2. «Дефеодализация» церкви

Папство существовало на протяжении более 1500 лет как феодальный институт. В средние века папа был и духовным, и светским владыкой. Весь быт Ватикана вполне соответствовал быту светских монархов-феодалов. Многие характерные черты этого быта сохранились до нашего времени: неограниченная власть папы, строгая иерархия чинов, церемониал папского двора. Особенными симпатиями до последнего времени в Ватикане пользовалась аристократическая феодальная знать. Политические симпатии папского престола и высших представителей церкви до конца XIX— начала XX в. были больше на стороне монархических режимов. Во Франции, например, до конца XIX в. епископат был настроен промонархически и враждебен республиканскому строю. Монархические настроения были сильны и в среде немецких епископов.

Одним из требований программы реформы церкви, выдвинутой демократическими церковными кругами, является программа «дефеодализации» (в нее входит и отказ от догмата о папской непогрешимости). Сформулированное еще до Второго Ватиканского собора требование о «дефеодализации» церкви было рассчитано на то, чтобы по возможности очистить церковь от явно устаревшего в церковной практике и строе, не затрагивая при этом основ вероучения.

Вильфрид Дайм пишет, что под дефеодализацией оп понимает удаление из церкви совершенно чуждого раннему христианству образа жизни и управления, распространившегося под влиянием византинизма и германского феодализма 20. Свое требование дефеодализации Дайм конкретизирует в форме практических предложений, а именно: следует заменить обращение к священнослужителям: вместо слова «отец» употреблять «брат»; от имени церкви

19 Н. Küng. Fehlbar. Köln, 1973

20 Daim-Herr-Knoll. Kirche und Zukunft. Wien, 1963, S. 14.

74

папа должен признать вину церкви и просить прощения за ее преступления против инаковерующих и инакомыслящих; папа не должен носить тиару, ее место в музее; ему следует отказаться и от титула «святейшество» и «святой отец»; не современен обычай целовать кольцо папы и преклонять перед ним колени; надо отказаться от опахала из страусовых перьев при торжественных выходах папы — обычая, заимствованного у древних египетских фараонов и византийских императоров. Следует, считает Дайм, лишить привилегий римских аристократов в папском дворе, максимально упростить церемониал папского двора, отменить награждения папскими орденами и почетными титулами, отменить титул «эминенция» и «экселенц» для кардиналов и епископов, ограничить сроки службы церковных функционеров. «Дефеодализация» включает требование демократизации церкви: епископы должны выбираться верующими, а не назначаться папой, порядок выборов папы должен быть изменен, необходимо децентрализовать управление церковью, отменить издание «Индекса запрещенных книг». В области культа следует изменить порядок канонизации святых, упростить богослужение, изменить практику миссионерской деятельности, отменить целибат, отказаться от главенствования схоластики в католической теологии. Таковы задачи «дефеодализации» церкви, как ее понимает Вильфрид Дайм.

Как видим, речь идет по преимуществу об отказе от веками сложившегося церемониала монархического папского двора и от системы взаимоотношений, сложившихся между людьми, обслуживавшими этот двор и управляющими под властью и по поручению папы — монарха католической церкви. Основы вероучения католицизма дефеодализация но затрагивает, и потому многое из того, что вошло в программу дефеодализации Дайма, действительно было реализовано по указанию папы Павла VI. Так, отныне кардиналов будут называть «господин кардинал», а не «ваша эминенция», епископа — «монсеньор», а не «экселенц», отменено целование папского кольца, свою тиару папа передал нью-йоркскому архиепископу кардиналу Спеллману для использования «в пользу бедных». Спеллман поместил ее в нью-йоркском храме. Реорганизован папский двор, упразднены почетные службы, в том числе папская гвардия, состоявшая из римских аристократов. Некоторые традиционные титулы изменены

75

в соответствии с требованиями современности. Папа распорядился, чтобы стул епископа отныне называли не «трон», а «кафедра». Отменено коленопреклонение перед епископом. Установлены возрастные границы для службы церковных иерархов. Изменен порядок рассмотрения и осуждения книг, содержащих взгляды, противоречащие учению церкви. По распоряжению папы переименованы залы Ватикана: «тронный зал» отныне называется «зал евангелистов», «малый тронный зал» переименован в «зал святых Петра и Павла», «зал гобеленов» — в «зал пап», «тайная прихожая» — в «зал спасителя».

В порядке модернизации в Ватикане построено здание для аудиенций и конгрессов. Постройка обошлась в 7 млрд. лир. Кроме большого зала, в здании имеются помещения для совещаний, для радио и телевидения. Впервые в истории Ватикана там открыт ресторан для его посетителей.

Внесены изменения в порядок назначения епископов, которое остается прерогативой папы. Новым является то, что кандидатуры выдвигаемых в епископы утверждаются конференциями епископов, после чего вопрос предоставляется на окончательное усмотрение папы. Дискутируется вопрос об изменении порядка выборов папы.

Эти и другие аналогичные «реформы» соответствуют требованиям дефеодализации церкви и реорганизации церковного управления в либерально-буржуазном духе. Но они признаются сторонниками «обновления» церкви недостаточными, так как остается один из основных элементов средневекового строя в церкви — монархическая власть папы, а вместе с ней власть римской курии. С критикой римской курии и авторитарной системы руководства церковью в числе других выступил бельгийский кардинал Суэненс, высказавшийся за демократизацию и действительное коллективное управление церковью. На всемирной конференции теологов в Брюсселе в сентябре 1970 г. говорилось о необходимости установить демократический порядок избрания папы. Даже такой благонамеренный теолог, как иезуит Карл Ранер, в своем выступлении в Католической академии в Мюнхене предложил отказаться от «феодалистского и патерналистского» представления о носителях церковной власти, не смотреть на их отношение к верующим, как на отношение отцов к детям. «Мы будем лицемерить,— сказал Ранер,— если ска-

76

жем, что мы чувствуем себя как "любимые сыновья и дочери папы и епископов"» 21.

Существование многих элементов феодализма в католической церкви и в ее центре не должно заслонить того обстоятельства, что со второй половины XIX столетия происходил процесс приспособления католицизма и католической церкви (и других религий и их организаций) к капитализму, который вылился в тесный союз с капиталом, с империалистической буржуазией. Так называемую дефеодализацию следует рассматривать как одну из запоздалых форм приспособления к буржуазному миру.

Многое из того, что получило название «дефеодали-зация» в католической церкви, провозглашено протестантизмом и проведено в жизнь четыреста лет назад. Таким образом, со своей «дефеодализацией» в либерально-буржуазном духе Ватикан отстал на несколько столетий.