3.2. Расширение мусульманского анклава Российской империи и изменение законодательства по управлению мусульманами

Ситуация с организацией управления мусульманами в Российской империи в 60-70-е годы XIX в. оставалась сложной. Поэтому МВД разослало циркуляры в губернии со значительным процентом мусульманского населения с задачей прислать свои предложения по улучшению управления мусульманами. Прежде всего, это требование относилось к руководителям поволжских и уральских губерний. Все они составили «Дело по вопросу об изменении порядка управления делами магометан России в целях борьбы с исламизмом», датируемое первой половиной 70-х годов XIX в. Если обобщить отчеты генерал-губернаторов, то основное внимание они уделили следующим вопросам и проблемам: «1) не следует правительству вмешиваться в вопросы назначения и экзаменования мулл и заботиться об удовлетворительности их религиозных знаний. Следует указать лишь способ удостоверения в духовной компетенции мулл собственными его средствами; 2) следует указать различный порядок подсудности мулл за нарушение духовных и служебных обязанностей. Это нужно для избежания вмешательства гражданской власти в дела религии. У духовного собрания мало возможностей для действительного надзора за деятельностью приходского духовенства; 3) муллы могут осуждаться правительственными учреждениями за нарушение их обязанности по отношению к правительству (т.е. за преступления по должности); 4) законы должны определять степень власти магометанского духовенства в делах гражданских; 5) ведение метрических книг следует изъять из сферы деятельности магометанского духовенства; 6) главная идея преобразований Магометанского духовного управления — сохранение во всей полноте начал веротерпимости и отделение дел религии от дел управления; 7) целесообразно учесть замечания новороссийского и бессарабского генерал-губернатора об образовании вместо Таврического магометанского духовного правления особого отделения при губернском правлении. Также упразднить Оренбургское духовное собрание как особое учреждение Министерства внутренних дел»50.

Свои планы преобразований выдвигали как губернаторы, так и

50 РГИА. Ф.821. Оп. 8. Д. 611. Л. 228 об.-229 об.

176

мусульманское духовенство. Интерес представляют проекты двух наиболее заинтересованных сторон: Оренбургского генерал-губернатора генерал-лейтенанта Н. А. Крыжановского как управляющего территорией с самым большим процентом мусульман в стране и имеющего на своей территории в г. Уфе Магометанское духовное правление и верховного муфтия этого правления С. Г. Тевкелева. Первый из них предлагал: «1) в состав Оренбургского магометанского собрания назначить члена от правительства из русских чиновников, на обязанности которого возложить: участие во всех постановлениях собрания, относящихся как к духовным, так и к гражданским делам; наблюдение за канцелярией собрания, за правильным делопроизводством и за ведением отчетности; 2) назначаемые муллы должны сдавать экзамены на знание русского языка и вести метрические книги по-русски; 3) уменьшить количество мечетей и духовных лиц, приведя их в соответствие к законам по установленной норме.

По духовному управлению башкир: 1) муллой назначить лишь знающего русский язык, а через семь лет — окончившего русскую гимназию. Освободить учеников-башкир от поступления в духовные сословия и занятия другими иностранными языками. Число мулл определить по числу мечетей, а их по числу душ в них. Всех мулл не выбирать, а назначать; 2) назначить муллам содержание из казны, одновременно запретив поборы с населения, а также поставить их в зависимость от правительства. Для этого обложить башкир прямым налогом на содержание духовенства, определив его по количеству прихожан в мечети»51.

При этом главная задача такого закона состояла в необходимости избежать противодействия магометанского духовенства в отношении правительства. Проект муфтия Оренбургского духовного правления включал два основных положения: «1) учреждение новых должностей ахунов, на которые возлагается надзор за мечетями и школами; 2) преобразования духовного собрания: на число семей менее 20 — один молитвенный дом, более 20 — пятивременная мечеть. Более 100 семей — соборная мечеть. При каждой мечети дозволить иметь медресе. Избранные на духовные должности проходят испытания в духовном собрании. Оно должно состоять из муфтия, его помощника и трех заседателей, избираемых на три года не одной Казанской губернии, как ниже, а по одному из каж-

51 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 611. Л. 219 об., 221 об., 222.

177

дой губернии»52. Эти проекты рассматривались при составлении Устава духовных дел иностранных исповеданий, и ряд положений из них вошли в него.

Особое устройство предполагалось для российских мусульман Закавказья и кочевников, живущих в регионах по Сибирской линии. Последние проживали без принятия подданства и поэтому были подчинены общему гражданскому управлению и МВД. (Впоследствии, по мере присоединения к России территорий Казахстана и Средней Азии, такое управление распространялось и на них до момента создания Туркестанского генерал-губернаторства.)

В 1867 и 1886 гг. в Положении об управлении областями Туркестанского края ничего не говорилось об организации управления духовными делами мусульман Средней Азии. Первоначально вся религиозная жизнь в Средней Азии была сосредоточена в руках указных мулл (т.е. мулл, назначаемых администрацией), но постепенно власти перестали заниматься этими вопросами, как и требовало положение 1867 г Эксперт по нехристианским исповеданиям Департамента духовных дел иностранных исповеданий С. Г. Рыбаков отмечал: «Туркестанская администрация достигла того, что влияние мусульманского духовенства значительно ослабело не только среди оседлого населения (сартов, таджиков), но и среди кочевников в связи с тем, что представители духовной среды — муллы и ишаны — лишены были всяких привилегий и официального значения и низведены до общего уровня обывателей: масса кочевников под влиянием своих обычаев, взявших верх над постановлениями шариата, стали возврашаться к обычному образу жизни и безразличию в области религиозной. Такого рода отношением сильно парализуется укрепление ислама среди иноверцев Средней Азии»53.

В отношении российской части Закавказья вводилось особое управление с 1872 г. Оно было вызвано наличием в этом регионе большого числа мусульман-шиитов в основном в исламском анклаве региона — Северном Азербайджане. К концу XIX в. в Уставе духовных дел иностранных исповеданий было детально разработано управление закавказским мусульманским духовенством шиитского

52 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 611. Л. 224 об., 225. Как увидим, в результате в Устав духовных дел иностранных исповеданий 1896 г. вошли несколько другие, измененные положения.

53 Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917. С. 19.

178

учения. Из действия этих Положений были изъяты Черноморская губерния, Дагестанская, Батумская и Карсская области, а также Закатальский и Батумский округа, где основную массу населения составляли мусульмане-сунниты. Кроме того, эти регионы граничили с сопредельными исламскими государствами.

«Ст. 1445. Управление Закавказского Мусульманского духовенства шиитского учения подчиняется министру МВД на общем основании.

Ст. 1446. Заведование духовными делами мусульман шиитского учения в Закавказье принадлежит Духовному правлению, губернским меджлисам и муллам.

Ст. 1447. Высшее шиитское духовенство составляют шейх-уль-ислам, члены Духовного правления, члены меджлисов и казны.

Ст. 1452. Кадиям принадлежит надзор за приходским духовенством и разбор дел брачных между мусульманами их учения. И право примирительного разбора между мусульманами споров.

Ст. 1454. В Закавказское мусульманское духовенство шиитского учения могут вступать последователи оного всех состояний при соблюдении следующих условий: 1) быть русским подданным; 2) иметь свидетельство о выдержании испытаний соответствующих для каждого духовного звания познаниях; 3) иметь не менее 22 лет от роду для занятия приходских (мечетских) должностей и не менее 30 лет для занятия высших духовных званий.

Ст. 1455. В духовные звания не допускаются: 1) состоящие под следствием или судом; 2) исключенные из службы по суду или из состава духовенства за пороки; 3) объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие под опекой за расточительность.

Ст. 1461. Закавказский шейх-уль-ислам, по представлению Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, назначается Высочайшим повелением, испрашиваемым через МВД.

Ст. 1467. Полагается один мулла на 150-200 дымов населения.

Ст. 1488. Мусульманским Духовным лицам шиитского учения, без особого дозволения Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, обращаться к иностранным духовным или иным властям за поставлениями и разъяснениями.

Ст. 1511. Присутствие губернского меджлиса образуется из местного кадия, как председателя и двух членов.

Ст. 1516. Губернский меджлис состоит под высшим надзором губернатора, который имеет право требовать от него по всем делам сведений и объяснений.

179

Ст. 1647. По делам, возникшим между мусульманами разных учений, суннитского и шиитского, подлежащим решению суннитского духовного правления, должен быть приглашаем в оное председатель шиитского духовного правления с правом голоса»54.

Таким образом, российское правительство стремилось обособить мусульман различных толков с целью избежать столкновений между ними, предусмотрев для обеих крупнейших ветвей ислама собственное управление. Российская власть стремилась также сохранить контроль над высшим мусульманским духовенством, оставив за собой право назначать их духовных руководителей. Устав также строго регламентировал условия возведения мусульманских культовых зданий. Во внутреннюю жизнь мусульманских общин государственная власть не вмешивалась.

Уже в конце XIX в. в отношении кавказских магометан директор канцелярии Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе И.Мицкевич в марте 1897 г. в «Положениях, инструкциях, справках об управлении кавказскими областями и правовом положении магометан» предложил такую программу избрания на должности ахуна (ахунда) у шиитов и эфендия у суннитов: 1) знание Корана и комментариев к нему; 2) знание вероучения и магометанских законов (филечия), книг о пророках и халифах (у суннитов) и о 12 имамах (у шиитов); 3) современное владение языками: арабским, персидским, тюркским (читать и писать), и сознательно читать и писать по-русски; 4) знание правил раздела наследства по шариату и умение разрешать споры по шариатским правилам; 5) знание шариатских преданий; 6) знание арифметики55.

Одновременно российское руководство на Кавказе в 60-е годы XIX в. в лице помощников главнокомандующего на Кавказе генерал-адъютантов А П. Карцева и Д. И. Святополк-Мирского, начальников областей — Дагестанской — генерал-адъютанта князя Л. И. Меликова, генерал-адъютанта М. Т. Лорис-Меликова, начальника Кубанской области — генерал-адъютанта С. П. Сумарокова-Эльстана, начальника Кавказского горного управления генерал-майора Старосельского — предложило идею распространения в ре-

54 Свод законов Российской империи. T. XI. Ч. 1. Уставы духовных дел иностранных исповеданий. Кн. VI. Об управлении духовных дел магометан. СПб., 1896. С. 262-265, 268, 272, 279, 290. (То же самое предусматривалось и для дел, подлежащих решению Шиитского Духовного правления.)

55 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 599. Л. 213 об.

180

гионе христианства, особенно в районах, где оно уже было укоренено: Осетия, Закатальский округ и Сухумский отдел. «Мусульман на Кавказе около 850 тысяч, христиан в Осетии — 32 тысяч на 47 тысяч населения, в Закаталье — 3,5 тысяч христиан на 52 тысяч населения, в Сухуми — 46 тысяч на 66,5 тысяч населения. В 1867 г. из Сухумского округа выселилось в Турцию наиболее твердое, в мусульманской части, население. Из 500 тысяч горцев Западного Кавказа к 1865 г. остались не выселенными в Турцию 90 тысяч Выселяются из северного и южного Дагестана, а также из Кабарды и Чечни. После окончания войны горцы находятся в переходном положении, но замена старых устоев новыми происходит несколько поспешно. Доверия к России нет — есть только меньше, чем было прежде, недоверия. Недоверие поддерживается фанатичным и всегда враждебным нам мусульманским духовенством»56.

Главная идея — ограничиться паллиативными мерами, состоящими в поддержании христианства там, где оно существует, и противодействовать мусульманству лишь там, где оно проявляет стремление к насильственной пропаганде. Большую помощь в решении этих вопросов оказывало общество восстановления православного христианства на Кавказе: сооружало церкви, снабжало богослужебной атрибутикой, учреждало школы, готовило учителей, переводило священные книги на горские языки57.

Как видим, условия избрания на высшие мусульманские должности в Оренбургском и Таврическом магометанском духовном правлении, а также в Закавказье строились на одинаковых принципах, где главными условиями выступали лояльность и преданность первого лица российским властям и ограждение собственных мусульман от влияния со стороны зарубежных исламских государств и центров.

В середине 70-х годов XIX в., перед началом русско-турецкой войны, возросла активность турецкой пропаганды на российских мусульман. Для противодействия подобным явлениям по заданию МИД Российской империи российский посланник в Константинополе изложил свои личные наблюдения. Упор он сделал на решение двух проблем: совершенствование управления территориями с

56 Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказской армией по военно-народному управлению за 1863-1869 гг. СПб., 1870. С. 86, 87, 109, 115, 117.

57 Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказской армией по военно-народному управлению за 1863-1869 гг. СПб., 1870. С. 86.

181

мусульманским населением в России и улучшение благосостояния проживающего там населения, а также пропаганда через русско-татарские и русско-арабские газеты правдивой информации о жизни в Османской империи58.

Перед началом войны с Османской империей 1877-1878 гг. в МВД из Константинополя поступило секретное донесение, датируемое 5 июля 1876 г., об активных контактах местного мусульманского населения с российскими мусульманами с пропагандой среди них идей религиозного фанатизма. С этой целью делались попытки провезти оружие в Крым и на Кавказ, рассылались агенты из российских же мусульман-фанатиков и предпринимались безуспешные попытки склонить одного из проживающих в Константинополе сыновей покойного к тому времени Шамиля к возбуждению горского населения на Кавказе и с указанием способных на это людей. Сторонники «Юной Турции» строили планы к достижению независимости Кавказа и Крыма и возбуждали в мусульманах всего света религиозный фанатизм59.

Другой стороной подобной пропаганды и слухов были массовые случаи перехода крещеных татар в мусульманскую веру. По законам того времени для этого необходимо было подать прошение в МВД. Во второй половине XIX в. таких прошений набралось большое количество. Особенно много их было из Казанской, Самарской и Саратовской губернии. Так, в 1866 г. только в Казанской губернии из православия в мусульманство перешли около 4 тысяч человек60. Все эти действия заставляли правительство России искать выход из создавшегося положения и, прежде всего, выяснить причины такой ситуации. МВД и Синод разослали письма губернским властям, архиепископам и митрополитам поволжского региона с целью разобраться с происходящими событиями и выработать эффективные меры противодействия.

В качестве основных причин роста беспокойства российских мусульман в ответах с мест назывались следующие:

1. Нарушение правил строительства мусульманских мечетей. По существующему закону одна мечеть должна приходиться на 200 душ мужского пола. Необходимо было также решение общества, которое намеревалось составить новый приход, на их согласие, наличие необходимых средств на строительство и со-

58 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 754. Л. 23, 24.

59 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 1174. Л. 76.

60 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 22.

182

держание мечети и духовенства, а также согласие руководства соответствующих губерний и мусульманского духовного начальства61.

В Поволжье же (особенно в Казанской губернии) на 1866 год в списках населенных пунктов числилось 244 незаконно существующие мечети62. В татарской слободе города Казани построили 12 мечетей (практически через улицу)63. Это было связано с тем, что мечети строились при наличии десяти, пятнадцати, двадцати лиц мужского пола и самовольно. Поэтому на одно селение приходилось несколько мечетей. Это относилось только к соборным мечетям с минаретами. Количество же простых пятивременных (без минаретов, фактически молитвенных домов) было намного больше, к тому же они оставались незаметными. В то время как православных церквей в Казанской губернии насчитывалось одна на несколько сел, что в среднем составляло одна церковь на 1,5 тысячи душ мужского пола, а в ряде мест и на 1800 душ. На начало 1868 г. в Крыму существовало 1375 мечетей, из них 500 — не имели прихожан. В среднем на одну мечеть в Крыму приходилось до 120 душ обоего пола, тогда как по закону полагалось 200 душ и только мужского пола64. В 1891 г. в Крыму осталось 755 мечетей, из них 368 соборных и 387 простых. Только при 28 соборных и 83 простых мечетях находился предусмотренный законом притч, 397 мечетей обходились одним или двумя служителями, а 247 — не имели ни одного муллы65.

В середине 60-х годов XIX в. в Казанской губернии православное население насчитывало 1180538 душ, из них мужчин — 585170 человек. Мусульманское население составляло в те же годы 447476 душ, из них мужчин — 220196 человек. Церквей в губернии числилось 485, а мечетей — 71066. Большое количество мечетей давало возможность муллам открывать больше медресе. В

61 Свод законов Российской империи. Т XII. 4.4. Книга II. Свод Уставов строительных. Глава II. О постройке церквей иноверческих и мечетей. Ст. 683, 685. СПб., 1836. Фактически дублирует его: Свод законов Российской империи. T. XII. Ч. 1. Устав строительный. Глава V. О постройке магометанских мечетей. Ст. 155. СПб., 1900.

62 РГИА. Ф 821. Оп. 8. Д. 743. Л 19.

63 Там же. Л. 27.

64 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 408. Л. 82 об, 85 Свод законов Российской империи. T. XII. Ч. 1. Устав строительный. 1900. Ст. 155. СПб., 1900. С. 36.

65 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д.408. Л. 63 об.

66 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 743. Л. 19 об-21.

183

итоге грамотность татарского, мусульманского населения была выше, чем православного. Для татарских школ при типографии Казанского университета печатались, часто даже на казенные средства, учебные книги и Коран на арабском языке. Для русского населения издания христианских богослужебных текстов за счет государства не предусматривалось67. В результате мусульманское духовенство имело больше возможностей не только для оборонительной, но и для наступательной пропаганды, и русское население региона тянулось к мусульманам как более грамотным по многим вопросам.

2. Активная пропаганда со стороны мулл68. Они обходили деревни и уверяли, что крещеным татарам разрешен переход в магометанство и в верхних эшелонах власти готовится указ о свободе вероисповедания69.

3. Принятие татарами крещения по принуждению, либо для пользования льготами, которые давало правительство. Кроме того, нередко крещеные татары жили в одних селениях с татарами-мусульманами. Часто в таких селах отсутствовали церкви, но были мечети. Крещеные татары нередко не знали русского языка, а немногочисленное православное духовенство в регионе не знало татарского языка, относилось к вновь крещеным татарам сугубо официально, а нередко и пренебрежительно. За выполнение православных треб священники требовали значительное материальное вознаграждение, а крещеные татары выполняли их больше из страха наказания. Детей крещеных татар за отсутствием православных школ обучало мусульманское духовенство, естественно, в духе исламского учения70.

4. Крещеные татары не знали догматов христианского учения, русского языка, многие не имели православных приходов ближе, чем за 40-50 верст. Поэтому церкви они не посещали, а нередко, будучи крещеными, шли в мечеть, которая располагалась ближе церкви, где догматы ислама разъяснялись муллами71.

5. Русские, православные простолюдины пренебрежительно смотрели на крещеных татар, называли их «крещеник» или «крещенка», а иногда и «крещенска лопатка». Наоборот, мусульмане

67 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 21 об.

68 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 45.

69 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 71 об.

70 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 70-71 об.

71 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 81, 89, 91.

184

обращались с крещеными татарами на равных. Это обстоятельство подталкивало их к исламской вере72.

6. Быт крещенного татарского населения был более сходен с мусульманским укладом жизни.

Все эти обстоятельства указывают на формальное отношение местных властей и православного духовенства к вопросам крещения иноверцев. Основное внимание уделялось лишь количественным показателям, а мусульманские проблемы воспринимались упрощенно. После достижения в своих уездах определенного числа перекрещенных интерес к ним снижался. Мусульманское же духовенство продолжало активно вести работу с крещенными в православие татарами, а нередко и усиливало ее. Не случайно МВД на рубеже XIX-XX вв. приняло жесткие меры к крещенным татарам за переход назад в мусульманство. Департамент общих дел МВД рассмотрел по данному вопросу документ «О сепаратных стремлениях среди проживающих в России инородцев». Меры заключали в себе четыре положения: 1) изъятие земельного надела в пользу православных татар; 2) переселение в мусульманские деревни; 3) обособление участников татар-христиан и мусульман; 4) при переходе семьи в магометанство каждого члена спрашивали, хочет ли он этого добровольно, а несовершеннолетних членов семьи оставляли в христианстве73. Этим незамедлительно воспользовались мусульманские пропагандисты, направляемые из Османской империи.

В таких условиях возрастала опасность роста популярности идей панисламизма, которой чрезвычайно опасались в Российской империи ввиду непростых, а нередко и враждебных отношений с мусульманскими государствами и, прежде всего, с Османской империей. МВД, с привлечением высшего мусульманского духовенства (оно было лояльно властям, так как получило массу привилегий, широкую власть над единоверцами и высокое денежное содержание) и властей регионов, населенных по преимуществу мусульманами, выработало целый ряд мер по усилению контроля над населением, исповедующим ислам и, прежде всего, над низшим мусульманским духовенством.

Обобщенно эти меры изложены в отчете генерал-губернатора Оренбургского края, генерал-лейтенанта Н. А. Крыжановского

72 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д.743. Л.96.

73 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 86. Л. 355.

185

«Отчет по управлению Оренбургским краем с февраля 1865 г. по март 1866 г.», один из разделов которого он так и назвал «Меры по ограничению исламизма»: 1) Убеждение и просвещение. 2) Веротерпимость, но без разрешения мусульманской пропаганды. 3) Свести число мечетей в крае до числа народа и установленных законом норм. В Оренбурге нет хорошего собора, а есть изящно построенная мечеть, которая стоит посреди двора губернского присутствия. 4) Убрать из-под ведомства мусульманского духовенства татарские школы, коих 600 с 20 тыс. учеников, а также ввести в них обучение русскому языку. 5) Муллы должны знать русский язык и русскую грамоту. 6) Ограничить общение мусульман вновь приобретенного Туркестанского края от татар и башкир. 7) Отклонить магометанское духовенство от противодействия правительству. 8) Усилить православие в крае: увеличить число священников, православных церквей, улучшить быт духовенства. 9) В Оренбургское магометанское собрание назначить члена от Правительства. 10) Избираемые в муллы должны подвергаться испытанию в русском языке, метрические книги вести на русском. 11) Ограничивать под благовидными предлогами паломничество в Мекку»74. Главной причиной распространения исламизма Н. А. Крыжановский видит в отсутствии контроля за мусульманами со стороны власти. В результате исламское духовенство взяло в свои руки народное образование и пропагандирует мулл как высших представителей религии и борцов за чистоту веры75.

Последней причиной, вызвавшей массовые волнения российских и, прежде всего, поволжских мусульман, стало введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. После ее введения мусульманскому населению не были даны никакие разъяснения. В итоге поползли слухи, что после прохождения воинской повинности татары и башкиры окажутся на положении крестьян, у них отберут в казну землю, которой они владеют на правах вотчинников76.

Известие об отбывании воинской повинности еще больше вызвало брожение умов мусульман, прежде всего в Поволжье и Башкирии, так как до этого они платили денежный взнос вместо прохождения рекрутчины и считали, что такой порядок сохранится и после введения всеобщей воинской повинности. Как следствие — отказ под любым предлогом выдавать метрические книги чтобы

74 РГИА. Ф.821. Оп. 8. Д. 594. Л.29 об-34.

75 РГИА. Ф.821. Оп. 8. Д. 594. Л. 36 об.

76 РГИА. Ф 821. Оп. 8. Д. 754. Л 40 об.

186

невозможно было определить возраст юношей-мусульман. Обычный ответ мулл: «метрические книги отобрали прихожане, заперли в мечети, а ключи держат у себя. Сами их не отдают, а насильственное изъятие может привести к столкновениям»77. В Туркестанском крае мусульмане скрывали истинное число народонаселения с целью уйти от податей и рекрутской повинности78. В связи с введением всеобщей воинской повинности распространился слух и о насильственном переводе из мусульман в христиан. Основные опасения такого рода можно проиллюстрировать в прошении-жалобе мусульманских крестьян Самарской губернии Бугульминского уезда Мензлибашевской волости от 4 декабря 1878 г.:

«1. По распоряжению местного священника Скворцова 24 мусульманские семьи приписаны к церкви.

2. В мусульманских селениях устанавливают колокола, чтобы на случай пожара бить в них, а это противоречит шариату — в мусульманских селениях не должно быть колоколов и крестов.

3. Собранные средства с неграмотных отдают в волостные правления, где они могут быть присоединены к таким договорам, которые противоречат шариату и в итоге объявить, что они хотят перейти в христианство, раз дают на это деньги.

4. Введение русского языка в процесс преподавания в медресе, а это путь к перекрещиванию и забвению мусульманской веры»79.

Только вмешательство высшего мусульманского духовенства во главе с муфтием и их разъяснения разрядили ситуацию80.

Одновременно азиатский департамент МИД составил особую форму военной присяги для мусульман с учетом требований Корана и мусульманского права, так как содержание мусульманских законов дает возможность произвольно истолковывать смысл всех постановлений, особенно если они налагают на них обязательства по отношению к христианам. Слово «должен» стало предшествовать клятве, как и положено по мусульманским законам, а словосочетание «законный Государь» заменено на «истинный» (у мусульман законным является только то, что исходит по праву халифат-ства)81. Все эти особенности были учтены специалистами по исламу и перекрыли возможность использовать расхождения в граждан-

77 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 754. Л.47 об.

78 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 594. Л. 28 об.

79 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 754. Л. 86-87.

80 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 754. Л. 56 об-57.

81 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1152. Л. 20 об, 30.

187

ском и мусульманском праве для уклонения от воинской службы.

В конце 70-х годов XIX в. представители татарской знати выдвинули свои требования к властям Российской империи. Они обобщили предложения мусульманского населения, прежде всего крестьянских общин Поволжья и Башкирии, и направили их в МВД. Многие из них оформились под влиянием пропагандистов, прибывших из Османской империи. Основными требованиями мусульман были следующие:

1. Раздел наследственного имущества мусульман должен осуществлять имам по законам шариата без участия светских властей.

2. Освободить медресе и все мусульманские школы из ведения Министерства народного просвещения и не считать русский язык обязательным для них.

3. Предоставить освобождение от воинской повинности учащимся мусульманских школ.

4. Предоставить право мусульманам-русскоподданным самим выбирать себе муфтия.

5. Выборы заседателей магометанского духовного собрания проводить одинаково по всем губерниям.

6. Прибавить жалованье заседателям магометанского духовного собрания; сделать пятницу выходным для мусульман82.

Все эти требования остались без удовлетворения и ответа. Главная причина отказа состояла в том, что, по мнению правительства, любая уступка породит в мусульманах желание не подчиняться властям, так как они почувствуют их слабость. Впоследствии мусульманские наказы повторяли в той или иной степени вышеизложенные предложения, которые превратились в плохо управляемый поток после издания указа о веротерпимости 17 апреля 1905 г.

Таким образом, период 60-70-х гг. XIX в. во многом определил последующие действия российских властей в отношении мусульман. Главная задача состояла в сохранении спокойствия в регионах с компактным проживанием последователей ислама. Достичь

82 РГИА. Ф.821. Оп. 8. Д. 754. Л. 123 об-124 об. Российские власти испытывали трудности и в получении трупов магометан (прежде всего — арестантов) для проведения антропологических исследований. На запрос Министерства просвещения в Департамент духовных дел иностранных исповеданий весной 1870 г. последовал ответ тайного советника Казым-бека: «мусульманской религией запрещено вскрывать трупы мусульман, кроме случаев, когда умирает беременная с целью спасения ребенка». МВД подтвердил это заключение и предложил использовать для антропологических целей трупы крещеных татар. (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1186. Л. 3-4).

188

такого положения стремились путем воздействия через зависимое от российского правительства руководство Оренбургского и Таврического магометанских духовных правлений и вовлечение мусульман в систему выстраивания, путем реформ, основ гражданского общества управлений закавказского мусульманского духовенства суннитского и шиитского учений в России, а также ограждение от пропаганды единоверцев из-за рубежа. При этом власти не вмешивались во внутриконфессиональную жизнь российских мусульман. Однако центральная и местная власть строго пресекала любые попытки распространения мусульманского влияния на православное население и, наоборот, поощряла переход из ислама в православие, создавая для такой категории населения всевозможные экономические льготы.