1. Реформистская социальная доктрина церкви
Преемственность этой социальной доктрины
Социальная доктрина церквей отражает их отношение к важнейшим проблемам общественной жизни. Свою социальную доктрину имеют и пропагандируют церкви всех исповеданий, хотя она не всегда зафиксирована в строго сформулированных положениях директивного характера. Положения социальной доктрины церкви ее представители выдают за истины, основанные на «вечных», божественных предписаниях, соответствующих интересам всех людей независимо от их общественного положения.
На самом деле социальная доктрина церквей никогда не была общечеловеческой и надклассовой, она всегда служила интересам эксплуататорских классов. Она менялась и меняется в соответствии с изменениями в самом обществе. Этот процесс происходит медленно в силу консервативности религиозной идеологии и сопротивления влиятельных общественных групп, заинтересованных в незыблемости и неизменности существующих порядков. Поэтому идеология церквей всегда отстает от развития общества.
Маркс писал, что социальные принципы христианства защищали античное рабство, средневековое крепостничество и «умеют также, в случае нужды, защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата» 1. Это было написано в 1847 г. На протяжении прошедших с того времени почти 130 лет социальная доктрина христианских церквей уже не с «жалкими ужимками», а активно защищает капитализм и угнетение пролетариата, империалистические войны, колониальный разбой, кровавый фашизм.
В наше время церкви пересматривают свои богословские, догматические, культовые установления, вносят по-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 201
103
правки и в социальную доктрину. Это является формой приспособления к современности в целях сохранения влияния религии в условиях глубоких социальных изменений и научно-технической революции.
Сущность, а также характер эволюции социальной доктрины современных церквей в капиталистических странах можно проследить на примере римско-католической церкви, раньше других зафиксировавшей в посланиях римских пап, в работах ее теологов, в решениях двух ее соборов (1869—1870 и 1962—1965 гг.) свою программу по важнейшим вопросам общественной жизни. Эта программа в основных положениях принята другими христианскими, а в известной мере и нехристианскими церквами.
В то же время в социальной доктрине католической церкви периода капитализма сохранилась преемственность с социальной доктриной предыдущей эпохи — феодализма, а именно — в таких вопросах, как освящение частной собственности, социального неравенства и требование исключительного положения церкви и ее иерархии во главе с папой. В измененном виде они вошли и в социальную доктрину католической церкви периода капитализма, но получили иное назначение: они защищают капитализм, как в свое время защищали именем бога феодальный строй. Но так как свою социальную доктрину церковь стремится навязать широким массам трудящихся, то ей приходится маскировать ее классовый характер. Поэтому защита основ капитализма в социальной доктрине церкви сочетается с социальной демагогией. К тому же весьма общий характер ряда положений в социальной доктрине церкви дает возможность толковать их с противоположных позиций. Рассматривая эту доктрину, мы исходим прежде всего из официальных документов церкви.
Отношение к частной собственности
Защита частной собственности всегда была важной функцией церкви. В прошлом, в средние века, она была самым крупным земле- и капиталовладельцем и, защищая собственность, защищала и свои капиталы и земли, а также богатства господствующего класса феодалов. Вопрос о праве владения собственностью был превращен церковью в дело веры. Историк инквизиции Ли сообщает, что
104
последняя рассматривала как ересь мнение о бедности Христа. В середине XIV в. в Италии инквизиторы требовали от подозреваемых в ереси принести следующую клятву: «Клянусь, что я верую в своей душе и совести и исповедую, что Иисус Христос и апостолы во время их земной жизни владели имуществом, которое приписывает им Священное писание, и что они имели право ото имущество отдавать, продавать и отчуждать» 2. Защита собственности церковью, как видим, имеет традицию многих столетий. Вопрос о собственности занимает большое место в социальной программе католической церкви и периода империализма.
Социальная доктрина католической церкви применительно к условиям капитализма и империализма была сформулирована папой Львом XIII в энциклике «Рерум новарум» (1891 г.) 3. Во введении к энциклике отмечается обострение социальной борьбы как следствие прогрессирующей индустриализации, изменения отношений между наемными рабочими и собственниками средств производства, концентрации капитала в руках немногих и обнищания больших масс людей, а также роста самосознания рабочих, объединенных в союзы. Низшие слои народа, говорится в энциклике, ведут недостойное человека жалкое существование. Им необходимо помочь, так как они беззащитны перед лицом бессердечных предпринимателей и безудержной конкуренции. По существу, этим ограничивается критика капитализма.
По-иному говорится в этом документе о социализме: против него направлен весь первый раздел энциклики. Социализм обвиняется прежде всего в том, что он отвергает право частной собственности. «Социализм вредит рабочим», утверждается в энциклике и доказывается это тем, что путем экономии и сбережений рабочий может будто бы купить участок земли и стать собственником; если же право собственности будет отменено, то рабочий лишится возможности стать собственником. Эта аргументация несостоятельна, так как известно, что при капитализме происходит не увеличение числа мелких собственников,
2 Генри Чарльз Ли. История инквизиции в средние века, т. И. СПб., 1912, стр. 268-269.
3 Здесь и далее энциклика цит. по кн.: «Die Sozialen Rundschreiben Leo XIII und Pius XI». Freiburg, 1958.
105
а уменьшение, положение же абсолютного большинства рабочих таково, что заработная плата не дает возможности делать сбережения и стать собственником. К тому яге разве приобретение отдельными рабочими участка земли освободит рабочий класс от капиталистической кабалы? Таким образом, этот аргумент против социализма не только не состоятелен, по и демагогичен.
Частная собственность, говорится в «Рерум новарум»,— «от природы», она — «фактор порядка»; человек отличается от животного тем, что он не только пользуется предметами природы, но и длительно владеет ими. Самые различные доводы приводятся в энциклике в доказательство того, что помещики и капиталисты владеют землей, фабриками, капиталами по божьему соизволению и никто не может посягать на их богатства. Чтобы улучшить положение «низших слоев», говорится в энциклике, право частной собственности не должно быть нарушено.
В энциклике Льва XIII, как и в посланиях его преемников, немало говорится о том, что частная собственность должна служить «общему благу». Но это положение ни к чему не обязывает капиталистов, которые заботятся о прибылях, а не об общем благе.
Во всех последующих документах папства по социальным проблемам, вплоть до нашего времени, эти мотивы — защита собственности (основы капитализма) и вражда к социализму — являются главными.
В 1931 г., к сорокалетию «Рерум новарум», папа Пий XI опубликовал энциклику «Квадрагезимо анно» 4, посвященную тем же проблемам. За время, прошедшее со времени издания «Рерум новарум», в мире произошли грандиозные изменения и главнейшее из них — торжества социалистической революции и успешное строительство социализма в СССР. Капиталистические же страны переживали острый экономический кризис. Углубились все противоречия капитализма, обострилась классовая борьба. Новая социальная энциклика папы римского была рассчитана на то, чтобы ослабить влияние революционных, социалистических идей в народных массах, подорвать симпатии к Советскому государству, укрепить позиции капитализма. И в энциклике «Квадрагезимо анно» значитель-
4 Энциклика пит. по кн.: «Die Sozialen Rundschreiben Leô XIII und Pius XI». .
106
ное место занимает вопрос о праве частной собственности. Напоминаем вам, говорится в тексте, как папа Лев XIII «бесстрашно защищал собственность против тогдашнего социализма».
С еще большим усердием, чем Лев XIII, папа Пий XI убеждал верующих в божественности и вечности института собственности: собственность — от бога, и даже злоупотребление ею или непользование не влечет за собой потерю прав на нее. В свете этого заявления лицемерным являются казуистические рассуждения (не новые в церковном учении) о «двойственном характере собственности»: будучи владением отдельных лиц, имеющих право распоряжаться ею по своему произволу, она в то же время имеет общественный характер и должна служить общему благу. На самом деле, как уже отмечалось, капиталистам нет никакого дела до общего блага.
«Депролетаризация пролетариата»
В «Квадрагезимо анно» признается тяжелое положение промышленного и сельскохозяйственного пролетариата, говорится о неправильном распределении богатств, о существовании большой массы пролетариев и небольшого числа сверхбогачей. Для изменения этого положения энциклика рекомендует осуществить «депролетаризацию пролетариата». Что понимается под этим требованием, которое часто фигурирует в католической литературе? Необходимо, говорится в энциклике, всеми силами работать над тем, чтобы хотя бы в будущем вновь создаваемые богатства в относительно меньшей мере скапливались в руках имущих и в большей мере — в руках наемных рабочих, но не для того, чтобы освободить рабочего от труда, а для того, чтобы он бережливостью увеличил свое состояние, преодолел необеспеченность пролетария и сознавал, что после его смерти члены семьи не останутся без средств к жизни. Вот, следовательно, что вкладывается в понятие «депролетаризации пролетариата»: рабочий должен экономить и таким путем преодолеть свою «необеспеченность пролетария». Но и при такой «депролетаризации» рабочий остается пролетарием, живущим только за счет продажи своей рабочей силы, зависящим от произвола капиталиста, всегда находящимся под угрозой быть выброшенным на улицу, под угрозой безработицы.
107
Капитализм, говорится в «Квадрагезимо анно», не должен осуждаться, так как сам по себе он не плох, искажение начинается тогда, когда капитал, не считаясь с человеческим достоинством рабочих, общественным благом и справедливостью, направляет хозяйство по своим законам и в своих выгодах. Но ведь капитализм не может быть иным. Католические социологи хотят, чтобы капитализм сохранился, но чтобы он стал «хорошим»: платил «справедливую заработную плату» рабочим, уважал их человеческое достоинство, заботился об общем благе.
На протяжении всего последнего столетия церкви говорят об улучшении капитализма. Между тем за это время капитализм совершил неслыханные преступления перед человечеством: достаточно напомнить о двух мировых войнах, о зверствах колонизаторов, о фашизме.
Профашистские идеи в социальной энциклике Пия XI
Папа Пий XI, а после него и Пий XII видели в фашизме спасение буржуазного общества от коммунизма — и поэтому, как выше уже отмечалось, сотрудничали с фашистскими режимами и поддерживали их, хотя у них и были расхождения и с итальянским и с германским фашизмом, главным образом по вопросам церковной политики.
Симпатии иерархов католической церкви к фашизму и фашистским порядкам нашли свое отражение и в энциклике «Квадрагезимо анно», где в специальном разделе рассматривается фашистская «корпоративная» система, которая, как известно, была основана на подчинении рабочих предпринимателям и ликвидации классовых организаций пролетариата. Авторов энциклики привлекает в фашистской «корпоративной» системе то, что она запрещает забастовки и, когда спорящие стороны не могут прийти к соглашению, «спор улаживается властями»; при ней осуществляется «мирное сотрудничество классов, оттеснение социалистических организаций и стремлений и регулирующая роль органов власти». Проще говоря, «преимущество» фашистского корпоративизма, согласно энциклике,— в подавлении рабочего движения, запрещении классовой борьбы трудящихся и «примирении» классов.
108
В составлении энциклики «Квадрагезимо анно» ближайшее участие по поручению папы принимал Нейль-Бройнинг, немецкий иезуит и авторитетный католический теолог и социолог. Спустя сорок лет после опубликования энциклики Нейль-Бройнинг сообщил подробности о том, как появился в энциклике абзац, восхваляющий фашистские корпорации. По его словам, весь этот абзац был собственноручно вписан папой Пием XI в проект энциклики, представленный им, Нейль-Бройнингом, папе 5.
Антикоммунизм в социальной программе церкви
Совсем по-иному говорится в «Квадрагезимо анно» о социализме, критике которого, точнее: измышлениям о котором здесь отведен специальный раздел. Отмечается, что если во времена Льва XIII социализм представлял собой единое учение, то ко времени издания настоящей энциклики он разделился на два борющихся направления: коммунистическое и умеренное. Коммунистическое течение, говорится в этом документе, отстаивает в теории и на практике «острейшую классовую борьбу и исключительную вражду к частной собственности». При этом в энциклике повторяются обычные выдумки апологетов капитализма о коммунизме и Советском Союзе и выражается сожаление по поводу «беззаботности», с которой относятся к опасности коммунизма. По существу, эти слова явились призывом главы католической церкви к правящим кругам буржуазных стран расправиться с коммунизмом.
Несколько иная оценка дается в «Квадрагезимо анно» «умеренному социализму», т. е. реформизму. Отмечается как положительный момент, что этот «социализм» отказывается от применения насилия, выступает за смягчение классовой борьбы и вражды к частной собственности и что его программа заметно приближается к требованиям христианской социальной реформы.
Многие католики, читаем мы в энциклике, обращают свой взор к папскому престолу, они спрашивают, совместим ли социализм («умеренный») с христианством? На
5 См. «Werkhefte» (München), 1971, № 7, (71), S. 194—195.
109
Этот вопрос энциклика отвечает: социализм несовместим с учением католической церкви, «противоречия между социалистическим и христианским воззрением на общество непреодолимы».
Борьба против социализма и коммунизма систематически и настойчиво ведется руководящими органами не одной только католической церкви. Ведущее место, однако, в клерикальном антикоммунизме занимает Ватикан6.
Клерикальный антикоммунизм принимает разные формы в разных странах, выступает то более открыто и откровенно, то замаскированно и ведется под видом .критики «марксистского атеизма». Время от времени то один, то другой церковный 'иерарх выступает с антикоммунистическим заявлением. То это бывший глава ватиканской инквизиции кардинал Оттавиани7, то председатель конференции германских епископов кардинал Допфнер, выступивший в октябре 1972 г. с декларацией против «марксистских стран»8, то епископ Янссен из Регенсбурга (ФРГ), выступивший с «предупреждением» об опасности с Востока» и против улучшения отношений ФРГ с соци-
6 Журнал «За рубежом» в феврале 1974 г. перепечатал из итальянского журнала «Темпо» статью о сотрудничестве американского Центрального разведывательного управления с Ватиканом в 40—60-х годах в борьбе против Коммунистической партии и других прогрессивных организаций в Италии и о субсидировании секретной службой США антикоммунистической пропаганды папского престола. В статье, между прочим, говорится: после войны «американцы господствовали в Западной Европе. Ватикану удалось настолько хорошо сблизиться с победителями, что те передавали его представителям в Италии, например, огромные количества продовольствия и значительные денежные субсидии. Мощные и разветвленные католические организации распределяли их среди населения, извлекая из этого посредничества моральные и материальные выгоды. С помощью американцев Пий XII организовал на Апеннинах мощную пропагандистскую кампанию, направленную против коммунистов и в пользу христианско-демократической партии». В той же статье далее читаем: «Ежегодно с 1956 по 1961 г. сотни тысяч долларов переправлялись со счетов секретных американских служб в швейцарских банках в адрес миланского архиепископства. Все эти деньги предназначались для ведения политической и антикоммунистической деятельности католических организаций, над которыми шефствовал Монтини (архиепископ миланский.— М. Ш.)» («За рубежом», 1974, № 9, стр. 20).
7 «Begegnung», 1972, № 1, S. 31.
8 Ibid., № 12, S. 19.
110
алистическими странами9, то, наконец, сам пана Павел VI, который в ряде своих выступлений говорит об опасности «атеистического марксизма» и «предупреждает» против «соблазнительной силы социализма» (июнь 1972 г.) 10.
Новый акцент в социальной доктрине церкви
Новые моменты в социальной доктрине католической церкви были сформулированы в посланиях и выступлениях пап Иоанна XXIII и Павла VI и в решениях Второго Ватиканского собора.
В 1961 г., к 70-летию «Рерум новарум» была опубликована энциклика папы Иоанна XXIII «Матер эт магистра» («Дальнейшее развитие социальных проблем в свете христианского вероучения») 11. В главных вопросах эта энциклика исходит из того, что уже провозгласили в своих посланиях по социальным проблемам папы начиная с Льва XIII.
Вопрос о частной собственности и в «Матер эт магистра» выдвигается на первый план, и никаких принципиально новых высказываний об этом в ней нет. Экономическая жизнь, декларируется в «Матер эт магистра», должна строиться на личной инициативе отдельных людей и государство должно способствовать этому. Участие государства в экономической жизни должно не сдерживать личную инициативу, а облегчать ее проявление. Восхваление личной инициативы в энциклике — не что иное, как замаскированная защита капиталистического предпринимательства. Право частной собственности, говорится в «Матер эт магистра», в том числе и на орудия производства, является естественным правом. В защиту частной собственности приводится и такой аргумент: «Право частной собственности недвусмысленно подтверждается и в Евангелии».
9 «Der Spiegel», 1972, № 4, S. 55.
10 «Herder Korrespondenz», 1972, № 8, S. 371-372.
11 Энциклика цит. по: J. Schaschning. Die Soziale Botschaft der Kirche. Insbruck, 1962, S. 261-338.
111
В энциклике выражается возмущение по поводу тяжелого положения трудящихся в условиях буржуазного общества: «Душу нашу наполняет глубокой горечью бесконечно печальное зрелище того, как во многих странах и на целых континентах бесчисленное множество рабочих получают заработную плату, обрекающую их самих и их семьи на подлинно недостойные человека жизненные условия... В некоторых из этих стран такому положению крайней нищеты большинства противостоит кричащее изобилие и безудержная роскошь немногих богачей...».
Из констатации бедственного положения трудящихся социальная доктрина церкви делает, однако, самые неопасные для капиталистического господства выводы: рабочим, мол, нужно платить «справедливую заработную плату», должно осуществляться сотрудничество труда и капитала, капиталисты обязаны заботиться об общем благе, о рабочих и т. п.
В энциклике «Матер эт магистра» папы Иоанна XXIII, как и в посланиях его предшественников, совершенно не нашло отражения то имеющее всемирно-историческое значение обстоятельство, что наряду с миром капитала, частной собственности, нищеты и бедственного положения народных масс, существует и другой мир — мир социализма, где нет язв капитализма.
Социальным проблемам много внимания уделял Второй Ватиканский собор католической церкви (1962— 1965 гг.). Его позиция в этих вопросах изложена в принятой им пастырской конституции «О церкви в современном мире» 12. Принципиально новым в этом документе является утверждение, что «церковь не связана ни с какой особой формой человеческой культуры, особой политической, экономической или социальной системой» (§ 42). Это, правда, не означает, что социальная доктрина церкви, сформулированная собором, отмежевывается от капитализма: в вопросе о собственности и об отношении к коммунизму соборная конституция осталась на прежних позициях папства.
«Частная собственность и определенное право владения материальными благами,— говорится в этом документе,— обеспечивает каждому безусловно необходимую сферу
12 Конституция цит. по: Karl Rahner, Herbert Vorgrimler, Kleines Konzilskompendium. Freiburg, 1967.
112
для формирования личной и семейной жизни и должна рассматриваться как способ продолжения человеческой свободы» (§ 71). Нельзя не отметить, что в этом, как и в аналогичных заявлениях церкви о собственности, под одну рубрику подводятся личная собственность человека и его семьи, предметы домашнего обихода, жилища и частная собственность на средства и орудия производства — фабрики, заводы, железные дороги, землю. Под защиту берется капиталистическая частная собственность, так как именно за ее обобществление выступают марксисты. Конституция признает законность и государственной собственности, допускает передачу «материальных благ» в государственную собственность при условии «справедливой компенсации». Но в этом нет ничего противокапиталистического, так как тенденция к государственному капитализму характерна в наше время для ряда промышленных буржуазных стран.
Конституция Второго Ватиканского собора «О церкви в современном мире» констатирует, что в некоторых экономически менее развитых странах существует очень крупное землевладение и земля плохо обрабатывается, в то время как большинство населения не имеет земли и за свой труд на крупных землевладельцев получает нищенскую плату. Однако конституция не требует проведения аграрной реформы, бесплатной передачи земли тем, кто ее обрабатывает, а предлагает проведение таких мероприятий, которые не нарушают интересов крупных земельных собственников: повышение оплаты, улучшение условий труда, стимулирование самостоятельного предпринимательства и, наконец, разделение недостаточно используемых владений между теми, кто «в состоянии сделать их доходными», при этом там, где общее благо требует отнятия собственности, она должна быть возмещена (§ 71). Конституция высказывается только за передачу в отдельных случаях земли тем, кто «в состоянии сделать ее доходной», но при условии выплаты владельцам компенсации.
Не выступая прямо против социализма и коммунизма, конституция «О церкви в современном мире», ссылаясь на антикоммунистические высказывания в предыдущих папских энцикликах, заявляет, что церковь со всей твердостью осуждает, как и до сих пор, «пагубные идеи и мероприятия, противоречащие разуму и общему опыту людей и лишающие человека его прирожденного величия» (§ 21).
113
Как явствует из текста, к таким «пагубным идеям» соборное решение относит и коммунизм — величайшие освободительные идеи нашего времени.
Дальнейшая эволюция социальной доктрины католической церкви нашла свое выражение в энциклике папы 13. То обстоятельство, что спустя только полтора года после окончания Второго Ватиканского собора пришлось издать новую энциклику по социальным проблемам с некоторыми коррективами в социальной доктрине, принятой собором, свидетельствует лишь о том, что его решения отстали от духа времени.
Энциклика «Популорум прогрессио» уже не декларирует, что частная собственность «от природы», т. е. дана богом,— тезис, который на протяжении целого столетия усиленно пропагандировался церковью, но она и не отвергает его, как не отвергает и законности существования в обществе бедных и богатых. Ссылаясь на св. Амвросия (IV век; у более поздних церковных авторитетов авторы энциклики, по-видимому, не нашли аналогичных высказываний), который считал, что «земля принадлежит всем, а не только богатым», энциклика декларирует: «Частная собственность ни для кого не является безусловным и абсолютным правом. Никто не вправе свое изобилие употреблять только для себя, в то время когда у других нет необходимого. Одним словом, право собственности... не должно быть использовано во вред общему благу» (§ 23).
В работе «Юридический социализм» Ф. Энгельс и К. Каутский писали: «Отцам церкви мы обязаны некоторыми интересными сведениями о римском обществе времен упадка, но критикой этого общества они, как правило, не занимались, а довольствовались тем, что просто порицали его, и притом в таких резких выражениях, что в сравнении с ними самый резкий язык современных социалистов и даже негодующие крики анархистов кажутся весьма кроткими» 14.
Это замечание относится и к обличению тогдашнего римского общества видным церковным деятелем IV в. Амвросием Медиоланским (Миланским). О подобной кри-
13 Энциклика цит. по: «Herder Korrespondenz», 1967, № 5, S. 218-230.
14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 502.
114
гике отцами церкви общественных порядков представили церкви вспоминают главным образом тогда, когда они стараются доказать, что церковь всегда была с трудовым людом.
«Популорум прогрессио» допускает изъятие земельных владений у собственников, но только в том случае, когда они очень обширны и плохо используются (§ 24), при этом она предупреждает против импровизированной аграрной реформы, против «опасности коллективизации или произвольного планирования» (§ 33) и против «поспешной индустриализации». Энциклика высказывается не против капитализма, а только против «определенных форм капитализма» (§ 26). Ватиканская газета «Оссерваторе Романо» писала, что энциклика осуждает только злоупотребления капиталистической системой, но не саму систему 15.
В то же время в весьма слабо замаскированной форме энциклика «Популорум прогрессио» высказывается против коммунизма: христианин не может принять учения, «в основе которого лежит материалистическая и атеистическая философия» (§ 39).
Новый акцент, который сделан в вопросе о собственности в решениях Второго Ватиканского собора и, особенно, в энциклике «Популорум прогрессио»,— дань времени, дань антикапиталистическим настроениям широких масс, реакция церкви па рост популярности идей социализма. Все требования церкви в этом вопросе, зафиксированные в официальных документах, в выступлениях папы и других авторитетных представителей церкви, можно назвать программой «реформ», «улучшения» капитализма.
Но и те оговорки о собственности, которые содержатся в «Популорум прогрессио», неприемлемы для католиков — капиталистов и крупных землевладельцев. В заявлении Центрального комитета немецких католиков (июнь 1972 г.) о политике в вопросах собственности говорится, что следует избегать двух крайностей — чтобы собственность стала коллективной и чтобы исключительное право распоряжаться ею принадлежало относительно небольшой группе. Практически в этом документе предлагается, чтобы рабочие активнее вкладывали «свои капиталы» в хо-
15 «Osservatore Romano», 5.IV 1967.
115
зяйство и в будущем участвовали в несении ответственности за него 16.
Никаких изменений принципиального порядка не произошло и в отношении церкви к социализму и коммунизму: как в конце XIX в., так и в наше время оно было и осталось враждебным. Наметился только отказ в официальной позиции Ватикана (но далеко не всей церковной иерархии и не во всех церковных организациях) от агрессивности в отношении коммунизма, которая характерна была для периода правления двух последних Пиев, требовавших, чтобы католики ни в какой области не сотрудничали с коммунистами. В противовес этому в соборной конституции «О церкви в современном мире» и в ряде других позднейших документах церкви наряду с заявлениями против коммунизма содержатся и призывы ко всем людям сотрудничать в деле защиты и строительства мира. И это — положительное явление.
Проблема классов в социальной доктрине церкви
Традиционная позиция церкви в этом вопросе такова: иерархическое устройство общества и социальное разделение, общественное неравенство — естественное установление. Человеческое общество в социальной доктрине церкви уподобляется живому организму, различные органы которого, выполняя различные функции, гармонично «сотрудничают» между собой. Подобно этому должны сотрудничать различные классы, так как общественное неравенство («бедные и богатые», так обычно говорится в документах церкви) будет всегда, а классовая борьба — «противоестественное явление». Отсюда и враждебное отношение церкви к революционной борьбе трудящихся, которой она противопоставляет классовый мир. Одним из аргументов церковной пропаганды против социализма является утверждение, что он «разжигает классовую борьбу», хотя вся история свидетельствует о том, что классовая борьба — не «изобретение» социалистов.
Можно отметить, что и в самом Ватикане дает себя знать классовая борьба: в сентябре 1970 г. забастовали
16 См.: «Herder Korrespondenz», 1972, № 8, S. 393-394.
116
двести рабочих-печатников ватиканской типографии. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. Даже папские гвардейцы, служащие папского государства, потребовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. Они обратились в газету компартии «Унита» с благодарностью за то, что она была единственной итальянской газетой, объективно поведавшей об их требованиях.
В «Рерум новарум» проводилась идея о «естественности» классового деления общества: глубокой ошибкой, говорилось в этом документе, является взгляд, будто классы должны противостоять друг другу,— напротив, они должны сотрудничать подобно различным членам тела: труд нуждается в капитале, капитал нуждается в труде (§ 15).
Ту же идею отстаивал и папа Пий XI в «Квадрагезимо анно». Еще более категорически высказывался об этом папа Пий XII. В послании американской католической иерархии 1 ноября 1939 г. он писал: «История всех времен учит нас, что всегда были богатые и бедные, что всегда будут богатые и бедные,— вот заключение, которое мы можем сделать из неизменных отличительных черт человеческой природы» 17.
Чем ближе к нашему времени, тем чаще в документах католической церкви по социальным проблемам встречаются настойчивые заверения о любви церкви к рабочим. Папе Пию XI принадлежат слова о том, что ему особенно дороги рабочие, так как сам Христос был тружеником из Назарета. Все чаще церковные иерархи говорят о солидарности с трудящимися, о том, что церковь должна быть бедной и церковью бедных, бороться с бедностью. Отдельные представители духовенства поддерживают забастовки рабочих, сочувствуют их борьбе за лучшие условия жизни. В это же время церковь, поддерживая капитализм, тем самым поддерживает строй, порождающий нищету широких народных масс.
В том же послании к американской католической иерархии папа Пий XII писал: «Бедняки занимают у бога почетное место, им обещано царство небесное и им легче обогатиться сверхъестественными милостями». Кардинал Монтини, архиепископ миланский (с 1963 г.— папа Павел
17 «The Pope speaks (The Words оf Pius XII) ». N. Y., 1940, p. 211.
117
VI), обращаясь к рабочим Милана в дни пасхи 1959 г., сказал: «Если вы и страдаете,— не зря; ваши слезы, ваша усталость, ваши сомненья, ваши муки не напрасны: они несут благо вашим душам, вашим семьям, они служат этому миру, столь эгоистическому, что ему необходим кто-то, кто любит и страдает за него. Они, если угодно, послужат искуплению греха мира» 18.
О пропаганде церковью бедности и терпения В. И. Ленин писал: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду» 19.
Церковь стремится оторвать рабочих от их классовых организаций. Для этой цели при ее активном участии были созданы массовые клерикальные организации. К концу второй мировой войны в некоторых странах был учрежден институт рабочих-священников и религиозная пропаганда была перенесена на предприятия, в широкие рабочие массы.
В 1974 г. в одной из церквей Рима с одобрения папы был созван конгресс по вопросу «об ответственности христиан в связи с ожиданием любви и справедливости в римской епархии».. Видные представители церкви на этом конгрессе подвергли острой критике «нечеловеческие и невыносимые» условия жизни широких слоев населения в Риме, говорили о тяжелых жилищных условиях (более 100 тыс. человек живет в бараках, в то время как 84 тыс. квартир пустуют), о растущей безработице, нищете, скверном санитарном состоянии города, нехватке школ и т. д. Один из докладчиков заявил, что для преодоления такого положения «не надо бояться, в случае необходимости, радикальных решений». Представитель папы кардинал Полетти заявил в своем выступлении, что положение в городе станет иным отнюдь не в результате морализаторских проповедей, а глубоких изменений в социальных и хозяйственных структурах. Но ведь глубокие социальные и экономические изменения возможны только на путях строительства социализма! А между тем церковь была и остается противником социализма. Поэтому критика ее идеологами тех или иных сторон капитализма, его язв,
18 Jean-Claude Poulain. L'Eglise et la classe ouvrière. Paris, 1961, p. 80.
19 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 12, стр. 142.
118
в конечном счете сводится лишь к морализированию и «порицанию» буржуазных порядков и к призывам к его гуманизации.
В декларациях церкви по социальным проблемам говорится о «справедливой заработной плате» для рабочих, о значении труда, о желательности привлечения рабочих к участию в жизни предприятия, осуждается взгляд на рабочего, как на товар, и т. д. Все такие пожелания не идут дальше того, что предлагают ныне некоторые представители самой буржуазии, считающие необходимым проведение умеренных реформ в области взаимоотношений с рабочими, чтобы ослабить классовую борьбу.
Для социальной доктрины церкви характерно, что при всей критике, нередко радикальной, отдельных сторон буржуазного общества в ней совершенно отсутствует анализ причин бедственного положения народных масс и всех пороков буржуазного общества, главным источником которых является капитализм. Вина за бедственное пополнение трудящихся переносится, по существу, на них же: пороки буржуазного общества объясняются тем, что люди отошли от религии, забыли бога, нравственно испортились и гонятся за удовольствиями. Еще одна удобная причина современных бедствий выдвигается церковью: человечество несет на себе последствия «первородного греха». Это — традиционный аргумент.
О революции и революционной борьбе трудящихся
Социальная доктрина церкви отвергает революционную классовую борьбу трудящихся и социальную революцию, направленную на свержение господства эксплуататоров. Ее идеологи выдвигают против революции такой аргумент: в природе все развивается медленно, постепенно, без скачков и взрывов, эволюционным путем. Точно так же должно развиваться и человеческое общество; революции же совершаются путем насилия, а насилие противоречит христианскому учению о любви и всепрощении.
В этом духе выступил папа Пий XII перед рабочими, собранными в Риме в июне 1943 г., в дни, когда фашистский режим был накануне падения. Опасаясь революции, папа призвал народ к спокойствию и осудил тех, кто
119
уверял, что спасение Италии — в революции. Спасение, сказал папа, не в революции; только путем «поступательной, осмотрительной, смелой, соответствующей природе эволюции» могут быть осуществлены справедливые желания рабочих20. Тот же аргумент против революции выдвинул и папа Иоанн XXIII в энциклике «Пацем ин террис»: «В силу естественной необходимости все существующее развивается постепенно; поэтому и человеческие учреждения можно улучшить, только если действовать изнутри и осторожно» 21.
О недопустимости с точки зрения учения религии революционных изменений в обществе говорится и в энциклике папы Павла VI «Популорум прогрессио»: «Бывают определенные положения, когда несправедливость вопиет к небу... Тогда велико искушение устранить такую нарушающую человеческие права несправедливость путем насилия. Тем не менее каждая революция, за исключением случаев, когда она направлена против явной и продолжительной тирании.., порождает новую несправедливость, приносит с собой новые нарушения равновесия, вызывает новую разруху. Не следует изгонять одно зло еще большим злом» 22. Под «большим злом» здесь имеется в виду революция.
Чтобы не была неправильно понята его позиция, папа Павел VI в своем выступлении на евхаристическом конгрессе в Боготе (1968 г.) категорически высказался против революции: «Мы должны ясно сказать,— заявил он,— что насилие не соответствует евангелию и не является христианским» 23. «Видеть в Христе, этом обновителе и реформаторе человеческого сознания, радикального ниспровергателя законных светских установлений,— сказал папа в своем выступлении 21 октября 1970 г. на общей аудиенции,— не является правильным истолкованием ни библейского текста, ни истории церкви, ни святой [его] жизни» 24. Революции и революционным изменениям церковь противопоставляет реформу человеческой души и улучшение, исправление капитализма.
20 «Der Papst Sagt». Frankfurt am Main, 1955, S. 309.
21 Цит. по: Прилоя«оние к «Begegnung», 1963, № 5, S. 22.
22 «Herder Korrespondenz», 1967, № 5, S. 222.
23 «Herder Korrespondenz», 1968, № 10, S. 491.
24 «Begegnung», 1970, № 12, S. 23.
120
Католические теологи категорически заявляют: Христос не был сторонником переворотов, не был революционером 25. Они так настойчиво твердят об этом, чтобы внушать верующим, что им не нужно участвовать в революционных движениях.
Опыт истории свидетельствует, что реакционные эксплуататорские классы мирно не уступают своей власти. Опыт истории свидетельствует о жестокостях и насилиях контрреволюции. В частности, об этом свидетельствуют история Октябрьской революции в нашей стране, история гражданской войны в Испании в 1931 —1938 гг., зверства фашистов в Германии, которые изобрели такое оружие истребления людей, как газовые печи и душегубки. О преступлениях контрреволюции свидетельствует фашистский мятеж в Чили в 1973 г., когда фашистская военщина расстреляла много тысяч людей, десятки тысяч бросила в тюрьмы и концентрационные лагеря на пустынных островах. То же повторилось и в некоторых других латиноамериканских государствах, где контрреволюционерам удалось временно захватить власть. При этом кровавые палачи выдают себя за «спасителей христианской цивилизации», религии, нравственности и т. п.
Церковь никогда не осуждала насилие контрреволюции над народом, не осуждала террор белогвардейщины и фашистских громил. В лучшем случае она молчала, народ же она «предупреждала» и «предупреждает» против насилия над его врагами и гражданской войны.
Коммунисты не являются принципиальными сторонниками насилия во что бы то ни стало, но считают, что народ имеет право на защиту себя и своих завоеваний и революционным путем.
Социальная программа «неокапитализма»
Таким образом, социальная доктрина католической церкви является программой буржуазного реформизма, программой спасения капитализма. Программа эта, как признают и некоторые церковные идеологи, близка к программе реформистов в рабочем движении.
Выше уже отмечалось, что за последние годы социальная программа церкви претерпела некоторую эволюцию:
25 См.: «Herder Korrespondenz», 1972, № 10, S. 488.
121
в ней усилилась критика отдельных сторон буржуазного общества, декларируется, что церковь должна стать «церковью бедных», делается новый акцент в вопросе об отношении к частной собственности, осуждается расизм, признается допустимым сотрудничество католиков с коммунистами для достижения общих целей и много внимания уделяется участию церкви в борьбе за сохранение мира. Все это — положительные факты. Но в принципиальном и главном социальная доктрина церкви была и осталась прокапиталистической и антикоммунистической.
В мае 1971 г. к 80-летию «Рерум новарум» папа Павел VI обратился с обширным посланием («Octogesima adveniens») к кардиналу Рою — председателю совета мирян и папской комиссии «Справедливость и мир» 26. Папа писал, что во время поездок по разным странам он имел возможность в новом свете увидеть сложные проблемы современности. Касаясь положения в разных странах, папа отмечал, что одни христиане являются сторонниками сохранения существующего несправедливого положения, другие «дали себя соблазнить революционными идеологиями», которые им «обещают иллюзию лучшего мира» (§ 3). В этом документе не обсуждаются вопросы, которые рассматривались в предыдущих папских посланиях об обществе,— отношение к собственности, классам и классовой борьбе, капитализму. По всем этим вопросам церковное руководство остается на старых позициях. В папском послании рассматриваются проблемы урбанизации и ее последствий, молодежи, положения женщин, расовой дискриминации, охраны природы. Отрицательные и уродливые явления во всех этих областях характерны для условий капитализма. В этом же послании они представлены как имеющие всеобщее распространение.
В послании провозглашается, что каждый имеет право на труд, на возможность развивать свои способности, на справедливую заработную плату, которая позволит трудящемуся и его семье вести достойное человека существование (§ 14). Но какие существуют в буржуазном обществе гарантии, что все эти права будут осуществляться? Например, в Советской конституции провозглашаются права трудящихся и в ней же предусматриваются гаран-
26 Текст послания см.: «Herder Korrespondenz», 1971, № 6, S. 282-291.
122
тии, обеспечивающие реализацию этих прав. В папском же послании выдвигаются абстрактные положения, высказываются пожелания, не обязывающие правительства и предпринимателей ни к чему. В конечном итоге дело сводится к морализированию, к пропаганде благотворительности: «Евангелие,— говорится в послании,— учит нас любви и с этим связано предпочтительное внимание к бедным и их особому положению в обществе. Те, которые вполне удовлетворены счастьем (т. е. имущие, богатые — М. Ш.), должны отказаться от определенных прав и великодушным образом поставить свое состояние на службу ближним» (§ 23). В какой мере такая рекомендация может привести к изменению положения трудящихся в капиталистических странах, нетрудно понять.
В послании Павла VI с нескрываемым сожалением отмечается притягательная сила социалистических идей для многих христиан. Оно предупреждает о «безрассудстве и опасности» для христиан принятия ими марксизма (§ 34). Христианин, говорится в этом документе, не может быть сторонником идеологической системы, которая радикально или в важных вопросах противоречит его вере, он не может придерживаться марксистской идеологии, ее атеистического материализма, ее диалектики. Христианин не может быть сторонником и «либеральной идеологии». (Под этим надо понимать — буржуазной. В действительности ни на практике, ни в теории никогда церковь ясно и определенно не выступала против капитализма и сама доктрина церкви — буржуазная доктрина.)
Оценивая это письмо, видный деятель Французской коммунистической партии Ги Бесс писал, что в своем письме папа говорит о социализме «в иных выражениях, чем ранее. Отвергая в принципе марксизм, он допускает, что христианин может сознательно участвовать в "социалистических течениях" при условии, что его вера не будет поставлена под вопрос». Однако идеи письма, «по существу, совпадают с современными концепциями "неокапитализма". И это не удивительно — они преследуют цель ослабить, разъединить силы недовольных в церковной среде и в буржуазном обществе в целом» 27.
27 Ги Бесс. Коммунисты и христиане, проблема диалога во Франции. - «Проблемы мира и социализма», 1971 № 12, стр. 50.
123
Об отношении к демократии
В выступлениях видных представителей церкви много говорится о необходимости добиться социальной справедливости. Синод епископов в Риме в декабре 1971 г. специально обсуждал вопрос о справедливости и принял обширный документ — «Справедливость в мире» 28. В нем отмечается, что в мире существует много несправедливостей — это насилия, эгоизм, социальные, расовые и классовые конфликты, политические репрессии и др. Церковь, говорится в этом документе, учит любви и защите угнетенных и бедных, она воспитывает людей в духе справедливости, она должна сотрудничать в национальном и международном масштабе для достижения справедливости. Но и в этом документе нет ни слова о том, где причина существующих в мире несправедливостей — социального, расового, национального, колониального гнета фашизма, грабительских войн, нищеты, подавляющей человеческую личность.
В проекте «Справедливость в мире», опубликованном за полгода до сессии синода епископов, был следующий абзац (в § 49) : «В определенных случаях, когда основные права человеческой личности , сильно нарушаются, применение насилия, чтобы эти права осуществить, после безуспешного применения всех законных средств может быть оправданно». Правда, тут же дается «разъяснение»: никогда нельзя упускать из виду, что насилие само по себе разрушает, а не созидает 29. Из окончательного текста этого документа этот абзац исчез, ибо церковь не признает за трудящимися право на защиту своих интересов и нужд революционным путем.
Клерикальные круги — противники демократии. 4 августа 1971 г. ЦК немецких католиков, возглавляющий все организации мирян-католиков ФРГ, опубликовал «Тезисы против злоупотребления демократией», фактически тезисы против демократии. Авторы тезисов выступают против «утопий» о совершенном обществе и заявляют о необходимости неравенства. «Уничтожение исторически сложившегося неравенства,— говорится в тезисах,— было бы равносильно перманентной революции».
28 «Herder Korrespondenz», 1972, № 1, S. 36-46.
29 «Herder Korrespondenz», 1971, № 7, S. 330.
124
В ФРГ «исторически сложившиеся неравенства» — это привилегии юнкеров, аристократов, крупных капиталистов. За сохранение привилегий этих господ и ратует ЦК немецких католиков. Об опасности для демократии со стороны правых — фашистов и реваншистов — в тезисах умалчивается.
Клерикализм, отстаивающий общественное неравенство, классовое деление общества как «естественное» состояние, является противником демократии, хотя и пытается иногда выступать в роли «защитника» демократии от народа.
* * *
Можно ли считать, что социальную доктрину католической церкви, отстаивающую капитализм, принимают все последователи католической церкви, верующие? Нет. Абсолютное большинство католиков, как и последователей других религий,— трудящиеся. Жизнь показала, что массы верующих-мирян, как и немалое число служителей культа, не согласны с программой церкви по жгучим вопросам современности. Об этом свидетельствует участие рабочих-католиков в классовой борьбе, в стачечном движении, поддержка ими коммунистических партий и, наконец, образование во многих странах оппозиционных групп внутри церкви. Выдвигаются требования, чтобы церковь порвала с господствующими классами. Нередко сторонники оппозиционных групп вкладывают в те или иные положения социальной доктрины церкви совсем иной смысл и дают им совершенно иное толкование, чем то, какое имели и имеют в виду их авторы и само церковное руководство. Это относится к критическим замечаниям по адресу капитализма, к высказываниям против тяжелого положения трудящихся, против войны и др. Этим, например, объясняется, почему отдельные разделы социальных энциклик пап нередко вызывают недовольство в католических кругах.
В мае 1972 г. комиссия «В мире труда» французского епископата опубликовала документ об отношении к социализму 30. Документ этот — результат двухлетнего изучения проблемы епископами совместно с представителями рабочих. В нем признается, что церковь и ее пастыри
30 «Herder Korrespondenz», 1972, № 7, S. 320-322.
125
недостаточно серьезно отнеслись к тому, что за последнее столетие многие мужчины и женщины активно участвуют в рабочем движении и ориентируются на различные формы социализма. Церковь, признает комиссия епископата, молчала о борьбе рабочих против эксплуатации, а осуждение ею социализма нанесло ей же большой вред и было использовано для реакционных и антисоциальных политических целей, тормозило социально-политическую активность католических рабочих, часть которых покинула церковь, а социалисты-нехристиане еще больше отдалились от нее.
Ведущие деятели рабочего движения, читаем мы в документе, свидетельствуют, что можно быть одновременно сторонником и социализма, и религиозной веры. Непримиримы материалистическая и атеистическая философия марксизма с христианской верой и противоречия между «определенными формами революционных действий» и «евангельским призванием любви». Тем не менее «ныне начинают признавать, что между Евангелием и хозяйственной и политической системой социалистического типа нет несовместимости».
Рабочий класс Франции, признается в документе, в целом примыкает к коммунизму или к другим видам социализма и переход к коммунизму невозможен без помощи коммунистической партии. Однако в документе, вопреки этому признанию, предпочтение отдается «христианскому социализму».
Каков же этот «христианский социализм», за который ратуют и некоторые епископы?