Конфессиональная организация ислама

Отличительная черта ислама — отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским правителем. Однако и впоследствии институционализированное духовенство было для ислама нехарактерно. Имамом (то есть предстоятелем на молитве) может быть любой мусульманин, лучше других знающий Коран, а среди знающих Коран, тот, кто лучше знает Сунну. Имам, произносящий проповедь-хутбу во время пятничной молитвы (джума-намаз), носит наименование хатиба.

Руководство религиозной жизнью мусульман в пределах конкретного региона (часто — государства) обычно сосредотачивается в руках наиболее авторитетного священнослужителя (избираемого из числа имамов или назначаемого светской властью) — муфтия (у суннитов), муджтахида или шейх-уль-ислама (у шиитов). При муфтиях действуют также советы улемов (алимов) — наиболее авторитетных теологов-правоведов.

Надзор за соответствием шариату жизни мусульманских общин осуществляют казии (кази) — шариатские судьи (в исламских странах на них возложено ведение судопроизводства). К младшим священнослужителям относятся муэдзины — возглашающие азан (призыв к молитве). Бытует общее наименование мусульманских священнослужителей — мулла (господин).

В исламе отсутствует особый обряд освящения молитвенных зданий. Храмом считается лишь Кааба, тогда как мечеть (масджид — "место, где совершаются земные поклоны") является лишь молитвенным зданием. При этом, вплоть до конца эпохи Омейядов, мечети являлись прежде всего средоточием государственной и общес-

11

таенной жизни, и лишь при Аббасидах сделались исключительно местом богослужения. Тогда же при мечетях возникли школы по изучению Корана и исламского вероучения — мактабы (начальные), а также медресе (средние и высшие) /1/.