Религиозные столконовения

Столкновение мировых религий — это еще одна особая черта нашего времени, которая отличает его от пре-

338

дыдущих веков, когда религии были в значительной мере изолированы друг от друга, особенно в западном

мире. В XIX и XX веках империализм и миссионеры принесли идеи христианства в Азию и Африку, а теперь

иммиграция и странствующие гуру «вернули вклад с процентами». Такие контакты, как ни в какой другой

области, проявляются в царстве сексуального опыта. Пуританство миссионеров сосуществует с

порнографией, при этом целомудренная «Гита» распространена среди читателей так же, как «Камасутра».

Поразительно, что ныне западный мир рассматривается большей частью остального человечества как

христианский, одновременно безнравственный и наиболее распущенный в сексуальном отношении. Как мы

уже видели, христианство, как и буддизм, развивалось как религия аскетов. В своих ограничениях для

духовенства и монахов, а также в уничижении секса в целом христианская Церковь даже превзошла

буддизм. Но «nous avons change tout cela» («Мы меняем все вокруг»), и даже те из нас, кто продолжает

исповедовать христианство.

Образ Запада как сексуально распущенного общества долгое время был актуальным, и это удивляло

представителей тех культур, где сексуальная практика была гораздо более натуралистична, чем в

христианстве. Свыше двадцати лет назад в Омдурмане я лично наблюдал, как завешенные чадрой женщины

кидали тайные взгляды на большой плакат из кинофильма, на котором была изображена американка в туго

обтягивающем джемпере, в бриджах и сапогах для верховой езды, стоявшая с хлыстом в руке над

распростертым перед ней мужчиной. В Индии, стране лингамов и эротических культов, до недавних пор

было запрещено показывать на экранах кинотеатров поцелуи. Но теперь в Азии и Африке смотрят

импортированные с Запада нудистские фильмы, а мужчины и женщины, которые «по долгу службы»

осуждали

339

аморальные фильмы и журналы, гурьбой идут смотреть и читать их. Широко распространено мнение об

аморальности христианского Запада, при этом существует зависть к его материальному прогрессу.

Традиционный христианский аскетизм игнорируется, либо рассматривается как проигранная миссионерами

битва.

Такое сексуальное замешательство, которое, будучи продуктом «викторианской эпохи», подогревается

значительными коммерческими интересами и является отчасти промахом самого Запада. Часто говорят, что

наступил «снисходительный век», который некоторые люди приветствуют, а другие оплакивают, однако

неясно, какова будет альтернатива «снисходительному веку», если следовать логике колебаний вверх-вниз,

которыми отмечена западная история на протяжении предыдущих веков.

Столкновение великих религиозных традиций мира полезно, но в то же время и вызывающе. Иногда задают

вопрос, что мы можем узнать о других религиях, это касается и понимания секса. Идеальная моногамия и

любовь в христианстве, жизнеутверждающие убеждения иудаизма и ислама, восторги соитий в

классическом индуизме, взаимопонимание мужского и женского начала в китайских традициях — все это

вносит вклад в новую сексуальную этику и сдерживается друг другом, и все вкупе означает настоящее

продвижение вперед. Разумеется, ни одну из этих традиций не следует принимать без анализа, они

нуждаются в изменении и адаптации. В частности, в большинстве религий необходимо отвести женщинам

больше места и уважения. Между тем сопоставляя отношение к сексу с идеалами религий и избавляясь от

практик, унижающих человека, можно добиться новой и позитивной оценки секса и любви.

Доктор Джозеф Нидхэм, большой авторитет и автор книги «Наука и цивилизация в Китае», говорил о

необходимости нового теологического взгляда на секс:

340

Я с давних пор глубоко убежден, что одним из величайших заблуждений относительно христианской мысли

на протяжении ряда веков является резкое разграничение, которое провели многие теологи и духовные

учителя между «любовью чувственной» и «любовью серафической». На самом деле нет строгих линий

раздела между «священной» и «мирской» любовью, между эросом, филией и агапэ. Я считаю, что такое

разделение главным образом являлось манихейским убеждением, проникшим в христианское Евангелие...

Сегодня мы настоятельно нуждаемся в новой теологии сексуальности... из-за фундаментально новых знаний

о природе размножения и структуре и функциях головного мозга, приобретаемых человеком.

341