Выводы

Распад средневековых представлений о мире вызвал потребность в новых духовных ориентирах, пробудил волю к поискам реалистического понимания смысла жизни. Акоста был одним из первых в начале XVII в. в Голландии, кто откровенно ратовал за полное освобождение личности от церковных оков, за ее моральное обогащение, за гармонию разума и совести.

В борьбе за воплощение этой философии в реальное социальное бытие он допустил немало ошибок. Поступательный ход истории их «снял» и оценил его исторические заслуги в разработке проблем гуманизма и атеизма. Странствование Уриэля Акосты в мире идей не было безмолвным, шаги его в истории слышны и поныне. И это потому, пользуясь словами А. Эйнштейна, что «моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения» 1. Уриэль Акоста мужественно защищал свои этические принципы, проявив недюжинный характер и необычайную силу разума в сочетании с голосом совести.

Проблема взаимоотношений «интеллектуальных достижений», т. е. науки и морали, является весьма и весьма актуальной. Она сегодня занимает многих ученых в нашей стране и за рубежом. Среди людей науки имеются и такие, которые говорят: наука объективна и беспристрастна, никакого отношения к судьбам мира она не имеет, судьбы мира и человека — дело политиков и моралистов. Однако наука, писал академик Н. Н. Семенов, при всей своей беспристрастности не может не служить обществу, не зависеть от него. Помимо воли ученых наука выступала и выступает как одна из сторон общественного развития. А так как почти каждое научное открытие и техническое изобретение могут быть использованы в целях войны, то прогрессивные ученые не могут не задуматься «над гуманистическими и моральными проблемами научного творчества» 2. Ученые не могут быть свободны от морали. Наука не демон, который над ними властвует. Деяния науки зависят от воли и сознания людей. В обществе, где законы его развития осмыслены, как это имеет место при социализме, наука и нравственность гармоничны.

Обращаясь к Акосте, его приверженности к моральной философии, мы можем сказать, что он не был

110

схимником и равнодушным мыслителем. Наоборот, он страстно призывал человека познавать мир и воспитывать в себе высокие моральные качества. Его «Пример человеческой жизни» — действительно пример честной и возвышенной службы прогрессу, науке и морали.

Акоста вел войну за прогресс почти в одиночестве. При жизни он имел ничтожно малое число приверженцев. Зато его образ вызывал симпатии у последующих поколений борцов против социального зла, в защиту права разума свободно искать истину.

Широкую популярность приобрела личность Уриэля Акосты благодаря одноименной трагедии К. Гуцкова. Образ ее главного героя волновал и привлекал великих актеров Запада и России XIX и XX вв. У нас Уриэля играли такие богатыри сцены, как А. П. Ленский, К.С. Станиславский, С. М. Михоэлс, А. А. Остужев.

До Остужева Акосту играли как жертву религиозного фанатизма и изуверства. Остужев же «показал энтузиазм борца за лучшие идеалы человечества, темперамент свободной и гордой человеческой мысли, несгибаемую силу духа. Акоста Остужева гибнет в страшной и напряженной борьбе, до конца не подчиняясь косной, темной и злой среде, до конца сражаясь за свободу научного исследования, за право человека на истину» 3. Примечательно признание самого А. А. Остужева: «...Для меня Уриэль Акоста — образ обобщенный, образ борца за передовые идеи, за человеческую мысль, движущую вперед историю» 4. Статью об Акосте, вспоминает Ю. Айхенвальд, Остужев начал словами о том, что «в лагерях десятки тысяч людей томятся за свои убеждения... в фашистской Германии втаптывается в грязь человеческое достоинство людей разума и науки, что в этих условиях лично он должен что-то сделать.

Никогда прежде люди так не нуждались в том, чтобы гуманистическая культура, культура «разумного, доброго, вечного», громко и уверенно заявила о себе (речь идет о 1941 г.— М. Б.). И она заявила о себе образом остужевского Акосты, его голосом, его искренностью, самой манерой его игры. Она жила, обнадеживала людей, и люди были благодарны за это» 5.

В интерпретации русских и советских актеров Акоста — вдохновенный, мятущийся и взволнованный человек, который бросил вызов косности и лицемерию.

Подвиг Акосты навсегда сохранится в памяти прогрессивного человечества. 400-летие со дня его рождения будет отмечено всеми, кому дорого торжество истины.

111