Брак
Абдул-Баха, сын Баха-Уллы, основателя бахаизма, подталкивал своих последователей к тому, чтобы они
развивали и физические, и духовные стороны брака, что должно было привести к созданию уз, навечно
объединивших пары. «Бахайский брак, — писал он, — это соглашение двух сторон, а также их взаимная
привязанность душ и сердец», поэтому цель брака состоит в том,
* The Gardeners of God, 1993, p. 107.
319
чтобы партнеры «стали любящими спутниками и товарищами друг другу раз и навсегда»*.
Шогли-эффенди, внук Абдул-Баха, писал, что «в соответствии с учениями бахаизма ни один половой акт не
может считаться законным, если он не совершается людьми, состоящими в законном браке. Вне брачной
жизни не может быть ни законного, ни здорового применения сексуального влечения»**.
В рамках брака признаются и продолжение рода, и сексуальное наслаждение. В хорошо известном
обращении говорится, что «основная цель половых отношений — это, несомненно, продолжение
человеческого рода. А удовольствие, которое получает человек от соитий, — это роскошь, подаренная ему
Господом. Секс выступает как часть процесса, длящегося от ухаживания до свадьбы, рождения детей,
воспитания и заботы о них, и подразумевает отношения, в которых две души уступают друг другу, и обе они
вынесут все на этой земле»***.
Во время подготовки к браку бахаев подталкивали к тому, чтобы они лучше разбирались в своих желаниях и
как можно глубже изучали характер своего будущего партнера, и этот процесс не следует прекращать даже
после помолвки.
Специальных требований к свадьбам нет, так как партнеры сами выбирают друг друга. Однако законы
бахаев предусматривают согласие биологических родителей, если они известны или их можно установить,
для того чтобы способствовать семейному союзу и обеспечить поддержку брака со стороны больших семей.
Если бахай женится не на представительнице бахаев, то все равно требуется согласие родителей с обеих
сторон. Не
* Selections from the Writings of 'Abdu'l-Baha, 1978, p. 118 ** Letter to an individual, 13 December 1940. ***
Universal House of Justice, 16 March 1992.
320
существует препятствий для межрасовых браков, поскольку одна из целей религии бахаев — объединение
человечества.
Во время бахайской брачной церемонии единственная обязательная часть — это произнесение простого
обета женихом и невестой: «Мы будем истинно верны друг другу по воле Божьей»*. Пары свободны в
выборе места проведения и условий свадебной церемонии, а брачные обряды варьируются в зависимости от
страны. Все, что требуется — это два свидетеля (они могут быть либо бахаями, либо нет) и необходимые
стихи. Некоторые правительства признают эту простую форму брака, однако там, где она еще не принята
как законный договор, ей предшествует гражданская церемония.