Вступление
Широкий общественный интерес к Русской православной церкви, ее истории, месте в жизни народа со времен принятия христианства, ее роли в формировании и развитии национальной культуры — объясним и глубоко закономерен. Семидесятилетние попытки объяснить государственную, общественную и культурную историю России без учета феномена православия или с чисто негативным к нему отношением оказались явно неудовлетворительными. Неконструктивной представляется и обратная волна в общественном сознании, связывающая с церковью и ее организацией все достижения русской общественной мысли и культуры, придавшие этой мысли и культуре мировое значение. Только объективное и полное знание истории Русской православной церкви в ее отношении к государству, обществу и личности, может принести реальную пользу, равно духовную и гражданскую.
Более чем тысячелетняя история православия на Руси доказала его жизнеспособность, широкие возможности развития, в основе которого всегда лежит конфликт. Столкновение мнений и убеждений, личностей, общественных движений и организационных структур, наконец церкви и государства — при всем своем драматизме и подчас же-
5
стокости служило движению вперед. Но наша книга — не системное исследование истории церкви в обществе и государстве, а историко-художественное повествование, призванное раскрыть перед читателем драматические страницы церковной истории через призму конкретных личностей, участников и свидетелей событий.
Такой личностный подход мы избрали не случайно. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, приступая к своим исследованиям, критиковали современных им историков за склонность опираться на надуманные исторические абстракции. В противовес этому ученые заявляли, что в историческом исследовании их интересует прежде всего изучение «реального жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи». «...Исходной точкой,— писали Маркс и Энгельс,— являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса» *. Портреты таких «действительно деятельных людей», деятельных не только в политической или социальной борьбе, но и в сфере духа, мы и предлагаем в этой книге, охватывающей события с XIV до начала XX века.
Разумеется, все, что мы рассказываем, основывается на тщательно проанализированных исторических источниках, информативность которых подчас приходит в столкновение с беллетристической формой повествования. Лишь небольшие, отрывочные рассказы посвящены еретикам, вольнодумцам, церковным деятелям первых веков истории русской церкви. Больше и подробнее мы можем рассказать о движении стригольников, развернувшемся с середины XIV столетия и оставившем глубокий след в русской духовной мысли. Еще более мощный отзвук имело движение новгородских и московских еретиков конца XV века, жестоко разгромленное великокняжеской и церков-
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 26, 25.
6
ной властью в начале следующего столетия. Но гуманистическое направление духовной мысли не было уничтожено на кострах доморощенной инквизиции. Феодосий Косой и многие другие вольнодумцы продолжали дело своих казненных предшественников, не позволяя православию загнить в болоте стяжательства и бездуховности.
Не следует думать, что православные правдоискатели и бунтари принадлежали лишь к светским сословиям или низшим слоям церковной иерархии. Дикие репрессии Ивана Грозного встретили мужественное противодействие московских митрополитов — Германа Полева и особенно Филиппа Колычева, святого великомученика, справедливо заслужившего признательность русского народа. Погибший в борьбе с опричниной, митрополит Филипп дал истории яркий пример гражданского мужества.
К настоящему времени ученые накопили достаточно материалов, чтобы восстановить внутренний портрет одной из наиболее сложных и загадочных личностей Русской православной церкви — патриарха Никона. Вслед за нами читатель может совершить попытку разобраться в характере и убеждениях человека, восставшего против вековой зависимости церкви от государственной власти и, несмотря на свою огромную волю и энергию, потерпевшего жестокое поражение в борьбе за суверенитет Русской православной церкви. Взглянуть на события и исторических деятелей «бунташного века» глазами Никона особенно полезно для преодоления односторонних оценок «великого государя святейшего патриарха», его соратников и врагов.
В беломорскую твердыню старой веры ведет нас хроника жизни архимандрита Никанора — видного участника знаменитого Соловецкого восстания от его начала до разгрома, казненного вместе с последними защитниками монастыря. Здесь мы сталкиваемся с оборотной, жестокой и кровавой стороной реформ Никона, но главное — с людьми, защищавшими последний островок русской вольной жизни, попранной на остальной территории огромного го-
7
сударства железной пятой самодержавия и духовным гнетом покорной ему церковной иерархии. Жизнь и убеждения Никанора и его соратников помогают зримо представить себе причины, по которым сверхмощный карательный аппарат не смог разгромить и поставить на колени участников массовых антицерковных движений, которые после никонианских реформ стали постоянным и значительным фактором русской духовной жизни.
Жизнь и борьба Игната Некрасова, его товарищей — участников восстания Булавина и их потомков, продолжавших защищать свои убеждения на Кубани и в Добрудже, на Эносе и Майносе на протяжении столетий, показали, насколько твердой и непоколебимой может быть воля людей, противопоставивших свои христианские убеждения гнету и насилию церковных и светских властей, отстаивающих в религиозной форме честь и достоинство верующей души. Некрасовцы стали примером, достойным подражания для всех, кому дороги чувства правды, справедливости и добра.
Реформы Петра I, объявившие, в частности, о свободе вероисповедания, лишь на время некоторой неразберихи при их проведении ослабили строгий контроль над душами верующих. Духовное, евангельское христианство врача Дмитрия Евдокимовича Тверитинова с товарищами свободно проповедовалось в Москве до тех пор, пока церковные и светские власти были отвлечены другими делами. Знакомясь со взглядами Тверитинова, его друзей и врагов, мы побываем в застенках Преображенского приказа и на диспутах в домах знати, на заседаниях правительствующего Сената и в «темных закоулках» власти, постараемся понять духовное состояние столичного общества накануне создания Святейшего Синода — государственного департамента военно-полицейской империи. « Служебное положение, в которое была поставлена православная церковная организация силами крепостнического государства, вело передовых мыслителей к от-
8
казу от христианства в целом. Страшный крепостнический гнет порождал крайние формы духовного протеста. Закономерность этого процесса хорошо видна в опыте жизни крепостного повара Федора Подшивалова, кровавыми слезами и неизмеримыми страданиями окупившего свой отказ от христианского смирения и создавшего учение о «Новом свете» — царстве свободы, равенства и братства, достойном человеческой природы. Желание видеть в России государство правды дорого обошлось апостолу освобождения от крепостнического и церковного гнета, но его духовный опыт и пророческие предупреждения остаются актуальными до сего дня.
Николай Федорович Каптерев, профессор Московской духовной академии, многие десятилетия отдал борьбе за объективное, основанное на изучении документов освещение сложных проблем истории Русской православной церкви. Ученый дожил до крушения церковного департамента самодержавного государства и полного общественного признания своих взглядов. Позади остались доносы и цензурные преследования, лишения ученой степени и рассыпанные наборы публикаций. Фундаментальные монографии профессора легли в основу и некоторых разделов нашей книги. Рассказом о научном подвиге Каптерева мы завершаем очерки о правдоискателях и бунтарях Русской православной церкви, подчеркивая неразрывность традиции объективного познания ее сложной истории.
О древнерусских церковных бунтарях, новгородских и московских еретиках, митрополите Филиппе, Феодосии Косом и их современниках, о казаках-некрасовцах рассказывает в этой книге доктор исторических наук профессор В. И. Буганов. Повествования о патриархе Никоне и Соловецком восстании, Дмитрии Тверитинове и Федоре Подшивалове, о профессоре Н. Ф. Каптереве, введение принадлежит перу кандидата исторических наук А. П. Богданова.
9