Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Ислам в России / Ислам в Европейской России и Сибири / Исмаил-Бей Гаспринский. Идея русско-мусульманского единства

Исмаил-Бей Гаспринский. Идея русско-мусульманского единства

Происходя из знатной крымско-татарской семьи, И.-Б.Гаспринский (фамилия — от родового имения Гаспра близ Ялты, в Крыму), в отличие от других исламских интеллектуалов России, получил не только традиционное, но и европейское образование. Обучался в Московском кадетском корпусе и парижской Сорбонне. Издаваемая им в Бахчисарае с 1883 г. газета "Терджиман"

53

("Переводчик") стала ведущим органом джадидской мысли как среди мусульман России, так и во всем мусульманском мире (ее читали даже в Индии) /54/.

В молодости Гаспринский был близок к семье известною русского публициста и журналиста М.Каткова и панславистскому кругу редактируемой им газеты "Московские ведомости". Под их влиянием он пришел к пониманию России, как общей родины и для русских, и для мусульман. Свою концепцию русско-мусульманского консенсуса Гаспринский изложил в изданной им в 1881 г. книге "Русское мусульманство", а также цикле статей в газете "Терджиман" за 1896г. под общим заглавием "Русско-восточное соглашение".

По мнению Гаспринского, "русский человек наиболее легко сходится и наилучше уживается с различными народностями, привлекая их простотой, отзывчивостью и врожденной человечностью, свойственной русскому характеру. Этим объясняется, что мусульмане не чувствуют себя чужими на Руси и не чуждаются общения и сближения с русскими людьми" /45, с.199/. Тем самым создаются благоприятные условия для интеграции мусульман в российскую жизнь: в конце XIX века в Москве и Санкт-Петербурге проживали уже тысячи мусульман, считая эти города для себя родными.

Идею аль-Афгани о единстве мусульманских народов перед лицом колониальной экспансии европейских держав Гаспринский интерпретирует как союз мусульманского мира с Россией: "Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная. Экономическая и индустриальная сила русского народа несравненно менее опасна, чем западная, менее коварна, более терпима. Мусульманин и русский могут еще вместе или рядом пахать, сеять, растить скот, промышлять и торговать: их умения не слишком разнятся. Но рядом с европейцем мусульманин должен обнищать и стать батраком, как оно и случается в Турции, Египте, Индии и Персии" /45, с.201/.

Анализируя международную обстановку начала XX века, Гаспринский делает вывод, что союз России с мусульманским миром сделает невозможным развязывание войн в Европе и Азии со сто/юны европейских колониальных держав. Суть политики этих держав в XYIII-XIX веках, как считает Гаспринский, состояла в том, чтобы

54

"грабить экономически весь Восток, держась на дружеской ноге с правителями России, и ослаблять при этом саму Россию ее периодическими войнами с мусульманами, снаряженными и вооруженными западными друзьями" /45, с.201/.

Подлинные геополитические интересы России, по мнению Гаспринского, диктуют необходимость ее союза с Турцией, Ираном, Афганистаном. Подобный же союз будет возможен в том случае, если мусульманское население этих стран будет твердо уверено." что Россия и русские не имеют надобности и желания посягать на их троны и верования" /45, с.204/. А это может быть возможным лишь тогда, когда российское правительство обеспечит полноправное участие мусульман самой России в ее государственной и общественной жизни.

Однако, "в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало всегда так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте" /45, с.211/. Такая близорукая политика привела к тому, что "русское мусульманство не сознает, не чувствует интересов русского отечества; ему почти неведомо его горе и радости, ему непонятны русские общегосударственные стремления, идеи" /45, с.209/. А ведь благодаря принципам исламской религии российские мусульмане могли бы войти в круг лучших граждан российского отечества, ибо, как писал Гаспринский, "по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом терпимости" /45, с.215/.

Прозорливость Гаспринского подтвердилась уже после его смерти, когда Турция оказалась вовлеченной в войну против России на стороне Германии. При этом некоторые эмигрантские группы в Германии занялись формированием добровольческих мусульманских отрядов "для освобождения мусульман от русского ига". Непоследовательность политики русского правительства в отношении мусульманства, о которой говорил Гаспринский, привела к тому, что многие мусульмане поддержали большевистский переворот /52/.

Наследие Гаспринского в советское время было под запретом, поскольку сам мыслитель считался "буржуазным националистом" и "контрреволюционером", Актуальность его идей велика и в настоящее время. Это еще раз подтвердила прошедшая в марте 1991 г. в

55

Симферополе под эгидой ЮНЕСКО научная конференция на тему: "Исмаил Гаспринский — выдающийся мыслитель и гуманист". В апреле того же года, в котором исполнилось 140 лет со дня рождения Гаспринского, на мусульманском кладбище Бахчисарая была найдена и восстановлена его могила /55/.