Раскованное сознание

В автобиографии Уриэль сообщает: немного дней спустя после принятия иудаизма «я узнал, что обычаи и установления иудеев нисколько не соответствуют предписаниям Моисея». Имея в виду талмудистов, Акоста далее пишет: «Люди, которых без всякого на то основания именуют мудрецами иудеев, изобрели бесчисленное множество полных отступлений от закона. Поэтому я не мог удержаться — даже думал этим угодить богу — и открыто стал защищать закон» (83).

Итак, не успев утвердиться в иудаизме, Акоста поднял бунт против иудейских мудрецов — составителей Талмуда.

Уместно сказать несколько слов о нем.

В основе трактатов Талмуда лежит Закон, или Пятикнижие Моисея, или Тора, которая была обнародована в V в. до н. э. Иудейские жрецы и книжники объявили, что Тора — книга богооткровенная, и усиленно распространяли легенду о том, будто ее получил пророк Моисей на горе Синае непосредственно от бога Яхве. И хотя в самом Пятикнижии провозглашено: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того» (Второзаконие, IV, 2),— все же жизнь настоятельно требовала «добавления» и «убавления». Приспособлением Торы к конкретным историческим ситуациям занялись талмудисты. Они разработали множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на сохранение иудаизма.

По структуре своей Талмуд состоит из искусственно соединенных различных по форме и содержанию элементов. Здесь и утомительные дискуссии иудейского духовенства о культе, и богословские запутанные рассуждения о догматике, и поучения о морали, и религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, а также элементарные сведения по медицине, математике и географии, притчи и пословицы, сказки и легенды, мифы и басни и т. п.

Столетиями первоначальное содержание Талмуда

26

передавалось от поколения к поколению изустно. Поэтому в отличие от Торы, которая именуется писаным законом, Талмуд называется устным законом.

Против доктрин Талмуда резко выступали в древности саддукеи, в средние века — караимы. Иудейские клерикалы и Акосту причислили к саддукеям и караимам. Кто они?

Религиозно-политическая группировка саддукеев (II—I вв. до н. э.) в древней Иудее состояла из землевладельческой знати, начальников крепостей, дипломатов и прочей аристократии. Саддукеи признавали святость только Закона (Торы) и отрицали устное учение с его догматами о бессмертии души и загробном воздаянии.

Караимство — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. среди иудеев Вавилонии. Секту возглавил Анан бен Давид, поэтому ее приверженцев иногда называют ананитами.

Караимство отражало наметившийся кризис в окостеневшей талмудической идеологии. Отрекшись от официального иудаизма, караимская община провозгласила Анана своим законным вожаком. Любопытно, что Анан и его последователи «в своей оппозиции Талмуду ссылались на основателя христианства. По их мнению, Иисус... вовсе не хотел быть признанным пророком, ни противопоставить иудейству новую религию, а желал только подтвердить Тору и отменить человеческие законы... Признавая основателя христианства, Анан в то же время воздавал дань уважения Мохамеду...» 1. Сторонники караимства не только отрицали Талмуд и защищали святость одной лишь Торы, но и привнесли в иудаизм элементы арабской философии. Таким образом, караимство пыталось разбить религиозные узы, державшие иудеев в строгой изоляции от других культур.

Как среди арабов в период, предшествовавший распространению ислама в Аравии, получили распространение христианство и иудаизм, так и среди евреев под влиянием караимства получила распространение арабская философия. Взаимовлияние обогатило и арабскую и еврейскую культуры.

Последователи Анана указывали на духовную общность ананитов и саддукеев: и те и другие считали священным писанием только Ветхий завет. Однако они различались по некоторым вопросам догматики. Ученики Анана в отличие от своих древних единомышленни-

27

ков верили в пришествие мессии и в воскресение мертвых.

Уриэль Акоста в ходе борьбы с иудаизмом познакомился с доводами саддукеев и караимов, направленными против Талмуда. Знал он и основные талмудические догматы. Учителя Коимбрийского университета в своих лекциях неоднократно обрушивались на них. Но видимо, Уриэль не предполагал, что иудейская община Амстердама решает религиозные казусы и регламентирует жизнь общины в соответствии с предписаниями Талмуда.

Акоста решил, что руководители амстердамской паствы иудеев своевольничают. А как в других общинах?

Один из братьев Уриэля был совладельцем банка в Гамбурге, вел торговые операции с купцами Венеции. По просьбе и поручению брата Акоста часто бывал в этих городах и установил контакты с местными маранами, такими же, как он, неофитами и скептиками.

Венецию Уриэль впервые посетил в 1615 г. Здесь он познакомился с произведениями итальянских гуманистов, что расширило его знания в области религии, искусства и философии

В Венеции, являвшейся одним из мировых центров книгопечатания и книжной торговли, «во второй половине XVI в. существовало 113 типографий, которые печатали ежегодно в среднем около 90 книг» 2. Разумеется, там Уриэль Акоста нашел для себя важную литературу по философии и этике. О состоянии его духовности того периода можно лучше всего сказать словами Франческо Петрарки: «Неподготовленной душе путешествия не приносят никакой пользы, подготовленную исцеляют, исцеленную охраняют» 3.

Ссылаясь на книжный каталог, систематизированный Н. Бассе и И. Клессом, советский исследователь натурфилософии итальянского Возрождения А. X. Горфункель пишет, что особый интерес в каталоге представляет раздел «Философия»: «Понимаемый составителями каталогов в самом широком смысле, он фактически включает в себя всю научную литературу, за исключением традиционных «факультетских» наук средневековых университетов — теологии, юриспруденции и медицины, а также истории, поэзии и музыки. В раздел философии латинской части каталогов входит и собственно философия, как она тогда понималась,— метафизика, логика, диалектика, риторика, и вся моральная

28

философия — этика и политика, и, главное, натуральная философия со всеми включаемыми в нее естественными науками (физикой, математикой, астрономией, трактатами о растениях и животных)...» 4 В каталогах числилось более 3 тыс. латинских и около семисот немецких, французских, испанских и итальянских названий. «Таков круг книг, с которыми имел дело западноевропейский ученый конца XVI столетия» 5.

Живя в Венеции, Акоста получил доступ к широкой научной информации, знакомился с новыми идеями натурфилософии и этики. Главное, что он усвоил,— это новое понимание человеческой личности. Но новое понимание человеческой личности в культуре гуманизма было, пишет А. X. Горфункель, «теснейшим образом связано с новым пониманием природы. «Реабилитация» природы, оправдание мира и человека в борьбе с аскетическими традициями средневекового сознания означали и новое понимание природы как объекта научного исследования... Гуманизм по-новому ставит проблему отношения мира и бога, видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного божественного вмешательства и произвола» 6.

Именно в Венеции Акоста усвоил новую истину о природе и человеке, и именно здесь он впервые высказался против религиозных ценностей Талмуда. Жизнь человека, по учению талмудистов, лишена и тени красоты. Вся жизнь должна быть ограничена богом. А сам бог принял вид множества предписаний и запрещений, от которых человек буквально задыхался. В итоге деятельности талмудистов бог и его Тора превратились в самоцель, подавляя всякое стремление человека к социальному переустройству мира на принципах свободы и справедливости, познанию природы и общества.

Вооруженный идеями гуманизма и знанием итальянской натурфилософии, Акоста с особой страстью ополчился против дуалистической концепции Талмуда о сущности человека, согласно которой он состоит из двух абсолютно противоположных субстанций — из души и тела.

Первые свои возражения против Талмуда Акоста высказал в Венеции, а не в Амстердаме, придерживаясь совета Петрарки, который писал: «...не следует узнику, только что сбросившему оковы, бродить у ворот тюрьмы,

29

хозяин которой упорно, не зная сна, ходит взад и вперед, расставляя западни» 7.