Суфизм. Ваисовское движение
Одновременно с официальным ("мечетским") исламом в Волжско-Уральском регионе со времен Казанского ханства продолжал существовать и суфийский ислам. Татарские и башкирские суфии в основном принадлежали к суфийскому ордену Накшбендия. Последователи суфизма группировались вокруг своих духовных руководителей - ишанов, считавшихся святыми и высшими авторитетами в делах веры, но зачастую непризнанных Оренбургским Духовным Собранием. Поэтому суфизм в Поволжье именовали также ишанизмом.
Одним из наиболее известных суфийских авторитетов региона следует назвать ишана Зайнуллу Расулева (1833-1917), башкира по национальности. Он пользовался у своих последователей славой святого и чудотворца. Являясь одновременно богатым купцом и банкиром, ишан Расулев содержал на собственные средства медресе "Расулия" в г.Троицке Оренбургской губернии (ныне - Челябинская область).
45
Волжно-уральский суфизм имел свои особенности. Будучи связанным с бытовой религиозностью патриархальных слоев мусульманского общества, он в значительной мере вобрал в себя негативную реакцию этих слоев на капиталистическое развитие мусульманских народов. Отсюда (наряду с традиционным для суфизма аскетизмом и слиянием с Аллахом посредством духовной практики "зикр" - утверждение самодостаточности ислама при отрицании любых достижений неисламской цивилизации, конфессиональная замкнутость, необщение с "гяурами" (неверными) /44/.
Именно господством ишанизма, по мнению выдающегося мусульманского просветителя Исмаил-Бея Гаспринского, объясняется тот факт, что "современное состояние ... бахчисарайцев, казанцев, касимовцев, астраханцев и прочих представляет нам материальную и умственную картину времен Иоанна Грозного, Ермака и Чобан-Гирея с затхлой атмосферой неподвижности и застоя" /45, с.209/. Тем не менее в целом суфизм-ишанизм был лоялен к официальному исламу и русским властям.
Совсем иную позицию занимали радикальные течения, сформированные на базе накшбендианского суфизма. Наиболее значительным из них явилось ваисовское движение ("вэйси"). По утверждениям последователей данного течения, оно берет свое начало от святого Вайса аль-Курани, жившего во времена Мухаммада и известного своим стремлением к сохранению "чистоты ислама". Вайс аль-Курани явился родоначальником династии суфиев-проповедников, представителем которой в тридцать втором колене был дервиш Багаутдин Вайсов, считавшийся также потомком булгарских царей.
Багаутдин Вайсов родился в 1804 г. в селе Мальвине Свияжского уезда Казанской губернии. Был учеником накшбендийского проповедника Мухаммеда Сеида Джафара из деревни Кулатки Хвалынского уезда Саратовской губернии и обучался у туркестанских суфиев. В 1862 г. со своими учениками создал собственную общину "Вайсов Божий полк мусульман-староверов", объявив о выходе этой общины из-под юрисдикции Оренбургского Духовного Собрания. В своем доме в Новотатарской слободе Казани Б. Вайсов учредил "Государственный молитвенный дом" с собственным "Духовным управлением", метрическими книгами, кассой, медресе.
46
Ваисовцы выступали против мечетского духовенства, поскольку сословие мулл Кораном не предусмотрено. При этом главной целью движения Б. Вайсов считал освобождение земли древнего Булгара от власти "гяуров" с последующим переселением на нее последователей "чистого ислама", в связи с чем ваисовцы отказывались от паспортов, уплаты налогов, воинской повинности. Они утверждали, что подчиняются только Богу ("Государя мы чтим и молимся за него, но государство нам не нужно"), а также будто их действия якобы поддерживает сам император Александр II.
Ваисовское движение соединяло в себе суфийское стремление к "чистоте первоначального ислама" с социальным радикализмом, причем определенное влияние на ваисовцев оказала идеология русского Раскола. В 1884 г. после разгрома полицией дома Б.Ваисова активные участники организации были сосланы в Сибирь, а сам ее глава помещен в психиатрическую больницу, где и умер в 1893 г.
В 1905 г. ваисовская организация была восстановлена сыном Багаутдина — Гинаутдином Ваисовым, который учредил новый центр под названием "Всего мира государственный молитвенный дом. Автономное духовное управление и канцелярия сардара Ваисова Божьего полка и Мусульманская академия". Численность участников нового ваисовского движения доходила до 15 тыс. человек. Его лидер Г. Ваисов был знаком с религиозно-философскими идеями Л.Толстого: сохранились свидетельства их переписки и встреч в Ясной Поляне.
После 1917 г. деятельность ваисовской организации приобрела политический характер, близкий к программным установкам партии социалистов-революционеров (эсеров). Ваисовцы поддержали создание Советов рабочих и солдатских депутатов, участвовали в формировании в Казани Красной гвардии. После гибели Г. Ваисова в 1918 г. единая ваисовская организация распалась. Отдельные группы ваисовцев, пытавшихся играть самостоятельную роль, были уничтожены советскими органами безопасности в 1920-1921 гг. /46-47/.