Введение

Уриэль Акоста* был одним из прогрессивных мыслителей первой половины XVII в. Своей неутомимой борьбой против религиозной идеологии он занял прочное место в истории атеизма.

Точная дата рождения Уриэля не установлена. Исследователи его жизни утверждают, что он родился между 1581 и 1585 гг.

Прошло около 400 лет со дня его рождения. Прогрессивное человечество не забыло его имя. Оно живет и по сей день и никогда не изгладится из памяти тех, кто защищает справедливость и истину.

Об Акосте писали П. Бейль в «Историческом словаре» (впервые был опубликован в 1695 г.), Вольтер, Гердер. Выдающийся немецкий драматург К. Гуцков воссоздал образ Уриэля Акосты в одноименной трагедии. С 13 декабря 1846 г., т. е. с того дня, когда трагедия была впервые поставлена на сцене Дрезденского придворного театра, и поныне художественный образ Акосты живет интенсивной жизнью.

Трудам Акосты посвящены «Заметки о жизни и произведениях да Косты» К. Михаэлис (Коимбра, 1922) и книга К. Гебхардта «Die Schriften des Uriel da Costa mit Einleibung, Uebertragung und Regestern» («Сочинения Уриэля Акосты с предисловием, переводом и реестрами»), которая была опубликована «Обществом Спинозы» во втором томе «Библиотеки Спинозы» (Амстердам, 1922). Работа Гебхардта представляет собой собрание материалов и документов, относящихся к жизни и философскому творчеству Акосты. Она, по верной характеристике советского философа И. К. Луппола, положила прочное основание для исследования критики религии и концепции морали Уриэля Акосты.

Любопытной работой о становлении и развитии идей Акосты представляется книга И. Кастена «Uriel da Costa», опубликованная в Берлине в 1932 г.

* Более точное начертание его фамилии — да Коста. Мы, однако, будем пользоваться тем написанием, которое чаще всего встречается в литературе,— Акоста. При крещении Акоста получил имя Габриэль. Уриэлем он стал называться после принятия иудаизма.

3

Что касается трудов самого Акосты, то общие результаты исследования таковы.

В 1616 г. он выдвинул одиннадцать тезисов против иудейской традиции. Они содержатся в книге итальянского иудейского богослова Леона Модены «Щит и латы» (Венеция, 1617). Тезисы представляют интерес потому, что рационалистическая критика талмудизма была первой попыткой вольнодумца выйти за пределы религиозного мышления вообще.

В 1623 г. Акоста составил полемический трактат о смертности души человека Клерикалы его уничтожили. В ответ на неопубликованный памфлет Акосты в Амстердаме в том же году был издан «Трактат о бессмертии души» воинствующего клерикала Семуэля да Сильвы. Трактат содержит 168 страниц и состоит из посвящения «Благосклонному читателю» и тридцати одной главы. В главах XIII—XXVIII да Сильва приводит выдержки из сочинения Акосты «О смертности души». Да Сильва полностью воспроизвел три главы (XXIII, XXIV и XXV) из названного произведения Уриэля.

В 1624 г появился трактат Акосты под названием «Исследование фарисейских традиций в сравнении с писаным законом Уриэля, еврейского юриста, с возражением некоему Семуэлю да Сильва, его лживому клеветнику». Церковники книгу сожгли.

В 1640 г. имела место трагическая попытка Акосты примириться с иудейской общиной и была завершена предсмертная автобиография под названием «Пример человеческой жизни».

Как видно, литературное наследие Уриэля Акосты крайне невелико. «Пример человеческой жизни» сохранился полностью, остальные произведения — только в фрагментах. Тем не менее Уриэль принадлежит к числу тех личностей, значение которых измеряется не количеством написанного, а тем, что, когда и как написано.

Труден и извилист был жизненный путь Акосты. В его духовной жизни намечаются три периода: ранний — студенческие годы, изучение в университете города Коимбра канонического права, знакомство с учением Аристотеля; второй — период сомнений в святости христианских догматов, разрыв с католицизмом и переход в иудаизм; наконец, период, связанный с пропагандой рационалистических и реалистических воззрений на земное происхождение так называемых свя-

4

щенных книг, человеческой души и норм нравственности.

Личность Уриэля противоречива. Но, писал И. К. Луппол, Акоста «был значительной исторической фигурой европейского масштаба, представляющей большой интерес для исследователя — историка идей и мировоззрений» *.

Разумеется, как и всякий другой мыслитель, Уриэль не мог жить в бытовой и культурной изоляции. Истоки его взглядов коренятся в учении испанских философов XVI в., в итальянской натурфилософии XV—XVII столетий, в искусстве прославленного поэта Португалии Камоэнса.

Дело, однако, не только в том, что Акоста находился под влиянием современных ему философских учений. Жизнь и творчество этой удивительной личности служили примером для философов и ученых его времени и последующих времен, в частности для Б. Спинозы.

В книге «Трагедия Уриэля Акосты», опубликованной в 1968 г. издательством «Наука», автор стремился воссоздать облик и духовную атмосферу Акосты, используя документы, а также исторически и художественно правдоподобный домысел. В настоящей работе художественные средства выражения используются мало. В сравнительно небольшой по объему книге автор пытается проследить неразрывную связь между строем идей Акосты и социальным миром эпохи, проанализировать содержание его философии и показать ее генезис.

Для исследования творческого наследия Акосты привлечены труды X. Вивеса, Ф. Бэкона и Р. Декарта, а также работы В. Асмуса, Д. Неру, И. Зонне и других ученых и деятелей культуры, которые помогают осмыслить идеи Акосты, сложившиеся в непрестанной борьбе против религиозного фанатизма, за право человека, пользуясь словами Спинозы, «думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает» 1.

* Дакоста Уриэль «О смертности души человеческой» и другие произведения М , 1958, с 7 (В дальнейшем ссылки на это издание даются с указанием страницы в тексте )

5