2. Христианский социализм
Идеи социализма в наше время овладели сознанием многих миллионов людей во всех странах мира. Капитализм, обрушивший на человечество в первой половине XX столетия две мировые войны, в которых погибли десятки миллионов человек, навязавший народам в ряде стран кровавый фашизм, а народам Азии, Африки и Латинской Америки — колониальный гнет, скомпрометировал себя в глазах больших масс людей.
В то же время достижения в области строительства социалистического общества в СССР и других странах со-
126
циалистического содружества и успешная борьба этих стран за сохранение и упрочение мира убеждают трудящихся всего мира в преимуществе научного социализма и в его правоте. Идеи научного социализма привлекают нередко и выходцев из общественных кругов, еще недавно занимавших в отношении его отрицательную позицию. Это, в частности, относится и к духовенству различных религий, о чем свидетельствует появление в ряде стран групп католического и некатолического духовенства, заявивших о признании ими преимущества социализма. В Испании 7000 опрошенных молодых священников выразили недовольство социальным и политическим курсом церкви. Данные другого опроса показали, что 25% испанского духовенства рассматривают социализм как желательную альтернативу существующей капиталистической системе31.
История свидетельствует о том, что по мере распространения социализма в рабочем классе социалистические идеи привлекают и непролетарские слои, близкие к пролетариату. Представители этих слоев нередко вкладывают в понятие социализма и свои взгляды, расходящиеся с учением научного социализма. Так создаются мелкобуржуазные теории социализма, включающие элементы утопизма, национализма и религиозности. Наряду с реформистским социализмом социал-демократических партий в наше время существуют различные виды регионального, национального и религиозного социализма, которые обычно противопоставляются научному социализму и которые находят более благоприятную почву в странах, экономически менее развитых или недавно освободившихся от колониального гнета.
Одним из распространенных видов немарксистского социализма является христианский социализм, опирающийся на традиционные связи больших масс людей с религией. Христианский социализм — это система идей, а также организаций религиозно-политического характера, исходящих из того, что главные принципы научного социализма — равенство всех людей в обществе (независимо от расы, национальности и общественного положения), братство, взаимопомощь, труд как всеобщая обязанность, гуманизм — провозглашены еще христианст-
31 «Begegnung», 1972, № 3, S. 19.
127
вом и зафиксированы в книгах Нового завета, а потому все социальные проблемы современности могут быть наилучшим образом и справедливо разрешены на основе христианского учения. Из такой постановки вопроса делаются два совершенно противоположных вывода. Первый: поскольку идеи социализма входят в систему идей христианства и его социальной доктрины, то рабочие и все трудящиеся, а особенно верующие, должны следовать только за церковью, поддерживать ее учение, не придерживаться социалистических идей и не участвовать в классовой борьбе. Другой — и противоположный — вывод: поскольку цели христианства и социализма совпадают, христиане должны сотрудничать с социалистами, поддерживать их борьбу за социальный прогресс для построения «царства божия на Земле». Первая точка зрения — позиция реакционного, клерикального течения в христианском социализме, вторая — демократического его направления.
Приведем пример, один из многих в настоящее время, совершенно различного отношения к социализму церковных иерархов и сторонников левых течений в христианстве. В связи с предстоявшими в декабре 1973 г. в Венесуэле президентскими выборами епископат выступил с посланием, в котором призывал не голосовать за кандидатов левых партий, запугивал верующих «опасностью социалистического марксизма». В ответ на выступление епископов кандидат от «Движения за социализм» иезуит Галаррига заявил: «Если бы Христос ныне жил, он стал бы социалистом» 32.
Идеи религиозно окрашенного социализма (исламского, иудейского, буддийского и др.) проповедуют и представители нехристианских церквей.
Христианский социализм зародился во второй четверти XIX в. как разновидность феодального социализма. Его проповедовали католические и протестантские священники во Франции, Англии и некоторых других странах. Они выражали свое сочувствие трудящимся, с негодованием писали об их тяжелом положении, но идеализировали докапиталистические порядки, были сторонниками сохранения частной собственности и противниками классовой борьбы. Спасение от всех бед классо-
32 «Begegnung», 1973, № 10, S. 26.
128
вого общества они видели в изменении взглядов и нравов людей, в христианской любви к ближнему, в усилении в обществе влияния религии.
Идеи христианского социализма — сочетания социализма с христианством — содержались и в системе взглядов утопических социалистов. Идеологи утопического социализма — Кабе, Вейтлинг — обосновали проповедуемые ими принципы ссылками на Новый завет и практику первоначального христианства.
Во второй половине XIX в. место феодального христианского социализма в капиталистических странах занял буржуазный христианский социализм. Идеи христианского социализма нашли выражение и в социальной программе современных церквей. На основе идей христианского социализма возникли различные массовые организации — христианские профсоюзы, клерикальные политические партии, культурные, экономические и др.
Необходимо оговориться, что проповедники идей христианского социализма, как правило, не называли и не называют себя «христианскими социалистами», не считали и не считают себя социалистами и обычно таковыми не являются. Определяющим является не название, а существо проповедуемых ими идей. Л. Н. Толстой, например, не был социалистом, а между тем Ленин писал: «Учение Толстого безусловно утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и самом глубоком значении этого слова. Но отсюда вовсе не следует ни того, чтобы это учение не было социалистическим, ни того, чтобы в нем не было критических элементов, способных доставлять ценный материал для просвещения передовых классов» 33.
Клерикальный христианский социализм
Клерикальное направление в христианском социализме, идеи которого выражены в социальных документах церкви и в работах ее теологов по социальным проблемам, проповедует, что истинным другом рабочих и всех трудящихся является христианская церковь и что только она рекомендует правильные пути и средства решения острых общественных проблем современности. Клерикальный хри-
33 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 103.
129
стианский социализм безоговорочно враждебен коммунизму и отстаивает основу буржуазного общества — право частной собственности, отвергает классовую борьбу и пропагандирует «классовый мир» — сотрудничество рабочих и капиталистов, крестьян и помещиков. Только в последнее время, учитывая полевение масс и антикапиталистические настроения, им делаются ограниченные оговорки в этом вопросе, не затрагивающие, однако, коренных интересов эксплуататорских классов.
По мере обострения противоречий буржуазного общества христианский социализм, чтобы привлечь симпатии трудящихся, все больше прибегает к социальной демагогии — критике отдельных сторон капитализма (но но капитализма как общественной системы) и предлагает различные рецепты «улучшения» и «исправления» капитализма. Таким образом, христианский социализм — это религиозно окрашенное течение буржуазного реформизма. Понятно, что термин «социализм» к этой системе идей можно применять крайне условно, так как с научным социализмом он ничего общего не имеет.
Ведущую роль в пропаганде клерикального христианского социализма играют католическая церковь и связанные с нею организации.
В. И. Ленин писал, что «злоупотребление словами — самое обычное явление в политике. "Социалистами" ...называли себя и сторонники английского буржуазного либерализма... и сторонники Бисмарка, и друзья папы Льва XIII»34. Христианский социализм Льва XIII и есть то злоупотребление словами в политике, о котором писал Ленин. Ленин считал, что христианский социализм — худший вид социализма, худшее его извращение 35.
Приведем факты, относящиеся к более близкому нам времени. В августе 1968 г. в Боготе (Колумбия) проходил XXXIX Всемирный евхаристический конгресс. Выступая в дни конгресса на многотысячном собрании крестьян и сельскохозяйственных рабочих, папа Павел VI сказал, что он будет защищать их дело, что он осуждает существующую несправедливую разницу между бедными и богатыми и будет призывать богатые народы помогать бедным. Что же, однако, предлагал папа для
34 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 11, стр. 118.
35 Там же, т. 48, стр. 231.
130
изменения тяжелого положения народа? Он призывал к любви к ближнему, апеллировал к правительствам и господствующим классам, призывал их осуществить необходимые реформы 36.
Характерные особенности клерикального направления в христианском социализме — защита капитализма и настойчивая реклама своей деятельности в интересах людей труда, своей критики «недостатков» капитализма, сопровождаемой рекомендацией различных мер, прежде всего морального порядка, для решения острых проблем современности.
Для реформизма характерно отрицательное отношение к научному социализму. Реформизм исходит не из признания объективных тенденций развития общества, которые ведут к необходимости замены капитализма прогрессивным общественным строем — социализмом, а из отвлеченных этических идеалов. Поэтому реформистский социализм правых социал-демократов против ликвидации буржуазного господства, против революционной, классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата. В противовес классовой борьбе он проповедует классовый мир, сближение и сотрудничество классов и уверяет, что в современном капитализме происходит процесс стирания граней между классами. Такие взгляды характерны и для клерикального христианского социализма. У последнего все они, в отличие от реформизма правых социал-демократов, обосновываются религиозными мотивами.
Платформа клерикального христианского социализма стала в коренных вопросах также и платформой религиозно окрашенного «социализма» нехристианских религий, чему способствует то обстоятельство, что в современном мире стираются многие исторически сложившиеся различия и расхождения между религиями разных исповеданий.
Демократическое направление в христианском социализме
Выше отмечалось, что наряду с клерикальным христианским социализмом существует и другое направление — демократическое, все более популярное. Его сто-
36 «Herder Korrespondenz», 1968, № 10, S. 489, 491.
131
ронники не имеют ни единой общей программы, ни общей организации. Как правило, речь идет об отдельных группах в христианской церкви, их участниках и им сочувствующих. Для всех таких левых групп и лиц характерно критическое отношение к общественно-политической практике церкви, к ее союзу с господствующими классами буржуазного общества, с капиталом, с буржуазным государством. Левые группы требуют, чтобы церковь заняла позитивную позицию по отношению к прогрессивным движениям современности, в соответствии с интересами трудящихся, чтобы она была «церковью бедных». Многие сторонники левых групп в христианстве считают, что капитализм не в состоянии обеспечить человеческие условия существования для всех людей, не способен покончить с неравенством, нищетой, эксплуатацией человека человеком, с расизмом, с войнами. Они объявляют себя сторонниками социализма, однако нередко вкладывают в это понятие элементы религиозные и утопические. Не принимая марксистской материалистической философии, многие из них, тем не менее, являются сторонниками сотрудничества верующих с марксистами, совместных с ними действий в защиту мира, в борьбе за социальный прогресс, за социализм.
Сторонники левых течений в христианском социализме обосновывают свое признание социализма учением Евангелия. Они делают из него совсем не те выводы, какие делаются в официальном учении церкви и какие отстаивают представители клерикального христианского социализма. В вопросах чисто церковной жизни левые группы высказываются за демократизацию церковной организации.
В сентябре 1973 г. в Арнгейме (Голландия) состоялась интернациональная встреча, на которой присутствовали 80 католиков и протестантов из Голландии, ФРГ, Франции и Швейцарии. Было решено создать объединение «Христиане за социализм». В принятом заявлении указывается, что собравшиеся являются противниками капитализма и, как христиане, они могут оставаться верными Евангелию, только борясь в интересах угнетенных и эксплуатируемых, что они противники такой церкви, которая поддерживает союз с сильными мира сего и молчит о несправедливостях, что делает ее сообщником или помощником эксплуататоров.
132
Аналогичный конгресс состоялся в Болонье (Италия) ; в нем участвовало более тысячи человек. Основная идея конгресса заключалась в том, что верующие, не отказываясь от своих религиозных взглядов, борются за освобождение человека и создание социалистического общества. В своем основном реферате на конгрессе священник Джулио Джирарди (навлекший большое недовольство Ватикана за радикальные с точки зрения церкви взгляды) сказал, что социализм и христианство вполне совместимы и христиане должны включиться в борьбу рабочего класса37.
Левые христианские группы имеются и в ряде других европейских стран, а также почти во всех странах Латинской Америки, где они выступают против империализма и местной олигархии, за социализм. И в светских организациях, находящихся под влиянием и опекой церкви, также заметен поворот в пользу социализма.
Сторонники левых течений в христианстве видят в социализме воплощение евангельских идеалов, а в рабочем движении — главную силу в борьбе за реализацию этих идеалов, именно: братства, равенства, ликвидации эксплуатации, возвышения значения труда. Наиболее последовательно эту точку зрения проводил в своих литературных работах и выступлениях англиканский священник Хьюлетт Джонсон (1874—1966). Влиятельный сановник англиканской церкви и в то же время активный деятель всемирного движения в защиту мира, член редакционной коллегии газеты английских коммунистов «Дейли уоркер» и большой друг Советского Союза — таким был этот человек. Убежденный антифашист, Хьюлетт Джонсон выступал в годы, предшествовавшие второй мировой войне, против прогитлеровской политики английского правительства, а в годы войны активно боролся за открытие второго фронта. Свои взгляды на отношение христианства к коммунизму Хьюлетт Джонсон изложил в книге «Христиане и коммунизм». Он старался сблизить христианство с коммунизмом. Можно, писал он, обнаружить при более глубоком понимании коммунизма и христианства «множество точек соприкосновения между ними и тем самым подготовить почву для их объединения».
37 «Begegnung», 1973. № 12. S. 28.
133
В чем же видел Хьюлетт Джонсон точки соприкосновения христианства и коммунизма? Прежде всего в отношении коммунистов к труду: «Сказать, что всем должна быть предоставлена возможность трудиться — это истинно по-христиански. Сказать, что все должны получать соответственное вознаграждение за свой труд,— это истинно по-христиански»,— писал он 38. Хьюлетт Джонсон критически относился к практике христианской церкви, ибо она капитулировала перед капиталом. За последние годы, писал он, «мне едва ли пришлось когда-либо слышать в наших виднейших церквах и из уст виднейших церковнослужителей прямое и решительное осуждение стяжательства и власти денег» 39. В противовес порядкам в современной церкви он выдвигал систему идей и организации раннего христианства, в принципах которого он усматривал много коммунистического.
Сближая раннее христианство с коммунизмом, Хьюлетт Джонсон, однако, идеализировал христианство первых веков. Несомненно, в идеях коммунизма воплощено все лучшее, что было в истории человечества, и все лучшее, к чему оно стремится. Но когда Джонсон проводит параллели между христианством и коммунизмом и сближает их, он фактически говорит о христианстве не таком, каким оно существует на протяжении почти двух тысяч лет, а о христианстве идеальном, каким он хотел бы его видеть.
Одновременно с Хьюлеттом Джонсоном в Англии подобные идеи развивал священник Стэнли Эванс, в ГДР — евангелический теолог Эмиль Фукс (ум. 1971) — антифашист и видный общественный деятель. Представитель левого католицизма во Франции аббат Булье, активный участник Всемирного движения в защиту мира, за что он подвергался репрессиям со стороны церковных властей, писал, что, борясь за мир, за запрещение атомного оружия, он выполняет свой долг христианина, так как, по его мнению, истинный принцип христианства не противоречит социализму, церковь не должна бояться социализма, а должна отнестись к нему позитивно.
При оценке того или иного направления в религиозно окрашенном социализме следует исходить из того,
38 Хьюлетт Джонсон. Христиане и коммунизм. М., 1957, стр. 17.
39 Там же, стр. 96.
134
к чему оно стремится, куда оно ведет, какие цели ставит, перед собой. Клерикальное направление, даже радикально критикуя отдельные стороны буржуазного общества (особенно в наше время), твердо стоит на позициях капитализма и враждебно освободительной классовой борьбе трудящихся, враждебно научному социализму. Сторонники левого, демократического направления, несмотря на теоретическую расплывчатость и нечеткость системы их взглядов, являются противниками капитализма. Они не отвергают научный социализм, многие из них сторонники сближения с марксистами, с коммунистами. В то же время некоторые сторонники этого направления находятся под влиянием левацких идей, у них нередко неправильное представление о социалистических странах и научном социализме, навеянное буржуазной и церковной антикоммунистической пропагандой.
Сторонники сближения христианства с социализмом имеются среди верующих и духовенства в социалистических странах. В этих странах верующие люди, приверженцы разных религий, участвуют вместе с атеистами в строительстве коммунистического общества. В новых условиях, сложившихся в этих странах в результате успехов строительства социалистического общества, и многие служители церкви стремятся согласовать свои религиозные взгляды с социализмом.
Под влиянием успехов в строительстве социалистического общества в нашей стране, а также под влиянием верующих, активно участвующих вместе со всем народом в этом строительстве, позиция духовенства (православного и других исповеданий) по отношению к советскому общественному и государственному строю изменилась. На страницах журнала, издаваемого Московской патриархией, можно прочитать заявления видных представителей православной церкви о том, что идеи христианства и коммунизма совпадают, поскольку у них общий источник. Аналогичный процесс признания служителями церкви преимуществ социализма происходит и в других социалистических странах, в некоторых из них существуют организации прогрессивных христиан.
Энгельс писал, что «в истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением». Он, в частности, указал на следующее: «И христианство и рабочий
135
социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет это избавление в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества» 40. Только коммунизм, за который борются миллионы людей во многих странах мира, является выходом для человечества. Маркс писал, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»41. История начинается с коммунизма.
Пропаганда в наше время христианского социализма представителями церкви и связанными с Ней организациями ведется в противовес научному социализму. Ленин писал: «Положение: "социализм есть религия" для одних есть форма перехода от религии к социализму, для других — от социализма к религии» 42. Это же можно отнести и к христианскому социализму: в одних случаях он может служить формой перехода от религии на сторону научного социализма, в других — и этого добиваются клерикалы — он является формой увода от социализма людей, связанных с церковью. Коммунисты — сторонники единства с верующими, в том числе и с последователями религиозно окрашенного социализма, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс и социализм. В то же время они — идейные противники всех видов немарксистского социализма, как системы идей, не имеющих ничего общего с научным социализмом и неправильно ориентирующих трудящихся. Коммунисты пропагандируют научный социализм Маркса — Энгельса — Ленина, под знаменем которого трудящиеся добьются осуществления своих целей — построения социалистического общества.
Отстаивая и пропагандируя научное, материалистическое мировоззрение марксизма-ленинизма, коммунисты являются последовательными сторонниками единства с верующими людьми и сотрудничества с ними в борьбе за достижение общих целей, в которых заинтересованы все трудящиеся, в борьбе за мир, за социалистическое переустройство общества.
40 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 467.
41 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 8.
42 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 17, стр. 423.
136