Реформы Екатерины II и ислам
Результаты христианизации мусульман России за два века были весьма скромными. Хотя в Поволжье и сложилась особая тноконфессиональная группа татap-кряшен, она не составляла большинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же новокрещенные при первой возможности вновь возвращались к исламу: массовое обращение крещенных татар Казанской губернии в ислам произошло, в частности, в 1721 г.
Антиисламские акции российского правительства явились одной из причин массового участия мусульман в восстаниях (причем не только податных сословий). Помимо участия татар и башкир в крестьянских войнах под предводительством Степана Разина (1667-1771) и Емельяна Пугачева (1773-1775), здесь можно назвать войну в Башкирии (1705-1711), а также башкирские восстания 1735 г. ("Ильмяк Абз") и 1739 г. ("Кара-Сакала"). Все это затрудняло интеграцию мусульман в российское общество и государство /32/.
Чтобы не усугублять взаимоотношения с российскими мусульманами, в период царствования Елизаветы Петровны правительство было вынуждено допустить строительство новых мечетей. Гак, 13 апреля 1744 г. было разрешено строительство мечетей в татарских слободах Казани и Оренбурга, поскольку именно в мечетях живущие в России татары, согласно их законам, приводились к присягам. В результате уже в том же году в Сеитовской слободе близ Оренбурга на средства купца Самида Халялина построили каменную мечеть с деревянным минаретом, о которой П. Рычков писал: "в середине села на каменном фундаменте сделана такая мечеть, которой больше и лучше, как сказывают, во всей Казанской губернии ныне нет" /33, с.29/. В 1756 г. специальным указом было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих осо-
35
быми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской, Симбирской губерниях.
Однако коренным образом правительственная политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи меняется лишь с восшествием в 1762 г. на российский престол императрицы Екатерины II. Новая государыня сразу же взяла курс на покровительство исламу, за что получила среди татарского населения почетное наименование "Эби пашта" ("Бабушка-царица"). Обнародованный в 1773 г. ее указ "О терпимости всех вероисповеданий и а запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам" не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей.
Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение; купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети. Юнусовская мечеть, построенная в 1767-1771 гг., впоследствии получила наименование мечеть Марджани - по имени татарского просветителя; Шигабуддина Марджани, бывшего ее имамом. Она стала первой каменной мечетью, построенной в Казани после ее присоединения к; России. Вслед за ней в 1768 г. в Казани была воздвигнута Апанаевская мечеть в стиле русского барокко, на средства купца Ибрагима Султанаева. В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в других городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретная мечеть в Татарской слободе Яицкого городка (ныне — г.Уральск в Казахстане), а также новое здание Ханской мечети в г.Касимове (ныне — Рязанская область).
Продолжалось строительство российских мечетей и при преемниках Екатерины II. При Николае I в 1829 г. был утвержден на государственном уровне Образцовый проект строительства мечетей, исходя из которого строились мечети в стиле ампир: Ярмарочная мечеть в Нижнем Новгороде, мечеть в г. Осе (Пермская область). В Казани по проекту архитектора А. Песке в 1849 г. возводится Соборная мечеть на Сенном базаре, сочетающая черты классицизма и мавританской архитектуры. К середине XIX века относится сооружение мечетей в Астрахани — Черной, Белой, Персидской (пос-
36
ледняя, возведенная в 1859 г., сочетает черты классицизма с формами мусульманского зодчества) /34/.
Одним из наиболее значительных памятников мусульманского культового зодчества XIX века явилась мечеть Караван-Сарая в Оренбурге, построенная в 1837-1846 гг. по проекту петербургского архитектора А.Брюллова, брата известного русского живописца К.Брюллова, в духе романтической трактовки средневековой восточной архитектуры. В целом в архитектурном плане российские мечети XYIII-XIX веков примечательны как особая ветвь мусульманского культового зодчества, выраженная в формах русской архитектуры /30, 35/.
В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась. Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась "охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно" /31/.
В связи с этим предпринимаются усилия по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения населенными имениями. Тогда же были даны значительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией, Индией и Китаем.
Особенно много сделала Екатерина II для утверждения прав мусульманского духовенства. В 1782 г. в Уфе был учрежден муфтият и мусульманские священнослужители выделились в особое духовное сословие, а вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию: именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское Духовное Собрание с местопребыванием в Уфе. Ему были подчинены все мусульманские приходы России за исключением Таврической губернии (Крым). Создание же Таврического духовного управления для крымских татар, намеченное на 1794 г., было учреждено лишь 23 декабря 1831 г. указом императора Николая I.
Духовное Собрание включало муфтия, 5-6 шариатских судей — казиев и секретаря. Муфтий, являвшийся председателем Ду-
37
ховного Собрания, утверждался Министерством внутренних дел и получал государственное жалование ( в конце XYIII века - 1200 рублей в год). Первым муфтием, занимавшим этот пост в течение 34 лет, был Мухаммеджан Гуссейнов.
В ведении Оренбургского Духовного Собрания находилось утверждение избранных мусульманскими общинами приходских имамов и ахунов, для чего проводились их испытания на знание исламского вероучения; ему подчинялись как средние духовные управления — мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие — мутаваллиаты. Кроме того, Духовное Собрание имело право вынесения решений по ряду категорий гражданских дел на основе шариата (например, о наследстве, неповиновении детей родителям, нарушении супружеской верности), а также ведения метрических книг.
Таким образом, мусульманская община России по существу получила организацию, аналогичную церковной, хотя исторически институт церкви в исламе отсутствует. Как отмечал в этой связи исследователь российского мусульманства начала XX века С.Рыбаков, "русский закон создал мусульманское духовенство как сословие мулл с правами и обязанностями - установления, чуждые мусульманскому миру, не предусмотренные мусульманским правом (шариатом)" /36/.
Это привело к последствиям, далеко выходящим за пределы намерений российского правительства: произошло оформление мусульманского духовенства России в качестве организованной национально-политической силы, результатом чего стало усиление интегративных функций ислама. Как писал по этому поводу видный историк-советолог А. Авторханов (чеченец по национальности), "величайшая заслуга мусульманского духовенства Российской империи перед историей своих народов заключается в том, что оно внесло в сознание своих единоверцев новое понятие - все российские мусульмане независимо от расы, языка и территории, есть единая духовная, историческая и социальная общность, они связаны между собой одной верой и судьбой" /37, с.140/.
Примечательно, что в дальнейшем правительство Российской империи стало всерьез опасаться усиления политического влияния мусульманского духовенства и консолидации мусульманских народов
38
России под знаменем ислама. Вследствие этого, оно препятствовало распространению юрисдикции Оренбургского Духовного Собрания на мусульман вновь присоединенных к России областей Кавказа, Закавказья, Казахстана, Туркестана, где местные священнослужители были непосредственно подчинены общему гражданскому управлению.
В 1910 г. созванное премьер-министром П.Столыпиным "Особое совещание по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае и о преобразовании Оренбургского магометанского Духовного Собрания", констатировав, что "Духовное Собрание, прикрываясь своим официальным положением государственного учреждения и принадлежащими ему по закону правами, сыграло значительную роль в создании и поощрении противогосударственного движения в мусульманской среде", рекомендовало в целях уменьшения его влияния территориально сократить компетенцию Духовного Собрания и разделить подведомственные ему территории между несколькими аналогичными учреждениями под контролем правительства /48/.