Павел и другие
Павел был евреем и гордился тем, что он «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена
Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Флп. 3:5). И в то же время он был гражданином Рима,
писал все свои письма на греческом языке, происходил родом из Тарса в Малой Азии и представил
некоторые новые идеи в еврейское общество. Самого Павла часто обвиняли в том, что он изобрел суровые
учения о сексе и браке, однако с уверенностью можно утверждать, что он был одним из самых
оригинальных и просвещенных христианских учителей. Именно Павлу принадлежат слова: «Для чистых все
чисто».
Пророк Осия говорил о Яхве как о всепрощающем муже Израиля. Павел воспринял эту идею и развил ее
дальше, приведя Божественную жертву в качестве примера для человеческого брака: «Мужья, любите своих
жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Древняя языческая символика
священного брака — союз культового божества с его народом, очищенный пророками, — был взят Павлом
как символ Божественного искупления и образец земного союза.
Павел развил учение Иисуса Христа, заимствованное из Бытия, касающееся союза мужчины и его жены:
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела...
276
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия
велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». И все же существовало традиционное еврейское
главенство мужчины и подчиненное положение женщины. Христиане должны были «покоряться один
другому», жены повиноваться своим мужьям, как Господу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос
глава Церкви». И еще: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего
мужа». Но Павел повсюду видел, что в новой вере необходимо переступать границы полов: «Нет уже Иудея,
ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»
(Еф. 5:21, Гал. 3:28).
Павел был скорее учителем от случая к случаю, нежели проповедником. Его доктрины развивались
примерно в течение тридцати лет в соответствии с потребностями его разнообразной аудитории. Его учение
о соитии в Первом послании к Коринфянам было и реалистичным, и основополагающим в его понятиях.
Коитус не был обыденным делом, простым упражнением для половых органов, но способом выражения всей
личности. Физический половой акт объединяет людей, и не важно, в браке или в блуде. «Разве не знаете,
что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?
Да не будет!» Двое становятся единой плотью при любом совокуплении, поэтому «блудник грешит против
собственного тела», которое является храмом Святого Духа (1 Кор. 6:16, 18).
В следующей главе содержится основное учение Павла о сексе, достаточно сложное и нередко неправильно
трактуемое. Необходимо иметь в виду две вещи: первое — то, что Павел отвечал на вопросы, заданные
Коринфской церкви в городе, снискавшем дур-
277
ную славу разнузданными нравами своих жителей; а второе — то, что Павел ожидал конца света, и,
следовательно, советы относятся к этому периоду.
Для того времени он считал предпочтительным целибат: «Желаю, чтобы все люди были, как и я», «чтобы
вы были без забот», поскольку «время уже коротко». И все же брак для большинства людей необходим, и
«во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Хорошо для неженатых людей
оставаться одинокими, однако если ими овладевают сильные страсти, если они не могут контролировать
себя, «пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».
Эти советы давались по собственному разумению Павла и не являлись постоянными правилами, так как это
были «уступки, а не приказы». А таково было распоряжение Бога, возражавшего против развода: «Прочим
же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не
должен оставлять ее». Проблема христианского партнера, состоящего в браке с неверующим супругом, в
ранней Христианской церкви стояла довольно остро. Павел первым посоветовал христианам оставаться
верными своим супругам, однако также разрешил неверующим разойтись, если это было необходимо.
Павел признавал, что у него не было Божьего откровения относительно девственниц, и высказывал на этот
счет собственное мнение. Он полагал, что незамужняя женщина больше должна заботиться о делах
Господа, в то время как замужняя «заботится о мирском, как угодить мужу». Так же и женатый мужчина
стремится ублажить свою жену. Однако это не возвеличивает девственность и не ставит ее выше статуса
замужней, и дочь-девственница или подопечная могли выйти замуж: «Если же кто почитает неприличным
для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не
согрешит; пусть таковые выходят замуж».
278
Сам Павел, похоже, был склонен к аскетизму, хотя он говорил, что имеет право брать с собой жену в свои
путешествия, как поступал и Петр, и братья Иисуса, и другие апостолы. Но он предпочитал одиночество в
обстоятельствах того времени, однако признавал, что Бог предназначил некоторых людей для целибата, а
других — для брака.
Важно, что он одобрял половые отношения в браке. Супруги не должны отказывать друг другу, поскольку
каждому из них дана власть над телом другого. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно
и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
Не уклоняйтесь друг от друга» (1 Кор. 7:3—5). Такие учения полностью были еврейскими и направлялись
против суровости, которая позже развилась в Христианской церкви.
Павел осуждал мужской и женский гомосексуализм: «Женщины их заменили естественное употребление
противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались
похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за
свое заблуждение» (Рим. 1:26, 27). И вновь: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и
непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных... мужеложников» (1 Тим. 1:9, 10). Это
также было в еврейской традиции.
Между тем нельзя отрицать приверженность Павла учению о противоборстве плоти и духа, что было более
свойственно греческой, а не еврейской манере. «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти:
они друг другу противятся». И еще: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о
духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Гал. 5:17; Рим. 8:5,
6). Возникали споры вокруг слова «плоть», что в еврейском пони-
279
мании означало стремление человека жить независимо от Господа. В то же время «дела плоти»,
перечисленные Павлом, состояли из сексуального вожделения, например, распущенности, порочности и
разврата, также это понятие включало в себя и ссоры, зависть, злобу, эгоистичные амбиции и разные
интриги. Более того, власть тьмы, по Павлу, была духовной, поскольку дуализм Павла больше напоминал
зороастрийское противостояние добра и зла, чем характерную для поздних греков и манихеев войну
духовного с материей. Тем не менее эту концепцию дуализма позже использовали для противопоставления
плоти и духа, тела и души, и для оправдания аскетизма и умаления роли секса.
Заключительная часть Нового Завета также разноречива и сложна. Книга Откровения, говоря об избранных,
которые «не осквернились с женами», доходит до крайности. С другой стороны, анонимный автор Послания
к Евреям убеждает: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Откр. 14:4; Евр. 13:4).
По всей Библии есть отрывки, где женщин учат подчиняться мужчинам. Женщины — это хрупкие сосуды, им
нужно больше молчать, им нельзя учить других в церкви, они должны быть скромными в украшениях и им
надо помнить, что Ева первой поддалась обману и согрешила, впрочем «она будет спасена чрез
деторождение, если они пребудут в вере и любви и освящении с целомудрием» (1 Пет. 3:1; 1 Тим. 2:15, пер.
Кассиана). С другой стороны, женщин называли «сонаследницы благодатной жизни». Они распределяли
милостыню и были гостеприимны. Особенно известна Присцилла, учившая вере. Эту женщину упоминают
раньше, чем ее мужа Акилу. Женщины были среди первых обращенных, как и в большинстве религий, и,
вероятно, они составляли основную массу многих верующих женщин, упомянутых в Деяниях и апостольских
посланиях.
280