Павел и другие

Павел был евреем и гордился тем, что он «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена

Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Флп. 3:5). И в то же время он был гражданином Рима,

писал все свои письма на греческом языке, происходил родом из Тарса в Малой Азии и представил

некоторые новые идеи в еврейское общество. Самого Павла часто обвиняли в том, что он изобрел суровые

учения о сексе и браке, однако с уверенностью можно утверждать, что он был одним из самых

оригинальных и просвещенных христианских учителей. Именно Павлу принадлежат слова: «Для чистых все

чисто».

Пророк Осия говорил о Яхве как о всепрощающем муже Израиля. Павел воспринял эту идею и развил ее

дальше, приведя Божественную жертву в качестве примера для человеческого брака: «Мужья, любите своих

жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Древняя языческая символика

священного брака — союз культового божества с его народом, очищенный пророками, — был взят Павлом

как символ Божественного искупления и образец земного союза.

Павел развил учение Иисуса Христа, заимствованное из Бытия, касающееся союза мужчины и его жены:

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела...

276

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия

велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». И все же существовало традиционное еврейское

главенство мужчины и подчиненное положение женщины. Христиане должны были «покоряться один

другому», жены повиноваться своим мужьям, как Господу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос

глава Церкви». И еще: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего

мужа». Но Павел повсюду видел, что в новой вере необходимо переступать границы полов: «Нет уже Иудея,

ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»

(Еф. 5:21, Гал. 3:28).

Павел был скорее учителем от случая к случаю, нежели проповедником. Его доктрины развивались

примерно в течение тридцати лет в соответствии с потребностями его разнообразной аудитории. Его учение

о соитии в Первом послании к Коринфянам было и реалистичным, и основополагающим в его понятиях.

Коитус не был обыденным делом, простым упражнением для половых органов, но способом выражения всей

личности. Физический половой акт объединяет людей, и не важно, в браке или в блуде. «Разве не знаете,

что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?

Да не будет!» Двое становятся единой плотью при любом совокуплении, поэтому «блудник грешит против

собственного тела», которое является храмом Святого Духа (1 Кор. 6:16, 18).

В следующей главе содержится основное учение Павла о сексе, достаточно сложное и нередко неправильно

трактуемое. Необходимо иметь в виду две вещи: первое — то, что Павел отвечал на вопросы, заданные

Коринфской церкви в городе, снискавшем дур-

277

ную славу разнузданными нравами своих жителей; а второе — то, что Павел ожидал конца света, и,

следовательно, советы относятся к этому периоду.

Для того времени он считал предпочтительным целибат: «Желаю, чтобы все люди были, как и я», «чтобы

вы были без забот», поскольку «время уже коротко». И все же брак для большинства людей необходим, и

«во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Хорошо для неженатых людей

оставаться одинокими, однако если ими овладевают сильные страсти, если они не могут контролировать

себя, «пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

Эти советы давались по собственному разумению Павла и не являлись постоянными правилами, так как это

были «уступки, а не приказы». А таково было распоряжение Бога, возражавшего против развода: «Прочим

же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не

должен оставлять ее». Проблема христианского партнера, состоящего в браке с неверующим супругом, в

ранней Христианской церкви стояла довольно остро. Павел первым посоветовал христианам оставаться

верными своим супругам, однако также разрешил неверующим разойтись, если это было необходимо.

Павел признавал, что у него не было Божьего откровения относительно девственниц, и высказывал на этот

счет собственное мнение. Он полагал, что незамужняя женщина больше должна заботиться о делах

Господа, в то время как замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу». Так же и женатый мужчина

стремится ублажить свою жену. Однако это не возвеличивает девственность и не ставит ее выше статуса

замужней, и дочь-девственница или подопечная могли выйти замуж: «Если же кто почитает неприличным

для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не

согрешит; пусть таковые выходят замуж».

278

Сам Павел, похоже, был склонен к аскетизму, хотя он говорил, что имеет право брать с собой жену в свои

путешествия, как поступал и Петр, и братья Иисуса, и другие апостолы. Но он предпочитал одиночество в

обстоятельствах того времени, однако признавал, что Бог предназначил некоторых людей для целибата, а

других — для брака.

Важно, что он одобрял половые отношения в браке. Супруги не должны отказывать друг другу, поскольку

каждому из них дана власть над телом другого. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно

и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга» (1 Кор. 7:3—5). Такие учения полностью были еврейскими и направлялись

против суровости, которая позже развилась в Христианской церкви.

Павел осуждал мужской и женский гомосексуализм: «Женщины их заменили естественное употребление

противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались

похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за

свое заблуждение» (Рим. 1:26, 27). И вновь: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и

непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных... мужеложников» (1 Тим. 1:9, 10). Это

также было в еврейской традиции.

Между тем нельзя отрицать приверженность Павла учению о противоборстве плоти и духа, что было более

свойственно греческой, а не еврейской манере. «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти:

они друг другу противятся». И еще: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о

духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Гал. 5:17; Рим. 8:5,

6). Возникали споры вокруг слова «плоть», что в еврейском пони-

279

мании означало стремление человека жить независимо от Господа. В то же время «дела плоти»,

перечисленные Павлом, состояли из сексуального вожделения, например, распущенности, порочности и

разврата, также это понятие включало в себя и ссоры, зависть, злобу, эгоистичные амбиции и разные

интриги. Более того, власть тьмы, по Павлу, была духовной, поскольку дуализм Павла больше напоминал

зороастрийское противостояние добра и зла, чем характерную для поздних греков и манихеев войну

духовного с материей. Тем не менее эту концепцию дуализма позже использовали для противопоставления

плоти и духа, тела и души, и для оправдания аскетизма и умаления роли секса.

Заключительная часть Нового Завета также разноречива и сложна. Книга Откровения, говоря об избранных,

которые «не осквернились с женами», доходит до крайности. С другой стороны, анонимный автор Послания

к Евреям убеждает: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Откр. 14:4; Евр. 13:4).

По всей Библии есть отрывки, где женщин учат подчиняться мужчинам. Женщины — это хрупкие сосуды, им

нужно больше молчать, им нельзя учить других в церкви, они должны быть скромными в украшениях и им

надо помнить, что Ева первой поддалась обману и согрешила, впрочем «она будет спасена чрез

деторождение, если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием» (1 Пет. 3:1; 1 Тим. 2:15, пер.

Кассиана). С другой стороны, женщин называли «сонаследницы благодатной жизни». Они распределяли

милостыню и были гостеприимны. Особенно известна Присцилла, учившая вере. Эту женщину упоминают

раньше, чем ее мужа Акилу. Женщины были среди первых обращенных, как и в большинстве религий, и,

вероятно, они составляли основную массу многих верующих женщин, упомянутых в Деяниях и апостольских

посланиях.

280