3.1. Восстание 1863-1864 гг. в Царстве Польском и Западном крае: правительственная политика в отношении католиков

К началу восстания в Царстве Польском его территория была разделена на пять губерний: Варшавскую, Радомскую, Люблинскую, Плоцкую, Августовскую. В них насчитывалось христиан — 4227779 человек (87,4%), нехристиан — 612 687 (12,6%). Христиане по преимуществу католики (98%), нехристиане — почти исключительно евреи-иудаисты (99%). Практически полностью из католиков состояло население в Радомской губернии. Наибольшим почтением в среде поляков-католиков пользовался образ Ченстоховской Божией Матери. Приходских католических церквей насчитывалось 1628, или одна церковь на 2277 человек. Численность монахов составляла 1808, мужских монастырей — 148, женских — 38 с 520 монахинями. Католическое белое духовенство получало: в высших должностях — определенное содержание, а прочие содержались из десятинного сбора и получали плату за требы1.

В Царстве Польском к началу восстания 1863-1864 гг. римско-католических монастырей всего насчитывалось 197, из них: 155 мужских с 1635 монахами и 42 женских с 549 монахинями и 21 дом сестер милосердия. Из числа вышеупомянутых монастырей 71 мужской с 304 монашествующими и 4 женских с 14 монахинями существовали вопреки каноническим правилам, по которым в каждой обители должно было быть не менее восьми монашествующих.

1 Географические и статистические сведения о Царстве Польском. СПб., 1863. С. 53-55, 80.

159

Из 71 мужского монастыря распределение по орденам было следующим: 6 августинцев, 5 бернардинцев, 5 кармелитов, 10 доминиканцев, 6 миссионеров, 8 паулинов, 7 пиаров, 13 францисканцев, 3 марианов, 3 реформатов, по одному — бонифратров, каноников-регулярных и тринитариев. 4 женских монастыря — мариавиток, норбертанок, бритток, кармелиток (по булле папы Бенедикта XIV от 2 мая 1744 г.)2

Римско-католическое духовенство в Польше пользовалось большой свободой, а во внутренних делах находилось почти вне всякого контроля российского правительства3.

Перед началом восстания 27 мая 1862 г. последовало назначение Великого князя Константина Николаевича наместником в Царстве Польском, а графа Александра Зелепольского, маркиза Гонзаго-Мышковского — начальником гражданского управления4.

Говоря о причинах закрытия католических монастырей в Царстве Польском после восстания 1863-1864 гг., Департамент духовных дел иностранных исповеданий в своем письме в Госсовет отмечал: «Революционеры не нашли себе опоры в обществе и прежде всего на селе и стали себе искать союзников в регулярном фанатизме польского общества и в упорных притязаниях шляхетского сословия. Монастыри, сильные влиянием на женщин и на низшие городские классы, путем проповеди распространили зачатки революционного устройства. Монахи постепенно научились употреблять во зло проповедь, умножали безмерно церковные церемонии и старались придать им политический оттенок. Первая политическая демонстрация последовала 11 июня 1860 г. по поводу похорон вдовы бывшего генерала польских войск Савинского5 павшего в войне 1831 г. В костелах стали продавать целые печатные сборники революционных писем, а равно портреты разных вожаков революции. С наступлением 1861 г. начинается ряд почти беспрестанных религиозных процессий, имевших уже совершенный вид политических демонстраций: ношение траура и польских национальных костюмов, сборища на улицах перед изображением Богородицы и святых, пение патриотических гимнов»6. К осени 1861 г. откры-

2 Жмакин В. Участие римско-католического духовенства в польском восстании 1863 г. // Странник. 1883. № 1. С. 42, 66.

3 Там же. С. 36.

4 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 344.

5 руководителя польских повстанцев в 1830-1831 гг. (Прим. автора).

6 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 111.

160

вается целый ряд революционных духовных съездов, где белое и монашествующее руководство спешили скрепить свой союз с мятежниками. Революционные издания опубликовали протест духовенства против дарованных правительством краю земских учреждений — губернских, городских и уездных Советов7. Будущие повстанцы стекались тайком в храмы, и ксендзы приводили их к присяге на верность ЦК, а колеблющихся стращали бесчестием перед народом и всеми церковными карами. В числе захваченных войсками членов шаек было больше 30 монахов. Для терроризации населения в 1863 г. мятежники образовали партии жандармов-вешателей и кинжальщиков, и они приводились к присяге в костелах.

Основным руководящим органом подготовки восстания была польская эмиграция. Д. А. Милютин в своих мемуарах отмечает: «Политическая деятельность польской эмиграции представляла редкое в истории явление по той настойчивости, с которою так долго поддерживалась революционная агитация, при столь малых вероятиях успеха, можно даже сказать, при полной несбыточности цели»8.

Д. А. Милютин пишет: «Польские вожаки очень рассчитывали на помощь русских революционеров, уверивших их, что Россия находится уже в полном разложении, накануне общей революции, и что немедленно, как только поляки поднимутся, восстание распространится на всю Россию... Многие части армии, особенно же кавалерия и специальные роды службы были переполнены офицерами польского происхождения. Поляки умели ловко пробираться во все части администрации; занимали влиятельные должности, наполняли все специальные, технические ведомства, как то: учебное, почтовое, телеграфное, по железным дорогам и т.д. Они вторгались и во внутреннюю жизнь русской семьи в званиях домашних учителей, воспитателей, управляющих имениями. Не говоря уже о том, что в западных губерниях России землевладение находилось почти исключительно в руках польских помещиков, весь край был вполне ополячен, даже там, где масса сельского населения была русская и православная... Племянник князя Адама Чарторыйского граф Андрей Замойский стал во главе так называемого Земледельческого (агрономического) общества, учрежденного в Царстве

7 Рух. 1861. №6.

8 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 48.

161

Польском с дозволения русского правительства. Под маскою сельских хозяев, заботящихся об экономических нуждах края, вожаки Земледельческого общества втайне работали с целями революционными. К началу 1861 г. в обществе считалось уже до 2 тысяч членов; оно имело общие свои собрания в Варшаве, но разветвлялось на все Царство. Членами общества были помещики всех губерний и уездов, так что граф Андрей Замойский сгруппировал около себя большинство землевладельцев Царства и сделался средоточием обширной революционной сети... Он становился как бы посредником между русскою властью и толпою, как будто для укрощения ее раздражения. Такая коварная игра была всегда обычным приемом польских деятелей».9

Общий план революционеров предлагал всеми мерами подрывать в народе доверие к правительству и в месте с тем поддерживать в Европе сочувствие к польскому движению беспрестанными газетными известиями, хотя бы даже и вымышленными. «Надобно убедить свет, — говорилось в программе, — что никто, кроме поляков, не может одолеть царизм; следует докучать английскому и французскому правительствам, посылая им из Варшавы подложные жалобы, как будто оставленные в Петербурге без уважения... »10.

Само же восстание началось в ночь с 10 на 11 января 1863 г. колокольным звоном во всех городах и селениях Царства Польского. Поводом к нему послужил набор в российскую армию в январе 1863 г. поляков, которые скрылись и стали собираться в вооруженные группы11.

Русским солдатам, при переходе с оружием в руках к мятежникам, предлагали 15 рублей, без оружия — 10 рублей и 2 злотых в день. Солдатам гвардейских полков давали больше, к тому же они были обязаны захватить с собой патроны. Мятежники издавали журнал «Глас Каплана» религиозно-политического содержания. Монастыри служили местом складирования «самых возмутительных произведений тайной печати», которые повсеместно рассылались. Необходимость закрытия монастырей с числом монахов менее восьми человек объясняется отсутствием за ними наблюдения, а их уединенность и разбросанность служили притоном для шаек и беглых, а также «местом тайных козней». Доказано

9 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 52, 56, 57.

10 Там же. С. 72.

11 Милютин Д. А. Воспоминания... 1863-1864. М., 2003. С. 40-42.

162

участие в мятеже 39 римско-католических монастырей и 674 монахов12.

Так, в монастырском саду монастыря бернардинцев в Варшаве были найдены: типографский станок, 181 комплект обмундирования, 24 формы для литья пуль, 24 острия для пик, 25 стремен, 24 удила, 7 фунтов свинца и до 100 отравленных кинжалов13. Д. А. Милютин указывает: «Ксендзы и монахи были едва ли не самыми деятельными участниками всех народных демонстраций, которым они придавали религиозный характер и тем фанатизировали толпу»14.

В связи с решением вопроса о судьбе польских католических монастырей 4 мая 1864 г. была составлена записка в Департамент духовных дел иностранных исповеданий тайным советником Морозовым «О монастырях в Царстве Польском», где он указывает на следующие моменты. «Слишком хорошо известно, что монастыри в Варшаве и Царстве Польском служат складочными местами оружия и обмундирования для повстанцев, что там они находили себе убежища, что в них были революционные прокламации и типографии. Имеется 236 примеров о переписке и прикосновенности к политическим преступлениям монахов и ксендзов со времени объявления Царства на военном положении в 1861 г. по 1 января 1864 г. Латинское духовенство в Риме проявляет полную солидарность с революционным движением в России. В Царстве Польском в мае 1864 г. находятся 157 мужских монастырей с 1624 монахами и 43 женских с 578 монахинями Итого 200 монастырей на 3800000 жителей римско-католического исповедания»15.

Таким образом, католический вопрос в России обострился в очередной раз в связи с восстанием в Царстве Польском 1863-1864 гг. Большую роль в качестве идейных вдохновителей в нем, как мы видим, сыграло католическое духовенство. Так, официально было выявлено 183 случая прямого или косвенного участия лиц белого и монашествующего католического духовенства в восстании, что послужило официальным основанием к их отправлению на поселения

12 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 89. Л.45, 45об., 46, 46об., 48, 48об., 50об., 51, 53 об., 54об., 55, 56 об., 57.

13 Жмакин В. Участие римско-католического духовенства в польском восстании 1863 г. // Странник. 1883. №1. С. 42, 66, 58.

14 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 84.

15 РГИА. Ф.821. Оп.2. Д. 235. Л. 83, 85.

163

и каторгу16. Обвинения выдвигались по 11-ти позициям: участие в формировании банд, возбуждение к мятежу через соответствующие молитвы и организация панихид по убиенным мятежникам, поддержка мятежа денежными средствами, непосредственное участие в выступлениях, привод повстанцев к революционной присяге, хранение революционных бумаг и прокламаций, подделка документов, организация побегов, выезд за границу без распоряжения властей, убийство казаков, жандармов и солдат, агитация за переход русских солдат к повстанцам за деньги17. Почти половина из вышеперечисленных деяний приходилась на непосредственное участие в мятеже католического духовенства, прежде всего, в монастырях.

В Люблинской губернии два ксендза говорили крестьянам проповеди, в которых призывали повиноваться польскому королю Замойскому и грозили не допустить к причастию, если они будут слушаться русских властей. Монахи, являвшиеся членами революционных комитетов, собирали подати с населения на восстания и приводили к революционной присяге. Еще в 1856 г. наместник в Царстве Польском князь М. Д. Горчаков доложил, что «общее направление умов тамошнего римско-католического духовенства в политическом положении неблагоприятно для правительства, а между тем оно имеет сильное влияние на все силы народонаселения, всякого возраста и состояния. Католическое духовенство Царства Польского видит в папе римском не только главу своей церкви, но и монарха, присягая в безусловном ему подчинении»18.

За несколько лет до восстания, в мае 1856 г. Александр II был в Варшаве, где встречался с представителями австрийского императора, прусского короля, английской королевы и короля Бельгии, которые поздравляли его с воцарением. Во время своего выступления в Лазенковском дворце в Варшаве Александр II сказал полякам свое мнение по национальному вопросу: «... Оставьте мечтания... никогда я не допущу, чтобы дозволена была сама мысль о разъединении Царства Польского от России и самостоятельном без нее существовании его. Оно создано русским императором и всем обязано России»19.

Одновременно Александр II осенью 1861 г. признавал: «.. .при тогдашнем положении дел в Царстве Польском необходимо было

16 РГИА. Ф.821. Оп.2. Д. 1146. Л. 146-148 (подсчитано автором).

17 Там же. Л. 1-48.

18 РГИА. Ф.821. On. 1. Д. 1080. Л. 137, 137 об., 140 об., 141.

19 Милютин Д. А. Воспоминания... 1865-1867. М., 2005. С. 10.

164

прежде всего восстановить прежний порядок и авторитет законной власти, не отказываясь, однако же, от дальнейшего расширения дарованных Царству учреждений, применительно к программе маркиза Велепольского»20.

В конце октября 1860 г. в Варшаве состоялась встреча Александра II, австрийского императора Франца-Иосифа и прусского принца-регента Вильгельма (дяди российского императора) по выработке позиций держав в случае очередного обострения отношений Сардинского королевства с Австрией. В день, назначенный для парадного представления в театре, пред самым началом его, кресла партера были облиты какою-то зловонною жидкостью, так что с трудом успели очистить воздух к приезду государей21.

В период восстания 1863-1864 гг. повстанцами был выпущен «Свод поведения поляка в России». Он включал в себя следующие основные позиции: «1) всю землю продавать только своим соотечественникам в Польше (в крайнем случае — жидам). В отношении русских — принуждать их все продавать и уезжать в Московию, а также нарушать доверие к православию; 2) русские — ленивы, необразованны, беспечны — использовать это; 3) полякам служить в России только непременно для интересов Польши; 4) служить только там, где можно рассчитывать на верный доход, а по возможности специально наживаться; 5) получить влиятельное место; 6) в русском войске долго не служить; 7) стараться быть правой рукой начальника и оговаривать сослуживцев, особенно ревностных, перед ним; 8) использовать обиженных русских в своих интересах;

9) Россия — враг, а православный — еретик, а значит враг Польши;

10) стравливать русских и немцев; 11) в обществе русских не высказывать своих убеждений»22.

Идеологической основой восставших стала теория А. Мацкевича и Товянского («мессионизм» или «товянизм») — «Польша имеет посланничество и помазание от Бога для избавления рода человеческого от рабства и неволи»23.

М. А. Бакунин обратился к лидерам польского мятежа с предложением создать «русский легион» из попавших в плен русских солдат. Он уверял, что к нему присоединятся и многие другие рус-

20 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 189.

21 Там же. С. 54.

22 Польский катехизис, или как мирными средствами завоевать Россию. Варшава, 1911. С. 8-14.

23 Там же. С. 26-27.

165

ские, сочувствующие мятежу в России. Города и целые губернии в России, назначенные по Правилам 9 мая 1S63 г. для водворения ссыльных поляков, обратятся в гнезда польской пропаганды и интриг. Римско-католическое духовенство было одной из главных пружин восстания. Новый назначенный архиепископом в Варшаву Ржевуский отказался занимать кафедру, а в церквах Царства Польского наложили траур: прекращено богослужебное пение с органом и колокольным звоном (возобновлены 8/20 декабря 1863 г.). Российское правительство ввело материальное стимулирование против мятежа в Северо-Западном крае: за поимку каждого повстанца — денежная награда в 3 руб., взятого с оружием — 5 руб. Наибольшее число повстанцев было в Радомской губернии, вследствие горной и лесистой местности. 7 сентября 1863 г. было совершено покушение на российского наместника в Царстве Польском Ф. Ф. Берга в Варшаве из дома А. Замойского. В результате обыска там нашли много документов по организации восстания и оружие24.

Враждебную, недружественную позицию по отношению к Российской империи заняли почти все европейские страны. Открытое вооруженное восстание в Польше встретило сильную поддержку в Великобритании и Франции, которые были готовы к самым крайним мерам против России. Российская империя предприняла довольно необычный ход с целью избежания их открытого вмешательства: военная эскадра С. С. Лесовского была направлена в Нью-Йорк, где ее встретили с огромными почестями. Это оказало сильное влияние на Европу, т. к. там ставили на победу южных штатов в гражданской войне. К тому же распространили слухи о готовящейся военной экспедиции в Афганистан. Для отвлечения внимания Великобритании от польских событий Д. А. Милютин вошел в сношения с оренбургским генерал-губернатором А. П. Безаком на предмет подготовки экспедиции в Афганистан. Это проникло в британскую печать, вызвав болезненную реакцию. Хотя, по мнению Д. А. Милютина, это был «фантастический замысел, не имевший в действенности последствий». В результате Великобритания озаботилась охраной своих владений в Индии. В своем письме наместник в Царстве Польском Ф. Ф. Берг писал 6/18 августа 1863 г. российскому послу в Париже А. Ф. Будбергу: «Царство Польское было бы усмирено в 6 недель. Если бы мы могли воспрепятствовать подмоге,

24 Милютин Д. А. Воспоминания... 1863-1864. М., 2003. С. 94, 95. 163, 177, 179, 243, 293.

166

получаемой восстанием из-за границы, особенно из Галиции». Наполеон III через посла во Франции А. Ф. Будберга дал понять российскому правительству, что «общественное мнение во Франции до того возбуждено против России, что может вынудить правительство вмешаться в польские дела»25.

После ликвидации восстания в Царстве Польском в 1864-1865 гг. принимается ряд мер по ужесточению контроля за католическим духовенством и монастырями в Западном крае. Александр II наложил резолюцию по отчету о польском восстании 1863-1864 гг.: «последние смуты явно доказали, что оно-то (римско-католическое духовенство) и стоит во главе всякого революционного движения»26. Первым в этом ряду стал Высочайший указ о римско-католических монастырях в Царстве Польском от 14 (28) июля 1864 г.: «Ввиду участия католического духовенства в восстании 1863 г. считается невозможным оставить далее монастыри Царства в том исключительном положении, которое представлялось им доселе по особому снисхождению Правительства, т. к. в большей части римско-католических государств Европы давно уже приняты меры к подчинению иноков к общему епархиальному начальству. Мы повелели учредить в Варшаве особую о монастырях комиссию из лиц частью Нами Самими, частью Наместником нашим назначенных. Ст. 1. Католические монастыри, где имеется менее восьми монахов или монахинь, подлежат безотлагательному упразднению, как лишенные средств к поддержанию порядка. Ст. 2. Закрываются все монастыри, принявшие участие в восстании. Монахам закрытых монастырей предлагается перейти в другие монастыри, либо за границу... Ст. 5. На монахов, виновных в преступлениях и мятежах, указ не распространяется... Ст. 7. Богослужения в церквах при закрытых монастырях не прекращать. Начальные училища при закрытых римско-католических монастырях сохраняются... Ст. 15. Оставшиеся монастыри разделяются на штатные и заштатные. Последние подлежат закрытию по мере того, как в них окажется менее восьми монахов... Ст. 16. Все монастыри в Царстве Польском передаются под управление общего епархиального начальства, а подчинение их орденам упраздняется»27. Указы императора от 27 октября 1864 г. по римско-католическим монастырям и 14 декабря 1865 г. по обустройству светского духовенства в Западном крае вводили новый

25 Там же. С. 8-12 (из предисловия Л. Г. Захаровой).

26 РГИА. Ф.821. Oп. 1. Д. 1080. Л.53 об.

27 Там же. Оп. 150. Д. 79. Л. 6 об., 7, 7 об., 8, 8 об.

167

порядок назначения на должности в римско-католических церквах, которые нарушали каноническую традицию и стали «яблоком раздора» в отношениях между Римом и Россией.

Особо рассматривался вопрос о деятельности римско-католических монастырей в Царстве Польском. В Царстве Польском создали особую о монастырях комиссию со следующими целями: 1) попечительство о монахах; 2) о монастырском имуществе; 3) правила о порядке упразднения монастырей28.

Определялись три пути закрытия католических монастырей: в случае наличия в них менее восьми монахов (это соответствовало булле папы Бенедикта XIV от 1744 г.), зловредности и несовместимости с общественным порядком, в виде наказания за преступления, совершенные его членами29. В итоге штатных монастырей оставили в Царстве Польском (после восстания территория стала называться Привислинским краем) мужских — 25, женских — 10, с общим количеством монахов — 360 человек, монахинь — 14030. В ответ на эти постановления, которые в России были названы исключительными, римский папа Пий IX в 1864 г. обвинил Россию в жестокостях в Царстве Польском и проводил публичные молебны и процессии в защиту польских мятежников, а 29 октября 1866 г. в публичном выступлении резко заявил о лишениях, переносимых католической церковью в Польше и России. В качестве ответного шага Александр II обнародовал указ от 22 ноября 1866 г. об объявлении конкордата 1847 г. недействительным и о расторжении отношений со Святым Престолом и отозвал российского посланника в Ватикане Н. Д. Киселева.

Д. А. Милютин, говоря о позиции Ватикана, указывает: «Неоднократные обращения к Ватикану нашего Министерства иностранных дел с жалобами на преступный образ действий католического духовенства в Польше оставлялись без внимания. Польское духовенство имело в Риме сильную опору в лице некоторых влиятельных членов курии, умышленно поддерживавших в католическом

28 Там же. Оп. 2. Д. 235. Л. 2об., 3.

29 Там же. Оп. 2. Д. 235. Л. 2.

30 Там же. Оп. 150. Д. 104. Л. 11. К 1863 г. монастырей в Царстве Польском было 200 (157 — мужских и 43 — женских), монашествующих — 2202 (1624 — мужчин и 578 — женщин). В среднем выходило по 1 монастырю и 11 монахам на каждую обитель. Монастыри принадлежали 17 орденам. В Западном крае римско-католических монастырей насчитывалось — 26, из них мужских — 12, женских — 14 (из которых заштатных — 4). (РГИА. Ф.821. Оп. 2. Д. 235. Л. 1 об; Ф.821. Оп. 150. Д. 89. Л. 29 об, 31-33.)

168

мире убеждение в том, будто церковь католическая в России претерпевает жестокие гонения; ... Ватикан постоянно домогался, вопреки существовавшему конкордату, установить прямые сношения с местным католическим духовенством. Встречая в этом отпор со стороны русского правительства, Ватикан поддерживал эти сношения втайне, подстрекая духовенство к противодействию местной власти. Таким образом возник чудовищный союз главы церкви католической с революцией»31.

В этих условиях для распространения католической пропаганды папа поддерживал даже деятельность находящихся в Версале под Парижем русских иезуитов, о которых сообщал представитель МИД России во Франции в письме А. М. Горчакову и П. А. Шувалову в январе 1867 г.: «В сентябре 1866 г. в Версале близ Парижа основана обитель русских иезуитов, в которой имеют постоянное пребывание четыре из совращенных в католичество русских: Тиршинг — настоятель, Мартынов, Балабин и князь Гагарин. Цель — всеми зависящими от них способами содействовать распространению католической пропаганды на русском языке. Также они

мечтают о возвращении в Россию для возобновления своих действии в пользу католичества»32.

Европейские правительства также принимали меры по закрытию римско-католических монастырей даже без предшествующих им чрезвычайных ситуаций. Рассмотрим основные ограничительные меры европейских властей по данному вопросу с конца XVIII в.: 1) 1773 г. — булла папы Климента XIV о ликвидации ордена иезуитов; 2) 1789 г. — французская буржуазная революция — закрытие всех монастырей во Франции; 3) Австрия — император Иосиф II уничтожил в своих владениях 2/з монастырей: из 2024 осталось 700, а паствы от 36 тысяч осталось 2700; 4) Наполеон — отобрал земли почти у всех монастырей в Италии, Германии, Бельгии, отчасти в герцогстве Варшавском; 5) начало XIX в. — уничтожение всех нищенствующих орденов в Испании братом Наполеона королем Иосифом; 6) Испания: декрет 25 июня 1835 г.— уничтожено 900 монастырей. Оставшиеся лишены поместий и десятин и прекращена их зависимость от генералов. В итоге из 85 тысяч монахов в середине 1830-х гг. на исходе 1850-х гг. осталось 14 тыс.; 7) Португалия. Королевским указом 28 мая 1834 г. уничтожались

31 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862. М., 1999. С. 189-190.

32 РГИА. Ф. 1282. Оп.2. Д. 2031. Л. 5-5 об.

169

все монастыри; 8) Швейцария. Указом 1847 г. в католических кантонах закрыты почти все монастыри33; 9) в Италии законом 1855 г. имения 21 мужского и 14 женских орденов с доходом до 5 млн франков направлены на пенсии и пособия упраздненных монастырей и улучшение быта приходского духовенства. Так же поступала и некогда независимая Речь Посполитая34.

Виленский генерал-губернатор и член Государственного Совета M. Н. Муравьев вел активную работу по выведению бывших униатов из-под польского католического влияния: запретил использовать молитвенники на польском языке и потребовал обязательного ношения православного креста, а также заводил русские школы для детей иудеев, которые обучались до этого католиками35. Летом 1864 г. произошли массовые пожары в российских городах, особенно в Поволжье. В них подозревались поляки, служившие в российских войсках, и ссыльные. Д. А. Милютин подтверждает это опасение36. Ссылаясь на Всеподданнейший отчет о действиях военно-полицейского управления в Царстве Польском за 1865 г., Д. А. Милютин указывает, что в Швейцарии поляки образовали общество тайных поджигателей, которым руководит Игнатий Хмелевский. Подобные общества созданы также во Франции (Париже) и Турции. Однако, несмотря на это, Александр II, находясь в Варшаве, проездом на Всемирную выставку в Париже, 17 мая 1867 г. объявил амнистию политическим заключенным, а на обратном пути — 20 июня 1867 г.— о прекращении конфискации имений участников восстания37.

После разрыва русского правительства с римским престолом Россия сама взяла на себя ответственность за устройство и нормальное функционирование католической церкви в Империи. Основными сложностями на этом пути были необходимость для католического духовенства осуществлять отношения с папой, прежде всего, доступность его выступлений, соблюдение положения о назначении только папой епископов, также папа был высшей инстанцией по многим частным вопросам (церковно-судебные дела, бракоразводный процесс и многие другие).

33 Тамже. Оп.2. Д.235. Л.91; Ф.821. Oп. 1. Д. 1080. Л. 80, 81 об., 83об., 84, 91, 92, 96, 99 об.

34 Там же. Oп. 1. Д. 1080. Л. 106 об.

35 Милютин Д. А. Воспоминания.. 1863-1864. М., 2003. С. 427.

36 Там же. С. 487.

37 Милютин Д. А. Воспоминания. .. 18С5-1867. М., 2005. С. 10.

170

Так как отношения с римским престолом с этого времени всегда оставались напряженными, то большое место отводилось деятельности агента России по римско-католическим делам в Риме и принадлежавшего России польского благотворительного заведения в итальянском городе Лорето. МВД России разработал проект инструкции агенту по римско-католическим духовным делам в Риме. Агенту вменялось в обязанность: 1) передавать папскому управлению присылаемые ему Департаментом иностранных исповеданий представления епархиальных начальников и прошения частных лиц; 2) сообщать в Департамент духовных дел иностранных исповеданий о всех выдающихся событиях римско-католической церковной жизни и политики и о действиях ватиканского правительства в отношении католиков в России; 3) исполнять поручения МВД по делам департамента духовных дел иностранных исповеданий и касающихся римско-католической церкви в России; 4) заведовать институтом Св. Станислава в Риме для паломников, а также управлять польским благотворительным учреждением в Лорето. После окончательного раздела Польши в 1815 г. на Венском конгрессе все права и преимущества польской нации над благотворительным заведением в Лорето перешли к России, также и право на недвижимое имущество. С 1829 г. приют находился в ведении императорской миссии, которая для его управления назначала инспекторов. С 1876 г. заведование приютом перешло в руки императорского посольства в Риме. В инструкцию агенту вменялось и соблюдение правил пребывания паломников в приюте Св. Станислава в Риме: «а) в приют принимаются паломники православного и католического исповедания обоих полов; б) регистрация (Императорское палестинское общество — занималось паломничеством); в) паломники останавливаются в приюте не более 7 дней; г) им предоставляется кровать и постельное белье; д) право готовить пищу на общей кухне; е) при посещении культовых зданий предоставляется сопровождающий; ж) приют закрывается в 9 часов вечера; з) в случае заболевания паломникам оказывается безвозмездная помощь»38.

В целом проводимая в период после восстания 1863-1864 гг. политика в Привислинском крае была направлена на русификацию западных окраин Российской империи, где главной задачей была идея «располячивания католицизма». Еще до восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском был создан «Западный комитет»

38 РГИА. Ф.821. Оп. 10. Д. 180. Л. 59, 65, 65 об., 69.

171

(20.09.1862-05.01.1865 гг.). Он стал высшим административным органом в Западном крае, созданным в результате роста революционных настроений. Руководил им председатель комитета министров. Он рассматривал вопросы переселения участников восстания 1863-1864 гг. во внутренние губернии России и переселения русских крестьян в Западный край. Предусматривалось участие светских властей в отборе и проведении экзамена учащихся римско-католических духовных семинарий, обязательное введение во всех семинариях и академиях преподавания русского языка и истории России на русском языке и проведение богослужения в католических костелах на русском языке. Министр внутренних дел П. А. Валуев 12 декабря 1865 г. утвердил решение об увеличении вознаграждения светским лицам, преподающим в семинариях Западного края русский язык и отечественную историю. Оплату уравняли с окладом учителей этих предметов в гимназиях (75 рублей в год), и это было сделано за счет средств от содержания римско-католического духовенства в Российской империи39.

Полякам запрещалось приобретать в собственность земли в Западном крае. Крестные ходы за пределами костелов в городах и оград церквей в деревнях могли проводить у католиков только православные священники. Также был принят ряд мер по унификации по русскому образцу польского образования, транспортной, таможенной и почтовой служб.

В польских землях преимущества по службе должны были поручать лица русского происхождения, к которым относили русских подданных от рождения, православных и не женатых на католичках. На лиц русского происхождения распространялись преимущества, закрепленные дополнениями к правилам 1867 г.40.

Таким образом, меры по включению польского общества в российские структуры после подавления восстания 1863-1864 гг. были направлены на отрыв населения от католического влияния, прежде всего римско-католических монастырей, и пропаганду среди них идей законопослушности российским властям. Однако дальнейшие события российской истории, вплоть до 1917 г., показали низкую эффективность данных мер. Поляки всегда одними из первых выступали участниками социальных и политических конфликтов в государстве.

39 РГИА. Ф.821. Оп. 10. Д. 1076. Л. 62.

40 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 85. Л. 5 об, 9.

172

До восстановления отношений с римским престолом все ходатайства римско-католических епископов в Царстве Польском, особенно после событий 1863-1864 гг., рассматривались в МВД. Основные просьбы католического духовенства в России касались следующих вопросов: 1) принять мужские и женские монастыри в непосредственное ведение епархиального начальства и назначить визитаторов для надзора за соблюдением в них правил монашеской дисциплины; 2) принять назначенное российским правительством денежное содержание монахов — римо-католиков; 3) переводить монашествующих в белое духовенство и назначать их к должностям в приход; 4) переводить монастырские костелы в приходские; 5) увеличить число приходов с 5 до 12; 6) дом варшавского суффрагана передать в пользу римско-католической семинарии41.

После восстановления отношений с римским престолом в 1894 г.42 через два года был принят новый Устав духовных дел иностранных исповеданий, который закрепил существование 12 епархий римско-католической церкви в Российской империи. Кроме Могилевской архиепископии была создана Варшавская. Ей подчинялись все римско-католические епископии в польских землях43. В статье 17 специально оговаривалось, что все христиане римско-католического исповедания, духовные и светские из подданных Российского государства, имеют отношения с римской курией не иначе, как через МВД44.

В новом уставе (который действовал до 1917 г.), как видим, остались значительные ограничения на свободу отношений католиков России с Римом, что было вызвано неослабевающим негативным отношением папского руководства к положению католиков в Империи.

Начиная с 70-х годов XIX в. в польских губерниях резко усилилась агитация ультрамонтанства45. Об этом упорно сигнализирова-

41 РГИА. Ф. 821. Oп. 1. Д. 1080. Л. 153 об., 154. В итоге на рассмотрение папы римского разрешили передать лишь пункт 3. (Там же. Л. 180 об.)

42 Папа Лев XIII стремился возвысить значение папства посредством усиления и расширения влияния католической церкви не только на Западе, но и на Востоке, поэтому он пошел на восстановление отношений с Россией, пытаясь охватить им и российских католиков.

43 Свод законов Российской империи. T. XI. Ч. 1. Уставы духовных дел иностранных исповеданий. СПб., 1896. С. 12.

44 Там же. С. 17.

45 Ультрамонтаны были сторонниками власти папы не только в одной церковной сфере, но и в светских делах.

173

ли губернаторы польского края. Типичной и наиболее полной является записка Полоцкого губернатора в Департамент духовных дел иностранных исповеданий по ультрамонтанству в российской части Польши, датируемая 25 ноября 1874 г.: «Римско-католическое духовенство представляется покорным и преданным правительству, но это только наружная маска и нет сомнения, что большая часть ксендзов, а в особенности высшее духовенство губернии, пропитано религиозным фанатизмом и ультрамонтанскими идеями, является кастою ненадежной.

При перемещении духовенства из прихода в приход лучшие приходы с большим числом населения получают ксендзы, чье прошлое небезгрешно, а самые лучшие приходы получают родственники членов Консистории, которые распределяют места... ».

В июне 1874 г. закрыто по распоряжению варшавского генерал-губернатора братство «Сердце Иисуса», которое «при посредничестве католического духовенства фанатизировало население и действовало в тенденциозном направлении... Нельзя идти на снисхождения и противозаконных поступков духовенства... Епархиальным начальством почти всегда преследуются ксендзы, которые лучше других аттестованы как в политическом, так и в нравственном отношениях... Католическое духовенство, тесно связанное с народом, в настоящее время играет самую видную роль во всех существенных антиправительственных проявлениях»46.

Радомский губернатор в письме в МВД от 3 июля 1873 г. указал, что ультрамонтанство сродни полонизму и поэтому необходимо поддерживать благоразумную и умеренную часть духовенства, которая не будет заниматься политикой. Начальник Варшавского жандармского округа в письме от 12 мая 1873 г. указал, что к ультрамонтанству подталкивают печатные издания «Католическое обозрение», «Друг детей», «Заря», еженедельник мод47.

Обобщающую справку в МВД представил наместник Царства Польского граф Ф. Ф. Берг: «В привисленских губерниях активизировалась агитация ультрамонтанства в форме различных сборов, устанавливаемых под благовидным предлогом и при всяком удобном случае... В 1841 г. участники восстания в Польше 1831 г. во главе с генералом Койсевичем учредили «Конгрегацию резуррекционистов» в Риме. Все они духовного звания и цель их: молиться

46 РГИА. Ф.1282. Оп.2. Д. 2045. Л. 69-71 об., 74 об., 76 об., 80 об., 86-86 об.

47 Там же. Л.45 об., 53 об.

174

и действовать в пользу восстановления Польши, преимущественно через поощрение католических миссий в бывших польских краях и между эмиграцией. Их общее число около 80 человек, и они имеют миссии в Кракове, Париже, Болгарии, Канаде и Техасе»48.

После восстания 1863-1864 гг. проблема положения Польши и статуса католичества в ней резко обострилась. На длительное время она заняла умы многих российских политических и общественных деятелей.

Анализ записок и писем в высшие органы власти в Российской империи (прежде всего в МВД и его подразделение — Департамент духовных дел иностранных исповеданий) позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство авторов предлагают меры, которые прямо или косвенно преследуют именно идею собственной российской католической церкви. С другой стороны, эффективность их внедрения оказалась довольно низкой, так как требовался исторически большой промежуток времени — несколько поколений, чтобы посевы дали урожай. Характерное настроение польского католического населения отразил в своей записке Д. А. Милютину в июне 1865 г. киевский генерал-губернатор А. П. Безак: «Относительно здешнего польского населения — не могу, к сожалению, умолчать, что оно нисколько не хочет отрешаться от своих национальных идей; оно все продолжает надеяться на заграничных друзей и потому весьма враждебно не только к правительству, но и к каждому русскому... ». 28 ноября 1865 г. донесение А. П. Безака Александру II: «В политическом отношении между поляками перемены не замечаются и ненависть к русским продолжается; они ее высказывают везде, где можно это сделать безнаказанно. В проповедях ксендзов проявляются иногда политические намеки...»49.

Кроме того, нарушался канонический порядок католицизма: когда все основные вопросы богослужения и кадровых назначений совершались папой римским. Поэтому католическое духовенство, особенно в монастырях, рьяно этому противилось и всеми методами подталкивало к противодействию свою паству, видя в руководстве России губителя своей веры.

48 Там же. Л. 60, 69-69 об.

49 Милютин Д. А. Воспоминания. . . 1865-1867 гг. М., 2005. С. 108.

175