Золотая Орда
К середине XIII века на территории Евразии в результате татаро-монгольских завоеваний и последующего распада империи Чингис-хана складывается новое государство - "Улус Джучи", названное впоследствии Золотой Ордой, где утвердилась династия потомков сына Чингис-хана - хана Джучи. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединила обширный степной регион "Дешт-и-Кыпчак", включающий Причерноморье, степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кыпчаки (половцы).
Культурно-политическое доминирование булгарских земель в составе нового государства, а также этническая близость булгар и кыпчакоз содействовали выходу ислама за пределы Среднего Поволжья и распространению его по всей территории Золотой Орды. Этому во многом способствовала веротерпимость монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Согласно Ясе — устному своду законов, составленному при Чингис-хане — за оскорбление веры (в том числе — непочтение к священнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханским покровительством и были освобождены от уплаты дани.
Внешнеполитические обстоятельства (борьба с иранскими Хулагидами в Закавказье) способствовали исламской ориентации золотоордынских правителей. Заключив союз с одним из наиболее
26
могущественных мусульманских владык того времени - султаном Египта Бейбарсом (правил в 1260-1277 гг.), брат первого хана Золотой Орды Бату, второй хан Берке (правил в 1257-1266 гг.) принимает ислам. Активное содействие этому оказал занимавший высокое положение при дворе Берке бухарский шейх ал-Базерхи.
Нигде в других государствах Монголо-татарской империи мусульманские купцы не получали такого признания, как в Золотой Орде при Берке и его наследниках. С этого времени берет начало исламизация золотоордынского общества. Примечательно при этом, что первый хан Золотой Орды Бату (правил в 1237-1256 гг.) оставался шаманистом, а его сын Сартак (Петр) был крещен в православии. Правившие после Берке четыре хана вновь вернулись к шаманизму: Менку-Тимур (правил в 1266-1280 гг.), Туда-Менгу (правил в 1280-1287 гг.), Тулабуги (правил в 1287-1290 гг.), Токта (правил в 1290-1312 гг.). Лишь при хане Узбеке (правил в 1312-1342 гг.) ислам окончательно становится государственной религией Золотой Орды.
В XIY веке крупными центрами (помимо Булгара) становятся золотоордынские города Нижнего Поволжья, Крыма, Причерноморья. Вопреки распространенному мнению об исключительно кочевом укладе Золотой Орды, археологические данные свидетельствуют о высоком уровне городской культуры. Начиная с Бату-хана, золотоордынские правители прилагали значительные усилия по строительству городов: известно около 150 городских поселений того времени.
К наиболее крупным городам можно отнести прежде всего первую столицу Золотой Орды — Сарай-Бату ("Сарай ал-Мах-рус" — Сарай Богохранимый), располагавшуюся близ нынешнего села Селитренное Астраханской области, вторую столицу Золотой Орды — Сарай-Берке ("Сарай ал-Джадид" — Новый Сарай), находившуюся в районе современного села Царев Волгоградской области, а также города: Сарайчик (Малый Сарай) на реке Яик (Урал) (ныне — село Сарайчиковское Гурьевской области Казахстана); Бельджамен (ныне — Водянское городище близ г. Дубовка Волгоградской области); Мохши (ныне — г. Наровчат Пензенской области); Ак-Тюбе (ныне — г. Актюбинск Казахстана); Азак (ныне — г. Азов Ростовской области); Солхат (ныне — г. Старый Крым
27
Республики Крым в составе Украины); Ак-Кирман (ныне — г.Белгород-Днестровский Одесской области Украины); Укек (ныне — село Увек Саратовской области).
При ханах Узбеке и Джанибеке (правил в 1342-1357 гг.) в золотоордынских городах начинается строительство большого количества мечетей и медресе. При этом возведение мечетей и медресе в г. Сарай-Берке ведут мастера из Ургенча (Хорезм), а мечети в г. Солхат — египетские строители, что свидетельствует о наличии постоянных связей с мусульманским миром.
Сарай-Берке, насчитывавший до 100 тыс. жителей, становится крупнейшим центром мусульманского Востока. Арабский историк XY века Ибн Араб-Шах называет его "средоточием науки и рудником благодати". Только одних соборных мечетей в городе насчитывалось свыше 30, а квартальных — во много раз больше (по свидетельству археологов, культурный слой Сарайского городища в несколько раз мощнее, чем в Булгаре). В медресе золотоордынской столицы преподают видные мусульманские ученые, прибавлявшие теперь к своему имени тахаллус (приставку) "Сараи" — например, богослов Махмуд ибн Гали ибн Шейх ибн Омар ал-Булгари ас-Сараи (умер в 1360 г.) /19-21/.
Именно в золотоордынский период ислам становится одним из системообразующих факторов формирования единого татарского этноса на базе тюркских (булгарских и кыпчакских) и (в меньшей мере) монгольских элементов. Об этом свидетельствует широкое распространение в XIY веке по всей территории Золотой Орды мусульманских погребений с тюркскими надписями /21/.
О происхождении этнонима "татары" единого мнения нет. Племя татар фигурирует в числе других монгольских племен времен Чингис-хана. Под этим именем с XIII века монголы стали известны в Европе. Вместе с тем утверждается, что татары изначально являлись тюркским племенем в составе монгольского союза племен, созданного Чингис-ханом: китайские источники выделяют "белых татар" ("бай да-да") тюркского происхождения, в отличие от собственно монголов - "черных татар" ("хэй-да"). В связи с этим имя татар распространилось на все тюркское население Монгольской империи.
28
Собственно же монгольский элемент не играл в Золотой Орде значительной роли: Чингис-хан выделил своему сыну Джучи для похода на Запад лишь 4 тыс. воинов. Примечательно, что в дореволюционной России этноним "татары" широко использовался для обозначения мусульманских подданных империи - например, по отношению к кавказским горцам в произведениях Л.Толстого. В то же время татарское население казанской губернии вплоть до начала XX века предпочитало именовать себя не татарами, а булгарами /14, 20/.
Несмотря на распространение ислама в Золотой Орде (при нахождении в ее составе вассальных русских княжеств), вплоть до конца XIY века конфессионального антагонизма между православием (и вообще христианством) и исламом не наблюдалось. В 1261 г. (при хане Берке) митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская православная епископия, а в 1340 г. хан Узбек оказал значительную помощь русским князьям в войне против польского короля Казимира III (правил в 1333-1370 гг.), после чего тот был вынужден признать свободу православного богослужения на территории католической Польши. В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы (остатки последнего сохранились под археологическим названием "греческая палата").
Лишь после Куликовской битвы (1380 г.) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой, борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции "мусульман-татар" и "христиан-русских". Это породило впоследствии идеологему "татарского ига" над православной Русью /22/.