Введение. О кризисе религии и церкви
Кризис религии и церкви — не выдумка атеистов. Так, еще 10 сентября 1970 г. на годичном конгрессе католических организаций ФРГ («Католикентаг») в г. Трире выступил в качестве представителя Ватикана генерал ордена иезуитов Педро Аррупе. Его речь была посвящена кризису веры и католической церкви 1. Одним из проявлений кризиса веры Аррупе назвал атеизм. «Фактически атеизм,— сказал он,— стал мировой проблемой. Надо трезво видеть, что этот атеизм не ограничивается только западным миром. Он вторгается с все большей силой в мир Азии и Африки. Я знаю по личному опыту, как укрепился практический атеизм в Японии — этой экономически самой развитой стране Востока».
Как глава организации, глубоко заинтересованной в сохранении позиций религии и укреплении се институтов, генерал ордена иезуитов — конечно, противник атеизма. Он заявляет, что атеизм дает лишь кажущийся ответ на коренные вопросы современности. Он, однако, не может объяснить, почему атеизм стал явлением массовым и где причины современного кризиса религии. По мнению Аррупе, кризис веры «в западном мире» углубился в связи с решениями Второго Ватиканского собора (1962—1965) об обновлении религиозного учения, которое предпринято для того, чтобы, как он пишет, преподносить учение церкви не в навечно установившихся формулах, а в соответствии с образом жизни и мышления современного человека. На углубление кризиса, по словам Аррупе, повлияла и дискуссия, которая ведется среди теологов по основным вопросам вероучения. Все
1 Текст речи см.: «Herder Korrespondenz» (Freiburg), 1970, № 11, S. 525-529.
3
это, сказал он, вызвало «в церкви беспокойство, неуверенность и неловкость», «боязнь и скепсис».
Обстоятельства, на которые указал Аррупе, действительно повлияли на углубление кризиса религии и церкви, однако не они явились главными причинами кризиса. Генерал ордена иезуитов приближается к истине, когда говорит о социальных причинах кризиса. Для сотен миллионов католиков, сказал он, причина кризиса веры в современном мире — это жестокая нужда: «Людям третьего мира необычайно трудно серьезно принять благую весть (учение Христа. — М. Ш.), которой до сих пор не удалось сделать людям этого мира мало-мальски радостным их и без того скромное существование». В этих словах Аррупе большая доля правды: широкие народные массы в капиталистических и зависимых от них странах имеют возможность убедиться, что религия и ее организация указывали и указывают ложный путь избавления от их тяжелого положения и что, как правило, церковь находится в союзе с теми, кто угнетает народ,— с эксплуататорскими классами и защищающим их интересы государством. Это является важнейшим фактором роста безразличия к религии, отхода значительных групп верующих от церкви и религии и перехода на путь революционной классовой борьбы.
Это положение учитывают наиболее дальновидные церковные круги, требующие ныне, чтобы церковь стала «церковью бедных», чтобы она вернулась «к практике первоначального христианства». Даже в руководящих церковных кругах говорят о «церкви бедных». Однако религиозным организациям буржуазного мира, тесно связанным с господствующими классами этого мира, очень трудно стать «церковью бедных».
Положение, создавшееся в современном мире, Аррупе характеризует так: на мировой арене происходят опасные конфликты. Речь идет не о большем или меньшем развитии демократии, а о глубоких контрастах и непримиримых противоречиях. Миллионы людей годами испытывают террор войны, сотни миллионов живут в такой нужде, которую трудно себе представить, ощущают на себе общественный гнет; из-за цвета кожи люди становятся гражданами второго сорта. И самым удручающим, заявил Аррупе, является то, что в среде трудящихся существует представление, будто такое положение «основа-
4
тельно заморожено» и изменить его можно только путем сильного давления и революции. Недавно, продолжил свою мысль Аррупе, ответственный политический деятель в Латинской Америке сказал: «Мы здесь живем на вулкане, и каждый момент может произойти взрыв».
Может создаться впечатление, будто Аррупе выступил с обвинительной речью против капитализма, хотя он и не произнес слова «капитализм». Однако истинная цель этой речи — предупредить господствующие классы: если не изменится положение народа, вам угрожает революция.
Генерал ордена иезуитов говорил о радикальных изменениях, происходящих в мире. Об одном изменении он, однако, не сказал: о том, что наряду с капитализмом в мире существует социалистическая система, где развитие общества идет по иному пути и где благосостояние народных масс, забота о трудящемся человеке, о создании человеку лучших условий жизни является главной целью существующего в социалистических странах общественного строя.
Благотворительная деятельность церкви, признает Аррупе, мало кого удовлетворяет, ей бросают упрек в том, что она придерживается односторонней позиции, связана с господствующей буржуазной системой и власть предержащими, зовет людей к терпению и недостаточно свободна, чтобы добиваться осуществления социальной справедливости. Аррупе не стремится отвести эти обвинения и упреки, а доказывает, что церковь должна приспособиться к условиям индустриального общества и заботиться о человеке, особенно о бедных, угнетенных и преследуемых.
Итак, одна из главных причин, породивших и порождающих атеизм как массовое явление,— это тяжелые условия существования большинства человечества в классовом, эксплуататорском обществе и осознание массами того, что это общество не годится. А это ведет к отрицанию религии, которая это общество освящает.
Распространению идей атеизма и углублению кризиса религии способствуют и теологические дискуссии по коренным вопросам устройства и вероучения церкви: о целибате (обязательном безбрачии духовенства), о священстве, о религиозной морали, о догматах. Подвергается критике папство и сложившаяся на протяжении столетий структура церкви. Аррупе рассказывает, как молодой японец пришел к нему, потрясенный тем, что из церков-
5
ного календаря были вычеркнуты имена ряда святых, как никогда не существовавших. А верующие почитали их столетиями! Конечная цель этих дискуссий — приспособление вероучения к образу мышления современного человека и к состоянию науки XX в. Но одновременно эти дискуссии свидетельствуют, что и многие теологи сомневаются в истинности того, чему церковь учит на протяжении веков. Не удивительно, что консервативные круги требуют: никаких новшеств в церкви — ни в структуре, ни в учении.
Важнейший фактор, способствующий углублению кризиса религии,— это прогресс науки. Церковные идеологи стараются приспособить вероучение к новейшим научным открытиям. В письме ватиканской конгрегации по делам духовенства от 4 сентября 1969 г. председателям епископских конференций о подготовке священников отмечается, что дискуссии и споры в церкви принесли с собой много трудностей. Одна из трудностей — растущее значение эмпирических знаний, которые не всегда еще «интерпретируются теологами созвучно вере» 2. Идеологи церкви и занимаются ныне (с помощью некоторых ученых) интерпретацией научных открытий «созвучно с верой».
Англиканский епископ Джон Робинсон в своей книжке «Уважение к богу» (в немецком издании: «Бог иной») заявляет, что старая картина мира, согласно которой бог — на небе, человек — на земле, а под землей — ад и темнота, устарела. Но мы не хотим, пишет Робинсон, чтобы христианское учение о боге погибло вместе с устаревшей картиной мира. И он пропагандирует взгляды протестантских теологов (Тиллиха, Бонхофера, Бультмана) о том, что бога не следует рассматривать супернатуралистически, что бог — не вне мира, а в человеке. Левокатолический журнал «Бегегнунг» (ГДР) в статье о книге Робинсона пишет, что Робинсон — протестант, но вопрос, который он рассматривает (современны ли наши представления о боге),— актуален и для каждого католика 3.
Идеологи церкви остерегаются того влияния, которое успехи науки оказывают на миросозерцание людей и, в связи с этим, на распространение идей атеизма. Это отра-
2 «Herder Korrespondenz», 1970, № 3, S. 105.
3 «Begegnung», 1965, № 8, S. 15-17.
6
зилось, в частности, в документе Второго Ватиканском собора. В декрете собора «О светском апостолате» (§ 7) говорится: «Ив наше время немало людей оказывают слишком большое доверие прогрессу естествознания и техники и склоняются к определенному идолопоклонству земным вещам больше как их рабы, нежели как господа» 4.
Католические и некатолические теологи в наше время настойчиво стараются убедить людей в отсутствии противоречий между религией и наукой и в необходимости их взаимного сотрудничества. В послании папы Павла VI католическому епископату о послесоборном развитии церкви говорилось, что учение Христа «никак не противоречит открытиям человеческого духа, а возвышает их на степень божественных истин» 5. В письме польскому кардиналу Вышинскому в связи с 500-летием со дня рождения великого польского астронома Николая Коперника папа писал, что наука и религия совместимы: «Открыто и ясно мы устанавливаем, что между истинами, которые мы получаем через веру, и теми, которые мы постигаем разумом, не существует никакой объективной и непреодолимой непримиримости». Противоречия и расхождения, которые могут возникать в этой области, писал папа, следует отнести к слабостям и недостаткам человеческим 6.
На самом деле все значительно сложнее, и церковь в лице ее иерархов и идеологов отлично понимает опасность для веры взглядов Коперника. В докладе на юбилейном заседании годичного собрания Академии наук СССР, посвященном памяти Коперника, отмечалось: «Джордано Бруно за свои идеи был предан инквизицией сожжению на костре, а великий Галилей... подвергнут тяжелым преследованиям. Николай Коперник избежал трагической участи, может быть, только потому, что его сочинение «Об обращениях небесных сфер» было опубликовано лишь за несколько дней до его смерти. Церковь скоро убедилась, что учение Коперника подрывает религиозные догмы» 7.
И если представители церкви ныне говорят об отношении к науке совсем иначе, чем раньше, то это — дань
4 Karl Rahner, Herbert Vorgrimler. Kleines Konzilskompendium. Freiburg, 1966, S. 397.
5 «Herder Korrespondenz», 1971, № 2, S. 85.
6 «Begegnung», 1973, № 4, S. 19.
7 «Правда», 7.III 1973.
7
времени. Проповедуя отсутствие противоречий между религией и наукой, идеологи церкви стараются приспособить религиозное учение к современности, по в то же время стремятся отстоять и сохранить веру в творца.
Венский архиепископ кардинал Кёниг, представитель либерального направления современной католической теологии, писал: «Задача состоит в том, чтобы установить плодотворное сотрудничество между естественными науками и церковью». При этом, однако, кардинал заявил, что в противоположность ученым-естественникам «теологи видят первичный источник познания в учениях, построенных на откровении божьем, которые они считают непререкаемыми и в принципе не подлежащими критике», Какое же может быть в этих условиях «плодотворное сотрудничество»?
По мнению кардинала Кёнига, сотрудничеству религии и науки мешают преграды, воздвигнутые в прошлом. Одним из величайших препятствий, по словам кардинала, является процесс Галилея, который и сейчас болезненно воспринимается учеными кругами, «ибо все мыслящие люди,— как верующие, так и неверующие, считают, что Галилей был прав». Католическая церковь, заявил Кёниг, готова открыто pi честно пересмотреть дело Галилея. Об этом же кардинал говорил и па Международном конгрессе лауреатов Нобелевской премии в Линдау (ФРГ) в 1968 г. Однако прошло семь лет, и пока не видно, чтобы в Ватикане спешили с пересмотром этого дела.
Пути примирения, сближения религии с наукой идеологи церкви в последнее время стремятся найти в работах Тейяра де Шардена — крупного ученого в области палеонтологии и геологии и одновременно католическогс священника. Тейяр де Шарден (1881—1955) старался сочетать свои научные эволюционистские взгляды на природу и на происхождение человека с учением церкви, Однако при жизни Тейяр де Шарден подвергался преследованиям церковных властей, его книги по предписанию ватиканской священной канцелярии (бывшей инквизиции) не допускались в католические учебные заведения 30 июня 1962 г. священная канцелярия подтвердила свою позицию, опубликовав документ, в котором говорилось что труды Тейяра де Шардена «с точки зрения философии и теологии двусмысленны и содержат тяжелые ошиб-
8
ки, которые оскорбляют католическое учение». Епископам, главам религиозных орденов, ректорам католических университетов рекомендовалось «предохранять молодежь от опасностей», содержащихся в работах Тейяра и его сторонников. Прошло несколько лет — и теперь некоторые теологи восхваляют Тейяра как видного «католического мыслителя», а в руководстве международного Общества Тейяра де Шардена участвуют и церковные иерархи.
Но и пропаганда идей Тейяра де Шардена не решает проблемы сближения религии с наукой. Идея о том, что религия и наука действуют в разных областях и одна с другой не сталкиваются,— лишь попытка увести религию из-под научной критики.
Важнейшим фактором, определяющим кризис религии и церкви, являются глубокие социальные изменения, происходящие в мире. Они способствуют росту политической активности широчайших народных масс, их сознательности и участию в борьбе за изменение несправедливых общественных порядков (веками освящавшихся религией), чтобы строить мир на основе принципов социализма.
Социализм стал большой силой. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев сказал: жизнь подтверждает вывод международного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г. о том, что «мировая система социализма является решающей силой в антиимпериалистической борьбе» 8. Успехи строительства социалистических стран и национально-освободительного движения, программа мира, принятая XXIV съездом КПСС, способствуют росту авторитета идей социализма и расшатыванию религиозных представлений и идей.
Кризис религии и церкви не следует понимать в том смысле, что религия и церковь уже потеряли влияние в современном мире. Сотни миллионов людей во всех странах мира веруют в богов, выполняют религиозные обряды, связаны с религиозной организацией и прислушиваются к голосу служителей церкви не только в вопросах религии, но и в общественно-политических. Однако нельзя не. видеть, что одновременно происходит процесс массового отхода от религии, рост безразличия к ней и к се организации, процесс упадка влияния религии и церкви.
8 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, стр. 5.
9
В письме к епископам от 6 января 1971 г. о после-соборном состоянии церкви папа Павел VI писал, что есть много верующих, сомневающихся в важнейших положениях вероучения — в таких, как догматы о Христе, троице, таинстве евхаристии, спасающей роли церкви, институте священства, значении молитвы и таинств, христианской нравственности. «Даже авторитет божественного Священного писания,— писал папа,— путем преувеличенного отбора так называемых мифологических элементов, что называют «демифологизацией», ставят под сомнение» 9.
В одном из своих выступлений в июне 1971 г. папа говорил, что имеет место недостаток доверия к руководству церкви у многих христиан и даже у священников и членов религиозных орденов. В 1972 г. 33 католических теолога из европейских стран, а также из США и Канады опубликовали заявление против пессимизма в церкви. В заявлении говорится, что церковь переживает, «кризис руководства и доверия», руководство церкви после собора оказалось неспособным конструктивно решать как внутрицерковные неотложные дела, так и проблемы мира и справедливости. Сохранился абсолютизм папы и епископов, выборы епископов происходят без влияния духовенства и мирян, церковь отстала от времени и от своих задач, отсюда и падение интереса к ней. Авторы заявления призывают членов церкви — от папы до мирян — «вернуться к Евангелию». Они заявляют, что в тех случаях, когда мероприятия церковных властей «не соответствуют Евангелию», сопротивление им не только допустимо, но обязательно» 10.
На конференции советов священников стран Западной Европы в Женеве в апреле 1971 г. также говорилось о кризисе священства, о том, что в церкви существует скорее феодальный авторитет, чем авторитет Евангелия.
В 1966 г., т. е. спустя год после окончания Второго Ватиканского собора, полуофициоз католического епископата ФРГ — «Гердер корреспонденц» следующим образом охарактеризовал положение в католической церкви: в церкви наблюдается разочарование, многие надежды представляются неоправдавшимися; многие недовольны Римом, который недостаточно сделал для реализации ре-
9 «Herder Korrespondenz», 1971, № 2, S. 84.
10 «Begegimng», 1972, № 7, S. 25—26.
10
шений собора, римской курией, которая намеченное собором новое направление старается ограничить чисто юридическими рамками, жалуются на летаргию не только духовенства, но и мирян, усматривают слишком большую готовность к компромиссам; одновременно раздаются предупреждения по поводу того, что радикальная постановка вопроса о традиции и попытки новой интерпретации догматов может составить угрозу самой вере и церковному единству 11.
В церкви образовались борющиеся между собой группы. Епископ лимбургский (ФРГ) Кемпф в 1972 г. в пастырском послании к верующим своей епархии писал о двух группах в церкви — «консерваторах» и «торопящихся вперед». Первые, по словам епископа, опасаются, что вера, «сформулированная в соответствии с преданием», искажается новыми теориями и учениями, что догматы (о том, что Иисус — сын божий, о девственности Марии и др.) многие верующие не принимают всерьез и слова папы пропускают мимо ушей. Эта группа считает, что церковь должна принять решительные меры против инакомыслящих, ереси называть ересями, должна обязать верующих строгому послушанию. Вторые, которых Кемпф называет «торопящимися вперед», опасаются, что церковь и особенно ее служители опаздывают (или уже опоздали) с приспособлением к нашему времени.
В выступлениях католических теологов и публицистов нередко делаются заявления, что церковь отстала от времени, что язык ее стал чуждым и непонятным, что она не считается с реальными изменениями в мире, санкционирует изжившие себя порядки, не может ничего сказать людям о важнейших вопросах жизни.
Кризис религии и церкви выражается и в уменьшении числа священников, в отказе священников от сана, в падении посещаемости церквей, во все большей непопулярности религиозной обрядности. По этому вопросу опубликовано много данных на основании специальных обследований, которые проводились в ряде стран церковными и светскими организациями. Приведем только немногие сведения.
Из 30 млн. опрошенных французов, крещенных по католическому обряду (по данным на 1972 г., 96% фран-
11 «Herder Korrespondenz», 1966, № 10, S. 442-443.
11
цузов крещены, из них 84% — по католическому обряду), 10 млн. заявили, что они верующие, хотя три четверти из них посещает мессу редко, а одна четверть не посещает никогда. Из 10 млн. 63% не признают папской непогрешимости, 38% не верят, что только «хорошие» попадут в рай, а «злые» в ад, 89% думают, что можно жить «по Евангелию» без того, чтобы ходить по воскресеньям в церковь. Из числа верующих, не посещающих церкви и не выполняющих религиозные обряды, 59% считают, что церковь находится на стороне богатых и сильных 12. В Риме только каждый второй житель верует в существование ада, только один из трех посещает более или менее регулярно мессу.
Значителен отход от церкви в ФРГ. Причины этого — недовольство обязательным для членов церкви налогом и неудовлетворенность учением церкви и ее социальной позицией. Аналогичная картина наблюдается и во многих других странах.
Одно из проявлений кризиса католической церкви — возникновение так называемой мятежной церкви, т. е. образование в ряде стран, особенно Латинской Америки, левых групп католического духовенства (главным образом приходского), выступающих на стороне трудящихся в их борьбе за экономические и политические цели 13. Не имея какой-либо общей программы, все такие группы отрицательно относятся к официальному политическому курсу церковной верхушки и настаивают на повороте церкви и ее организаций лицом к народным массам.
Они требуют разрыва церковной иерархии и церковной организации с правящими эксплуататорскими классами, выступают за сотрудничество церкви с демократическими и прогрессивными кругами, в том числе с коммунистами, в интересах трудящегося народа. Многие сторонники «мятежной церкви» высказываются за социализм.
Деятельность всех таких групп наталкивается на противодействие епископата и высших церковных властей.
Новым убедительным свидетельством растущего упадка влияния религии и церкви явился итог референдума
12 «Begegnung», 1968, № 10, S. 19; 1972, № 5, S. 11.
13 См. по этому вопросу: И. Р. Григулевич. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М., 1972; А. Делъгадо. Мятежные падре Латинской Америки,- «Проблемы мира и социализма», 1973, № 3, стр. 52-56.
12
(всенародного опроса) по поводу закона о разводе, проведенного в Италии 12—13 мая 1974 г. Закон, разрешающий развод, был принят итальянским парламентом в декабре 1970 г. Против него и за его отмену единым фронтом выступили клерикалы, правящая христианско-демократическая партия, церковь, неофашисты и другие правые круги. Поддержали закон коммунисты, социалисты, все прогрессивные силы страны. Особенно активно против закона выступала церковь, которая проповедовала, что узаконение развода приведет к «распаду семьи», моральному упадку и т. п., что, согласно учению церкви, брак нерасторжим и закон, разрешающий развод, противоречит католической вере, верующие поэтому должны быть против такого закона. Церковные круги, а вместе с ними весь правый лагерь, стремились превратить кампанию против закона о разводе в кампанию против коммунизма, против прогрессивных сил. Католический епископат тоже выступил против закона. Конференция итальянских епископов в апреле 1974 г. призвала католиков выступить «в защиту семьи» и нерасторжимости брака. Реакция навязала стране референдум, который и был проведен в мае 1974 г.
Референдум, однако, не оправдал расчетов тех, кто имел в виду использовать религиозные чувства верующих в реакционных политических целях. В референдуме участвовало более 20 млн. человек. В пользу сохранения закона о разводе было подано 59,1% голосов, за его отмену — 40,9%. Особенно большое число голосов в пользу сохранения закона было подано в крупных городах (в Турине — 79,8%, Генуе — 75,7, Милане — 73%), а также в бывших папских владениях. В самом Риме за сохранение закона голосовало 68,1% опрошенных. Не оправдался расчет церковников и на религиозность деревни, особенно женщин 14.
Референдум показал, что даже в такой стране, как Италия, где католицизм считается религией большинства населения, сила влияния религии и церкви далеко не столь велика, как полагали церковные иерархи, которые для достижения своих целей выступали заодно с неофашистами; часть духовенства и отдельные католические организации (например, Ассоциация католических рабочих) были
14 «Herder Korrespondenz», 1974, № 4, S. 165—171; № 6, S. 284—287.
13
против референдума и за сохранение закона о разводе. Церковные иерархи прибегли к репрессиям; незадолго до референдума аббат бенедиктинского монастыря Джованни Францонни был лишен церковными властями сана священника и исключен из ордена за критику связи церкви с капиталом и, в частности, за выступление в защиту закона о разводе.
Церковные руководители встревожены происходящим процессом упадка влияния церкви, потерей ею верующих, ростом атеизма в широких слоях населения многих стран. Они не меньше встревожены тем, что начатое Вторым Ватиканским собором «обновление» и приспособление церкви к современности пошло значительно дальше, чем это предполагало церковное руководство. Выступая в декабре 1968 г. перед студентами-теологами, папа сказал, что таких больших и сложных переворотов в церкви после собора никто не ожидал — наоборот, ожидали, что наступит период расцвета 15.
В выступлениях папы и других иерархов церкви все чаще говорится о допустимых границах реформ и об опасности разрыва с традицией церкви.
Наиболее консервативно настроенные церковные иерархи заодно с влиятельными феодально-буржуазными кругами стараются создать плотину против реформ, начатых папой Иоанном XXIII. В некоторых странах образовались общества «движения в защиту папы и церкви», объединяющие мирян и духовенство. В ФРГ такое общество, созданное, в 1969 г., в двух своих «манифестах» призывало поддержать церковь, которой «угрожает катастрофа». Общество заявило о своей верности Второму и Первому Ватиканским соборам, а также Тридентскому собору (собор контрреформации, 1545—1563 гг.) и всей двухтысячелетней традиции церкви, призвало к послушанию папе, высказалось против «нового формулирования догматов», против критики церкви, против ее демократизации и «ошибочно понятого диалога». В Испании, в противовес реформистскому курсу значительной части духовенства (многие священники участвуют вместе с коммунистами в борьбе за демократию), в том числе и высшего, реакционная, профашистская часть духовенства объединилась в «Ис-
15 «Begegnung», 1969, № 2, S. 22.
14
панское братство священников», выступающее против реформ церкви. «Братство» поддерживается реакционными политическими кругами.
Объединения «традиционалистов» существуют в ряде стран. Имеются среди них и такие, которые считают, что с современной ересью надо бороться церковными репрессиями. Один из видных представителей католической иерархии во Франции, кардинал Жан Даниелю, заявил в беседе с редакцией гамбургского журнала «Шпигель», что теологи, которые придерживаются иных взглядов, чем официальная церковь, «должны быть осуждены». Церковь, продолжал он, должна потребовать от инакомыслящих теологов, «отречься от их заблуждений, если же они этого не делают, им не должно быть позволено проповедовать их взгляды» 16.
1975 год объявлен католической церковью «святым годом». Его празднование будет проходить под лозунгом сохранения мира. Празднование католической церковью каждые 25 лет «святого года» — обычай, начало которого уходит в средневековье,— в наше время, как и в прошлом, рассчитано па подъем религиозных настроений в массах верующих, на оживление деятельности самой церкви и связанных с ней организаций. К тому же «святые», или «юбилейные», годы всегда приносили папской казне и всей церкви немалые доходы.
Празднование «святого года» с его мессами, массовым отпущением грехов, паломничествами к почитаемым верующими местам и в наше время в какой-то мере будет способствовать оживлению религиозности у части населения. Однако это не может привести к преодолению кризиса католицизма и религии вообще, так как остаются социально-политические основы этого кризиса.
Кризис религии и церкви (не только католической) — одно из проявлений кризиса буржуазного общества и его идеологии. Ни репрессиями, ни анафемами этот процесс остановить нельзя. Этот кризис выражается в самых различных формах, прежде всего в области вероучения, организации и руководства, в политике церковных организаций, в социальной программе церкви, а также в области миссионерства.
16 «Der Spiegel», 27.VII 1970, S. 113-114.
15