Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Ислам в России / Ислам на Северном Кавказе / Исламские северокавказские религиозно-политические движения

Исламские северокавказские религиозно-политические движения

В условиях активизации исламской религиозной жизни и исламизации политической и культурной элиты к исламу так или иначе обращаются почти все политические партии и движения Северного Кавказа. Формируются и самостоятельные исламские политические организации. Наиболее многочисленную региональную структуру в республиках Северного Кавказа имеет уже упоминавшаяся Исламская партия возрождения.

Действуют и региональные политические движения исламской ориентации. Наиболее многочисленная из них - Исламская демократическая партия Дагестана, которая стремится к союзу исламского и демократического движения, выступает за единый демократический Дагестан в составе России. Другие исламские политические организации существенной роли в политической жизни региона не играют.

110

В целом влияние религиозно-политического движения ислама на Северном Кавказе, как и в Европейской России и Сибири, не стоит переоценивать. Молодые северокавказские исламские лидеры пока избегают непосредственного включения в политическую борьбу. Они предпочитают работать на дальнюю перспективу, имея в виду в будущем вовлечение северокавказских республик в сферу исламской цивилизации /106, 140/.

***

В общем контексте проблем российского ислама важна ситуация, возникшая в связи с чеченским конфликтом. Одним из наиболее наболевших вопросов является конфессиональный, поскольку чеченский конфликт по меньшей мере трижды касается мусульман России.

Во-первых, он неизбежно вызывает у них чувство конфессиональной солидарности. Во-вторых, стимулирует их политическую активность как религиозной общины. Вместе с тем, в-третьих, стремление вырваться из Российской Федерации вступает в противоречие с идеей мусульманской общины России, лежащей в основе идеологии сразу двух исламских политических организаций - участвовавшего в декабрьских выборах 1995 г. в Государственную Думу Общероссийского мусульманского общественного движения "Hyp" ("Свет") и публично поддержавшего объединение "Наш дом Россия" Союза мусульман России /149/.

Если подводить итоги, то придется констатировать, что российский вариант исламской цивилизации, сумевшей трудно и противоречиво врасти в тело унитарно-светского государства, сохраняет свою жизнеспособность. Никакие политические акции властей по отношению к исламу, имевшие место на протяжении нескольких столетий, так и не смогли дестабилизировать исламский социум. Поколениями укрепленные в российской действительности мусульмане весьма успешно применяют гибкие меры и прагматизм, заложенный в вероучении Мухаммада, по отношению к реалиям современности.

111