Целомудрие
Как и многие другие религии и реформаторские движения, бахаизм придерживается твердых моральных
принципов. Однако в нем нет духовенства, которое поучало бы, что хорошо, а что дурно, и считается, что
каждый человек должен быть ответственным перед Богом за свою жизнь. Управляющий орган, Вселенский
Дом Справедливости, объявил, что «невозможно и бессмысленно, чтобы Вселенский Дом Справедливости ус-
* Janet Cullen Tanaka, Baha'i Studies Notebook: The Divine Institution of Marriage, 1983, p. 137.
317
танавливал законы, относящиеся к каждой ситуации. Задача верующих — определить, согласно со своим
пониманием Писаний, какое именно поведение соответствует ситуациям, с которыми они сталкиваются в
повседневной жизни»*.
Важность целомудрия как до, так и после свадьбы подчеркивается во многих писаниях. В бахаизме нет
концепции первородного греха, и целибат не рассматривается в нем как высочайший духовный статус.
Однако целомудрие считается правильной подготовкой к браку и основой для успешной семейной жизни в
нем.
Бахаям предписывается содержать «в чистоте даже тайные помыслы». Целомудрие и святая жизнь требуют
скромности, приличия и умеренности в одежде, языке, развлечениях и в любых склонностях. «Чувственные
желания и дурные наклонности» нужно бдительно сдерживать, а фривольное поведение исключить. Такая
жизнь требует «полного воздержания от всех алкогольных напитков, от опиума, а также от лекарств,
вызывающих привыкание». Бахаизм осуждает безнравственность в искусстве и литературе, практики
нудизма и группового брака, чрезмерную фамильярность и сексуальные пороки**.
Следует избегать не только откровенной безнравственности, но и любых поступков, которые могли бы
вызвать искушение и привести к неподобающей интимности между полами. Современные обычаи, например
поцелуи неженатых людей, не одобряются, так как их расценивают как фамильярность и фривольное
поведение, соответствующее «глубоко прогнившей морали современного мира». Бахаи боятся, что
неограниченные поцелуи могут возбудить сладострастие, подавить кото-
* Universal House of Justice, from a letter dated 17 October 1968, A Chaste and Holy Life.
** Shoghi Effendi, The Advent of Divine Justice, 1984, p. 30.
318
рое будет нелегко, и удовлетворить его можно лишь путем законного брака.
Считается, что молодые люди должны постоянно контролировать себя, что оказывает благотворный эффект
и на характер, и на личность, и, следовательно, поощряются ранние браки, пока люди сильны и энергичны.
Экономические факторы, которые часто воспринимаются как препятствия к раннему браку, иногда
используются лишь как предлог, и им стараются не придавать чрезмерно большого значения.
Целомудрие должно соблюдаться представителями обоих полов, а половые отношения в любой форме вне
брака не разрешаются, поэтому такие практики, как свободная любовь и групповые браки считаются вне
закона. Недавно обращенный в бахаизм человек заметил, что обязательство сохранять целомудрие до брака
может показаться невыполнимым в условиях современной жизни, где целомудрие часто считают
ненормальным явлением, «вы забываете, что люди — не роботы». Любовь и честные отношения вкупе с
твердой религиозной верой могут привести к убеждению, что непорочное поведение — это воля Божья, в
котором секс занимает свое место, но не господствует над жизнью*.