Стасус женщины
Доисламский период и ранний ислам
Свободные женщины в доисламские и раннеисламские времена были гораздо независимее, чем после вве-
* Рубай (35, 11). Перевод Т. Логачевой.
227
дения требований закрывать лицо паранджой и жить в уединении. Семейные отношения строились по законам матриархата, в котором родство передавалось по материнской линии. Женщину контролировали ее кровные родственники, а не муж. Женщины могли выбирать себе мужей и возвращаться к своим родным, если с ними плохо обращались. Иногда они предлагали себя в жены. Первая жена Мухаммада, Хадиджа, именно так и поступила, предложив себя в жены Пророку, который, хотя и имел благородное происхождение, был бедным сиротой.
В поэзии бедуинов воспевается благородство и преданность женщин, вдохновлявших «рыцарей», которые верхом на конях отправлялись защищать их честь. Сохранились многочисленные истории о мужестве женщин, защищавших своих мужчин от врагов и рисковавших собственной жизнью. В стихах подробно описываются их прекрасные черты и сила, и минимум внимания уделяется моральным качествам.
Во времена Джалильи, «времена невежества», широко распространился обычай закапывать живыми младенцев женского пола, что осуждалось в Коране: «И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен, скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован» (16, 60). И еще: «И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита» (81,8). Какие бы ни приводились аргументы в пользу такой практики, они были безоговорочно отброшены исламом.
В первые дни ислама женщины имели больше независимости, чем позже. Айше отказывалась скрывать лицо под чадрой от кого бы то ни было и говорила: «Поскольку всемогущий Бог нанес на мое лицо печать красоты, я желаю, чтобы мужчины видели его и знали мои чувства по отношению к ним, и я не стану закрывать лица, потому что в нем нет уродства, которое нужно
228
было бы скрывать». В раннем исламе женщины свободно могли поклоняться Богу. Жена Умара вместе с мужчинами ходила на утреннюю и вечернюю молитву в мечеть. Когда ее спрашивали об этом, она отвечала, что Пророк приказал: «Не мешайте служанкам Господа посещать те места, где ему поклоняются»*.
Женщины-бедуинки могли отказаться выходить замуж за мужчину, у которого уже была жена, они даже имели право бросить его, если он женился на другой. Такой обычай существовал до раннего ислама. С распространением ислама и с укреплением обычая жениться на захваченных в плен женщинах мужчины стали брать в жены рабынь, так как те не были столь независимы, как арабские женщины. Практика полигамии, временных браков и изоляции в гареме, а также ношение чадры — все это вместе привело к утрате той свободы, которой женщины обладали раньше.
Ограничение свободы женщин было как социальным, так и религиозным явлением. В особенности оно было проявлено в великих империях Среднего Востока, а наиболее полно сохранилось до сегодняшнего дня в Арабских Эмиратах. Средневековые путешественники-арабы отмечали независимость и открытые лица женщин-берберок, а в некоторых африканских странах женщины-мусульманки либо лишь наполовину закрывают лица чадрой, либо вообще оставляют их открытыми. Женщины-мусульманки активно занимаются научными работами, например в Испании, многие авторитетные женщины-ученые сохраняют традиции хадисов. В некоторых странах заметную роль играют и женщины-мистики**.
* См. М. Smith, Rabi'a the Mystic, 1928, pp. 120, 124. ** См. 'Women in the Hadith Literature' in Muslim Studies by I. Goldziher, tr. S. M. Stern, 1971, Vol. 2, pp. 366 ff.
229
Сокрытие лица под чадрой
По мере роста семьи Пророка укреплялась и его собственная позиция, и гостей предупреждали, чтобы они не входили в его дом, не уведомив его об этом заблаговременно, и не оставались после еды. Также они ничего не должны были спрашивать у жен Пророка, разве что только через занавес. Женам Мухаммада было сказано, что они «не похожи на обычных женщин»; им необходимо оставаться дома, а не слоняться повсюду, как во времена язычества. Речь их не должна быть льстивой, чтобы «не возжелал тот, в сердце которого болезнь» (33, 32).
Далее женам и дочерям Мухаммада, а также всем верующим женщинам было предписано «пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления» (33,59). И еще:
«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам... или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин» (24,31).
Такие правила главным образом говорят о необходимости покрывать тело в общественных местах и не запрещают свободное и легкое домашнее платье. Ни в одном из стихов напрямую не говорится о необходимости закрывать лицо. Во многих более поздних рассказах приводились предполагаемые причины возникновения таких правил. Например: мужчины-гости дотрагивались до рук жен Мухаммада. Или когда женщины ночью выходили в туалет, так как уборных в доме не было, их оскорбляли неверующие, намеренно или ошибочно при-
230
нимая за рабынь. Вероятно, некоторые мужчины пытались добиться расположения Мухаммада, обращаясь с просьбой через какую-нибудь из его жен. Но поскольку на частные беседы мужчин и женщин, не состоявших в родстве, смотрели подозрительно, необходимо было обеспечить жен некоторой защитой, особенно потому, что об Айше и молодом человеке бродили слухи — так называемое «дело о лжи».
То, что женщин принудительно заставляли скрывать лицо под чадрой, вошло в обычай, и от центра исламской империи эта традиция дошла до Багдада. Хроникеры не утруждали себя подробными описаниями сложностей ношения чадры в стране, где женщины трудились наравне с мужчинами. Во многих странах Среднего Востока традиционным уличным платьем считалось тяжелое, длинное одеяние с чадрой (буркой) и полосой белого шелка, скрывавшей все лицо, кроме глаз, и нередко доходившей до ступней, причем существовало много разных фасонов таких «вуалей». Так, Е. В. Лейн еще в 1836 году в книге «Современные египтяне» писал, что египетские женщины считают наиболее важным покрывать верхнюю и затылочную часть головы, а не лицо. «Многие женщины низкого сословия даже в метрополии не скрывают своих лиц».
Гаремы
Неудивительно, что обычай закрывать лицо чадрой и полигамия привели к изоляции жен и любовниц в частных покоях, подальше от взглядов посторонних мужчин. Поскольку в мирное время количество мужчин и женщин одинаково, то, если у мужчины две жены или более, значит молодой и бедный человек вообще не может жениться, а это вызывает у него зависть и склонность к интригам.
Слово «гарем» (гарим), употребляемое на Среднем Востоке, означает «запрещенный» для другого мужчи-
231
ны. Оно произошло от арабского слова «харам», которое, как и похожее еврейское слово, означало «священный». В Иране и на Индийском полуострове женские покои назывались «занана», от слов «женщина» и «занавес» (который защищал обитательниц от незнакомцев). В Писании изоляция женщин оправдывалась приведенными выше цитатами, хотя формально от женщин требовалось не более, чем закрывать тела в общественных местах. Женам Пророка предписывалось оставаться за занавесками во время визитов посторонних. Однако такие ограничения было легко ввести только в богатых и больших домах. У бедных людей не было изоляции, как и частной жизни вообще.
Описания жизни в гареме были по необходимости ограниченны. Из всех взрослых мужчин, только муж мог позволить себе видеть жен и рабынь без паранджи, хотя любым женщинам и даже немусульманкам разрешалось туда входить. Сами жены не были пленницами, они могли выходить на улицу и наносить визиты, при условии, что правильно закроют лицо и не будут его открывать. Госпожа Меер Али, англичанка, вышедшая замуж за мусульманина и прожившая в Зенане в Лакноу двенадцать лет, оставила записки о жизни в гареме в XIX веке. Вначале она с горечью говорит о монотонности жизни женщин, потом отмечает, что незнание свободы дает им счастье в изоляции. Эти женщины любят компании, им не нравится, когда их лишают возможности общаться с людьми их же пола, они принимают у себя гостей и сами развлекаются в гостях. Они круглый год едят разнообразную пищу, кроме поста во время Рамадана, курят кальяны и предлагают их гостям.
В богатых гаремах было много женщин-рабынь, поскольку в домах респектабельных мусульман мужчины-слуги в гаремы не допускались. Между тем евнухам, как и маленьким мальчикам, было позволено видеть лицо любой женщины. Часто, но не всегда, евнухами были
232
чернокожие рабы, кастрированные специально для прислуживания в гареме. В сказках «Тысячи и одной ночи» и в любовных стихах описывались близкие сексуальные отношения этих рабов-прислужников с дамами высшего общества, хотя подобные отношения и не могли вести к зарождению новой жизни. Писатели-немусульмане испытывали шок от зрелища базаров, на которых продавались мужчины и женщины для гаремов, и досадовали, что некоторые жертвы были привезены торговцами-христианами.
При наличии в доме евнухов и мужчин-рабов процветал гомосексуализм, хотя о частоте подобных отношений невозможно писать с точностью, ввиду недостатка надежной статистики. Помимо бесчисленных проституток, в те времена было множество женоподобных мужчин, одевавшихся, как женщины, и иностранцы часто всех мусульман без разбору обвиняли в содомическом грехе. Между тем гомосексуализм был запрещен и Кораном, и традициями.
В наше время произошло много изменений, наметились поворот к Западу и отход от прежних обычаев. Многие женщины-мусульманки на работе носят обычные европейские платья. В таких странах, как Египет, почти девяносто процентов женщин не носят чадру. Однако в соседнем Судане и в Аравии практически каждая женщина, за исключением иностранок и проституток, скрывает лицо под покрывалом. В более светских странах, таких, как Турция, ношение чадры запрещено. В Пакистане молодые дамы носят нейлоновые вуали, которые скорее подчеркивают, чем скрывают красоту их лиц. В современном Иране религиозные энтузиасты приказывают образованным женщинам закрывать руки и лица, однако им оставляют право выбирать себе платья, «при условии, если будут сохраняться некоторые основные детали фасона». Сокрытие лица под чадрой, гаремы, а также клитородектомия вызывают сопротивление
233
со стороны реформаторов и феминисток, но поддерживаются традиционалистами как часть защиты ислама от западного образа жизни. Напряженные отношения между этими противоборствующими сторонами, похоже, будут сохраняться еще длительное время.
234