1. Голландский катехизис
В конце 1966 г. в Голландии вышла книга под названием «Новый катехизис», сразу привлекшая широкое внимание. В краткий срок, за десять месяцев, было распродано более 400 ООО экземпляров — тираж огромный для издания такого рода. Несмотря на противодействие церковных властей ряда стран, ее перевели па многие языки 1.
Вокруг «Нового катехизиса» разгорелись споры, не прекратившиеся до сих пор. Консервативные и реакционные круги католической церкви выступили против этой книги, либеральные круги отнеслись к ней положительно. Появление «Нового катехизиса» осложнило отношения между голландской церковью и Ватиканом, где это, по существу, учебное пособие по религии было встречено крайне недоброжелательно. В Ватикане и в наиболее консервативных католических кругах заговорили о «голландской болезни».
«Новый катехизис» был написан по поручению католического епископата Голландии, работа над ним велась с 1960 г. В обсуждении предварительного варианта книги участвовали епископы, теологи и миряне. Обычно катехизис — это небольшая книга, в которой излагаются основы вероучения. Составленный в форме вопросов и ответов, он применяется для религиозного обучения детей в школах. Авторы голландского катехизиса отказались от традиционной формы вопросов и ответов, объем его превысил 500 страниц и предназначен он для взрослых.
В отличие от обычного издания катехизиса, который начинается с толкования символа веры, «Новый катехизис» делает краткий экскурс в область истории культу-
1 В немецком переводе катехизис вышел под названием «Glanbunsverkiindigung fur Erwachsene. Deutsche Ausgabe der Hollandischen Katechismus* (далее: «Hollandischer Kalechismus»). Freiburg, 1969.
16
ры и дает характеристику дохристианских и нехристианских религий (индуизма, буддизма, конфуцианства, ислама, иудаизма), а также гуманизма и марксизма. О последних говорится, что они не являются религиями, однако «содержат точку зрения, касающуюся отношения к Абсолютному». «Нашей задачей,— говорится в тексте,— не судить об элементах греха, дьявольского, злого, которые названные мировоззрения и религии также содержат ... Мы хотим прежде всего обратить внимание на истину и добро, которые они дают людям» 2. Уже в этом ость нечто новое, если иметь в виду нетерпимость к другим религиям, всегда отличавшую католическую церковь.
Главное в религии — вера в сверхъестественные силы, в богов, ангелов, чертей и т. п. Какое же отступление от традиционного учения содержится в «Новом катехизисе»?
Об ангелах и дьяволе
30 июня 1968 г. папа Павел VI в послании ко всем священнослужителям католической церкви изложил символ веры — основы католического вероучения. Текст символа веры начинается с провозглашения веры в бога — отца, сына и святого духа, «творца видимых и невидимых вещей, и в чистых духов, которых также называют ангелами» 3.
В обычном католическом катехизисе ангелами называются «духи бестелесные, одаренные разумом и волею ... Бог посылает ангелов возвещать свою волю... Ангелы обыкновенно изображаются подобными людям, потому что в таком виде они являлись на земле... Все люди имеют своего ангела-хранителя... Число ангелов очень велико... Ангелы разделяются на три иерархии, а каждая иерархия — на три чина или лика» 4.
Почти в тех же словах говорится об ангелах в дореволюционном издании православного катехизиса для школ: «По учению православной церкви, ангелы суть духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом. Они существа невидимые, духовные, не имеют плоти и костей,
2 «Hollandischer Katechismus», S. 39—40.
3 «Herder Korrespondenz», 1968, № 8, S. 368.
4 Священ. С. Тышкевич. Католический катехизис. Париж, 1929, стр. 43—44.
17
но, подобно человеку, имеют разум и волю... Ангелов бесчисленное множество... По учению православной церкви, они разделяются на девять ликов, а спи девять на три чина» 5.
Во многом сходные представления об ангелах проповедуют иудаизм, ислам и другие религии.
В «Новом катехизисе» ничего этого об ангелах нет. Констатируется только, что в Библии говорится об ангелах, как о посланцах бога в человеческом образе. Существуют ли такие творения? На этот вопрос катехизис положительного ответа не дает. Можно сделать вывод, что его составители не уверены в этом: упоминание в Библии об ангелах, говорится в книге, означает, что «бог тысячами разных способов занимается нами».
Катехизис не отвергает возможность существования живых существ на других планетах, хотя и оговаривает, что в настоящее время уверенно ответить на этот вопрос его составители не могут. Отметим, что сравнительно недавно сама постановка вопроса о живых существах на других планетах рассматривалась церковью как ересь и Джордано Бруно был сожжен также и за отстаивание взгляда о заселенности других миров живыми существами.
По существу «Новый катехизис» отвергает и веру в дьявола: он как реальное существо в катехизисе не фигурирует. В толковании «Нового катехизиса» дьявол — это термин для обозначения зла, под дьяволом надо понимать все злое: и чужие грехи, и личные скверные наклонности, и ошибки в отношении бога. Дьявол — это «сила, которая стоит на нашем пути».
Это тоже далеко от того, чему учат церковь и служители всех религий, утверждающие, что черти — существа реальные.
О чудесном рождении Христа
Чудесное рождение Христа от девы — одно из основных положений католического вероучения. В обычном католическом катехизисе об этом сказано так: «Иисус Христос зачат от святого духа, т. е. вопреки законам природы, чудесным и сверхъестественным способом... Иисус Христос рожден от Девы Марии, приснодевы до, во время и после
5 Священ. С. Садковский. Катехизические поучения. М., 1904, стр. 48-49.
18
зачатия Христа. Христос как человек не имел отца» 6. То же мы читаем и в православном катехизисе: Иисус Христос «родился... от пресвятой девы Марии» 7. В символе веры, изложенном папой Павлом VI, об этом говорится так: «Мы веруем, что Мария, навсегда оставшаяся девой, есть мать ... Иисуса Христа».
«Новый катехизис» не говорит ни за, ни против рождения Христа от девы. Один из соавторов катехизиса, проф. Шоненберг, во время интервью так ответил на вопрос о девственности Марии: «Я считаю этот вопрос открытым» 8. Тот же Шоненберг пишет: «Новый завет как целое создает впечатление, что рассказ о девственном рождении — поэтическое выражение того, что Христос — единственный в своем роде сын божий» 9. Итак, изложение столь важного догмата католического вероучения в «Новом катехизисе» не совпадает с тем, чему учит церковь, и можно предполагать, что его составители не убеждены в правильности догмата, но не желают открыто об этом сказать.
Воскресение Христа голландский катехизис излагает в традиционном духе и, ссылаясь лишь на книги Нового завета, признает, что вопрос этот находится вне исторического исследования. От христианина катехизис требует только, чтобы он в это верил, повторяя из послания апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (I Коринф. 15, 14). Тем не менее, как дальше будет показано, ныне и некоторые теологи считают евангельский рассказ о воскресении Христа несостоятельным.
Об «испорченности человека дьяволом»
Согласно католической философии, человек «испорчен дьяволом» и над ним тяготеют последствия первородного греха. Догмат о первородном грехе — один из центральных в христианском вероучении. В общепринятом католическом катехизисе рассказывается, что бог поселил
6 Священ. С. Тышкевич. Указ. соч., стр. 50—51.
7 Священ. С. Садковский. Указ. соч., стр. 108.
8 J. Dreiszen. Diagnose des Holländischen Katechismus (далее: J. Dreiszen). Freiburg, 1969, S. 60.
9 «Report über den Holländischen Katechismus» (далее: «Report»), Freiburg, 1969, S. 81-82.
19
«первых людей» в раю и запретил им есть с «древа познания добра и зла», но они нарушили этот запрет,— и «в ту же минуту они лишились всех тех высоких благ и преимуществ, которыми бог одарил их при создании... Эти тяжкие последствия грехопадения Адама перешли на все его потомство... Все мы наследовали вину Адама... Истина таинственная, превышающая наше разумение, но в которой вера запрещает нам сомневаться» 10.
Учение о грехопадении Адама, за которое несет ответственность все человечество, вызывало и ныне вызывает споры и сомнения даже среди теологов. Это нашло отражение и в «Новом катехизисе»: в нем о первородном грехе нет ни слова. На двенадцати страницах текста трактуется о грехе и греховности. К ним катехизис относит и войны, и «высокомерие капитализма», и колониализм, и классовую борьбу, и эгоизм, и расовую вражду, и неспособность любить ближнего и пр., и пр., но только не «первородный» наследственный грех. В другом месте катехизиса говорится, что четыре раза Библия рассказывает о грехопадении, а именно: о поедании запретного плода, об убийстве Каином своего брата, о развращенности современников Ноя и о строительстве Вавилонской башни. «Все эти дела — это символы наших великих грехов».
Как же все-таки следует относиться к рассказу о «первом грехе»? В одном месте в голландском катехизисе очень невнятно сказано: «Вопрос главным образом идет не о том, что человек согрешил и потому испорчен, он грешит и портится. Грех Адама и Евы ближе, чем мы думаем: он в нас самих». Итак, в голландском катехизисе «грех Адама» ставится в один ряд с другими «грехами» и ему не придается того значения, какое придает ему церковь, он не рассматривается как имевшее будто бы некогда место преступление, ответственность за которое поныне несет все человечество. Внимание переносится на «греховность мира», а не на «первородный грех».
О сотворении мира, человека и души
В вопросах мироздания «Новый катехизис» также полностью отходит от библейского рассказа о сотворении
10 Священ. С. Тышкевич. Указ. соч., стр. 46.
20
мира, животных, растений и человека богом как единовременных актах творца. В катехизисе прямо говорится, что в главах I—XI книги «Бытие» (в которых говорится и о сотворении мира) «мы имеем дело не с описанием исторических фактов». В катехизисе проводится мысль об эволюции мира, а не о сотворении его «одним словом» бога. «Раньше,— читаем мы там,— и еще недавно картину мира представляли статически: в том положении, в каком вещи находятся, в таком они и возникли... Между тем наша картина мира изменилась. У нас другое представление о далеком прошлом. Мы видим мир находящимся всегда в восходящем движении, в росте, наша картина мира не является более статической, она динамическая... Вместо того, чтобы сказать бог сотворил, лучше сказать бог творит».
Этим признается естественная эволюция мира, хотя двигателем этой эволюции признается бог (от учебника религии иного ожидать не приходится!). Здесь как раз и заметна несостоятельная по самому существу тенденция соединить научный эволюционный взгляд на происхождение мира с ненаучным, религиозным, о его сотворении богом. Но и такая постановка вопроса вызывает множество нежелательных для церкви вопросов: почему бог не сумел сразу создать идеальный мир, от чего зависит его эволюционная программа?
Не принимает голландский катехизис и библейскую версию о происхождении человека, о сотворении его богом из «праха земного», а признает эволюцию животного мира, приведшую к появлению человека. Авторы катехизиса пользуются научной терминологией, ссылаются на научные данные: говорят об австралопитеке, о неандертальце как предшественниках современного человека. «Вырисовывается со все большей определенностью,— читаем мы далее,— удивительная линия: порода животных, жившая в лесах и на равнинах, в процессе длительного развития (эволюция) возвысилась... до нас. Жизнь, которая во мне течет, пришла, следовательно, от зверей. В свое время это многих людей шокировало и, может быть, не потому, что это казалось недостойным человека (ведь Священное писание сообщает о еще более низменном происхождении человека — из глины), причиной шока скорее было то, что такой взгляд на происхождение человека расходится с рассказом Священного писания». И далее: «Как раз
21
возникновение человеческой жизни дает возможность нам понять тезис, что бог все не столько сотворил, сколько, скорее, постоянно творит».
Библейский рассказ о сотворении женщины (Евы) из ребра мужчины (Адама), по «Новому катехизису», означает только, что жена любима мужем и равна ему.
Признание несостоятельности библейского рассказа о сотворении человека логически приводит к признанию несостоятельности религиозных представлений о том, что человек состоит из тленного тела и бессмертной души. Голландский катехизис отвергает взгляд о существовании души как чего-то отдельного от тела, а рассматривает человека как единое целое. Раньше считали, говорится в книге, что бог сотворил мир и по мере надобности творит души. Но тело и душу разделить нельзя. В прежние времена смерть представляли, как отделение души от тела, при котором душа продолжала жить отдельно, тело распадалось, чтобы при страшном суде вновь восстать из земли. Теперь, говорят составители катехизиса, мы должны все это выразить по-иному: даже Библия не имеет в виду душу полностью отделенной от телесности и современные люди тоже так не думают. Вывод из всех этих рассуждений можно сделать только такой: «Новый катехизис» не признает никакой не телесной человеческой души.
Такое толкование идет вразрез с традиционным учением церкви и не устраивает ее. В своем выступлении на VII Международном томистском конгрессе в Риме в сентябре 1970 г. папа Павел VI говорил, что человек имеет душу «живую и бессмертную; временами существующую отдельно» 11.
О будущем воскресении мертвых «Новый катехизис» тоже говорит очень уклончиво: когда и как произойдет это воскресение, сказать нельзя; хорошо, когда учат жить в твердой надежде на воскресение и в незнании, как точно это произойдет.
О рае, аде и чистилище
В религиозном, в частности католическом, вероучении рай, ад и чистилище представляются реально, вещественно, как определенные места, где происходят действия,
11 «La Documentation Catholique». Paris, 4.X 1970, p. 857.
22
о которых говорят церкви разных исповеданий. Голландский катехизис не отказывается от терминов «ад», «рай», «чистилище», но во всем этом не видит ничего вещественного: ни огня, ни адских мук, ни чертей, жарящих грешников на огне, и т. д., это лишь символы. Не следует считать, говорится в книге, что некогда на Земле было состояние райской непорочности и бессмертия; рассказ Библии о рае выражает только «намерение божье, которое в конце концов реализуется».
Об адских муках в катехизисе говорится, что это — состояние, когда человек умышленно порвал с богом, не имеет контакта ни с ним, ни с другими людьми и ушел в себя. О вечных муках после смерти, подробно описываемых в обычных катехизисах, в «Новом катехизисе» не упоминается. Чистилище, по «Новому катехизису»,— это не место, где, согласно учению католической церкви, душа человека подвергается «очистительным страданиям»; чистилище — это «возврат к божьему свету», «один из аспектов смерти». Раньше, читаем мы в книге, чистилище рисовалось на картинах или показывалось на театральных подмостках как реальное действие в определенном месте, где горит огонь, где ангелы ожидают каждого освобождающегося. Все такие представления голландский катехизис отвергает.
Таким образом, голландский катехизис подвергает пересмотру такие важные для религии понятия, как бессмертие души, райское блаженство, адские муки. Фактически он отвергает и церковное учение о загробном воздаянии.
О Библии
Голландский катехизис, как и обычные катехизисы, основывается на Библии, однако многие места Библии трактуются его составителями не буквально, как этого всегда требовала церковь, а символически. Голландский катехизис, пишет его католический комментатор, не против традиции, он за нее, но верность учению церкви требует нередко принести в жертву верность существующей до сих пор форме 12. В послании голландского епископата говорится, что «Новый катехизис» «переводит уче-
12 J. Dreiszen, S. 29.
23
ние Христа для нашего времени» 13. Нельзя не признать, что «перевод» этот очень субъективен и часто расходится с текстом, с тем, что церковь на протяжении столетий внушала верующим и, как правило, внушает в наше время.
Составители «Нового катехизиса» принимают некоторые выводы исторической критики Библии. Ветхий завет рассматривается как «собрание сочинений (писаний), над которым трудились тысячу лет». Из этого напрашивается вывод, что авторы не рассматривают Библию как священную книгу, продиктованную богом. Рассказ о сотворении мира в шесть дней «Новый катехизис» считает поэмой, которая хочет только сказать, что все исходит из рук бога. В рассказах библейской книги «Бытие» (главы I—XI) об Адаме, Каине, Ное, Вавилонской башне он видит не исторические факты, а символически выраженную суть всей истории человечества.
Однако, заявляя, что многое в Библии не следует воспринимать как подлинные события, авторы катехизиса стараются убедить, что Ветхий завет возник при посредстве духа святого. Библия, говорится в тексте, «как целое — от человека и как целое — от духа божьего». Все это очень туманно, но ведь авторы катехизиса стремятся сохранить за Библией авторитет священной книги, хотя многими своими замечаниями и выводами подтверждают, что она — творение рук человеческих. Библейскую же картину мира, которую настойчиво проповедуют христианство и иудаизм, «Новый катехизис» фактически отвергает, рассматривая многие рассказы Библии как мифы и как аллегории.
Вера и знание
«Новый катехизис» отразил и новое отношение более дальновидных представителей католической церкви к науке. В наш век великих научных открытий вражда к науке, к разуму, как и проповедь превосходства религии над наукой, неприемлема и для многих верующих людей. «Новый катехизис» критически оценивает прежнюю враждебную позицию церкви в отношении науки: «Безрассудный процесс против Галилея в 1600 г. в Риме был во
13 «Report», S. 17.
24
всяком случае симптомом ослепления в отношении ценностей в данной области».
«Новый катехизис» делает уступку в пользу науки, но одновременно отстаивает позиции церкви и религии, утверждая, что в вопросе о взаимоотношении веры и знания много «кажущихся проблем», так как верой считают то, что верой не является, а наукой — то, что не наука. О движении звезд и о происхождении мира, говорится в книге, откровение не содержит никакого высказывания; о глубочайших вопросах нашей жизни и о том, откуда произошел мир, наука не высказывается; но так как вера и наука имеют отношение к одной и той же действительности, то всегда возможны конфликты, однако это — только кажущиеся конфликты, ибо истина одна.
Это утверждение не соответствует фактам, так как «откровение», т. е. Библия, говорит именно о происхождении мира — и говорит неправильно — и на протяжении столетий церковь требовала признания библейской картины мира истинной.
В свою очередь именно наука занимается глубинными вопросами мироздания, и на протяжении столетий церковь вела ожесточенную борьбу против научной картины мира. Следовательно, противоречия между наукой и религией не кажущиеся, а действительные и непреодолимые.
И все же, хотя и с оговорками, катехизис признает право науки на самостоятельность, а в некоторых случаях и ее приоритет. «В тех областях,— говорится в голландском катехизисе,— которые действительно относятся к компетенции серьезной науки, ей (науке.— М. Ш.), в случае таких конфликтов (с верой.— М. Ш.), всегда принадлежит первенство... И если верующие до сих пор понимали это несколько по-иному, то происходило это оттого, что из откровения делали выводы, какие делать из него не следует. Так, из рассказа о творении — поэтического описания происхождения человечества — делали порой вывод о невозможности эволюции».
Итак, оказывается, верующие, а не церковь, делали ошибочные, противонаучные выводы из библейских рассказов, в частности о невозможности эволюции. Но ведь именно церковь в лице высшего духовенства и теологов еще не столь давно вела ожесточенную борьбу против эволюционного учения Дарвина!
25
Об отношении к другим религиям
В духе решений Второго Ватиканского собора «Новый катехизис» высказывается в пользу экуменизма — движения за единство христианских церквей — и за лояльное отношение к другим религиям. В обычном католическом катехизисе по этому вопросу говорится: «Нет более опасной ереси, чем та, которая под предлогом миролюбия защищает равноценность всех или нескольких вероисповеданий» 14. По-иному об этом говорится в «Новом катехизисе»: «Католическая церковь признает почти все, во что верят евангелические христиане». Голландский катехизис призывает католиков признавать и уважать у христиан-некатоликов «истинно христианские ценности из общего наследства», ибо Библия не потеряла силу и в общинах, не связанных с католической церковью.
В «Силлабусе» (списке заблуждений, опубликованном папой Пием IX в 1864 г. и не отмененном позднейшими папами) осуждается утверждение, что «при исповедании всякой религии люди могут найти путь к вечному спасению и стяжать себе это вечное спасение». Голландский катехизис отвергает нетерпимость не только к некатолическим христианским исповеданиям, но и к нехристианским религиям. Это — положительный факт. Там вкратце в специальной главе рассматриваются вероучения индуизма, буддизма, ислама и ряда других религий, близких якобы к иудаизму и христианству. И в них составители катехизиса находят истину.
Новая оценка Реформации
Церковная Реформация XVI в. была направлена прежде всего против строя католической церкви, многих положений ее вероучений, против ее духовенства, особенно против папства. До последнего времени идеологи церкви рассматривали Реформацию как источник зла, а ее деятелей поносили и проклинали. Еще в 1910 г. папа Пий X издал энциклику по поводу 300-летия канонизации Карла Борромео — одного из деятелей контрреформации. Энциклика содержала оскорбительные выпады по адресу Ре-
14 Священ. С. Тышкевич. Указ. соч., стр. 7.
26
формации и ее видных представителей. Последних папа называл «врагами креста Христа», людьми, «чьим богом является желудок», «преступниками, извращающими нравственность», и т. п. Это выступление папы вызвало протесты протестантских кругов, особенно в Германии, и папа принужден был распорядиться энциклику в этой стране не публиковать.
В ходе Реформации образовались протестантские церкви, по отношению к которым католическая во главе с папством на протяжении четырех столетий занимала враждебную позицию, не признавала их церквами, осуждала, считала еретическими. В католическом катехизисе, изданном в 1928 г., говорится о «протестантских ересях Лютера, Кальвина и их учеников» 15. В издаваемом в США католическом ежегоднике вплоть до 1957 г. был специальный раздел «Ереси и заблуждения». К ним ежегодник относил англиканизм, баптизм, кальвинизм, лютеранство, методизм и ряд других христианских некатолических учений и церквей. В изданиях ежегодника с 1958 по 1963 г. вместо этого раздела появились два: «Ереси» и «Заблуждения, связанные с Реформацией». К ним авторы ежегодника относили баптизм, англиканство, кальвинизм, лютеранство и некоторые другие направления христианства. Так отстаивалась идея превосходства католицизма над другими исповеданиями. И только в позднейших изданиях ежегодника остался один раздел — «Ереси» (раннехристианские и средневековые еретические движения) 16.
«Новый катехизис» и в отношении Реформации и протестантских церквей выступает вразрез со всей 400-летней практикой католической церкви. «Трудно в полной мере оцепить,— читаем мы в книге,— сколь много хорошего и святого в Реформации, в самой сущности Реформации для всего христианства». И дальше «Много правды и добра подарили миру пастыри Реформации своим служением христианам, молитвой, учением, литургическим празднеством и порой своей мученической смертью» 17. Лютер охарактеризован так: это был «человек с силой слова пророка и глубоко религиозной душой». В том же
15 Священ. С. Тышкевич. Указ. соч., стр. 25.
16 «The National Catholic Almanac», N. Y.
17 «Holländischer Katechismus», S. 255, 409-410.
27
духе говорится и о других видных деятелях Реформации и основателях протестантских церквей — Цвингли и Кальвине.
Никогда в католической печати, тем более в книге об основах католического вероучения, рассчитанной на широкое распространение, не появлялась такая оценка Реформации и ее деятелей. В своем подходе к оценке Реформации и протестантизма голландский катехизис исходит из решений Второго Ватиканского собора. Однако, отдавая должное протестантизму, катехизис в то же время выражает сожаление, что часть христиан оказалась вне католической церкви, что Реформация отвергла истину католической церкви, а католическая отвергла истину Реформации.
В «Силлабусе» 1864 г. говорится: заблуждением, осуждаемым церковью, является утверждение, что «протестантизм есть не что иное, как другая форма той же истины христианской религии, в которой можно так же угодить богу...». Голландский катехизис стоит на противоположной позиции и признает, что крещение у других христиан, т. е. у некатоликов, «является действительным крещением», а протестантские общины «не без Христа» 18.
Не удивительно, что протестантская пресса и протестантские теологи положительно отнеслись к «Новому катехизису»: во многих его положениях они увидели то, что давно провозгласил протестантизм. Представители голландской реформатской церкви заявили: «Как реформатские христиане, мы должны благодарить бога за этот действительно новый катехизис... Если бы Лютер и Кальвин могли читать эту книгу, они не поверили бы своим глазам» 19. Голландский катехизис перебрасывает мост между католицизмом и протестантизмом. Однако непоследовательность авторов этой книги выразилась в том, что одновременно с реабилитацией реформации и ее деятелей «Новый катехизис» положительно отзывается и о тех, кто возглавлял борьбу церкви с Реформацией, о деятелях контрреформации — Лойоле, Борромее, Канизиусе, а также и о Тридентском соборе, решения которого были направлены на укрепление папской власти и преследование протестантизма и протестантов.
18 «Holländischer Katechismus», S. 365.
19 «Report», S. 34.
28
Критика отдельных моментов в истории церкви
Заслуживает внимания в «Новом катехизисе» элемент критики отдельных событий и этапов в истории католической церкви. Авторы катехизиса пишут об опасности для церкви, возникшей с того времени, как католицизм стал государственной религией Римской империи, ибо «императоры вмешивались в толкование вероучения. Нехристиане были в пренебрежении. Войны против других людей велись под знаменем Христа. Церкви угрожало быть отождествленной с определенной светской властью» 20.
В переплетении церковных и светских интересов катехизис видит опасность для церкви, ссылаясь, в частности, на историю инквизиции, крестовых походов, на деятельность рыцарских орденов. Катехизис признает, что за преступления инквизиции, за казни виновата не одна только гражданская власть, но и церковь, что «великие и святые» ее деятели не возражали против преступлений инквизиции и даже Фома Аквинский одобрял ее. Христианское общество, констатирует катехизис, поступало с инакомыслящими так, как в свое время поступала с христианами Римская империя. С таким признанием нельзя не согласиться. И это признание голландского катехизиса тем более знаменательно, что в наше время немало делается для приукрашивания истории церкви.
О марксизме
О марксизме в «Новом катехизисе», в отличие от обычной католической литературы, говорится без проклятий и всевозможных измышлений. И в этом вопросе катехизис расходится с традиционным политическим курсом папства и католической церкви, которая на протяжении последнего- столетия настойчиво выступала против коммунизма и сотрудничества верующих с марксистами. Еще недавно, в 1949 г., священная канцелярия Ватикана с одобрения папы Пия XII издала антикоммунистический декрет, которым верующим под угрозой отлуче-
20 « Holländischer Katechismus», S. 244.
29
ния от церкви запрещалось сотрудничество с коммунистами; в 1959 г. аналогичный декрет был издан при папе Иоанне XXIII. В пастырской конституции, принятой Вторым Ватиканским собором, «О церкви в современном мире» осуждаются «зловредные идеи, противоречащие разуму и общечеловеческому опыту и умаляющие врожденное величие человека», при этом делаются ссылки на ранее изданные папами документы, главным образом против коммунизма.
Составители «Нового катехизиса» учитывали, что осуждение марксизма не дало церкви ничего хорошего, лишь усилило недоверие к ней многих трудящихся. Поэтому голландский катехизис говорит о двух великих духовных течениях современности — гуманизме и марксизме, «к которым примыкают наши соотечественники, соседи и друзья». В мировоззрениях, появившихся после возникновения христианства,— исламе, гуманизме, марксизме,— составители катехизиса видят неосознанное желание и поиски «чистого и ясного» образа Христа, «который мы, христиане, так часто затемняем» 21. Далее утверждается даже, что марксизм воспринял некоторые элементы религии, особенно христианства: «Не станем прежде всего недооценивать христианские ценности, которые содержатся в гуманизме и марксизме» 22.
Из сказанного, конечно, нельзя делать вывод, что «Новый катехизис» высказывается в пользу марксизма. Его задача другая — доказать, что религия, христианство, ч не марксизм, указывает человечеству путь к лучшему будущему. Против марксизма он выдвигает те же возражения, какие против него выдвигают все прочие противники марксизма, только форма подачи иная. Так, утверждается, что в марксизме личность, человек — только звено в исторической цепи развития общества, что учение о детерминизме делает каждого «клеточкой па шахматной доске истории»; марксизму приписывается фатализм.
На самом деле все утверждения о том, что марксизм растворяет личность ради целого, ничего общего не имеет с действительными целями марксизма, с целями коммунизма. Цель коммунизма — все для человека, все в интересах человека и для его блага. Именно капитализм но-
21 «Holländischer Katechismus», S. 40.
22 Ibid., S. 321.
30
давляет человеческую личность. Фатализм же присущ религии, проповедующей, что все предопределено богом.
Авторы катехизиса утверждают, что развитие общества за последнее столетие шло не так, как предсказывал Маркс: противоречия между богатством и бедностью, мол, не увеличились, а уменьшились. Это утверждение не соответствует фактам: вся современная действительность, как и вся история новейшего времени, свидетельствует об углублении классовых противоречий в буржуазном обществе, противоречий между трудом и капиталом. Развито общества шло и идет по Марксу, и этого составители «Нового катехизиса» опровергнуть не смогли и не смогут.
Против марксизма выдвигается и такой аргумент. К. Маркс-де считал, что массы пролетариата должны обнищать, чтобы решиться на революцию, поэтому он был будто бы против законов, способствующих улаживанию конфликтов. Это утверждение искажает взгляды Маркса, который вовсе не был противником борьбы за удовлетворение частичных требований пролетариата, он не противопоставлял частичные требования задачам революционного преобразования общества. В «Манифесте Коммунистической партии» мы читаем: «Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения» 23.
И все же в «Новом катехизисе» нет того агрессивного тона, каким обычно писали и еще пишут о коммунизме и марксизме в католической литературе. И это — знамение времени, свидетельство того, что марксизм, коммунизм популярны и среди верующих, с чем составители катехизиса не могли не считаться.
Оппозиция «Новому катехизису»
«Новый катехизис», одобренный католическим епископатом Голландии и положительно встреченный верующими, вызвал оппозицию консервативных и реакционных церковных кругов. Представители этих кругов обратились к папе Павлу VI с петицией, в которой отмечали, что в Голландии католические писатели, миряне и священники
23 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 458.
31
высказывают мнения, не совместимые с католическим учением и прямо противоречащие ему, что «Новый катехизис», написанный по поручению епископата, трактует о, вещах, которые либо полностью противоречат вере, либо в нем истины веры переданы двусмысленно, так что каждый может понимать их по-своему. После такого вступления в петиции сформулированы семь пунктов возражений против катехизиса.
1. Там, где речь идет о девственности матери Иисуса, катехизис не подтверждает это учение, а посредством двусмысленных выражений скорее отрицает. Это происходит потому, что в Голландии многие католики осмеливаются этот догмат открыто отрицать.
2. Там, где речь идет о первородном грехе, отрицается, что этот грех «нашего родоначальника» присущ нам, что многие поколения людей донесли этот грех до современности.
3. О евхаристии говорится,что хлеб и вино в голландском катехизисе приобретают новое значение и новую цель. Это противоречит решениям Тридентского собора и папской энциклике «Мистериум фидей».
4. Составители катехизиса утверждают, что католическая церковь признает почти все, во что веруют и протестанты, а не наоборот.
5. В вопросах регулирования рождаемости катехизис не следует нормам, предписанным церковью.
6. Когда говорится о происхождении человека, ничего не сказано о сотворении души, а в конце книги отрицается, что человек имеет бессмертную душу и после смерти признается воскресение только тела.
7. Существование ангелов ставится под сомнение.
В заключение в петиции отмечается, что распространение «Нового катехизиса» представляет большую опасность, и петиционеры просят папу вмешаться в создавшуюся ситуацию 24.
Появление петиции вызвало много откликов. Один из главных редакторов катехизиса — Шиллебек, профессор догматики теологического факультета Нимвегенского университета (Голландия),— отражая нападки, писал в статье, опубликованной в ноябре 1966 г., что и катехизисы меняются и, если сравнить старые катехизисы с официаль-
24 «Report», S. 63-64.
32
ными решениями Второго Ватиканского собора, создается впечатление, что эти катехизисы похожи на еретические. При таком подходе десятую часть высказываний Второго Ватиканского собора тоже можно назвать еретическими, так как в них, как и в «Новом катехизисе», есть «формулировки, имеющие двойной смысл».
За пределами Голландии консервативные церковные иерархи, опасаясь влияния голландского катехизиса на верующих, старались помешать переводу этой книги на другие языки. Так, например, в Англии епископат дал разрешение на перевод катехизиса на английский язык, но затем взял свое разрешение обратно. В ФРГ католическое издательство «Гердер» не получило разрешения церковных властей на немецкое издание катехизиса и поэтому передало его печатание в Голландию, и на немецком переводе значится разрешение кардинала Альфринка, главы голландской католической церкви. Из лояльности к папскому престолу американский епископат взял назад свое разрешение.
Отрицательно был встречен «Новый катехизис» и в Ватикане. Там очень быстро откликнулись на призыв противников катехизиса о вмешательстве: папа назначил комиссию для рассмотрения этой книги и вынесения решения.
Заявление комиссии кардиналов
15 октября 1968 г. комиссия кардиналов, назначенная папой для рассмотрения и оценки «Нового катехизиса», выступила с заявлением. Сначала она кратко изложила историю появления голландского катехизиса и борьбы вокруг него. Отмечалось, в частности, что комиссия кардиналов образовала группу теологов из семи стран для проверки катехизиса и подготовки замечаний. Комиссия кардиналов рассмотрела материалы этой группы и свой отчет передала папе. Приведем основные требования исправлений, которые, по мнению комиссии кардиналов, должны быть сделаны в тексте книги.
1. Катехизис должен учить, что, кроме мира видимого, в котором мы живем, бог создал также мир чистых духов, именуемых нами ангелами. Катехизис должен учить, что душа каждого отдельного человека духовна и создается непосредственно богом.
33
2. Катехизис должен точно передавать учение церкви о человеке, «возмутившемся против бога в начале истории» и вследствие этого потерявшем святость. Его греховное состояние перенесено на все человечество во все времена.
3. Катехизис должен открыто признать, что мать Христа навсегда осталась девой и что Христос зачат непорочно. Катехизис не должен давать повода считать последнее символическим актом.
4. Недвусмысленно должно быть сказано о миссии Христа, посланного богом на Землю с целью примирить людей с собой, о том, что он умер за грехи мира и тем способствовал тому, что бог вернул людям свою милость.
5. Должно быть ясно сказано о смерти Христа на кресте.
6. Недвусмысленно должно быть сказано, что в евхаристии хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа.
7. Должно быть заявлено о непогрешимости церкви.
8. Следует остерегаться преуменьшать значение духовенства. В катехизисе должно быть ясно выражено, что священник — посредник между богом и человеком, что право учить и руководить в церкви принадлежит непосредственно папе и переносится на связанных с ним иерархически епископов, но не «народу божьему» (т. е. не верующим). Свою власть в церкви епископы получают не от «народа божьего», а от бога. Наконец, должно быть ясно сказано о полной, высшей и общей власти папы в церкви.
В заявлении комиссии кардиналов перечисляются и другие требования догматического характера (в частности, относительно троицы, о действенности таинств и др.).
В соответствии с решением комиссии кардиналов теологи составили тексты поправок, которые должны были быть внесены в катехизис. Так, измененный текст об ангелах гласит: «...существование ангелов, как и дьявола, является истиной, относящейся к учению католической церкви...» 25. Поправка о душе гласит, что возникновение каждой человеческой личности происходит таким образом: телесное передается от родителей, оно готово для восприятия души, душа исходит от бога.
Поправки были подготовлены и для других разделов. Однако католический институт Нимвегенского универси-
25 «Holländischer Katechismus», S. 17.
34
тета, ответственный за выпуск катехизиса, счел предложенные комиссией кардиналов поправки неприемлемыми. Тогда голландский епископат принял компромиссное решение: изменения, которые были предложены комиссией кардиналов, и подготовленный теологами текст опубликовать как добавление к основному тексту катехизиса.
Собор (Синод) голландской церкви в январе 1969 г. большинством в 90 голосов при двух против и семи воздержавшихся одобрил «Новый катехизис» в его первоначальной форме. Это вызвало новые осложнения в отношениях между голландским епископатом и римской курией.
Свое недовольство папа выразил недвусмысленно, назначив в декабре 1970 г. против воли духовенства и мирян епископом Роттердамской епархии священника Симониса вместо ушедшего по старости прежнего епископа. Симонис — представитель консервативных кругов церкви, противник новшеств (и, в частности, «Нового катехизиса»), известный своей преданностью Риму.
Аналогичный случай повторился в 1972 г., когда Ватикан назначил в Рермундскую епархию епископа, против кандидатуры которого возражал местный капитул. Ватикан запретил образование в Голландии постоянного национального пастырского совета, учреждения которого добивался епископат этой страны. В 1972 г. Ватикан наложил запрет на другую книгу, изданную в Голландии,— катехизис для католических школ, как имеющий «серьезные недостатки» (в частности, отмечалось, что в нем не в ортодоксальном смысле трактуется евангельский рассказ о воскресении Христа на третий день после казни).
Борьба между противниками и сторонниками «Нового катехизиса» является одним из выражений кризиса религии, в данном случае католицизма, и свидетельствует о противоречивых тенденциях в католической церкви в вопросе о модернизации — обновлении и приспособлении религии к современности в целях преодоления этого кризиса.
Тенденция к модернизации и приспособлению католицизма (и не только католицизма) в капиталистических странах к эпохе империализма наметились еще в конце XIX в. Однако эта тенденция встретила серьезное сопротивление римской курии и церковных иерархов. Лев
35
XIII, а после него Пий X решительно осудили модернизм. Вот образец того, как папство еще недавно относилось к модернизму: «Мятежники те, которые исповедуют и распространяют коварным образом чудовищные заблуждения об эволюции догматов, о возвращении к Евангелию, сдавленному, как они говорят, объяснениями богословов, определениями соборов, правилами аскетизма, толкуют об эмансипации церкви... и, наконец, о необходимости приспособления ко времени во всем... Перед нами не ересь, но учение, представляющее в сжатом виде яд всех ересей... Для этих новых критиков Священное писание уже не есть непререкаемый источник всех истин веры, но обыкновенная книга, божественное откровение для них ограничивается только областью догматики и притом в их собственном понимании». Это — речь папы Пия X в консистории (собрании) кардиналов 15 апреля 1907 г.26
Ныне то, что решительно осудили и Лев XIII, и Пий X, и последующие папы, стало официальной программой обновления католической церкви. Многие сторонники обновления идут значительно дальше в своих требованиях. Но за три четверти столетия, прошедших со времени выступления модернистов, в жизни очень многое изменилось, и консерватизм церкви, архаичность ее установлений стали все более очевидными.
Программа обновления католицизма, нашедшая свое выражение в голландском «Новом катехизисе», непоследовательна, но для теологов в какой-то мере радикальна, особенно если сопоставить ее с символом веры, провозглашенном папой во время литургии в соборе св. Петра в Риме 30 июня 1968 г.