Права женщин
Очевидно, что во всех живых религиях, как и во многих античных и доисторических, мужчины
главенствовали, поскольку они физически более сильны, а женщины им подчинялись. Длительное время
велись ожесточенные, но не слишком глубокие споры о том, стали ли женщины первыми исполнять
религиозные обряды в условиях царившего когда-то в обществе матриархата. В исторические времена
богини и женские культы были забыты, а мужчины длительное время доминировали в обществе.
В античной Греции по закону с женщинами обращались как с простыми механизмами для производства
детей, и такое же отношение упорно поддерживали учения о сексе во многих странах. Аристотель
признавал, что женщины обладают способностью к мышлению. Однако он говорил, что эти способности
«лишены авторитета», и для него мужчина был нормой, а женщины — отклонением от нормы и более
низменными существами. Ранние римляне угнетали женщин, но среди тех были героини, которые
временами выступали в оппозиции к мужчинам.
Вероятно, во многих странах мужчины любили и уважали женщин, в их честь сочинялись стихи, наподобие
посвященных добродетельной жене в Притчах Соломоновых, хотя порой они звучали уничижительно.
Женщины из высшего общества имели больше возможностей
333
развивать свои таланты, чем бедные. Но нередко самые эмансипированные женщины становились
куртизанками или гейшами, благосостояние которых в целом зависело от прихоти многих мужчин,
пользовавшихся их услугами.
Подавление женщин было самой заметной чертой римского права и еврейской традиции, и это отражало
веру мужчин в свое, гарантированное древней традицией и Божьим промыслом, привилегированное
положение. Несмотря на частые утверждения о том, будто христианство дало женщине новый статус,
фактически ее социальное и правовое положение оставалось неизменным. Павел говорил, что «во Христе
нет ни мужчин, ни женщин», но он также заметил, что «глава каждого мужчины — это Христос, а голова
каждой женщины — мужчина». Верующие женщины были сестрами по вере, однако сила традиции аскезы
удерживала женщин внизу. Христиане в IV веке объявили, что жена не равна своему мужу, но должна
подчиняться ему, и даже Климент Александрийский еще раньше, признавая, что женщина имеет равную
природу с мужчиной, полагал, что мужчина лучше во всем. Женоненавистники вроде Тертуллиана и
Иеремии нападали на женщин как на дочерей Евы, которая первой надкусила запретный плод и таким
образом уничтожила мужчину. Часто выражалось предположение, что женщины как очередные Евы всегда
стремятся заманить мужчин (как глупые женщины из Притч, «в глубине преисподней зазванные ею»). Такое
отношение разрушительно действовало на равновесие сексуальной жизни, поскольку считалось, что
сексуальность женщин демонического свойства. И благочестивые, целомудренные священники и
исповедники не могли дать правильный совет по поводу взаимоотношений супругов.
Несмотря на свое низкое положение в вопросах религии и, как правило, в сексуальной жизни, женщины
334
составляли основную массу последователей религии среди мирян. Раннее христианство многим обязано
своим сторонницам-женщинам, многие из которых названы в Новом Завете. Позже выдающимся женщинам
воздали почести по заслугам, и тем, кто пострадал за христианскую веру, и монахиням, и святым других
религий. Однако даже самые активные женщины, как правило, подчинялись мужчинам и не могли
приносить священные жертвы. В некоторых странах, например в Африке, встречались женщины-
священники, но в большинстве религий женщинам было отказано в рукоположении. Примечательно, что
когда государственный закон гласит о равных правах женщин и возможности работать, большие
религиозные объединения отказывают им в посвящении в сан и при этом заявляют, что положение женщин
улучшилось. Возможно, одним из препятствий, лежащих в подоплеке такого сопротивления принятию
женщинами духовного сана, является примитивный страх загрязнить алтарь женской кровью.
В мусульманских странах женщинам предписывалось закрывать лицо чадрой, дабы оградить их от
искушения, по крайней мере, так об этом говорилось. Но слишком часто в результате это приводило к
угнетению и изоляции женщин, которые считались частью собственности мужчины. Мужчины, таким
образом, вели общественные дела самостоятельно. Полигамия, как заявил в своей книге «История
человеческого брака» Эдуард Вестермарк, «предполагает подавление чувств женщины». Утверждая, что
многомужество «предполагает ненормально слабое расположение к ревности»*, он, вероятно, стоял на
более шаткой позиции. В наши дни огромная роль, которую играют женщины в движении за национальную
независимость, особенно заметная в
* 1891, pp. 495, 515.
335
Индии времен Ганди, стала основным фактором, позволяющим им дальнейшее продвижение в социальном
освобождении, хотя в этом им еще предстоит преодолеть немало препятствий. Во многих азиатских и
африканских странах, от Японии до Марокко, женщины во многом до сих пор полностью зависят от отцов и
мужей, и среди них наблюдается недовольство традиционным образом жизни.
Эмансипации женщин, в первую очередь воздействовавшей на христианство и иудаизм, пришлось
преодолеть многие противоборствующие силы: в городе, в промышленности, образовании и политике.
Сейчас появилось множество исследований и способов привлечения общественного мнения к обсуждению
сексуальных вопросов, что дало возможность женщинам, равно как и мужчинам, высказывать свое мнение о
сексе. В то же время чрезмерное общественное внимание повлекло за собой обширный коммерческий
интерес и стремление к выгоде от эксплуатации темы секса. Следствием этого стало унижение женщины
образами порнографической литературы и фильмов. В такой ситуации, когда старые традиции отторгнуты, а
новые стандарты еще не установлены, возникает и широко распространяется несоответствие в отношении
секса и религии или, скорее, в отношении секса и поступков верующих людей.