Шейнман М.М. - Католицизм в меняющемся мире / Заключение. / Приспособление к современности в его пределы

Приспособление к современности в его пределы

У церкви в каждой стране имеются свои специфические проблемы, выдвигаемые условиями жизни данной страны. Но у католической церкви — религиозной организации, руководимой из одного центра, Ватикана, и распространенной во многих странах,— имеются и общие проблемы, касающиеся всей церкви в области вероучения, организации и общественно-политической ориентации. Именно о них шла речь в предыдущих главах.

К общим проблемам, помимо рассмотренных, относится и проблема экуменизма — единства христианских церквей, которой на Втором Ватиканском соборе было уделено много внимания и которая еще очень далека от положительного решения. Особо стоит также проблема диалога с людьми, не связанными ни с церковью, ни с какой-либо религией.

Руководители церкви и ее идеологи считают, что решение возникших перед католической церковью проблем возможно на путях модернизации. Старые формы христианства, которые существуют много столетий, стали «несостоятельными и непригодными», пишет ван де Поль, бывший профессор католического университета в Нимвегене (Голландия). По его словам, перед христианами стоит задача придать христианской вере и образу жизни такие новые формы, чтобы оно могло внести вклад в строительство нового мира: «...Мы стоим перед новой альтернативой: никакого христианства или радикально обновленное христианство» 1.

Однако сущность всякой религии такова, что она ставит пределы модернизации. Этим пределом является само вероучение. Религия всегда изменялась вместе с коренными изменениями в обществе. Но при этом ее основа —

1 «Begegnung», 1969, № 3, S. 16, 18.

154

вера в сверхъестественные силы, в богов, чертей, чудеса — сохранилась. Религии, которые в литературе и в статистике религий обозначаются термином «примитивные», на деле являются тем, с чего начали все современные религии — христианство, иудаизм, ислам, буддизм и др. Модные в наше время идеи «новой теологии», новых богословских построений, очищенных от бросающихся в глаза суеверий и антропоморфных представлений, содержат, однако, ту же основу, что и «старая», традиционная теология.

Новая теология, по существу, рассчитана прежде всего на более квалифицированных рабочих и на верующих из интеллигенции. Для многих из них некоторые традиционные верования и обряды представляются примитивными, устарелыми. Основная же масса верующих, а именно — та, которая близко связана с церковью, как правило, придерживается именно старых, традиционных, привычных для данной религии взглядов. Для широких масс верующих их религиозные верования обязательно включают представления о существовании богов, ангелов, чертей, о чудесах, святых местах — то, что сложилось в религии на протяжении тысячелетий. И именно это церковь и проповедует массам.

Символ католической веры, который папа Павел VI огласил во время литургии в соборе св. Петра в Риме 30 июня 1968 г., повторяет почти полностью то, что церковь проповедует на протяжении многих столетий, в том числе о существовании наряду с богом также и ангелов, о непорочном зачатии, первородном грехе и т. д. Церковь, как мы видели, отстаивает и веру в существование дьявола как реального существа. И когда составители голландского катехизиса внесли поправки в толкование символа веры, многие его положения не были приняты комиссией кардиналов, назначенной Ватиканом.

В силу консервативности религии в религиозном культе сохранились действия, смысл которых сами служители церкви объяснить не могут. Время их возникновения уходит в глубокую старину, они освящены традицией и приобрели характер магических действий. В силу всего сказанного модернизация религии не может не быть половинчатой, непоследовательной и совершается путем сочетания нового со старой основой или путем перетолкования догматов с современной точки зрения. И на решени-

155

ях Второго Ватиканского собора лежит печать непоследовательности, двойственности и нерешительности.

Быстрее происходит процесс модернизации религиозного учения и деятельности церкви в социально-политической области. Этот процесс идет по-разному в странах капитализма, в социалистических странах и в странах «третьего мира». Правда, и в этой области приспособление отстает (нередко значительно) от хода развития общества. Объясняется это тем, что при изменениях в самом обществе в нем сохраняются, в виде пережитков, многие элементы предыдущих общественных формаций, с которыми церковь была длительное время связана. Католическая церковь была на протяжении тысячи с лишним лет связана с феодальным строем. Этим объясняется ее враждебное отношение к буржуазным революциям и активная борьба против них. Но это — дело прошлое. В эпоху капитализма она связана с буржуазным строем. Не удивительно, что она враждебно встретила Октябрьскую революцию в России, а после окончания второй мировой войны столь же враждебно отнеслась к установлению социалистического строя в ряде стран. Новые явления в мире и прежде всего широкое распространение идей научного социализма и существование социалистического мира вынуждают церковь внести новые моменты в свою социальную программу. Однако только небольшие группы духовенства в буржуазных странах стали и становятся на сторону научного социализма. Признание церковью социально-политических изменений в социалистических странах не всегда означало, что она солидарна с социалистическими преобразованиями, с курсом на построение социализма и коммунизма. Изменения в официальной социальной доктрине церкви не выходят за рамки капитализма. Это в одинаковой степени верно как для католической, так и для некатолических церквей.

Коммунизм, правда, обычно уже не предается анафеме, как это было при папе Пие XII, но квалифицируется как «утопия» и «заблуждение», и верующие систематически настраиваются против социализма и коммунизма. Следовательно, и в области социально-политической в капиталистических странах существуют границы для модернизации католицизма, которые в конечном счете определяются традиционными связями церкви с буржуазным миром и с буржуазной идеологией.

156

В одной лишь области католическая церковь и Ватикан выступают ныне, в известной мере, в ногу с требованием времени — участвуют в деятельности, направленной к сохранению мира во всем мире.

В своих выступлениях папа Павел VI неоднократно призывал сохранять мир, решать все спорные вопросы мирным путем. Ватикан и международные католические организации (как и аналогичные организации других религиозных направлений) участвуют вместе с людьми различных политических убеждений и религиозных взглядов (в том числе с социалистами и коммунистами) в международных совещаниях и встречах, посвященных вопросам сохранения мира и международной безопасности.

Такая позиция, правда, характерна не для всей церковной иерархии и не для всех католических организаций, в разной форме контролируемых церковью. В ФРГ, например, епископат, католические организации, печать в течение длительного времени выступали в духе времен «холодной войны», против заключения договоров между ФРГ и СССР, ФРГ и Польшей. Они пропагандировали «жесткий» курс в отношении социалистических стран. Епископат ФРГ был заодно с реваншистами и против ратификации договоров с СССР и Польшей.

Отдавая должное тем религиозным организациям и деятелям, которые участвуют в движении за мир и безопасность, нельзя не видеть, что такая позиция не является позицией всей церкви, ее иерархов и организаций. Но и то новое, что в этой области происходит,— это положительное явление, если иметь в виду, что еще недавно глава католической церкви папа Пий XII и с ним ряд теологов (католических и евангелических) оправдывали даже атомную войну.

В движении за мир и безопасность, за социальный прогресс и социализм участвуют люди независимо от их религиозных убеждений. Отчужденность и враждебность, которые веками насаждались между людьми различных религиозных взглядов, исчезают в процессе совместной борьбы за достойные человека идеалы, за лучшую жизнь, за прогресс общества. Об этом свидетельствует тот факт, что в годы второй мировой войны в движении Сопротивления фашистскому варварству боролись рука об руку коммунисты, католики, протестанты, атеисты и верующие. Об этом говорит и то, что за коммунистические партии

157

голосуют на выборах в Италии, Франции и других странах также и миллионы католиков, видящих в социализме и коммунизме путь к лучшему будущему всего человечества. Опрос, проведенный Институтом общественного мнения во Франции, показал, что 79% практикующих католиков считают, что христианство совместимо с социализмом2. Это говорит о симпатиях широких католических кругов Франции к социализму и коммунизму. Церковь, как уже отмечалось, стремится перевести симпатии верующих к социализму на христианский социализм — эрзац социализма.

Сотрудничество коммунистов с верующими и есть на деле реализация идеи диалога (единство с верующими массами для достижения общих целей), диалога, за который настойчиво борются коммунистические партии, за который ныне высказывается и церковь.

Вопрос об атеизме и о диалоге с атеистами обсуждался и на Втором Ватиканском соборе, где были и сторонники агрессивного отношения к атеизму, острой борьбы с ним, и сторонники более реалистического подхода и, следовательно, диалога с атеистами. С требованием решительной борьбы с атеизмом выступил генерал ордена иезуитов Педро Аррупе.

Атеизм, говорится в энциклике «Экклезиам суам» папы Павла VI (1964 г.), «самое серьезное явление нашей эпохи», и церковь «осуждает» системы, «отрицающие бога, особенно отождествляемые с атеистическим коммунизмом». И конституция Второго Ватиканского собора «О церкви в современном мире» (§ 19) считает атеизм «одним из самых серьезных явлений нашего времени». Когда в церковных документах говорится об атеизме, имеется в виду не только атеизм как таковой, а более широкое явление современности — научный социализм, коммунизм.

Как же церковь относится к этому «самому серьезному явлению»? Об этом в той же конституции сказано (§ 21): «Церковь, верная богу и людям, не может с прискорбием не осуждать со всей решительностью те зловредные идеи и мероприятия, которые противоречат и общему опыту людей, и отчуждают человека от врожденного величия».

2 «Herder Korrespondenz», 1972, № 12, S. 582.

158

К «зловредным идеям» соборный документ относит и коммунизм, если судить по тому, что в этом месте документа делается ссылка на прежние антикоммунистические послания пап.

В 1965 г. в Ватикане был создан секретариат по делам неверующих с 18 национальными секретариатами в разных странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, а также с национальными представителями в 22 странах. К работе секретариата привлечены и некатолики, и нехристиане. Официально секретариат создан для изучения проблем атеизма и организации диалога с неверующими, фактически же для более эффективной борьбы с атеизмом.

В конституции «О церкви в современном мире» записано: «Недвусмысленно отвергая атеизм, церковь, однако, искренне признает, что все люди, верующие и неверующие, должны способствовать правильному строительству этого мира, в котором мы живем. Это не может, конечно, произойти без искреннего и благоразумного диалога».

Однако на практике «осуждение» атеизма принимает характер церковной пропаганды антикоммунизма. Антикоммунизм не способствует диалогу.

Совсем по-иному подходят к проблеме диалога с верующими коммунисты.

Коммунисты не считают, что атеизм или религиозность — это «самое серьезное явление нашей эпохи». Коммунисты, будучи сторонниками атеизма, не «осуждали» и не «осуждают» людей за их религиозную веру. Коммунисты рассматривают верующих трудящихся, как братьев, по классу, по совместной борьбе за лучший мир, за социализм.

В своем выступлении на пленуме ЦК Французской коммунистической партии в 1966 г. Вальдек Роше сказал: «Повторяем еще раз, если в плане философском имеется коренное противоречие между марксистским мировоззрением и религиозной идеологией, то это нисколько, впрочем, не означает, что сотрудничество между коммунистами и католиками является невозможным, поскольку мы не требуем от верующих в качестве условия этого сотрудничества, чтобы они отказались от своих верований, так же как нельзя требовать от нас, чтобы мы отказались от своих взглядов» 3.

3 «Cahiers du Communisme», 1966, № 5—6, S. 302.

159

В своем докладе на XIII съезде Итальянской коммунистической партии в марте 1973 г. Э. Берлингауэр сказал: «Нужно расширять и углублять диалог и контакты между коммунистическим миром и католическим миром в связи со всеми крупными проблемами нашей эпохи, причем не только в Италии, но и во всей Европе и на других континентах. Однако в нашей стране сближение и сопоставление взглядов между рабочим движением коммунистического и социалистического направления и народным католическим движением имеет определенное политическое содержание и политическую цель — обновить государство и обеспечить ему такую широкую и прочную поддержку масс, чтобы оно было защищено от всякого консервативного регресса и стало руководителем h гарантом построения общества, которое более не было бы основано на эксплуатации и отчуждении человека... В такой стране, как Италия, любую новую перспективу можно осуществить только путем сотрудничества между главными народными течениями — коммунистическим, социалистическим, католическим» 4.

Диалог марксистов с верующими — не дискуссия о проблемах теологии, не споры за или против того или иного догмата и характера его толкования. Это диалог о совместных действиях по коренным вопросам современной жизни, о войне и мире, о борьбе с нищетой и болезнями, с эксплуатацией человека человеком, со всеми видами социального, расового и национального гнета, с колониализмом, о борьбе за демократию, социализм.

«Коммунисты убеждены,— говорится в документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 г.,— что именно на этом пути — пути широких контактов и совместных выступлений — масса верующих становится активной силой антиимпериалистической борьбы и глубоких социальных преобразований» 5.

4 «XIII съезд Итальянской коммунистической партии». М., 1973, стр. 55.

5 «Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969». Прага, 1969, стр. 310.