Религиозные столконовения
Столкновение мировых религий — это еще одна особая черта нашего времени, которая отличает его от пре-
338
дыдущих веков, когда религии были в значительной мере изолированы друг от друга, особенно в западном
мире. В XIX и XX веках империализм и миссионеры принесли идеи христианства в Азию и Африку, а теперь
иммиграция и странствующие гуру «вернули вклад с процентами». Такие контакты, как ни в какой другой
области, проявляются в царстве сексуального опыта. Пуританство миссионеров сосуществует с
порнографией, при этом целомудренная «Гита» распространена среди читателей так же, как «Камасутра».
Поразительно, что ныне западный мир рассматривается большей частью остального человечества как
христианский, одновременно безнравственный и наиболее распущенный в сексуальном отношении. Как мы
уже видели, христианство, как и буддизм, развивалось как религия аскетов. В своих ограничениях для
духовенства и монахов, а также в уничижении секса в целом христианская Церковь даже превзошла
буддизм. Но «nous avons change tout cela» («Мы меняем все вокруг»), и даже те из нас, кто продолжает
исповедовать христианство.
Образ Запада как сексуально распущенного общества долгое время был актуальным, и это удивляло
представителей тех культур, где сексуальная практика была гораздо более натуралистична, чем в
христианстве. Свыше двадцати лет назад в Омдурмане я лично наблюдал, как завешенные чадрой женщины
кидали тайные взгляды на большой плакат из кинофильма, на котором была изображена американка в туго
обтягивающем джемпере, в бриджах и сапогах для верховой езды, стоявшая с хлыстом в руке над
распростертым перед ней мужчиной. В Индии, стране лингамов и эротических культов, до недавних пор
было запрещено показывать на экранах кинотеатров поцелуи. Но теперь в Азии и Африке смотрят
импортированные с Запада нудистские фильмы, а мужчины и женщины, которые «по долгу службы»
осуждали
339
аморальные фильмы и журналы, гурьбой идут смотреть и читать их. Широко распространено мнение об
аморальности христианского Запада, при этом существует зависть к его материальному прогрессу.
Традиционный христианский аскетизм игнорируется, либо рассматривается как проигранная миссионерами
битва.
Такое сексуальное замешательство, которое, будучи продуктом «викторианской эпохи», подогревается
значительными коммерческими интересами и является отчасти промахом самого Запада. Часто говорят, что
наступил «снисходительный век», который некоторые люди приветствуют, а другие оплакивают, однако
неясно, какова будет альтернатива «снисходительному веку», если следовать логике колебаний вверх-вниз,
которыми отмечена западная история на протяжении предыдущих веков.
Столкновение великих религиозных традиций мира полезно, но в то же время и вызывающе. Иногда задают
вопрос, что мы можем узнать о других религиях, это касается и понимания секса. Идеальная моногамия и
любовь в христианстве, жизнеутверждающие убеждения иудаизма и ислама, восторги соитий в
классическом индуизме, взаимопонимание мужского и женского начала в китайских традициях — все это
вносит вклад в новую сексуальную этику и сдерживается друг другом, и все вкупе означает настоящее
продвижение вперед. Разумеется, ни одну из этих традиций не следует принимать без анализа, они
нуждаются в изменении и адаптации. В частности, в большинстве религий необходимо отвести женщинам
больше места и уважения. Между тем сопоставляя отношение к сексу с идеалами религий и избавляясь от
практик, унижающих человека, можно добиться новой и позитивной оценки секса и любви.
Доктор Джозеф Нидхэм, большой авторитет и автор книги «Наука и цивилизация в Китае», говорил о
необходимости нового теологического взгляда на секс:
340
Я с давних пор глубоко убежден, что одним из величайших заблуждений относительно христианской мысли
на протяжении ряда веков является резкое разграничение, которое провели многие теологи и духовные
учителя между «любовью чувственной» и «любовью серафической». На самом деле нет строгих линий
раздела между «священной» и «мирской» любовью, между эросом, филией и агапэ. Я считаю, что такое
разделение главным образом являлось манихейским убеждением, проникшим в христианское Евангелие...
Сегодня мы настоятельно нуждаемся в новой теологии сексуальности... из-за фундаментально новых знаний
о природе размножения и структуре и функциях головного мозга, приобретаемых человеком.
341