Непорочное зачатие и Богоматерь

Непорочное Зачатие Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки, однако о нем ничего не упоминается в

более древнем Евангелии от Марка, как и в самом позднем, от Иоанна. Ничего не сказано о нем ни в

посланиях Павла, ни в других посланиях. Следовательно, это вряд ли было основным принципом веры

ранних христиан. Однако даже у Матфея и Луки нигде не отмечалось, что нормальный процесс

продолжения рода и рождения был бы для Иисуса недостоин, что материальный мир нечист или

девственность превыше замужнего положения, как утверждали потом учителя. В Евангелии от Луки Мария

была представлена невинной девушкой, зачавшей силой Святого Духа, который снизошел на нее и покрыл

ее, что напоминает миф о рождении Самуила в Ветхом Завете. В Евангелии от Матфея сказано, что зачатие

произошло во исполнение пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет

и родит Сына», или, более точно, «юная женщина».

296

Пророчество Исайи было предназначено царю Ахазу для того, чтобы подбодрить его. Указывалось, что

молодая женщина носит ребенка, но до того, как он вырастет, враги Ахаза должны быть уничтожены. И

Матфей, и Лука прослеживали генеалогию Иисуса Христа от Иосифа, который считался его отцом, а Лука

позже ссылался на «родителей» Иисуса. У Марка имеется ссылка на братьев и сестер Иисуса, четыре брата

названы по имени, и для них используются обычные слова (Мк. 6:3). В еврейской среде было бы

естественно, что Иосиф и Мария имеют помимо Иисуса и других детей. Однако в более поздней Церкви,

принятым аскетическим тенденциям такие представления противоречивы.

Широко известные апокрифические истории о детстве сына Божьего расцвечивали чудесными красками

первоначальную историю. В таких изложениях часто присутствуют игривые подробности, например, в

протоевангелии от Иакова, составленном во II веке, упомянута повитуха с забавным именем Саломея,

которая вошла в «пещеру» после рождения Иисуса и «провела опыт», чтобы посмотреть, осталась ли Мария

девственницей. Впервые родители Марии упоминаются как Иоахим и Анна. Таким образом, приукрашенные

сказки были очень популярны вплоть до наших дней, а в Средние века они давали множество тем для

художников. В VII веке в исламе нашли отражение некоторые популярные легенды о Марии. В Коране

рассказывалось, как Мария воспитывалась в Храме и зачала Иисуса могущественным Словом Божьим. Мария

— единственная женщина, которая в Коране правильно названа по имени.

К концу V века в христианских кругах нерушимая девственность Марии из расхожего мнения превратилась в

догму, которая, однако, порождала вопрос, можно ли назвать ее союз с Иосифом браком. Иосифа

изображали стариком, хотя свидетельств этому в Евангелиях нет, и кажется более вероятным, что он был

молодым

297

человеком. Уже в III веке Ориген предположил, что братья Иисуса приходились ему сводными братьями, что

это дети Иосифа от предыдущего брака. И это тоже ничем не доказывалось, но принималось как факт. За

всеми этими измышлениями стоит идея о нечистоте брачного ложа, но поскольку брак был Божьим

промыслом, а союз между Марией и Иосифом был заключен в связи с благой вестью, принесенной ангелом,

его следовало считать завершенным. Между тем Августин подтвердил, в соответствии с теорией согласия в

полноценном браке, что Мария была верной женой. Фома Аквинский позже отстаивал свою точку зрения:

«Мария и Иосиф согласились на брачные узы, но не договаривались о чувственной связи и все делали

только при условии, что это будет угодно Господу».

В IV веке христианская школа коллиридиан совершила подношение с пирогами Непорочной Марии, следуя

языческой манере благодарить и ублажать пирогами богиню Цереру. Однако ортодоксальный культ

Непорочной Девы развивался медленно, поскольку обычно почитали мучеников, а Мария умерла мирно,

своей смертью. И все же теологи с давних пор приводили ее в качестве примера святой жизни в новом

Божьем промысле, а Тертуллиан цитировал противоречия, приводимые Павлом между Адамом и Христом, а

также Марией и Евой, чтобы дополнить понятие нового гуманизма.

Огромный импульс к почитанию Марии дало возвышение греческого понятия «Теотокос», Богородица. Этим

словом называли Марию со времен Оригена, но в V веке его раскритиковал Нестор, патриарх

Константинополя. Он сказал, что это слово не приложимо к человеческой природе Христа и что Марию

скорее следует называть Христотокос — Христородицей. Нестор потерпел поражение в споре с Кириллом

Александрийским и отправился на покой, хотя миссионеры, поддерживав-

298

шие его идеи распространились по всей Азии вплоть до Китая. Имя Богородицы устанавливается

официально, хотя на Западе его традиционно переводят несколько отличающимся латинским именем

Богоматерь, Мать Бога.

Почитание культа Марии процветало и развивалось на протяжении веков. Ее собственное Непорочное

Зачатие, догма, что «с первого мига ее Зачатия Благословенная Мария... была свободна от всех пятен

первородного греха», подвергалась длительным дискуссиям. Бернар, Фома Аквинский и другие отрицали ее,

поскольку сама Мария, без сомнения, была зачата естественным образом, однако такое представление все

же отвоевало себе почву и было закреплено догмой Папы Пия IX в 1854 году. Так же как и доктрина

Непорочного Зачатия Иисуса, догма о Непорочном Зачатии Марии не говорит, по крайней мере открыто, что

секс — это что-то нечистое, однако стремится снять с Марии все следы первородного греха. И аналогично

догма об Успении Благословенной Непорочной Марии, где в завершении своего земного пути она телом и

душой была предана небесной славе, сравнивалась с Вознесением ее сына Христа, которое было

«узаконено» Римско-Католической церковью в 1950 году. Эта доктрина была не известна ранней

Христианской церкви. Она появилась в IV веке, и ее придерживались и на Востоке, и на Западе, и

защищали такие теологи, как Фома Аквинский.

Популярность Непорочной Марии была очень велика и в православной, и в католической церкви. Во время

Реформации ее культ отрицался, хотя некоторые протестанты чувствовали потребность в женском качестве

этой богини, а психологи вроде Юнга подчеркивали значимость женских символов Божественности,

«архетипов» женской души (anima), соответствующих мужскому (animus). Во многих религиях видна

потребность в богине или в божестве женского начала, хотя, как ни

299

странно, ислам здесь —исключение. В ранних иудейско-христианских кругах существовала интерпретация

Святого Духа как женского начала, а голубка персонифицировала мудрость. Постепенно такие

представления сошли на нет, но, хотя Святой Дух в Троице остался несколько расплывчатой фигурой, культ

Непорочной Девы Матери развивался достаточно быстро. Ведь если ее назвать Богоматерью, то

Божественная семья полностью сформировалась бы, и в ней был бы Бог-Отец и Бог-Сын.

Средневековое христианское почитание достигло логически невозможных высот, соединив Непорочную Деву

и Материнство в одно лицо, хотя ее можно было бы почитать как образец превосходной матери, исключив

противоречивые представления о ее непорочности. Возвышение Марии отвергало низкий статус женщин, за

который ратовали аскетические учителя церкви, а ее высокое положение объясняется началом страстного

обожествления Богородицы.