Политика церкви

На протяжении последних полутораста лет (конец XVIII — первая половина XX в.) на папском престоле сменились одиннадцать пап (среди них было семь Пиев, от Пия VI до Пия XII, они управляли католической церковью в общей сложности 127 лет 1). Все это время в Ватикане господствовала атмосфера, враждебная всему новому, что нарождалось в мире, особенно революционной борьбе народных масс, демократии, социализму и коммунизму.

В мире происходили величайшие исторические события. Французская буржуазная революция конца XVIII в., революции и войны за независимость в Америке, революции 1848 г. в странах Европы, Парижская Коммуна, революция 1905 г. в России, Великая Октябрьская социалистическая революция, революции в ряде стран после первой мировой войны, образование после второй мировой войны социалистической системы, крах колониальной системы. А Ватикан и католические иерархии в различных странах были неизменно на стороне контрреволюции. То же можно сказать и о позиции руководящих представителей и деятелей других церквей. Враждебно относились в Ватикане иерархи церкви и к научным открытиям, которыми так богаты XIX и XX вв.

Церковь неизменно отстаивала незыблемость общественного строя, основанного на частной собственности и

1 После избрания на папский престол каждый папа присваивает себе повое имя (подобно тому, как в Древнем Египте при восшествии на престол фараон получал новое имя). Избранное имя обычно символизирует намерение папы соблюдать преемственность общего направления деятельности своего предшественника с тем же именем. Так, например, для правления всех Пиев (по-латыни «пий» - «благочестивый», «набожный») с конца XVIII до середины XX в. характерна крайне реакционная политика, враждебная всему новому, что нарождалось в мире.

81

эксплуатации трудящихся, всемерно противодействовала всему, что расшатывает этот строй.

Кардинал Кастилиони, избранный в 1829 г. на папский престол и правивший под именем Пия VIII, заявил Шатобриану, послу Франции в Ватикане: «Так как всякий общественный порядок и законодательная власть исходят от бога, то только одна истинная вера, христианская, может сделать послушание священным, только она одна укрепляет престол королей в сердцах людей, то только она является непоколебимой опорой...» 2.

Ту же мысль, только другими словами, высказал Наполеон I еще в 1808 г.: «Философы,— поучал веймарских академиков император во время своего пребывания в Эрфурте,— мучаются над созданием систем; они тщетно пытаются создать систему лучшую, чем христианство, которое, примиряя человека с самим собой, в то же время обеспечивает общественный порядок и спокойствие государства» 3.

Сто лет спустя, в 1902 г., другой монарх, император Вильгельм II, сказал настоятелю одного из немецких монастырей, что на Земле имеются две величайшие силы — католическая церковь и прусская армия 4.

В заявлениях римских пап, в выступлениях иерархов церкви и католических политических деятелей неоднократно отмечалось, что католическая церковь, ее организация и учение — лучшее оружие против революции, против социализма и коммунизма. Французский аббат Канненжисье в конце XIX в. с тревогой писал об успехах социализма. По его словам, революционную волну не остановят пи философы, ни ученые, ни экономические успехи, ни даже жандармы; спасение только в возврате к принципам христианства. Социализм, писал этот аббат, с недавнего времени стал большой опасностью для монархии Гогенцоллернов и «ничто не может оказать сопротивление его грозному наступлению — ничто, за исключением католицизма» 5.

Почти в тех же словах высказался генерал ордена иезуитов Л. Марти в письме фельдмаршалу графу Валь-

2 Цит. по: Стендаль. Собр. соч.. т. X. М., 1959, стр. 213.

3 См. Талейран. Мемуары. М., 1959, стр. 214.

4 См. L. von Pastor. Tagebücher — Briefe — Erinnerungen. Heidelberg, 1950, S. 377-378.

5 A. Kannengieser. Catholiques Allemands. Paris, 1892, p. 51—52.

82

дерзее в 1903 г.: «Только принципы католицизма противостоят, как плотина, народным страстям, только они способны их приостановить; ни репрессии, ни законодательство не имеют этой силы, только истина католицизма усмиряет в глубине человеческой души вожделения, которые порождают социализм» 6. Смысл этого заявления такой: католицизм убивает в человеке желание бороться за лучшую жизнь.

Им обоим вторил в 1913 г. американский архиепископ Айрланд. Католицизм, заявил он, приносит гражданским и политическим институтам США исключительно важные для их жизни и развития элементы: «Церковь учит, что неповиновение закону — это грех против бога, что общество от бога, а подрывать основы общества... значит сопротивляться воле божьей» 7.

Не удивительно, что и короли-католики, и император-протестант, и православные цари, и мусульманские владыки Востока считали полезным сотрудничать с папским престолом в борьбе против освободительных движений. «Как может народ быть владыкой? Он — подданный и для своего же благополучия должен таковым оставаться»,— сказал в марте 1907 г. папа Пий X в беседе с С. Сазоновым — представителем царского правительства России при Ватикане 8. Так думал не один Пий X, так думали его предшественники и преемники на папском престоле.

Католицизм на протяжении многих столетий был идеологией феодального общества, а католическая церковь — наиболее влиятельной организацией этого общества.

Но в XIX в. в США и в большинстве стран Европы большие успехи сделал капитализм. И католическая церковь, не разрывая сложившихся традиционных связей с феодальной аристократией, стала одновременно обслуживать и интересы промышленной буржуазии, прежде всего своей активной борьбой против революционного и социалистического рабочего движения. К старому союзу алтаря и трона прибавился третий участник — капитал. Процесс приспособления католицизма к капитализму про-

6 «Denkwürdigkeiten des Generalfeldmarsclialls Alfred Grafen von Waldersee». Bd. III. Berlin, 1923, S. 235-236.

7 J. Ryan, F. Boland. Catholic principles of politics. N. Y., 1948, p. 358—359.

8 Архив внешней политики России (АВПР), ф. Ватикан, д. 19, л. 89.

83

исходил быстрее в США, где над церковью меньше, чем в странах Европы, довлели пережитки феодализма. В странах же Европы еще во второй половине XIX в. папство и католическая церковь, не выступая против капитализма, отвергли такие институты буржуазного общества, как республиканский строй, отделение церкви от государства, свобода совести, светская школа, гражданский брак и т. д. С большим недоверием отнеслась церковь к достижениям науки, видя в них опасность для своего монопольного влияния на умы. Все это руководители церкви продемонстрировали на Первом Ватиканском соборе 1869—1870 гг., созванном папой Пием IX.

Пий IX унаследовал папский престол в 1846 г. от Григория XVI — крайнего реакционера. Учитывая брожение умов в Италии и многих странах Европы, Пий IX начал свое правление как либерал и реформатор. Однако в ноябре 1848 г., напуганный революционным движением в папских владениях, он бежал из Рима, куда вернулся лишь в 1850 г. с помощью иностранных интервентов. От его либерализма не осталось и следа.

Завершение объединения Италии требовало ликвидации светской власти папы, церковного государства и включения территории этого государства в состав итальянского королевства. Итальянские патриоты видели в папстве смертельного врага объединения Италии. Гарибальди считал «чудовищную власть папы» «раковой опухолью» на сердце Италии. В 1871 г. он записал в своих мемуарах: «Самое преступное деяние папства состояло в том, что оно стремилось удержать Италию в состоянии территориальной и духовной разобщенности» 9. Так относились к папству не только итальянские патриоты, но и передовые общественные круги других европейских стран.

Революционными событиями в европейских странах были напуганы не только папа и римская курия, но и церковные деятели и духовенство этих стран. Наиболее полно и ярко свидетельствовал об идеалах и планах папы и его окружения изданный Пием IX в 1864 г. «Силлабус» («Список важнейших заблуждений нашего времени»), в 80 параграфах которого осуждались не только отступления от католической догмы, но и основы современной культуры, науки и демократии: разум и наука — поскольку они про-

9 Джузеппе Гарибальди. Мемуары. М., 1966, стр. 19, 327

84

тиворечат вере; свобода совести и веротерпимость — поскольку это лишает церковь монопольной власти над умами; демократия — поскольку она противоречит традиционным связям церкви с монархическими режимами и ее учению о том, что общественное неравенство — от бога.

«Силлабус» осудил пантеизм, натурализм, рационализм, мнение, что «разум человеческий есть единственный судья истинного и ложного, доброго и злого»; осудил социализм и коммунизм, а заодно и «тайные общества, библейские общества и общества клерикально-либеральные». «Силлабус» отверг демократические требования, касающиеся взаимоотношения церкви и государства: отделение церкви от государства, гражданский брак, развод. Он осудил в числе других следующие мнения: светские законы должны иметь приоритет перед церковными, светская власть может вмешиваться в дела религии и нравственности, школа должна находиться в ведении светских властей, необходимо уничтожить церковный суд по гражданским делам, церковная власть должна действовать с согласия светских властей и ряд других. «Силлабус» осуждал мнение о том, что уничтожение светской власти римских пап полезно для церкви.

Во всем этом сказались теократические притязания папства, стремление сохранить преимущественное положение католической церкви в обществе, согласно принципу «церковь выше государства». Последний раздел «Силлабуса» заканчивается параграфом, который гласит: предается анафеме всякий, кто скажет, что «римский первосвященник может и должен примириться и согласоваться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией».

Жизнь доказала несостоятельность «Силлабуса», и, хотя сама церковь практически была вынуждена отказаться от соблюдения большинства его запретов, официально этот «Список заблуждений» до сих пор не отменен.

Для сплочения церкви на борьбу с «заблуждениями» и «ложными учениями», для упрочения теократической власти римского папы и был созван Первый Ватиканский собор.

В речи на его открытии 8 декабря 1869 г. папа сказал, что собор созван для того, чтобы провозгласить людям истину и совместно с епископами осудить фальшивые учения.

85

Было известно, что иезуиты и папа намерены провозгласить па соборе догмат о панской непогрешимости, в расчете на то, что принятие догмата будет способствовать повышению авторитета папства и укрепит позиции церкви и ее иерархии. Противники провозглашения нового догмата были среди католических теологов и епископов, а также в правящих кругах европейских стран.

Однако обстановка на соборе была такова, что противники принятия нового догмата не имели возможности свободно высказать свою точку зрения. Так, во время выступления Штроссмайера, епископа дьяковского (Австро-Венгрия), по его адресу раздавались возгласы: «Позор, позор, долой еретика!» В этой связи Штроссмайер заявил, что на соборе пет ни свободы, ни правды, и в поданном им протесте писал, что перед ним встает вопрос, может ли он оставаться на соборе, где свобода епископов подавляется и где догматы определяются путем, до этого не известным церкви 10. И. Фридрих, профессор теологии, участвовавший в работе собора, записал 22 марта 1870 г. в своем дневнике, что прусский военный епископ сказал ему: «На собрании сапожников у нас дело ведется более прилично, чем на соборе» 11.

Собор принял два документа — «Догматическую конституцию католической веры» и «Первую догматическую конституцию церкви Христа». В обоих документах сформулированы основы католического вероучения. В введении к первому документу говорится о «заблуждениях», распространившихся в мире после Тридентского собора (1543—1563). Главной ересью XIX в. объявлялось неверие, распространение пантеизма, атеизма и материализма. Вслед за таким введением излагаются основные положения католического вероучения и 18 раз провозглашается анафема тому, кто не согласен с учением католицизма о том, что бог — творец всех вещей, что мир создан богом из ничего, кто не признает, что священные книги во всех их частях инспирированы богом, кто считает, что разум не зависит от веры, что откровение не может быть подтверждено, что церковь не должна осуждать положения науки, если они противоречат религии, и др. По

10 Fr. Nielsen. The history of the papacy in the XIX century, vol. II. London, 1906, p. 351.

11 J. Friedrich. Tagebuch, während des Vaticanischen Koncils geführt. Nördiingen, 1871. S. 274.

86

существу, собор в этот документ включил основные положения «Силлабуса».

В «Первой догматической конституции церкви Христа» сформулировано положение о папской власти как высшей во вселенской церкви не только в делах веры и морали, но и в делах, имеющих отношение к дисциплине и управлению церковью, и провозглашен догмат о папской непогрешимости.

Принятием обоих документов ограничилась деятельность Первого Ватиканского собора. 20 сентября 1870 г. итальянские войска заняли Рим. Светская власть папы была упразднена, а территория папского государства стала частью Итальянского государства. 20 октября собор был отложен «до лучших дней». В знак протеста против ликвидации светской власти папы Пий IX объявил себя ватиканским «узником». Он оказался «узником» не только в физическом смысле (Пий IX и его преемники, включая Пия XII, не выезжали за пределы Ватикана и летней резиденции папы), но и в духовном: престиж папства в это время сильно упал. Об этом свидетельствовала, в частности, реакция правящих кругов на упразднение светской власти папы: ни одно католическое правительство не заявило протеста против этого.

Первый Ватиканский собор явился заключительным актом полуторатысячной истории папства. Его решения имели целью сохранить средневековые позиции церкви, ее господствующую роль в обществе и средневековый строй в структуре самой церкви. Тем самым собор и его решения шли вразрез с историческим развитием. В этом смысле они явились также вызовом и буржуазному обществу, хотя буржуазию вполне устраивало в «Силлабусе» и в решениях собора все то, что было направлено против революции, социализма и коммунизма. Все остальное противоречило требованиям буржуазной демократии и в то время было малоэффективным для борьбы с социализмом: проклятиями и анафемой нельзя было задержать развитие социалистического рабочего движения. Поэтому реального значения решения собора не имели. У церкви же не было, в отличие от послетридентского периода, ни сил, ни власти, чтобы возродить инквизицию и с ее помощью навязать обществу свои решения.

В 1878 г. Пия IX сменил па папском престоле Лев XIII. С его понтификатом связаны поворот в социальной

87

ориентации католической церкви и изменение политического курса Ватикана. Лев XIII стремился приспособить католическую церковь к условиям капитализма и тем поднять ее влияние в обществе. Ему н его преемникам пришлось игнорировать большую часть решений Первого Ватиканского собора.

Главной опасностью для господства буржуазии явилось революционное рабочее движение, возглавлявшееся социалистическими партиями. Парижская Коммуна напугала не только французскую буржуазию. Для борьбы с рабочим движением господствующие классы мобилизовали и аппарат государственного насилия, и все средства идеологического воздействия на сознание людей. В этих условиях им нужна была церковь, способная умело бороться с социализмом и отстаивать основы буржуазного общества, выступая в то же время под видом «надклассовой силы».

Лев XIII убедился в бесперспективности надежд своего предшественника удержать церковь на старых позициях. Он был сторонником ее переориентации применительно к условиям буржуазного общества. Папа учел и опыт католического епископата США и католической церкви этой страны, которая хорошо ужилась с буржуазной республикой и стала наряду с церквами других исповеданий одной из опор господства буржуазии.

Приспособление католицизма к капитализму не сопровождалось изменениями в культе и вероучении. В этой области католическая церковь оставалась на традиционных позициях вплоть до Второго Ватиканского собора (1962—1965 гг.). Робкие попытки небольшой группы богословов в конце XIX — начале XX в. «модернизировать» католицизм, согласовать его с современностью встретили решительный отпор папства. Его идеологи были отлучены от церкви. Пий X опубликовал энциклику против модернизма и ввел антимодернистскую присягу для ряда категорий церковных деятелей. Вплоть до 60-х годов XX в. ни на какие отступления от традиции в вопросах вероучения и культе папство не шло.

Начатое Львом XIII и продолженное его преемниками приспособление католицизма к капитализму и империализму выразилось прежде всего в выработке и пропаганде новой для церкви социальной программы, религиозно окрашенной, но буржуазной по существу. Уже в первых

88

своих энцикликах Лев XIII писал о «врагах общественного порядка» — коммунистах и социалистах, отвергающих повиновение властям, проповедующих равенство людей и выступающих против частной собственности. По мере обострения классовой борьбы, подъема революционного движения и все больших успехов социалистической пропаганды усиливалась и антисоциалистическая пропаганда и деятельность церкви и папства.

Лев XIII считал, что эффективным средством борьбы с социалистическим рабочим движением явится завоевание рабочих церковью путем создания контролируемых духовенством объединений, союзов и обществ трудящихся (профессиональных, культурных, экономических и политических). Папа, по словам ого биографа, говорил, обращаясь к духовенству: «Противопоставьте социалистическим обществам в народе христианские общества; от вас зависит, чтобы демократия стала христианской. Уходите из ризниц, идите к народу» 12. Папа рекомендовал духовенству создавать католические рабочие организации в противовес социалистическим. Со временем такие организации — профсоюзные, кооперативные, взаимопомощи, культурные — возникли в ряде стран и нередко играли штрейкбрехерскую роль.

Приспособление к условиям империализма потребовало и новой политической ориентации церкви и Ватикана. Новый политический курс, начатый папой Львом XIII, способствовал тому, что папство, влияние которого в международной жизни сильно упало при Пие IX, вновь стало важным фактором международной жизни.

После ликвидации в 1870 г. церковного государства папство одной из важнейших целей своей международной политики считало восстановление этого государства и светской власти папы. Со временем эта цель отступила на второй план, а после заключения Латеранских соглашений с правительством Муссолини об образовании папского государства — Город Ватикан (1929 г.)—осталась лишь основная цель политической деятельности папского престола в период империализма — сотрудничество с господствующими классами для сохранения и упрочения буржуазного общественного строя, существование которого рассматривается церковной иерархией как важнейшее ус-

12 Е. Soderini. The Pontificate of Leo XIII. London. 1934, p. 210.

89

ловие упрочения влияния и распространения религии в народных массах. G этим неразрывно связана вражда папства к рабочему движению и научному социализму как главной опасности для буржуазного строя и для влияния церкви.

Немалую роль в международной политике Льва XIII и его преемников играло также стремление осуществить давнишние планы папского престола о церковной унии — единстве христианских церквей под эгидой папы. Это обстоятельство особое значение имело в отношениях Ватикана к России. Лев XIII отверг изоляционистский курс своего предшественника, стал активно вмешиваться в международную политическую жизнь и стремился заручиться поддержкой правительств, всячески доказывая, что Ватикан и возглавляемая им церковь являются их надежными союзниками против социалистического движения.

По настоянию папы французский епископат признал республиканский строй во Франции, хотя монархические симпатии и антиреспубликанские настроения еще и в первой половине XX в. были живы в среде церковной иерархии этой страны. При Льве XIII закончился «культуркампф» в Германии, и папский престол установил хорошие отношения с правящими кругами этой страны. Папа говорил Вильгельму II, когда тот в 1903 г. посетил Ватикан, что его, Вильгельма, правление основано на глубоких религиозных принципах и он, папа, поручает ему «миссию вернуть Европу в лоно христианства, в противовес социалистическим и атеистическим идеям». «Германия,— сказал папа императору,— должна стать мечом католической церкви» 13. Через 40 лет после этого папский престол в лице Пия XII надеялся, что «мечом католической церкви» для подавления социалистических и атеистических идей явится фашистский режим в Германии.

Лев XIII искал сближения и с царским правительством. В результате переговоров, начатых с прибывшим в Рим представителем Александра III, в 1894 г. было достигнуто соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Ватиканом и Россией, прерван-

13 В. Bülow. Denkwürdigkeiten. Bd. I. Berlin, 1930, S. 612—613; Kaiser Wilhelm II. Ereignisse und Gestalten aus den Jahren 1878—1918. Leipzig — Berlin, 1922, S. 177.

90

ных в 1867 г. при Пие IX. Лев XIII вынашивал план единения четырех наиболее реакционных сил в Европе — германского императора, русского царя, австрийского монарха и папы римского — для противодействия прогрессивным движениям и прогрессивным идеям. А. Извольский, который вел переговоры с папой по поручению царского правительства, сообщил в Петербург в августе 1888 г.; основной мыслью речи папы, произнесенной им но время аудиенции, «было доказать необходимость солидарности и единения между великими консервативными державами, особенно Россией и св. престолом, неустанно работающими для поддержания нравственного и политического порядка в Европе» 14.

С конца XIX в. Ватикан развил активную деятельность по созданию миссионерских организаций в странах Азии и Африки. Эти миссии явились проводниками политики колониальных захватчиков. Поверенный в делах России при Ватикане князь П. Волконский сообщал в сентябре 1911 г. в Петербург о широком миссионерстве папского престола в Африке и Америке и отметил, что в этих странах, в связи с большим влиянием миссионеров среди местного населения, католицизм способен явиться «могущественным рычагом... для тех государств, которые заручились расположением Ватикана» 15.

Так постепенно происходил процесс переплетения интересов Ватикана и католической церкви с интересами империалистической буржуазии. Сама церковь и Ватикан стали капиталовладельцами. После смерти Пия IX состояние Ватикана оценивалось в 80 млн. лир, к концу XIX в. оно достигло 140 млрд. лир, а после второй мировой войны составило 12 млрд. долларов. Помимо того, крупные капиталы сосредоточены у церкви в отдельных странах.

На протяжении целого столетия между Первым и Вторым Ватиканскими соборами Ватикан неизменно выступал на стороне наиболее реакционных сил. В конкретных вопросах политики папский престол ориентировался в разное время на те или иные буржуазные государства, но всегда выступал как защитник общих классовых ин-

14 Е. А. Адамов. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. М., 1931, стр. 89.

15 АВПР, ф. Ватикан, д. 30, лл. 111-112.

91

тересов буржуазии всех стран против социалистического рабочего движения.

Парижская Коммуна 1870 г. — первое государство рабочего класса, первая в истории диктатура пролетариата Ватикан и католический епископат были вместе с душителями Коммуны. В обращении к депутации швейцарских католиков Пий IX выразил свое недовольство тем, что швейцарское правительство предоставило убежище коммунарам: «Зачем защищать их? За них нужно молиться»,— сказал папа. Комментируя это заявление папы, Маркс писал, что в этих словах содержался призыв к убийству коммунаров: «Сначала повесьте их, а потом уже молитесь за них» 16.

В 1889 г. был организован II Интернационал. Социалистическое рабочее движение делало большие успехи. Через два года после образования II Интернационала папа Лев XIII в энциклике «Рерум новарум» утверждал, что социализм «вредит самим рабочим»; борьба с социализмом, стремление расколоть рабочее движение стали важной частью всей деятельности католической иерархии во главе с папой.

Революция 1905 г. в России грозила смести ненавистный народу царский строй. На помощь царизму против революции выступил и папа Пий X. В беседе с К. Нарышкиным, представителем царского правительства при Ватикане, 17 (30) декабря 1905 г. папа «горячо порицал» революционное движение в России и, по словам Нарышкина, заявил, что он «почел долгом обратиться со словами успокоения к римско-католическому духовенству в России, вменяя ему в священную обязанность наставлять свою паству в духе повиновения русским властям» 17.

Величайшее в мировой истории событие, положившее начало новой эре,— победа в 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции в России — было враждебно встречено Ватиканом и католической иерархией во всех странах. Буржуазный мир был глубоко встревожен победой русской революции. Он боялся ее влияния на народные массы других стран. Империалисты организовали военную интервенцию против революционной России, активно поддерживали белогвардейцев, окружили Со-

16 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 129.

17 АВПР, ф. Ватикан, д. 15, л. 63.

92

ветскую страну блокадой. Огромный аппарат буржуазной пропаганды своими клеветническими измышлениями о большевиках, о политике Советского государства сеял вражду и недоверие к нему.

В мобилизации общественного мнения и разжигания ненависти к Советской стране самое непосредственное участие приняли церковные организации всех исповеданий, в том числе и Ватикан. Они распространяли вымыслы о «религиозных гонениях» в Стране Советов, о распаде семьи, об упадке нравственности и т. п. Антисоветская политика империалистов считалась богоугодным делом. Папский престол был связан в годы гражданской войны с белогвардейскими правительствами Колчака и Деникина, с петлюровцами, с различными другими «претендентами» на грабеж и порабощение России. Лысаковский, представитель Колчака и Деникина при папском престоле, сообщал 14 октября 1919 г. в Париж представителю этих правительств Сазонову, что из разговора с помощником статс-секретаря Ватикана епископом Черетти он сделал вывод, что «св. престол будет с симпатией относиться к России... и к борьбе с большевизмом, которого он более всего боится». В беседе с Лысаковским в октябре 1919 г. папа выразил надежду, что в скором времени с большевиками в России будет покончено. В донесении от 19 января 1920 г. Лысаковский писал: в планы Ватикана входит «борьба с большевиками и участие в этой борьбе совместно со всеми антибольшевистскими элементами» 18.

Политика Ватикана в отношении Советского государства не явилась продолжением его политики в отношении дореволюционной России. При всех спорных вопросах, которые тогда существовали, папский престол был политически неизменно на стороне царского правительства, как правительства капиталистов и помещиков. Совсем по-иному отнесся Ватикан к советскому строю и к правительству рабочих и крестьян. В Ватикане надеялись на скорое падение Советской власти, на реставрацию старых порядков. В вышедшей из печати в 1972 г. в ГДР книге профессора Эдуарда Винтера «Советский Союз и Ватикан» 19 приводится обширный материал о неизмен-

18 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), ф. 3696, д. 22, лл. 11—13.

19 Eduard Winter. Die Sowjetunion und der Vatikan. Berlin, 1972.

93

но враждебной Советской стране политике Ватикана на протяжении десятилетий (1917 —1958). Папский престол делал ставку не только на белогвардейцев и интервентов, но и на сепаратистски настроенных людей в советской России, пытался создать свою агентуру в виде «русской католической церкви», привлечь на свою сторону антисоветски настроенных представителей православных церковников. Из Рима шли указания иерархам католической церкви в России не соблюдать советских законов об отделении церкви от государства. В Ватикане рассчитывали использовать и голод 1921 —1923 гг. для антисоветских целей. Ватикан обратился к собравшейся в 1922 г. в Генуе конференции держав с предложением предъявить советской делегации требования, которые по сути своей явились бы вмешательством во внутренние дела Советского государства. Антисоветской пропагандистской кампанией в мировом масштабе явился так называемый крестовый поход против СССР, начатый по призыву папы Пия XI в 1930 г.

Курс за единый фронт против СССР со всеми антибольшевистскими элементами привел Ватикан к союзу с Муссолини, Гитлером и другими реакционными силами. Поборниками этого курса после первой мировой войны были Пий XI и Пий XII. Ватикан при Пие XI содействовал приходу фашистов к власти в Италии. В церквах служили молебны по случаю установления фашистской диктатуры. Статс-секретарь Ватикана кардинал Гаспарри говорил представителю Австрии в марте 1925 г.: необходимо, чтобы «все правительства начали крестовый поход против III Интерпационала» 20. В Ватикане надеялись, что Муссолини покончит с коммунистическим движением. В 1929 г. между Ватиканом и правительством Mуссолини были подписаны Латеранские соглашения и конкордат. Тогда-то папа Пий XI на радостях по поводу заключения этих соглашений заявил, что Муссолини — человек, «посланный провидением». Союз итальянского фашизма с Ватиканом сохранялся до последнего дня существования фашистского государства.

Ватикан был первым государством, заключившим в правление папы Пия XI договор — конкордат — с фашистским правительством Германии. Конкордат был подписан 20 июля 1933 г., вскоре после установления фашист-

20 Eduard Winter. Die Sowjetunion und der Vatikan, S. 106.

94

ской диктатуры. У Ватикана возникали временами трения и споры с правительствами Германии и Италии, главным образом по вопросам церковной политики, при всех таких столкновениях папский престол стремился сохранить хорошие отношения с фашистскими правительствами.

Преемник Пия XI на папском престоле папа Пий XII десятилетиями был связан с консервативными кругами довоенной Германии, где с начала 1917 г. Эудженио Пачелли (позже папа Пий XII) до 1929 г. был дипломатическим представителем Ватикана. На конклаве в 1939 г., когда кардиналы выбирали преемника умершего папы, французский кардинал Тиссерен был против избрания Пачелли на папский престол именно потому, что он «слишком уступчив национал-социализму» 21.

Антикоммунизм и антисоветизм сделали папский престол сторонником держав оси в годы второй мировой войны.

В последние годы на страницах мировой печати развернулась дискуссия вокруг изданной в 1963 г. драмы западногерманского писателя Рольфа Хохгута «Наместник» 22. Автор показал в ней, что папа Пий XII — наместник Христа на Земле — и римская курия видели в гитлеровской Германии «спасителя» Европы от коммунизма. Опасаясь, что поражение Германии приведет к усилению СССР и подъему коммунистического движения, папа избегал всего того, что могло бы ослабить фашистский режим. Он не протестовал в годы войны против преступлений гитлеровцев в Германии, в Риме и на оккупированных ими территориях, против массовых убийств женщин, стариков, детей, против поголовного истребления еврейского населения. Ватикан, а с ним и епископат Италии, Венгрии, Австрии и других стран закрывали глаза на эти преступления. Для епископов, как и для римской курии, было важно то, что гитлеровцы воюют против СССР и являются непримиримыми врагами коммунизма.

Об этом бесспорно свидетельствуют документы и книги, опубликованные за последние годы23. В донесениях

21 «Begegnung», 1972, № 8, S. 26.

22 Rolf Hochhut. Der Stellvertreter. Hamburg, 1963.

23 S. Friedländer. Pius XII und das Dritte Reich. Hamburg, 1965; G. Lewy. The Catholic church and the nazi Germany. N. Y., 1964; Gordon Zahn. German Catholics and Hitler's Wars. N. Y., 1962; Karlheinz Deschner. Mit Gott und den Faschisten. Stuttgart, 1965.

95

германских дипломатов при Ватикане, относящихся к периоду войны, настойчиво утверждается, что там хотели победы держав оси и опасались их поражения, так как это могло привести к усилению СССР и распространению большевизма в странах Западной Европы. Посол Германии при Ватикане фон Берген доносил в Берлин 24 июня 1941 г., через три дня после нападения гитлеровской Германии на СССР: «В кругах, близких к Ватикану, приветствуют эту новую фазу войны и с известным облегчением и с особым интересом следят за ее ходом», так как считают, что падение России приведет по меньшей мере к ослаблению большевистского влияния во всем мире24.

Советник германского посольства при Ватикане Менсхаузен сообщал 12 сентября 1941 г. в Берлин, что папа заверял его в своем расположении к Германии и он желает ее победы. «Душой Пий XII стоит на стороне держав оси»,— писал гитлеровский дипломат. 23 сентября 1943 г. Вайцзекер, посол Германии при Ватикане, телеграфировал в Берлин: Мальоне, статс-секретарь Ватикана, сказал представителю итальянского правительства, что «судьба Европы зависит от победоносного сопротивления Германии на русском фронте. Немецкая армия является единственно возможным бастионом против большевизма» 25.

Не только вражда к коммунизму и Советскому Союзу сделала Ватикан союзником держав оси в годы войны: папский престол рассчитывал, что победа этих держав откроет путь ватиканским миссионерам на территорию Советской страны для насаждения там католицизма, для осуществления церковной унии. Вильфрид Дайм пишет, что Пий XII, этот «позднефеодальный, а втайне расистский папа, надеялся прежде всего на то, что вслед за армией Гитлера пойдут немецкие миссионеры и разгромленное большевистское государство станет католическим» 26.

Как показывает в своем исследовании «Советский Союз и Ватикан» Э. Винтер, стремление проникнуть на территорию СССР и насадить католицизм играло не последнюю роль в прогитлеровской политике папского пре-

24 S. Friedlander. Pius XII..., S. Ol.

25 Ibid., S. 66, 134.

26 W. Daim. Der Vatikan und der Osten. Wien, 1967, S. 58.

96

стола в годы второй мировой войны, в частности в его отношении к нападению гитлеровской Германии в июне 1941 г. на СССР 27.

Когда стало ясно, что гитлеровская армия терпит поражение, Ватикан активно добивался сепаратного мира для держав оси и спасения фашистских режимов. Римская курия вносила раскол в лагерь союзников, чтобы закончить войну с Германией сепаратным миром и повернуть оружие против СССР. Ватикан был одним из центров, где за спиной СССР и против СССР велись переговоры о сепаратном мире.

Папский престол выступал и против безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Антикоммунизм и антисоветизм сделали не только Ватикан, но и преобладающую часть католической иерархии буржуазных стран сторонниками, а в ряде случаев и союзниками реакционных режимов. Это прежде всего относится к немецкому епископату, который после окончания первой мировой войны с тревогой наблюдал за ростом революционного движения в стране. Влиятельный представитель церковной иерархии архиепископ мюнхенский кардинал Фаульгабер заявил на 62-м всегерманском собрании католиков («Католикентаг») в 1922 г., что революция в Германии была «клятвопреступлением и изменой». Ненависть к рабочему движению в Германии и вражда к СССР сделали этого князя церкви поклонником Гитлера. В 1941 г., после нападения гитлеровской Германии на СССР, кардинал Фаульгабер одобрил снятие в Германии церковных колоколов для изготовления оружия. Это, заявил он, жертва ради счастливого исхода войны и поражения большевизма. После покушения в 1944 г. на Гитлера кардинал осудил участников покушения, назвав этот акт «вопиющим к небу преступлением».

Кардинал Фаульгабер — не единственный церковный сановник Германии, преданно служивший гитлеровскому режиму и приветствовавший войну против СССР. За небольшим исключением немецкий епископат требовал от немецких солдат сложить головы в преступной войне, которую развязали гитлеровская клика и стоявшие за ее спиной немецкие капиталисты и юнкера. Глава немецкого военного духовенства архиепископ Рарковски в пастыр-

27 Е. Winter. Die Sowjetunion und der Vatikan. S. 210—223.

97

ском послании в начале войны против СССР писал: эта война— «европейский крестовый поход»; за всем тем, что делает фюрер, писал он в 1942 г., стоит бог, и солдат должен быть ему верен «из священного религиозного убеждения».

Католические и протестантские теологи сочиняли приемлемые, как им казалось, для верующих людей доводы в оправдание фашизма. За год до прихода Гитлера к власти католический теолог Бухнер писал, что национал-социализм может явиться плотиной против левых сил и «имеет разнообразные заслуги перед христианской сущностью нашей культуры» 28.

В Германии, в условиях жесточайшего террора гестапо, против фашистского режима боролись и католики, католическая молодежь. Отдельные священники — католические и протестантские — мужественно выступали против человеконенавистнического фашистского режима и погибали в борьбе. Однако это были единицы. Церковь как организация была с Гитлером. Епископат, как правило, был против тех, кто боролся с фашизмом. Американский иезуит Гордон Цан, выпустивший книгу о германском католицизме и его отношении к войнам Гитлера против народов, пишет, что немецкие католики поддержали войну не только потому, что этого требовали гитлеровские власти, но и потому, что этого от них требовали их религиозные руководители, за это выступали католическая пресса и католические организации29.

Но разве такой была позиция только немецкого епископата? Разве не благословляли фашистские режимы и их армии епископы Италии и ряда других стран, в том числе и оккупированных гитлеровцами (Австрия, Словакия, Хорватия)? В странах антигитлеровской коалиции епископат оставался и в годы войны па антикоммунистических и часто плохо скрываемых антисоветских позициях. Политический курс католического епископата раз-пых стран соответствовал политическому курсу Ватикана.

Нельзя не отметить, что много священников, католических и некатолических, в оккупированных гитлеров-

28 Л. И. Гинцберг. На пути в имперскую канцелярию. М., 1972, стр. 191.

29 Gordon Zahn. German Catholics and Hitler's wars. N. Y., 1962, p. 56.

98

цами странах и в самой Германии были брошены фашистами в концлагеря и замучены ими. Это тем не менее не явилось препятствием для сотрудничества иерархов церкви с фашистскими правителями, особенно когда речь шла о борьбе с СССР и революционным движением.

Защита основ буржуазного господства и связанный с нею антикоммунизм и антисоветизм определили международную политику папского престола и ведущих католических деятелей и организаций капиталистических стран после второй мировой войны. Ярым поборником такого курса был папа Пий XII.

Ватикан принял активное участие в «холодной войне», организованной империалистами США и других капиталистических стран против СССР и всех социалистических стран. Он широко использовал религию и церковь для антикоммунистической и антисоветской пропаганды, для распространения вымыслов о «преследовании религии и церкви» в странах социализма, о «церкви молчания» и т. п.

Папский престол занял враждебную позицию в отношении социалистических стран, образовавшихся после второй мировой войны. Ватикан и католический епископат ориентировались на реакционные, реваншистские круги в этих странах. Папа Пий XII активно поддержал заговорщиков, пытавшихся реставрировать в ноябре 1956 г. в Венгрии капиталистические порядки. Ватиканская пропаганда дезориентировала общественное мнение, представляя в лживом свете положение в социалистических странах, в частности в области религии. До самого последнего времени Ватикан тормозил организацию постоянной церковной администрации в некоторых социалистических странах (Польша, ГДР), стремился помешать нормализации отношений между церковью и государством в этих странах.

Папа Пий XII был противником политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем. В своих выступлениях он «предупреждал» против «соблазнов коварного мира», говорил о «призрачной картине мирного сосуществования». В клерикальных кругах раздавались голоса о допустимости применения атомного оружия (имея в виду, что оно будет применено против социалистических стран). Теологи изощрялись в доказательствах, что применение этого оружия не явля-

99

ется грехом. Как заявил священник Гундлах на заседании католической академии в В:юрцбурге в феврале 1959 г., возможная гибель от атомного оружия всего мира не является доводом против его применения: «В таком случае мы можем сказать, что такова воля бога». По словам Гундлаха, такого же мнения относительно применения атомного оружия придерживался и папа Пий XII. Гундлах в данном случае не ошибался, так как он много лет был советником этого папы. Ярым сторонником атомного оружия был и американский кардинал Спеллман.

Вкладом Ватикана в «холодную войну» был опубликованный в июле 1949 г. декрет ватиканской конгрегации священной канцелярии об отлучении от церкви всех участвующих в работе коммунистических партий, помогающих им, читающих коммунистическую печать и сотрудничающих в ней. Декрет был утвержден Пием XII. Он явился религиозным дополнением и оправданием антикоммунизма, «холодной войны». Через 10 лет, в марте 1959 г., при папе Иоанне XXIII Ватикан издал аналогичный декрет, запрещавший католикам, под угрозой отлучения от церкви, голосовать на выборах за лиц, в том числе и за христиан, сотрудничающих с коммунистами.

Мы рассмотрели характерные особенности ватиканской политики на протяжении последних полутораста лет. Главным в ней был союз алтаря с троном и капиталом. Церковная иерархия, ее идеологи и политики считали, что этот союз — важнейшее условие упрочения и распространения влияния религии и церкви в народных массах. Эти расчеты не оправдались. В ответ на союз церкви с сильными мира сего, на ее вражду к освободительной борьбе трудящихся многие верующие порвали с церковью и религией. Не кто иной, как папа Пий XI заявил в 1925 г.: «Самым большим скандалом XIX в. явилось то, что церковь потеряла рабочий класс». Церковь стала перед фактом массового развития атеизма, связанного прежде всего с новыми процессами в мире, с общими условиями развития современного общества.

Мир изменился. Идеи социализма стали близкими миллионам людей. Огромное влияние на все современное мировое развитие оказывает мировая социалистическая система. Народы поднялись на борьбу за лучшую жизнь, против империализма и колониализма. Ватикан же и католическая иерархия оставались на старых позициях и от-

100

вергали то новое, что произошло и происходит в мире. Это углубило кризис католицизма.

Преемник Пия XII на папском престоле — Иоанн XXIII (1958—1963) понял, что надо считаться с реальностью, с тем, что мир стал иным и более сложным. Он учитывал стремление народов к миру, по-иному, чем его предшественники, отнесся к идее мирного сосуществования государств с различным социальным строем, и, следовательно, к существованию социалистических стран. Он видел связь между непризнанием церковью новых явлений в мире и углублением кризиса католицизма и церкви. Для преодоления кризиса католицизма и выработки программы приспособления церкви к новым условиям и обновления ее деятельности в целях укрепления в массах влияния религии им был созван в 1962 г. Второй Ватиканский церковный собор (последняя, четвертая, сессия проходила в 1965 г.).

В принятой собором конституции «О церкви в современном мире» говорится, что католическая церковь «не связывает себя ни с какой формой человеческой культуры или политической, экономической или социальной системой». Это заявление — одновременно и оправдание церкви за связь с миром капитала, и аванс на будущее, согласие с тем, что церковь той или иной страны может лояльно отнестись к социалистическому строю там, где этого потребуют обстоятельства.

Заявление, что церковь не связана с одной какой-либо социальной системой, и есть то новое, что сказал Второй Ватиканский собор об общественно-политической ориентации церкви. На деле, однако, она в большинстве стран мира еще очень тесно связана со старыми, буржуазными режимами, с капиталистической системой и враждебна в принципе социализму.

Переориентация церковной организации и переход отдельных церковных иерархов на сторону прогрессивных сил, на сторону борющегося за лучший мир трудящегося народа — процесс длительный, трудный и неровный.

Отношение к социалистическому миру — одна из тех проблем, которая стоит перед Ватиканом и церковной иерархией начиная с 1917 г., со времени победы Октябрьской социалистической революции. Если до 1917 г. она выступала безоговорочно против научного социализма как теории и против социалистического рабочего движения,

101

то с 1917 г. ей пришлось определить свою позицию в отношении социалистического общественного строя, победившего в СССР — большой стране, с многомиллионным населением, а позже и в ряде других стран. Как выше уже говорилось, ее позиция была враждебной этому строю.

Если в буржуазных странах церковная иерархия, как правило, неустанно «предупреждает» верующих об «опасности» коммунизма, то Ватикан со времени папы Иоанна XXIII занял в отношении социалистических стран более реалистическую позицию: не отказываясь от своего отрицательного отношения к коммунизму, он отошел от грубого, крикливого и агрессивного антикоммунизма, который проповедовали его предшественники, папы Пий XI и Пий XII, и счел нужным нормализовать отношения с социалистическими странами. Этот курс стал проводить и его преемник, папа Павел VI.

В результате за последние годы достигнуты соглашения между Ватиканом и некоторыми социалистическими странами: с одними установлены дипломатические отношения, с другими — контакты по дипломатической линии по вопросам, интересующим церковь и государство. В частности, после многих лет поддержки позиции западногерманских реваншистов в вопросе о границах польского государства Ватикан в июне 1972 г. признал, наконец, вопреки давлению, которое до последнего момента на него оказывали епископат и католические реваншистские организации ФРГ, польские государственные границы по Одеру — Нейсе, решив провести границы епархий католической церкви в соответствии с западными границами Польского государства.

Вокруг нового подхода к оценке происходящего в мире и, соответственно, выбора политической ориентации в Ватикане и среди католической церковной иерархии ведется острая борьба. Эта борьба велась на соборе, она ведется и после его окончания.

102