2. Борьба двух тенденций

Борьба в миссионерских организациях и в Ватикане вокруг вопросов миссионерской деятельности и отношения к колониализму особенно ярко проявилась и обострилась в связи с национально-освободительным движением в португальских колониях Африки.

За последние годы миру стали известны новые факты о страшных преступлениях португальских колонизаторов: истязаниях, пытках, массовых убийствах стариков, женщин, детей, сжигании населения целых деревень, уничтожении посевов. Это было обычной практикой на протяжении десятилетий существования в Португалии фашистского режима, свергнутого в апреле 1974 г.

В декабре 1972 г. были получены сообщения от монахов-миссионеров об убийстве португальскими властями более 400 жителей деревни Вирияму в Мозамбике — почти всего населения.

Знаменательно, что именно миссионеры выступили с разоблачением преступлений колонизаторов (английский священник А. Гастингс выпустил книгу «Вирияму», содержащую документы об этих преступлениях), в то время как церковные власти в Португалии и в ее колониях молчали или выгораживали убийц.

Церковная иерархия Португалии на протяжении десятилетий была тесно связана с ныне свергнутым фашистским режимом. За исключением отдельных лиц из числа епископов и низшего духовенства церковь и в метрополии, и в колониях верой и правдой служила этому режиму.

Об отношении церкви к колониальному режиму в органе Фронта национального освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) было напечатано: «Ответственность за сложившееся положение лежит не только на португальском правительстве, но и на церкви. Она стала орудием колониальной политики Португалии, которая намеренно держит народ в невежестве, чтобы помешать его борьбе за независимость... Миссионеры тесно сотрудничают с португальскими колониальными властями. Бойцы Фронта национального освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) сообщили, например, что в семинарии Маррири миссионеры под предлогом исповеди заставляют молодых людей рассказывать о связях с ФРЕЛИМО, а затем информи-

144

руют власти. В результате многих семинаристов арестовали и подвергли пыткам. Наш народ обвиняет церковь за ее проколониалистские позиции» 15.

В статье приводится выдержка из программы духовных семинарий, разосланной учащимся помощником епископа Бейры Кустадио Перейро, где говорится, что «независимость не важна для благополучия человека», что Португалия «имеет право выступать против независимости своих провинций» и что коренное население Африки должно быть благодарно колонизаторам «за свое нынешнее благополучие» (!).

Колонизаторы и в Португалии, как и повсюду, утверждали, что миссионеры принесли в страны Африки просвещение и культуру. По этому поводу в цитированной выше статье из органа ФРЕЛИМО говорится: «Епископ Бейры утверждает, что "католические миссии способствовали распространению начального и среднего образования среди туземцев". У нашего народа другое мнение на этот счет. Более 97 процентов населения Мозамбика не умеет читать и писать... Один из основных принципов ФРЕЛИМО — свобода вероисповедания. Среди наших бойцов немало христиан и мусульман. Но католическая церковь сотрудничает с колонизаторами и это определяет наше отношение к ней» 16.

Глава католической церкви патриарх лиссабонский Сережейра писал в рождественском послании 1960 г.: «Мы хотим обучить местных уроженцев писать, читать и считать, но не делать их докторами» 17. Смысл этого заявления таков и такова практика миссионеров: дать минимум грамотности небольшой прослойке местного населения, чтобы она могла обслуживать миссии и органы колониальной власти.

Другой церковный иерарх, мозамбикский епископ А. Перейра, в рождественском послании 1968 г. духовенству своей епархии высказался против независимости Мозамбика и требовал от священников активной борьбы против движения за независимость. Он писал: «Африканцы обязаны быть благодарны колонизаторам за те многие благодеяния, которые они от них получили». «Современ-

15 «За рубежом», 1965, № 31, стр. 20.

16 Там же.

17 «Herder Korrespondenz», 1971, № 4, S. 204.

145

ные движения за независимость,— говорится в послании,— носят почти всегда признаки коммунизма и революции. Нам запрещено их поддерживать, так как учение святейшего престола об атеистическом и революционном коммунизме совершенно ясно. Для нас нет революции вне Евангелия» 18.

Во время пребывания папы Павла VI в Кампале, столице Уганды, в 1969 г. три руководящих деятеля освободительного движения в португальских колониях Африки обратились к нему с письмом. В нем говорилось: римско-католическая церковь в Португалии недвусмысленно одобрила войну, которую ведет это государство в Мозамбике, Анголе, Гвинее-Бисау, репрессии правительств обрушиваются и на священников-африканцев, которые разделяют повседневные страдания своих соотечественников.

«Мы, жители португальских колоний,— говорится в письме к папе,— не можем понять, как могут быть согласованы преступления Португалии в Африке с принципами христианской морали, которую проповедует римско-католическая церковь... Мы не можем отделить Рим и католическую церковь в Португалии от этих несправедливостей, если Рим сам этого не делает» 19.

1 июля 1970 г. папа дал в Ватикане аудиенцию трем деятелям освободительного движения в португальских колониях — А. Кабралу (А. Кабрал, генеральный секретарь Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса, был в январе 1973 г. убит агентом португальских властей), А. Нето и М. Дос-Сантос.

Как сообщалось в печати, папа пожелал им добиться их цели мирными средствами и сказал, что ему «хорошо известно о драме, которая разыгралась в определенных районах Африки», что их судьба близка его сердцу. При прощании, пожимая протянутую Кабралом руку, он сказал: «Я молюсь за вас» 20.

Прием папой деятелей освободительного движения вызвал протесты тогдашнего португальского правительства. Ватиканский статс-секретариат постарался его успокоить, он разъяснил, что папа принял этих трех деятелей толь-

18 «Herder Korrespondenz», 1971, № 4, S. 204—205.

19 Ibid., S. 205.

20 «Begegnung», 1970, № 10, S. 18-19.

146

ко «как католиков» и никакие политические намерения с этим не связаны 21.

Вопреки общей линии на сотрудничество с господствовавшим в Португалии режимом, которой придерживались Ватикан и церковная иерархия в этой стране и ее колониях, часть местного духовенства принимала активное участие в освободительном движении, за что подвергалась преследованиям. В феврале 1971 г. фашистские правители Португалии устроили судебный процесс над группой участников освободительного движения в Анголе, в их числе и над священником-африканцем Андраде Пинто — викарием архиепархии Луанды, профессором семинарии, активным деятелем движения за освобождение своей страны, который уже и до этого провел много лет в тюрьме.

Если, португальская церковная иерархия защищала колониальный режим, то миссионеры-непортугальцы, не связанные тесными узами с властями и ближе стоящие к местному населению, заняли в последние годы независимую от властей позицию. Речь идет о членах монашеского ордена «Белые отцы». Орден был создан в 1868 г. по инициативе французского кардинала Лавижери для «евангелизации Африки», прежде всего для обслуживания колониальных интересов Франции в Алжире и Тунисе. Со временем орден распространил свою деятельность на всю Центральную Африку, в том числе и на португальские владения.

Руководство ордена понимало, что в условиях развернувшегося массового освободительного движения в этих владениях дальнейшее сотрудничество с колонизаторами, умолчание об их преступлениях не сулило ордену и всей церкви ничего хорошего, компрометировало ее и создавало в народе враждебное к ней отношение. В письме деятелей освободительного движения папе, о котором выше упоминалось, говорилось: «Нет никакого сомнения в том, что отношение наших людей в будущем к римско-католической церкви будет в большой степени зависеть от позиции, какую церковь занимает сегодня по отношению к коренной задаче, которую ставят перед собой наши на-

21 «Begegnung», 1970, № 8, S. 22; «Herder Korrespondenz», 1970, № 8, S. 348.

147

роды, именно — к вопросу о завоевании нашего собственного достоинства и суверенитета» 22.

Более дальновидные представители церкви учитывали это бесспорное положение. Учло это и руководство орденом «Белых отцов». 15 мая 1971 г. генерал ордена ван Астен обратился ко всем членам ордена с письмом, в котором говорилось, что после многих месяцев раздумья он, глава ордена, решил отозвать всех «Белых отцов» из Мозамбика. Это вызвано не нехваткой людей — их подготовлено достаточно, и не материальными причинами — условия для миссий там неплохие, нигде в мире они не пользовались такими привилегиями и такой материальной поддержкой правительства, как здесь. Причины отзыва «Белых отцов» иные. Положение ордена в Мозамбике становилось все более двусмысленным, смешение государства с церковью государственными и церковными властями, говорилось в письме, искажало роль церкви. Теоретически она была свободна, а фактически проповедь «определенных аспектов Евангелия» — деятельность, имеющая целью социальную справедливость, рассматривалась как подрывная и привела к арестам видных христиан. «Мы долго ждали,— говорится в письме,— что церковная иерархия откажется от двусмысленной позиции по отношению к несправедливостям и полицейским кровавым действиям. Но она молчала. Мы не имеем права быть соучастниками официальной поддержки, которую епископы оказывают режиму, использующему церковь для увековечения в Африке анахронического режима» 23. После 25 лет деятельности в Мозамбике руководство ордена «Белых отцов» отозвало всех своих людей.

Министр иностранных дел тогдашнего фашистского правительства Португалии на пресс-конференции обвинил «Белых отцов» в использовании своего положения для «разрушительных» политических целей. Епископы Мозамбика — все португальцы — стали на сторону колониальных властей. Они опубликовали заявление о том, что «сожалеют» о происшедшем и что «Белые отцы» действовали не под влиянием «истинного евангельского духа». Вопреки истине, епископы утверждали, что церковь и госу-

22 «Herder Korrespondenz», 1971, № 4, S. 205.

23 См. «Herder Korrespondenz», 1971, № 7, S. 312-314; «Begegnung», 1972, № 7, S. 16-17.

148

дарство в Мозамбике независимы, что правительство «много делает для бедных», а о расовой дискриминации здесь не может быть и речи. Представитель «Белых отцов» назвал заявление епископов «полнейшей неправдой». Папский престол молчал, хотя представители Ватикана участвовали в переговорах, предшествовавших отъезду «Белых отцов» из Мозамбика.

После ухода из Мозамбика «Белые отцы» представили генеральному совету ордена и Ватикану доклад о терроре португальских властей в колониальных владениях.

Массовый террор португальских колониальных властей против мирного населения, при молчаливом попустительстве церковных иерархов, еще больше усилился после ухода «Белых отцов». Одним из многих их преступлений и было уничтожение 16 декабря 1972 г. селения Вирияму. Сообщение об этом попало в печать благодаря испанским миссионерам, убедившимся в том, что церковные власти не собираются протестовать и пытались все отрицать. Так же поступали и представители церковной иерархии. Епископ из Лоренсу-Маркиша — административного центра Мозамбика — заявил представителю газеты «Вельт», что селения Вирияму вообще не существует, а конференция мозамбикских епископов, выгораживая убийц, назвала испанских миссионеров «христианскими марксистами». И только после того, как расследование подтвердило, что убийства имели место, патриарх Лиссабона кардинал Рибейро после долгого молчания сообщил, что к нему поступил доклад мозамбикских епископов от 30 августа об убийстве сотен человек, и осудил насилия. Только 16 сентября доклад был опубликован в газете Ватикана «Оссерваторе Романо». В откликах на эти события отмечалось, что епископы и Ватикан молчали и терпели насилия португальских колонизаторов 24.

Под давлением растущего в стране недовольства фашистским режимом в среде церковной иерархии наметилась, сравнительно незадолго до свержения этого режима, тенденция отмежевания от него. Церковь, однако, не боролась против этого режима, с которым сотрудничала 48 лет. Борьбу за его свержение вели коммунисты, социалисты, левые католики. Особая заслуга в борьбе против фашистского режима принадлежит Португальской

24 «Herder Korrespondenz», 1973, № 11, S. 552-555.

149

коммунистической партии. Только после свержения фашистской диктатуры португальский епископат заявил, что он приветствует это событие.

В результате многолетней мужественной борьбы народа Гвинеи против колонизаторов в сентябре 1973 г. было образовано суверенное государство Гвинея-Бисау. После свержения в 1974 г. в Португалии фашистского режима наступил конец господству колонизаторов в ее бывших владениях в Африке и начался процесс деколонизации на основе признания права народов Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы на независимость.