвредным. Есть рассказ о мужчине, который пришел к Пророку и сказал, что совокупился с девушкой-рабыней, но не желает, чтобы она зачала. Ему позволили практиковать извлечение полового органа до семяизвержения, потому что все равно с ней случится только то, чего пожелает Господь. Другие мусульмане, взявшие в плен нескольких арабских женщин и желавшие практиковать с ними прерывание полового акта, сначала спросили об этом Пророка, который сказал в ответ: «Не имеет значения, будете вы так поступать или нет, потому что каждая душа, которая должна родиться ко дню воскресения, обязательно родится». Для него вера в предначертание была превыше всего, и это могло бы стать принципом сегодняшней практики контроля над рождаемостью, против которой, однако, возражают многие мусульмане**.
В некоторых Законах был запрещен анальный половой акт. Запрет подтверждается цитатой из Корана: «Ваши жены — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете» (2, 223). Закон добавлял к этому, что тот, кто
* Mishkat, 13.1 f. ** Ibid., 13.6.
215
совершает соитие со своей женой через анальное отверстие, проклят и Бог не посмотрит на человека, который вступает в половую связь с мужчиной или с женщиной через анальное отверстие. В одном стихе даже говорится, что у того, кто совершает соитие с женщиной обращенной к нему спиной, пусть даже через влагалище, родится косоглазый ребенок»*.
К женщинам нужно было относиться с пониманием, так как они были созданы из ребра Адама, а если вы попытаетесь выпрямить искривленное ребро, то сломаете его. Жену нельзя стегать кнутом, как рабыню, а затем насильно вступать с ней в связь, но когда мужчина призывает свою жену, чтобы она удовлетворила его страсть, она должна идти к нему, даже если занята работой у очага. С другой стороны, жена не должна рассказывать другим о своих семейных делах. Когда Пророка спрашивали, какие права есть у жены, он отвечал: «Ты должен давать ей пищу, когда ешь сам, одевать ее, когда сам одеваешься, не бить ее по лицу и не должен преследовать или отдалять ее».
Наказания за внебрачные связи были суровыми. Коран предписывал нанести по сто ударов каждому из виновных. Некоторые проблемы вызывала суровость еврейских законов. Евреи приходили к Пророку и рассказывали о женщинах и мужчинах из их народа, которые совершили прелюбодеяние. Однажды спросил у них, чему учит Тора. Они сказали, что виновных следует избить. Один из них заявил, что виновных нужно забить камнями до смерти. Мухаммад попросил, чтобы ему принесли Тору, и когда ему зачитали стих про забивание камнями, он приказал его убрать. Однако, по другой версии, Мухаммад отличал прелюбодеяние неженатых, за которое следовало наказывать сотней ударов хлыстом и изгнанием на год, от супружеской измены состоя-
* Mishkat.
216
щих в браке людей, которых следовало забивать камнями до смерти*.
Известна история о мужчине, который пришел к Пророку в мечеть и признался, что совершил прелюбодеяние. Мухаммад отвернулся, однако мужчина обошел его, снова предстал перед его лицом и повторил свое признание. Пророк снова и снова отворачивался, пока мужчина не признался в четвертый раз. И тогда он заговорил с мужчиной и спросил его: «Ты безумец?» Мужчина ответил, что нет. Пророк спросил его, женат ли он, и когда тот признал это, приказал забить его камнями до смерти. Едва только его коснулся первый камень, мужчина бросился убегать, однако бросавшие камни попали в него и убили его. И тогда Пророк произнес о нем хорошие слова и помолился за него**.
Похоже, Мухаммад исполнял принятый евреями Закон, пытаясь смягчить его милосердием. Айше вспоминает, как он сказал: «Старайся по мере возможности не причинять страдания мусульманам предписанными наказаниями, а если есть такая возможность, то позволь человеку уйти от них, потому что лучше вождю по ошибке простить человека, чем ошибочно наказать его». Такое отношение предвосхищало современный настрой против сурового наказания из-за возможности ошибки и необратимости наказания.
В наши дни некоторые исламские государства, которые пытаются сохранить ортодоксальную религию, поддерживают старые обычаи, например, забивание камнями за супружескую измену и отрезание рук за воровство. Но об этом записано не в Коране, как хотелось бы корреспондентам западных газет, а в Законах, которых много, и они существенно отличаются друг от друга. Насколько они важны и нужно ли следовать
* Mishkat, 16.1. ** Ibid.
217
им сегодня — эти вопросы активно обсуждаются в исламских странах. Звучат призывы «вернуться к Корану», а не к Законам. Но один египетский профессор заявил, что нельзя недооценивать важность Законов — это все равно что пригоршня золота в стоге сена. В прошлом Законы и их толкования учителями общин во многом управляли жизнью исламистов. Особенно большое влияние они оказывали на сексуальную сторону жизни.