Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В. Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственный характер: "Третья и последняя из мировых религий возникла в иных условиях,
12
чем две первые, и имела иную судьбу. Буддизм был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии; христианство - народом, который один из всех народов древности сумел возвыситься от национальных верований до почитания единого для всех народов Бога} ислам возник среди народа, не принимавшего до тех пор почти никакого участия в религиозной и вообще в культурной жизни человечества. Первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены несколькими столетиями от основателей религии. Мухаммад положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакьямуни до Ашоки и христианство от Христа до Константина Великого" /1, с. 81/.
Ряд авторов отмечает рецептивный (заимствующий) характер некоторых положений ислама, сформировавшихся под влиянием уже существовавших на Востоке религий (христианства, иудаизма). Так, среди пророков-посланников (расул-ислам), предшествовавших Мухаммаду, в Коране названы как ветхозаветные персонажи древнееврейских книг — Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), так и персонажи христианских книг Нового. Завета — Иоанн Креститель (Яхья) и Иисус Христос (Иса). Причем последний именуется в Коране "Слово Бога и Дух Его ". Отмечается также наличие в исламе культа Иерусалима как священного города: упоминаемая в Коране "отдаленнейшая мечеть" отождествляется с Иерусалимским храмом (мечеть Аль-Акса, воздвигнутая на месте Иерусалимского храма — третья по значению святыня ислама после храма Кааба в Мекке и могилы Мухаммада в Медине).
Вместе с тем представляется более обоснованной точка зрения, согласно которой проповедь Мухаммада — наиболее последовательное восстановление семитской традиции единобожия. Так, австрийский востоковед И. Гольдцигер, указывая многочисленные идейные влияния на формирование исламских воззрений (эллинистических идей — на догматику, римского права — на шариатские школы, неоплатонизма — на суфизм), отмечает, что все это не принижает религиозного творчества Мухаммада: "Призыв к исламу —
13
преданию себя Богу - Мухаммад впервые возвестил как дело духовной жизни всей совокупности людей. Грубый и бесплодный политеизм, проникнутый фетишизмом, не мог поднять нравственного уровня общества. Мухаммад выступил как реставратор, восстановитель фальсифицированной религии Авраама" /5, с.36/. Не случайно Мухаммад придавал такое значение очищению Каабы — древнего святилища единого Бога, воздвигнутого Авраамом — от языческих идолов.
Главная особенность религиозной системы ислама — его предельно чистый и бескомпромиссный монотеизм (единобожие). Сам Мухаммад — не воплотившийся Бог, а лишь передающий Откровение Бога. При этом успех деятельности Мухаммада — доказательство исхождения его слов от Бога. Мухаммад создает общество и государство, основываясь на данном Богом законе, а потому религиозная организация изначально слита с организацией социальной, и социально-политическая жизнь входит в ткань религиозной проблематики. Следовательно, задача религиозно-политического руководства — не просто утверждение истинной веры, но и достижение порядка и благополучия общины.
Важнейшее следствие этого — относительная веротерпимость ислама к другим монотеистическим религиям: ислам допускает различные точки зрения, если они не ведут к дезинтеграции общества. Потому Мухаммад, борясь с оружием против "кяфиров" — идолопоклонников, проявляет полную терпимость к "людям Книги" — христианам и иудеям: хотя последние, с точки зрения ислама, и отступили от единобожия Исы и Мусы, однако почитание ими единого Бога приближает их к общине правоверных /6/. Потому религиозные преследования в исламских странах широкого распространения не получили. При первых халифах притеснение находящихся под защитой мусульманских владык христиан и иудеев осуждалось правоверными как преступление /5/.
В этом - одна из причин расцвета арабско-мусульманской культуры в YIII — XI веках. Как отмечал академик В. Бартольд, "Халифат имел перед Византией то преимущество, что в нем объединялись более многочисленные и более разнообразные культурные элементы, к тому же находившие под властью арабов, благодаря
14
установленной Кораном веротерпимости, больший простор для своей деятельности, чем под властью византийских императоров... Стремление каждого возвеличить свой народ и свою веру не мешало этим культурным элементам учиться друг у друга" /1, с.152/.