3. Проблема священников
Одним из наиболее острых для католической церкви стал вопрос о священниках: церковные власти жалуются, что не хватает священников, что приходы пустуют, а молодежь неохотно вступает в духовные семинарии, что пополнение рядов священников не поспевает за убылью. Проведенные по поручению епископатов в ряде стран обследования показали весьма нерадостную для церкви картину. По официальным данным, за 1964—1969 гг. 13 450 священников отказались от сана. В 1969 г. одна пятая всех католических приходов мира не имели священников (в том числе в странах Европы из 132 251 прихода 35 802 остались без священников) 22.
За 1963—1970 гг., по данным религиозно-социологического института Лувенского университета, 14 148 священников обратились к церковным властям с просьбой освободить их от исполнения обязанностей. Число сложивших сан без разрешения церкви было на треть выше этого числа, 80% отказавшихся от сана — священники от 30 до 45 лет, 75% отказавшихся от сапа указали на це-
21 «Begegnung», 1970, № 5, S. 27.
22 «Begegnung», 1972, № 5, S. 32.
77
либат как на главную причину отказа. Анализ 681 ходатайства об отказе от сана, поданного в 1969 г., показал, что 96,49% снимают сан из-за целибата, 23,39% недовольны нынешними порядками в церкви, 9,39 % — уходят из-за «физической неуравновешенности», 4,82% — в связи с утерей веры 23. По данным католической печати, всего за восемь лет (1963—1970 гг.) и с разрешения церкви, и без ее согласия отказались от сана 23—25 тыс, священников (5% общего числа священников); 40% этого числа падает на европейские страны 24.
Данные по отдельным странам показывают, что происходит процесс все нарастающего уменьшения числа священников. В 1971 г. сняли сан 4039 священников, посвящено в сан — 3794 25. В Голландии исследование, проведенное по поручению епископата, дало следующие показатели: в 1970 г. число священников уменьшилось на 470 (в 1969 г.— на 350); посвящены в сан в 1950 г.— 325 человек, в 1969 г. —110, в 1970 г.—48. За два года (1969—1970 гг.) отказались от сана 487 священников, за это же время из женских монастырей ушли 268 членов женских орденов.
В Италии число посвящений в сан священника уменьшалось за последние годы по сравнению с 1941 —1950 гг. на 29%, а в отдельных районах — более чем на 40%.
Во Франции в 1969 г. посвящено в сан 345 священников, в 1970 г.—284, в 1971 г.—237. Сняли сан в 1963 г.— 45, в 1971 г.—180 священников.
В ФРГ за 1960—1969 гг. число светских священников уменьшилось с 21328 до 20 000. Одновременно уменьшилось и число священников, принадлежащих религиозным орденам. По другим данным, за последние 20 лет число священников в ФРГ почти не изменилось, в то время как население увеличилось на 17%.
Аналогичное явление наблюдается во многих других странах. Все большее постарение служителей церкви говорит о том, что пополнение за счет молодежи сравнительно невелико. В Австрии, например, 28% священников старше 61 года, в то время как людей этого возраста среди всего населения страны 16%. Во Франции каждый четвертый священник — старше 60 лет, только четвертая
23 «Herder Korrespondenz», 1971, № 9, S. 453.
24 Ibid., № 8, S. 379; 1973, № 9, S. 433.
25 «Begegnung», 1973, № 4, S. 31.
78
часть моложе 40 лет. Среди членов женских орденов 41,5% — старше 60 лет.
Замечается все нарастающее уменьшение числа желающих поступать в духовные семинарии. В Испании число семинаристов сократилось с 8397 в 1961 г. до 3361 к концу 1971 г. Во Франции число кандидатов в священники упало за 1971 г. с 3500 до 2900. В ФРГ из общего числа студентов процент обучавшихся теологии менялся за последние годы таким образом: в 1950 г. — 4, в 1955 г.— 3, 1962 г.-2, 1971 г.-0,9%. В США за 1966-1970 гг. кандидатов в священники вместо 45 767 стало 22 737. Поступавших в религиозные ордена в 1966 г. было почти 3000 человек, в 1970 г. лишь 708.
В связи с уменьшением числа священников все настойчивее различные церковные организации и деятели выдвигают требование посвящать в священники женатых, а также допустить к служению в церкви женщин, и именно в качестве священников. В Австрии, например, 80% молодых священников и 49% старших возрастов (старше 61 года) высказались за посвящение в сан женатых.
Конференция канадских епископов вынесла решение предложить синоду епископов в Риме (сентябрь 1971 г.) поставить на обсуждение вопрос об уравнении положения женщин в церкви, об удалении из церковного права ограничений, существующих для женщин, и обдумать, как сделать для женщин доступным служение в церкви. Национальный союз женских католических орденов США высказался за допущение женщин к службе в церкви в качестве священников.
Впервые в истории церкви в 1969 г. назначена викарием (помощником) по делам орденов детройтского архиепископа кардинала Дердена женщина, член католического женского ордена. Также впервые в истории церкви Ватикан предоставил право поступления женщин — членов и не членов католических женских орденов в высшие ватиканские учебные заведения. Женщины ныне служат и в учреждениях Ватикана.
Таким образом, несмотря на официальный отказ церковных властей допускать женщин к священству (точнее, изменить веками сложившееся в церкви пренебрежительное отношение к женщине), жизнь вынуждает отступать и от этой традиции и одна из главных причин этого — нехватка священников.
79
Руководящие органы церкви ищут причины этого явления, проводят специальные обследования, конференции. В материалах проведенных опросов, как уже отмечалось, одной из причин отказа от сана или нежелания быть посвященным в сан священника является требование обязательного целибата. Однако эта причина не единственная. Глубокие социальные изменения в мире, как и научно-техническая революция, оказали и оказывают огромные изменения и в области религиозной жизни. Переход значительных слоев населения в города и рост городского населения сильно ослабил роль прихода и влияние священника. Активное участие больших масс людей в разных формах общественной жизни способствует ослаблению интереса . к церкви и церковной деятельности. Молодежь предпочитает различные светские профессии в промышленности, науке, на общественном поприще профессии священника, обычно стоящего вне прогрессивной общественной деятельности. К тому же события последних десятилетий наглядно показали многим верующим, особенно молодежи, что в важнейших исторических событиях нашего времени церковь (не только католическая, по и других христианских и нехристианских исповеданий) занимала и занимает не только консервативные, но и откровенно реакционные позиции, и прогрессивные движения современности в ее лице имеют серьезного противника, который выступает против глубоких социальных изменений, и особенно против социализма и коммунизма. Все это вместе взятое и составляет основную причину кризиса священства — одного из главных элементов современного кризиса религии.
80