Возникновение ислама.
Ислам (от арабского слова "сили" -"мир", как и мусульманское приветствие "салам алейкум" — "мир вам") — самая молодая из трех мировых религий (после буддизма и христианства). Он сформировался на юго-западе Аравийского полуострова (Хиджаз) в результате религиозно-политической революции, связанной с именем пророка Мухаммада (Мухаммеда). Мухаммад, родившийся около 570 г. в аравийском городе Мекка, происходил из древнего купеческого рода Бану-Хашим племени Курейши, вначале погонщик верблюдов, затем — купец-караванщик, около 610 г. ощутил пророческий дар, после чего выступил с проповедью веры в Единого Бога, Аллаха — совершенного и всемогущего, который передает свою волю через избранных им пророков. Себя Мухаммад называл при этом "печатью пророков" — последним из пророков, замыкающим их ряд, через которого Аллах передал людям свою последнюю волю. На племенной территории Курейши располагался храм Кааба — главное святилище аравийских племен, в котором хранились племенные идолы. Фактическое владение Каабой давало курейшитам значительные выгоды, а потому племенная верхушка восприняла проповедь Мухаммада, отрицающую поклонение идолам (племенной политеизм), остро негативно. Последовавшая вслед за этим религиозно-политическая борьба привела к бегству Мухаммада и его последователей (мухаджиров) в соседний, соперничавший с Меккой, г. Ясриб в 622 г. С тех пор этот город стал называться Медина ("Город Пророка"), а 622 г. стал началом мусульманского летоисчисления — "годом Хиджры" (переселения).
Продолжавшаяся несколько лет война между двумя городами привела в 628 г. к признанию верховной власти Мухаммада. В 630 г. храм Кааба был очищен от языческих идолов. В 632 г. Мухам-
5
мад совершил паломничество к Каабе ("Великий Хадж"), а спустя три месяца ушел из жизни. Созданная Мухаммадом во время мединского изгнания община мусульман ("покорных Богу") стала основой сформировавшейся впоследствии всемирной исламской общины — уммы, и одновременно — государственным образованием, выросшим в YII - Y1II веках в мировую империю — Арабский халифат.
После смерти Мухаммада во главе общины встали халифы (преемники), избираемые всеми ее членами из числа близких родственников пророка. Первые четыре халифа, получившие власть таким образом, и соединившие в своем лице функции духовного главы правоверных и светского государя, почитаются в мусульманском мире как "праведные халифы" (Хулафа ар-Рашидун): Абу Бакр, правил в 632-634 гг.; Омар (Умар ибн аль-Хатаб), правил в 634-644 гг.; Осман (Усман) ибн Аффаи, правил в 644-656 гг.); Али (Али ибн Аби Талиба), правил в 656-661 гг. При них ислам вышел за пределы Аравии в результате завоевания арабами Ирана, Сирии, Палестины, Египта. Время их правления получило название "аср саадат" ("счастливая эпоха").
Во второй половине YII века происходит формирование двух основных течений в исламе — суннизма и шиизма. Это связано с первой гражданской войной в халифате, последовавшей вслед за убийством халифа Османа в 656 г. Последователи нового халифа Али — шииты ("шиа Али" — община Али) выступили за наследственную передачу власти в халифате прямым потомкам пророка (халиф Али был зятем Мухаммада). В противоположность им сунниты (от слова "Сунна" — сборники хадисов — рассказов из жизни Мухаммада) выступали за избрание халифа всей общиной вне зависимости от родства с пророком. Борьба закончилась гибелью халифа Али в 661 г. и его сына — Хусейна (от дочери Мухаммада Фатимы) в 680 г. и утверждением в халифате сторонника суннитов халифа Муавии, положившего начало династии Омейядов (661-750 гг.) /1-2/.
К настоящему времени сунниты составляют около 90% всех мусульман. В дальнейшем, после распада Арабского халифата, роль халифа, как духовного главы правоверных, становилась все более номинальной, хотя, вплоть до взятия Багдада монголами в 1258 г.,
6
багдадский халиф (в 750 г. власть в халифате перешла к багдадской династии Аббасидов) был для мусульман Азии тем же, чем Римский папа для католической Европы /1/. После этого титул халифа перешел с 1261 г. — к египетским, а с 1517 г. — к османским султанам. Последний халиф — османский (турецкий) султан Мехмед YI, низложенный в 1922 г. Мустафой Кемалем Ататюрком, в 1924 г. был лишен и своей духовной власти над мусульманами.
В отличие от суннитов, шииты отвергают духовный авторитет суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов — потомков халифа Али. После таинственного исчезновения двенадцатого имама в 874 г. в шиизме сформировалось учение о "скрытом имаме", который должен явиться в положенное для этого время.