В защиту личности

Современные буржуазные реакционные философы и богословы пишут о катастрофах, угрожающих человеку, о демографическом взрыве, так как, по их подсчету, к 1984 г. на Земле будет 5 млрд. человек, из коих 500 млн безработных. Они, безработные, разрушат все ценное в человеке. Кто же в этом виноват? Разве не система общественных отношений, порождающая анархией производства нищету и голод, обрекающая миллионы обездоленных людей на вымирание? Защитники

58

социальной системы господства и подчинения проповедуют, что зло заложено в самом человеке...

А еще Акоста говорил, что больше всего его угнетает наивная вера людей в существование «вечного блага и вечного зла» и будто в зависимости от поступков на земле человек «будет вкушать блага и не мучиться во зле». Он хорошо помнил шуточный совет Петрарки: «Не возлагай слишком больших надежд на милосердие, ибо, если отчаивающихся Господь ненавидит, то над питающими нелепые надежды он смеется» 10.

Раскованное сознание Акосты свидетельствовало о борьбе, которая разыгралась в начале XVII в. в Голландии между представителями схоластики и догматизма и представителями гуманизма и атеизма.

Мысль Акосты не только разрушала и отрицала. Она и создавала и защищала. В философских антицерковных произведениях Акосты превозносится человек высокой чести, как в произведениях Лопе де Вега утверждается гуманистическая концепция личности:

Нет! Никогда не умирает тот,

Чья жизнь прошла светло и беспорочно,

Чья память незабвенная живет,

В сердцах людей укоренившись прочно.

Ведь раб не тот, кто стонет под кнутом,

Не тот отшельник, кто по воле неба

Живет в уединении глухом,

И нищ не тот, кто просит корку хлеба.

Но тот и раб, и нищ, и одинок,

Кто в жизни выбрал спутником порок

И продал честь за сладкий яд отравы.

Свободу ж, царство, счастие нашел

Тот, кто избрал при жизни ореол

Высокой чести и бессмертной славы 11.

Быть человеком! Что это значит? Вопрос не новый. «Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений» 12.

В век научно-технической революции проблема личности приобретает особый характер. Человечество вступило в новую эру. С незапамятных времен, пишет автор книги «Человеческие качества», видный итальянский общественный деятель А. Печчеи, человек, изобретая остроумные приспособления, облегчающие ему жизнь, медленно, со скоростью черепахи, полз по пути прогресса. А теперь? Темпы развития стали благодаря научно-технической революции резко возрастать. В связи с этим возникла своеобразная совокупность проблем психоло-

59

гического, социального, политического, демографического, экологического порядка. Сумеет ли человек преодолеть эти огромные трудности? «Я вовсе не так наивен,— говорит А. Печчеи,— чтобы надеяться сразу получить ответы на все эти вопросы, и все-таки я считал необходимым прямо их поставить, хотя бы для того, чтобы постепенно искать возможные ответы и решения» 13.

Рассматривая динамику человеческого развития, А. Печчеи считает, что главной ее причиной является трансформация человеческого сознания и его духовных ценностей. Диагноз, думается, неточный. Научно-техническая революция обусловлена великими достижениями науки и техники, новейшими открытиями в физике и биологии, приобретением человеком особой мощи. Однако сам он формируется в определенных социальных условиях. Этого забывать нельзя. Научно-техническая революция по-разному протекает, живет и действует в странах капитала и в социалистических государствах.

Человек стал иным. Это верно. Не только потому, что он смог сформулировать общую теорию относительности, научился расщеплять атом, овладевать космосом, обнаруживать множество элементарных частиц, но и потому, что он осмыслил глубинные законы общественного развития и научился ими управлять.

Современные люди умело пользуются во всех своих научных, социальных, политических делах разумом и его великими достижениями. Это умение они стали обретать с тех самых времен, когда научились сбрасывать с себя религиозные и мистические цепи, опутавшие человеческое сердце и разум. К передовым людям, ориентирующимся на разум, принадлежит и Акоста. Разрыв с богословским и схоластическим типом мышления и переход на позиции гуманистов и натурфилософов определяли концепцию личности Уриэля, его понимание человека. После того как он преодолел и страх и веру в потусторонний мир, обнаружил простую истину, что Библия — произведение людей, что нет абсолютного добра и зла, он наконец понял, что человек вписывается в реалистическую картину мира как органическая часть природы.

Враги Акосты прозвали его «эпикурейской свиньей», последователем Эпикура. В «Примере человеческой жизни» Акоста писал, что Семуэль в своей книжке «О бессмертии души» бранил его как приверженца Эпикура (84). И это потому, что мыслитель XVII в., как

60

и его древний учитель, говорил: философия — это сила разума, ведущая человека к подлинному счастью; философия — это искусство истины и искусство жизни. К. Маркс писал, что Эпикур «был подлинным радикальным просветителем древности, он открыто нападал на античную религию, и от него ведет свое начало атеизм римлян, поскольку последний у них существовал. Поэтому Лукреций и прославлял Эпикура как героя, впервые низвергнувшего богов и поправшего религию, поэтому же у всех отцов церкви, от Плутарха до Лютера, Эпикур слывет безбожным философом... называется свиньей» 14. В полной мере следует отнести приведенные слова К. Маркса к иудейским клерикалам, которые, как и отцы церкви, возненавидели вольнодумство Эпикура и его последователей, в том числе и Акосту.

Несмотря ни на что, Уриэль мужественно защищал право на свободомыслие, самоотверженно боролся против произвола и грубой силы. Первый шаг был сделан. Он опрокинул мнение тех, кто считал, что традиции и авторитет священны. Теперь он докажет, что в новый мир нельзя прийти со старыми представлениями о человеке. Для нового мира должны быть новые мерки. Религия с ее законами — негодное средство для познания объективной действительности и человека.

Долгий и трудный путь к свету требует убежденности и стойкости. Уриэль был на высоте этих требований. С годами Акоста возмужал. Борьба закалила характер. Велением времени он был призван выйти за рамки гетто и прийти в большой мир, где шла кровавая война против засилья и диктатуры церковной догмы. Социальные и политические отношения буржуазной Голландии вызвали его страстный порыв, его дерзновенную критику идеологии феодализма. Путь вольнодумца тернист. Иногда он и оступается. Однако грядущие поколения с благодарностью вспоминают его подвиг и отдают должное его мужеству.

61