Казанское ханство
Политические события конца XIY — начала XY века (междоусобная борьба претендентов на ханский престол в Золотой Орде, разрушение большинства золотоордынских городов армией Тимура в 1395 г., а также московскими воеводами и новгородскими ушкуйниками, последовавший за этим распад Золотой Орды) явились причиной перемещения центра мусульманской культуры со второй половины XY века на территорию Волжско-Камского междуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии).
29
Основанный здесь еще в булгарские времена (1177 г.) город Казань (в 100 верстах выше Булгара по течению Волги), в 1437 г. после бегства туда неудачливого претендента на золотоордынский престол Улу-Мухаммеда становится столицей самостоятельного Казанского ханства.
Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды (Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда), значительной роли в развитии мусульманской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства (1438-1552 гг.) — время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду, и Вильне (Вильнюсу).
В XYI веке только в ограде Казанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числе — самая значительная в Казанском ханстве мечеть Hyp-Али ("Муралеева мечеть"). Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого — шакирды были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.
Мусульманскому духовенству в Казанском ханстве принадлежало почетное место. Его глава избирался из лиц, принадлежащих к числу сеидов (потомков пророка Мухаммада) и считался первым после хана лицом в государстве. Мусульманское духовенство участвовало в курултае (собрании татарских князей-мурз и родовых старшин, игравшем роль совещательного органа при хане), причем сами заседания курултая проводились в мечети.
Сохранились имена сеидов — Бураша (умер в 1507 г.), Шах-Хуссейна (умер в 1516 г.), Мансура (умер в 1546 г.). Последний духовный глава мусульман Казанского ханства сеид Кул-Шериф, вставший во время обороны Казани во главе отряда мулл, муэдзинов и шакирдов, погиб среди защитников города 2 октября 1552 г.
Большое влияние в Казанском ханстве имели также суфийские братства накшбендийского толка, распространившиеся из Туркестана. Суфиями, в частности, было основано медресе в деревне Адаеве (ныне — Мамадышский район Татарстана), в числе преподавателей которого находился известный суфийский шейх Иш-Мухам-
30
мед. Могилы известных суфиев того времени — Бейраша, Идриса, Касима — учеников туркестанского ишана Файзуллы-эффенди, сохранившиеся до 20-х годов XX века в различных районах Татарстана, в течение нескольких столетий являлись объектом почитания мусульман.
В казанский период началось распространение ислама среди финских народов Волжско-Уральского региона: черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). При этом, как отмечает М.Худяков, веротерпимость являлась одной из самых светлых сторон общественной жизни Казанского ханства, а проповедь ислама среди "инородцев-язычников" носила мирный характер. В самой Казани действовал также армянский храм /23/.