1.2. Документальная база исследования
Источники исследования можно разделить на четыре основных типа: материалы официального делопроизводства, публицистика (газетные и журнальные статьи тех лет), статистические материалы и источники личного характера: дневники и воспоминания.
Рассмотрим более подробно каждую категорию источников.
I. Законодательные материалы и материалы делопроизводства. Это наиболее объемный и важный по значимости источник.
Основная масса законов по католикам касается вопросов регламентации деятельности ордена иезуитов на территории Российской империи, римско-католических монастырей и приходов, порядка сношений с римским двором, создания собственных структур для контроля над католической церковью в Российской империи (прежде всего, в вопросах соблюдения интересов православной паствы в западных районах страны)94. Есть издания, касающиеся организации управления римско-католической церковью в Российской империи95.
94 Полное собрание законов Российской империи. (Далее — ПСЗ.) О подчинении всех церквей и монастырей римско-католической веры архиепископству сего исповедания, учрежденному в Могилеве (T. XXI [1781-1883 гг.] Ст. 15326); О запрещении проповеди иезуитов в Санкт-Петербурге и Москве и высылке их из обеих столиц. (Т. ХХХIII. [1815 г.] Ст. 26032); О высылке иезуитов за пределы России и впредь не впускать ни под каким видом и наименованием. (T. XXXVII. [1820 г.] Ст. 28198); О наказании настоятелей монастырей и монахов за обращение православных в римско-католическую веру. (T. V. [1830 г.] Ст. 3908); О приводе к присяге на верность службе духовных лиц римско-католического исповедания при определении в настоятели монастырей (T. VII. [1832 г.] Ст. 5319); Воспрещение иноверному духовенству приобретать в крепостное владение людей греко-римского исповедания. (T. XX. [1845 г.]. Ст. 9770а); Порядок цензуры рукописных проповедей, произносимых в римско-католических церквах. (T. XXVII. [1853 г.] Ст. 27017); Назначение особого духовного лица и подчинение ему всех латинских капелланов, состоящих при войсках, расположенных в Царстве Польском. (T. XXVII. [1853 г.] Ст. 27326); Порядок сношения с Римским папой по духовным делам римско-католического исповедания. (T. XLII. [1867 г.] Ст. 44547); О сношениях римско-католических епархиальных властей со Святейшим Престолом через посредство МВД. (T. X. [1890 г.] Ст. 53390а) и др.
95Акты и грамоты об устройстве и управлении римско-католической церкви
53
Законодательные акты по мусульманскому исповеданию затрагивают вопросы определения государственной политики в отношении населения, исповедующего ислам, организации деятельности мусульманского духовенства на территории Российской империи, взаимоотношения православного и магометанского населения96.
Самый большой пласт законов относится к иудейскому исповеданию и определению его места в структуре российского общества, особенно после трех разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в., когда в состав Российской империи вошли огромные анклавы с населением, исповедующим иудаизм. Большинство таких законов носило ограничительный характер: начиная от проблемы пропуска в страну иудеев в XVII-XVIII вв. до ограничений на передвижение по стране и занятия теми или иными профессиями97.
в империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849- Белоголов И. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России. Пг., 1915. Т. 1 и др.
96ПСЗ. Казнь за обращение православных в магометанскую веру. (T. I. [1649-1675 гг.] Ст. 109); О допущении татар магометанского закона, жительствующих особыми деревнями в разных губерниях, строить мечети и о переселении их из тех деревень, где большая часть поселян приняла православную веру. (T. XIV. [1754—1757 гг.] Ст. 10597); Положение о Таврическом магометанском духовенстве и правах оного. (T. VI. [1831 г.] Ст. 5033); Предоставление рассмотрению гражданского начальства поступков магометанского духовенства, не подлежащих рассмотрению Магометанского духовного начальства. (T. X. [1835 г.] Ст. 8669) ; Штаты Оренбургского духовного собрания и Таврического духовного правления. (T. XI. [1836 г.] Ст. 8780); О правах живущих в России магометан на дворянское достоинство. (T. XV. [1840 г.] Ст. 13304); Форма клятвенного обещания для магометан, поступающих в военную службу. (T. XXXVII. [1862 г.] Ст. 38514а); О порядке замещения должностей Оренбургского муфтия и членов Оренбургского Магометанского духовного собрания. (T. X. [1890 г.] Ст. 6512) и др.
97ПСЗ. Во всех присоединенных от Польши местах приписать Евреев к кагалам и положить в поголовный сбор. (T. XIX. [1770-1774 гг.] Ст. 13865, п. 1); Определение прав Евреев в России, касательно их подсудности, торговли и промышленности. (T. XXII. [1784-1788 гг.] Ст. 16391); С Евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, взыскивать подати в двойном размере, по сравнению с христианами. (T. XXII. [1789-1796 гг.] Ст. 17224); Положение об устройстве Евреев. (T. XXVIII. [1804-1805 гг.] Ст. 21547); Устав рекрутской повинности и военной службы Евреев с наставлениями для гражданских начальников. (Т.Н. [1827 г.] Ст. 1330); Положение о Евреях. (T.X. [1835 г.] Ст. 8054); Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением еврейских кагалов. (T. XIX. [1844 г.] Ст. 18546) и др. В законодательных актах полного собрания законов Российской империи слово «еврей» записывалось с большой буквы и было тож-
54
Специальными книгами вышли издания, где собраны ограничительные законы, касающиеся исповедующих иудаизм98. Отдельный пласт составили законы по евреям-караимам. Главная их направленность на подчеркивание различия евреев-караимов от евреев-раввинистов99.
Основная масса законодательных документов Российской империи по регламентации правового положения католического, мусульманского и иудейского населения включена в Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи и входящие в них Уставы духовных дел иностранных исповеданий 1857 и 1896 гг.100
В целом такой вид источников, как законодательные акты, чрезвычайно важен, так как определяет правовую систему отношений государственных структур с религиозными конфессиями внутри страны. Однако следует всегда помнить, что, особенно на местном уровне, не все законы выполнялись в должной мере, о чем может свидетельствовать большое количество жалоб с мест, направляемых в различные департаменты МВД, за-
дественно понятию «иудей», а не обозначало принадлежности к национальности.
98Вашкевич В. В. Сборник узаконений, касающихся евреев. Составлен по распоряжению Высочайше учрежденной Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в Империи законов. СПб., 1886; Гессен И. В., Фридштейн В. 3. Сборник законов о евреях с разъяснениями по определениям Правительствующего Сената и циркулярам. СПб., 1904; Документы и материалы по истории противу-еврейских беспорядков 1881-1883 гг. Вып. 1. СПб., 1884; Левин Э. Б. Сборник ограничительных законов и постановлений о евреях по 1 июля 1902 г. СПб., 1902; Свод узаконений о евреях с изменениями, последовавшими по 15 октября 1884 года, и разъяснениями из решений Правительствующего Сената и министерских циркуляров, составил Б. Левин. СПб., 1885 и др.
99ПСЗ. Увольнение Таврических Евреев, именуемых караимами, от положенных на всех вообще Евреев двойных податей. (T. XXIII. [1789—1796 гг.] Ст. 17340); О привилегиях Евреям-караимам жить и заниматься в г. Троки. (T. IV. [1829 г.] Ст. 3136); Положение о Таврическом Караимском духовенстве. (T. XII. [1837 г.] Ст. 9991); О кандидатах на должность гахама Караимского духовенства в Таврической губернии и в г. Одессе. (Т XIV. [1839 г.] Ст. 12206); Дозволение караимам в Таврической и других губерниях принимать на услужение христиан. (T. XIV. [1839 г.] Ст. 12963); О новой форме присяги для караимов. (T. XVII. [1842 г.] Ст. 15199) и др. Автор не ставил целью в данной работе исследовать положение евреев-караимов в Российской империи.
100Полное собрание законов Российской империи — I. СПб., 1830. Т. 1-45; Полное собрание законов Российской империи — II. СПб., 1830-1884. Т. 1-55; Полное собрание законов Российской империи — III. СПб., 1885-1917. Т. 1-25. Свод законов Российской империи. T. XI. Ч. 1. СПб., 1896.
55
нимающиеся в той или иной мере межконфессиональной политикой.
Вторую подгруппу первого вида источников составляют материалы делопроизводства.
Основная их масса находится в Российском государственном историческом архиве. При написании работы использовались следующие фонды: 821 — департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД, 822 — римско-католическая духовная консистория МВД, 826 — канцелярия митрополита римско-католических церквей в России, 1170 —комитет по делам Царства Польского при Госсовете, 1268 — кавказский комитет, 1270 — комитет по делам Царства Польского, 1284 —департамент общих дел МВД, 1282 —канцелярия министра внутренних дел, 1022 — личный фонд А.В.Петрова, столоначальника департамента духовных дел иностранных исповеданий (других многих фондов чиновников департамента духовных дел иностранных исповеданий в фондах не обнаружено.— Прим. автора).
Наибольший материал почерпнут из фонда 821, который затрагивает все три рассматриваемых нами исповедания101.
101 Российский государственный исторический архив. (Далее — РГИА). Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. On. 1. (1810-1901 гг.)—католическое исповедание в России; Оп. 2 (1855-1911 гг.)—католическое исповедание в Царстве Польском; Оп. 3. (1828-1917 гг.) — католическое исповедание в России и Царстве Польском; Оп. 6. (1799-1879 гг.) —протестантское и католическое исповедание (о колонистах этих исповеданий); Оп. 8. (1833-1914 гг.) — иудейское и магометанское исповедание; Оп. 9. (1857-1914 гг.) —раввинские комиссии. Комитет о евреях; Оп. 10. (1825-1917 гг.) — общий отдел. Об органах управления иностранными исповеданиями; Оп. 11. (1828—1917 гг.) — всеподданнейшие доклады министра внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных исповеданий; Оп. 125. (1800-1910 гг.) — римско-католический отдел департамента духовных дел иностранных исповеданий; Оп. 133. (1841-1917 гг.) — иудейский и магометанский отдел департамента духовных дел иностранных исповеданий; Оп. 145 (1890-1913 гг.) — атласы народонаселения Западного края по исповеданиям; Оп. 150. (1828-1917 гг.) — католическое, иудейское и магометанское исповедание департамента духовных дел иностранных исповеданий.
Этот фонд составляет департамент духовных дел иностранных исповеданий, который неоднократно менял наименование и подчиненность. 18.07.1803-25.07.1810 — экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства Департамента МВД; 25.07.1810-24.10.1817. 06.08.1880-16.03.1881 — самостоятельное центральное ведомство — Главное управление духовных дел разных исповеданий (с 06.08.1880 г. — иностранных); 24.10.1817-15.05.1824—Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства духовных дел и народного просвещения; 15.05.1824-02.02.1832 — Отделе-
56
В делах этого фонда собраны документы по управлению римско-католической церковью в России, мусульманам (или как тогда их называли — магометанам) и иудаистам: евреям-раввинистам и караимам на территории Российской империи. Они посвящены взаимоотношениям римско-католической церкви в России и Царстве Польском с государственными органами. Прежде всего, это отчеты губернаторов западных регионов России о состоянии дел в католических общинах на вверенных им территориях. Большое место снимают и ежегодные отчеты о состоянии Могилевской архиепархии, а также материалы и всеподданнейшие отчеты по департаменту для министра внутренних дел, переходу из православия и других конфессий в католицизм и наоборот. Следующая опись затрагивает тe же вопросы, но уже в рамках Царства Польского. Спецификой дел этой описи является явное преобладание материалов по утверждению православия в польских землях, русского языка и истории России в католических духовных семинариях. Фонд содержит дела о репрессивных мерах в отношении католического духовенства
ние духовных дел министерства народного просвещения, 02.02.1832-06.08.1880, 16.03.1881-05.08.1917 — Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД; 05.08.-26.11.1917 —Министерство исповеданий.
С 25.07.1810 г. ведомство разделено на три отделения. 1 — заведовало делами римско-католического, греко-униатского и армяно-католического исповеданий. 2 — вело дела армяно-григорианского и протестантского исповеданий, заведовало духовными делами магометан, иудеев и ламаитов. 3 — вело ссудные и счетные дела. С 24.10.1817 г. департамент разделили на четыре отделения. Интересующими нас исповеданиями ведало 2-е отделение — католиками-российскоподданными и 4-е — магометанами и иудеями. С 20.12.1834 г. департамент разделили опять на три отделения. 1-е отделение ведало делами римско-католической духовной коллегии, а 4-е иудеями и магометанами. Такое деление в департаменте сохранялось вплоть до 1917 г.
По интересующим нас исповеданиям департамент ведал всеми отношениями католиков, подданных Российской империи, с Римской курией, назначал и увольнял членов Римско-католической духовной коллегии и других духовных чинов (эти изменения утверждал император), назначал в кафедральные капитулы прелатов и каноников, утверждал начальников монашествующих орденов, управляющего главной семинарией, рассматривал жалобы на епархиальных архиереев, открывал новые епархии и приходы католического исповедания. Также департамент утверждал членов консисторий магометанского исповедания, наблюдал за комиссией о вакуфах в Симферополе, награждал духовных лиц знаками отличия, возводил в духовное достоинство, решал дела, связанные с иудейским исповеданием, осуществлял надзор за общинами караимов. В компетенцию департамента входило устройство духовных учебных заведений иноверных конфессий, создание первичных духовных территориальных образований, постройка и ремонт церквей, монастырей, мечетей, больниц и богаделен, составление ведомостей о доходах и расходах церковного имущества.
57
Российской империи за участие в восстания 1863-1864 гг., а также личные дела высшего католического духовенства Основная масса дел описи — о репрессивных мерах властей Российской империи по отношению к католическому духовенству в основном за оскорбление царской семьи и враждебное отношение к православию. Из всей описи имеется лишь одно «положительное» дело102.
Дела римско-католического исповедания посвящены колонистам протестантского и католического исповеданий. 22 мая 1879 г. по Высочайшему повелению дела о колонистах передали из Министерства государственных имуществ в Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Основная цель — следить за сборами крестьян-собственников (колонистов) на содержание римско-католического и евангелистско-лютеранского духовенства в основном в колониях немцев, чехов, шведов, поляков в Саратовской, Самарской, Таврической, Херсонской и Екатеринославской губерниях, а также в Бессарабской области.
В 821 фонде собраны дела иудейского и магометанского исповеданий, за период с 1833 по 1914 гг. Большинство дел, касающихся иудейского исповедания, рассматривает вопросы, которые относятся к отчетам губернаторов «черты еврейской оседлости» о соблюдении ограничительных законов, различным сторонам хозяйственной жизни евреев, взаимоотношениям иудаизма и православия.
Этот фонд касается вопросов «магометанского» исповедания. Основные затрагиваемые проблемы: борьба с панисламизмом и пантюркизмом, управление духовными делами магометан различных регионов России, рассмотрение жалоб мусульман, вопросы перекрещивания, внедрение русского языка в исламское богослужение, количество мусульманского населения и мечетей по различным губерниям (ежегодные отчеты), ограничения на контакты с единоверцами за границей.
Комиссию и комитет о евреях, иногда называемый раввинской комиссией, учредили 18 мая 1848 г. в составе председателя и шести членов. В ее компетенцию входило: по поручению МВД рассматривать вопросы к правилам и обрядам иудейского вероучения и деятельности раввинов, а также о браках иудеев. Комиссия по устройству быта иудеев была образована при департаменте исполнительной полиции МВД 5 декабря 1870 г. для исследования различных
102РГИА. Ф. 821. Оп. 3. Д. 296. — о награждении орденом и назначении пожизненного пособия ксендзу Н. Лимановичу за преданность правительству.
58
вопросов правового, экономического и бытового положения иудеев. 19 октября 1881 г. комиссия была упразднена в связи с учреждением комитета о евреях. К комитету переходили все дела комиссии, а также разработка мер к прекращению погромов и пересмотр законов, касающихся иудеев. 4 февраля 1883 г. все его дела передали Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов. Материалы сохранились до 1888 г. Сведений об окончании работы не обнаружено.
В документах общего отдела Департамента духовных дел иностранных исповеданий важное место занимают вопросы об органах управления иностранными исповеданиями. Основная их масса рассматривает отношения с католическим населением Российской империи, где особое место уделено этим вопросам в Царстве Польском и организации отношений католиков — подданных России и Римской курией. Документы начала XX в. изобилуют материалами о разработке правил, касающихся отношений между конфессиями в преддверии введения закона о веротерпимости. Фонд включает всеподданнейшие доклады министра внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий начиная с 1828 по 1917 г.
Секретный отдел Департамента духовных дел иностранных исповеданий затрагивает, прежде всего, отношения с Римом по различным вопросам взаимодействия с российскими властями. В 821 фонде также представлены отчеты и докладные записки чиновников Департамента духовных дел иностранных исповеданий по организации управления духовными делами католиков, мусульман и иудеев в Российской империи с 1828 по 1917 г., а также атласы по иностранным исповеданиям, прежде всего, населения, исповедующего католицизм и иудаизм.
Таким образом, 821 фонд дает основную массу делопроизводственных материалов как одного из видов источников для работы. В целом этот фонд составляет и костяк всей источниковой базы.
Тесную связь с 821 фондом имеет личный фонд (фонд 1022) Александра Васильевича Петрова, который с 1893 г. находился на службе в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД в качестве помощника руководителя раввинской комиссии в чине титулярного советника103. Основные документы фонда со-
103 В 1897 г. А.В.Петров — помощник столоначальника, а с августа 1898 г.—
59
ставляют делопроизводственные материалы о пересмотре законов об иноверцах и разработке стройной законодательной системы по вопросам религии и веротерпимости в России.
Для написания работы привлекался также 822 фонд римско-католической духовной коллегии МВД. Фонд включает в себя дела по организации и реорганизации католической коллегии и консисторий этого исповедания на территории Российской империи, журналы и протоколы заседаний коллегии, отчеты о визитах чиновников в костелы и римско-католические монастыри. Католикам посвящен и 826 фонд канцелярии митрополита римско-католических церквей в России при МВД. Для нас интерес представляют первая и третья описи данного фонда, которые показывают состояние приходов римского исповедания и ограничительные меры правительства против пропаганды католицизма.
Два фонда посвящены специально управлению Царством Польским после подавления восстаний соответственно 1830 и 1863 гг. (комитет по делам Царства Польского и фонд 1170 — комитет по делам Царства Польского при Государственном Совете). Дела содержат материалы по ужесточению политики в отношении католического духовенства и требований к функционированию католических монастырей на территории Царства Польского. 1282 фонд объединяет в себе дела, которые показывают политику правительства в польских землях, прежде всего в отношении католицизма, после обоих восстаний. Основная масса документов направлена на ограничение деятельности католических монастырей и духовенства. Особое внимание МВД обращалось на максимальное снижение их контактов с римским двором и распространение своего влияния на новые регионы и слои населения. Чаще всего в делах рассматриваются всевозможные ходатайства лиц католического и, намного реже, магометанского исповедания по вопросам приобретения земельной собственности.
Управлению мусульманами на Северном Кавказе и вероисповедальным вопросам посвящен фонд 1268 Кавказского комитета с 1859 по 1882 г. Основную массу документов составляют журналы заседаний Кавказского комитета с 1860 по 1882 г., где рассматри-
столоначальник в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий и заведующий архивом (до 28 мая 1905 г.). С 1904 г. — старший столоначальник Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Принимал участие в разработке указа о налогах, веротерпимости, которые были обнародованы в апреле 1905 г. именным высочайшим указом.
60
вались различные вопросы, которые касались действий российских властей на Кавказе.
В качестве делопроизводственных материалов использовался также фонд 1282 канцелярии министра внутренних дел. Основная масса дел, охватывающая период с 1893 по 1917 г., посвящена всевозможным ходатайствам лиц иудейского исповедания о возможности проживания вне «черты оседлости», а также об аренде и приобретении земли.
Таким образом, официально-документальные материалы составляют основу источниковой базы исследования и дают возможность в полной мере раскрыть научную проблему работы.
II. Публицистические материалы.
Публицистика призвана выражать мнения авторов по общественно значимым проблемам. В нашем случае основное место занимают газеты и журналы. Изучение этого вида источников имеет свои особенности. Нас интересуют материалы по одной теме, опубликованные в газетах и журналах. Для этого необходимо, во-первых, изучить то или иное периодическое издание за время его выхода при каком-либо одном редакторе. На протяжении всего периода существования дореволюционной периодики велика была роль издателя и редактора, которых часто совмещали в одном лице. Поэтому знакомство с тем или иным периодическим изданием следует начинать с личности издателя, понимания целей, которые он преследовал. Особое внимание надо уделить причинам смены издателя. Нередко с приходом нового издателя кардинально менялось направление периодического издания. Во-вторых, при обращении к отдельным материалам учитывалась цель их создания. В-третьих, необходимо проанализировать взаимоотношения издания с цензурой (после реформы 1865 г. часть изданий была свободна от предварительной цензуры).
Если разбирать издания периодической печати, издаваемые католиками, мусульманами и иудеями в России, то следует указать на следующие моменты. Католическая печать существовала только в Царстве Польском и издавалась небольшими тиражами на латинском и польском языках. Поэтому для основной части населения в России она была недоступна и эффект ее воздействия ограничивался вышеозначенным регионом и только определенными слоями населения.
Мусульманской печати до 1905 г. практически не существовало. Только после указа о веротерпимости и «мусульманского пробуж-
61
дения» появились соответствующие издания в Среднем Поволжье, Башкирии, Крыму. Создавали и финансово поддерживали их представители предпринимательских кругов местных национальностей, из числа мусульман. В целом они имели общественно-политическую направленность, причем не последнее место занимало усиление влияния ислама на все стороны жизни мусульманских регионов.
Особняком стояли издания, которые выпускали сторонники иудаизма. Еврейская печать в Российской империи появилась на рубеже XVIII-XIX вв. сначала в районах «черты оседлости», а затем и в столичных городах. Основная масса таких изданий приходилась на вторую половину XIX — начало XX в.104 На этом фоне выделялись два издания, которые являлись основными для еврейской печати: учено-литературный и политический журнал «Восход» и еженедельное издание «Рассвет». В этих и других изданиях еврейской печати публиковались материалы, которые касались различных сторон жизни русских иудеев.
К началу XX в. львиная доля публикаций относилась к вопросам упразднения «черты оседлости» и уравнения в правах иудеев с другими слоями населения. К изданиям еврейской печати, так же как и к остальным, применялась цензура. Основательно вопрос истории правительственной цензуры еврейских книжных и периодических изданий, а также история политики самодержавия в отношении еврейской печати изучена в монографии Д. А. Эльяшевича105. История цензуры еврейских изданий им рассматривается с момента ее учреждения в Риге в 1797 г. по конец февраля 1917 г. В центре внимания автора находятся не только проблемы организации этого вида цензуры, ее персональный состав и повседневная деятельность, но и закономерности развития взглядов российской власти на еврейскую культуру в целом. Моно-
104 Будущность: еженедельное издание (издатель С. О. Грузенберг). СПб., 1899-1904 гг; Вестник русских евреев; еженедельная газета (издатели А. И. Цедербаум и А.-И. М. Гольденблюм). СПб., 1871-1879 гг; Восход: журнал учено-литературный (редактор и издатель А. Е. Ландау). СПб., 1881-1899 гг., с №8 1899 г.— редактор М.Г. Сыркин. СПб., 1899-1906 гг; Еврейская библиотека: исторический литературный сборник (издатели А.Е.Ландау, Г. А. Ландау). СПб., 1871-1902; Рассвет: орган русских евреев, еженедельное издание (редактор А. О. Цебербаум и А.-И. М. Гольденблюм, СПб., 1879-1884 гг. С мая 1880 по ноябрь 1880 г. — редакторы Г. И. Богров и Я. Л. Розенфельд; с ноября 1880 г. — Я. Л. Розенфельд); Русский еврей: еженедельное издание (редактор Л. Я. Берман, с №41 1883 г.— Л. О. Кантор). СПб., 1879-1884 гг.
105 Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917: СПб.; Иерусалим, 1999.
62
графия снабжена списком цензоров еврейских изданий, документальными приложениями, алфавитными указателями периодических изданий. Интерес также представляет и работа У. Г. Иваска, которая дает развернутую картину еврейской периодической печати в России106.
Отдельно следует выделить публицистические статьи, которые носили антисемитский характер. Они печатались в основном в газетах «Киевлянин», «Гражданин», «Биржевые ведомости», «Новое время», «День»107. В них, как правило, затрагивался ряд вопросов экономической, общественно-политической, бытовой и религиозной жизни евреев-иудаистов, где имелись, по мнению авторов, отклонения от действующего законодательства и общепринятых для основной части Российской империи правил поведения.
Наиболее крайние позиции занимала газета «Новое время», издаваемая с 1868 г. В 1876 г. издание было приобретено А.С.Сувориным108. Начав с ярко выраженной симпатии к восставшие против турок славянам Балканского полуострова, с начала 80-х годов XIX в. газета заняла крайние антисемитские позиции. На этом фоне выделялся журналист «Нового времени» М. О. Меньшиков, сотрудничавший с этой газетой в начале XX в. В ответ на это в еврейской периодической печати появлялись статьи-исповеди, авторами которых выступали, как правило, сами иудеи109. Интересна позиция в отношении иудеев многолетнего редактора «Московских ведомостей» M. Н. Каткова. Несмотря на за-
106 Иваск У. Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Таллинн, 1935.
107 Источники финансового благополучия евреев // Гражданин. 1889. №286; Ильши Р. Скромная заметка о трусости евреев вообще, русских евреев в особенности и об отвращении последних к почетному званию воина // Биржевые ведомости. 1863. №43; О способах уклонения от воинской повинности среди евреев. (Речь городского головы) // Киевлянин. 1883. №51; О новых мерах против уклонения евреев от воинской повинности // Санкт-Петербургские ведомости. 1886. № 148; О политических мотивах недопущения евреев во внутренние губернии России // День. 1870. №49 и др.
108 А. С. Суворин печатался под разными псевдонимами «Незнакомец», «Бобровский», «Порошин» и по своим убеждениям был умеренно либеральный западник.
109 Розенфельд Я. Л. По поводу одного распоряжения финляндского сената (о выселении евреев из Финляндии) // Рассвет. 1881. №5; Блюменфелъд Г. Экономическая деятельность евреев на юге России // Восход. 1881. № 9; Дубнов С. М. История хасидского раскола // Восход. 1891. Кн. 1; Вопль души иудейской // Будущность. 1902; Витте С.Ю. Еврейский вопрос при введении питейной монополии; Всеподданнейший доклад // Еврейская старина. 1915. №8 и др.
63
крепившийся за ним образ крайнего консерватора, в отношении иудейской конфессии он оставался на позициях умеренного либерала. Особенно большое влияние оказала на русское общество его статья, написанная под свежим впечатлением от погромного движения, охватившего юг России в начале 80-х годов XIX в. M. Н. Катков клеймит «внезапное ополчение против евреев», исходящее от «злокозненных интриганов», которые умышленно затемняют народное сознание, заставляя его решать еврейский вопрос не путем всестороннего изучения, а с помощью «поднятых кулаков»110. Наоборот, известный публицист и беллетрист, автор интересных мемуаров о России XIX в. князь В. П. Мещерский занимал крайние позиции в отношении всех неправославных конфессий в Российской империи и особенно иудеев111.
Общие вопросы ознакомления читателей с интересующими нас исповеданиями публиковали журнал МВД, «Северный архив», «Православное обозрение», «Русский вестник», «Исторический вестник», «Русская старина» и «Вестник Европы»112. Все материалы в них носили научно-популярный характер.
Местные издания знакомили только с теми исповеданиями, которые представлены на их территориях. В основном они касались особенностей богослужения и быта того или иного инославного исповедания. Как правило, это относилось к народам, исповедующим ислам113.
Таким образом, публицистические материалы составляют важную часть источниковой базы работы. К концу XIX в. определилась
110 Московские ведомости. 1882. №110.
111 Мещерский В, П. Мои воспоминания. М., 2003.
112 Евреи-караимы // Журнал МВД. 1843. Ч. 1. №2; Евреи и христиане и их взаимные отношения в средние века // Православное обозрение. 1884. №2; Еврейское земледелие в 16 губерниях. (Статистические данные) // Новороссийский телеграф. 1887. №3689; Виленский вестник. 1887. №64; Исследование о евреях-караимах // Северный архив. 1827. Ч. 26; Попов А. Последняя судьба папской политики в России // Вестник Европы. 1868. Т. 1; Рассказы А.Н.Голицына о Александре I и его времени // Русская старина. 1884. Т. 41. № 1-3; Щебальский П. К. Католичество в России при Екатерине и после нее // Русский вестник. 1863. №10 и 1864. №8; Из татарских современных обычаев // Одесский вестник. 1882. № 75 и др.
113 3аметки о религии киргизов // Акмолинские областные ведомости. 1880. №45; Из религиозно-нравственной жизни киргизов внешней Букеевской орды // Астраханские епархиальные ведомости. 1890. № 8, № 11; Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. 1861. №35-45; Татарский вопрос // Неделя. 1871. №26 и др.
64
основная функция публицистики — выражение общественного мнения и структурирование общества. Поэтому через анализ публицистического материала мы наглядно можем проследить всю борьбу мнений и настроений в российском обществе по вопросам конфессиональной политики.
III. Статистика.
От учетной документации статистика в первую очередь отличается тем, что статистические данные собираются для выработки управленческих решений вплоть до долговременной политики в той или иной сфере. Тогда как учетная документация обычно обеспечивает реализацию уже принятых решений. Из этого следует, что статистическая информация собирается с расчетом на последующую обработку для того, чтобы выявить состояние той или иной экономической или социальной сферы, в том числе и в развитии. Последнее чрезвычайно важно. Поскольку именно развитие того или иного процесса позволяет судить об эффективности принимаемых управленческих решений. Из этого, в свою очередь, следует, что для проведения статистического обследования вырабатывается специальная программа.
В первой половине XIX в. по-прежнему преобладали учетные системы. Статистика была представлена, главным образом, статистическими приложениями к губернаторским отчетам. Новый этап в развитии отечественной статистики начался в 1860-х годах с образованием Центрального статистического комитета МВД. Несколько позже появилась земская статистика. В конце XIX — начале XX вв. в статистике получил распространение метод переписей. Были проведены первая Всероссийская перепись населения, три промышленные и две сельскохозяйственные переписи. Для нас важна, прежде всего, демографическая статистика. Основное место занимает здесь первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 г. Нам интересны отчеты по проведению переписи в губерниях и областях, населенных представителями мусульманского, католического и иудейского исповеданий. Такие материалы представлены в обзорах, сводах статистических данных, сборниках и др.114
114 Обзор Дагестанской области за 1891 год. Темир-Хан-Шура, 1892 (и так по каждому году до 1915 г.); Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Т. 3: Бессарабская область; T. LXII: Дагестанская область; T. LXVIII: Терская область. СПб., 1905; Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис,
65
До проведения всеобщей переписи 1897 г, встречаются статистические описания отдельных регионов Российской империи, как правило, недавно или вновь присоединенные и по которым у властей было слишком мало сведений. Авторы таких работ восполняют этот пробел115. Следует указать и на такой интересный источник, как атласы. Нами использован атлас по вероисповеданиям населения Западного края116. Активно привлекались к работе и энциклопедические данные по различным аспектам статистики117.
Таким образом, из всех групп статистик нас интересовали две: статистика, собираемая отдельными ведомствами, и статистика Центрального статистического комитета. Сведения статистики позволили установить численность населения интересующих нас конфессий, их разбросанность по территории страны и источники существования, а также демографическую ситуацию в каждой из конфессий на территории Российской империи.
IV. Источники личного происхождения.
В качестве источников личного происхождения в работе рассмотрены следующие их виды: дневники, частная переписка (эпистолярное наследие), мемуары-автобиографии и мемуары современников описываемых событий. Значительный пласт этого вида источников составляют мемуары. В них события оцениваются всегда субъективно. Следует также разделять мемуары-автобиографии и мемуары современников описываемых событий (или мемуары—современные истории)118.
Наиболее значимыми являются дневник А. А. Половцова119 и мемуары государственных деятелей Российской империи XIX — на-
1893; Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1-10. Тифлис, 1869-1881; Географические и статистические сведения о Царстве Польском. СПб., 1863 и др.
115 Всероссийская перепись 1916 г. Терская область. Поселенные итоги. Владикавказ, 1917; Всероссийская перепись 1917 г. Дагестанская область // Труды Дагестанского статистического управления. Махачкала, 1924. № 1- 6.
116Атлас народонаселения Западного края по вероисповеданиям. СПб., 1863.
117Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: (Т. 1-16). М., 1991.
118Термин заимствован у авторов учебника «Источниковедение». М., 1998 С. 472. Он принят также в англоязычной и французской историографии.
119Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. (1883-1892 гг.). Т. 1-2. М., 1966.
66
чала XX в.:, Д.А.Милютина120, С.Ю.Витте121, П.А.Валуева122, Ф. Ф. Вигеля123. В них авторы раскрывают не только свои взгляды на вопросы конфессиональной политики, но и позиции известных кругов. Наиболее ценными для нас являются воспоминания Д. А. Милютина, который по долгу службы был в Царстве Польском и Западном крае в целом, а также на Кавказе124. Поэтому его оценка католиков, мусульман и иудеев достаточно интересна и познавательна. Общая позиция всех вышеперечисленных авторов: они предлагали создание культурно-национальной автономии для представителей рассматриваемых нами конфессий, но по всем остальным вопросам — за целостность и подчинение их Российской империи и ее интересам.
В своей работе мы исследовали мемуары, которые касались иудейской и мусульманской проблемы в Российской империи во второй половине XIX — начале XX в. К мемуарам — современным историям можно отнести целый пласт воспоминаний представителей иудейской интеллигенции в России125. Все эти мемуары объединяет анализ проблем жизни иудейского населения в районах «черты еврейской оседлости» и столичных городах. Заметим, что почти все воспоминания вышли уже в советское время: 1920-1930-е годы. Это не случайно, так как в них дается крайне негативное восприятие российской действительности XIX — начала XX в.
Особого внимания заслуживают мемуары С. Д. Урусова126. Он
120 Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1816-1843. М., 1997; 1843-1865. М., 2000; 1856-1860. М., 2004; 1860-1862. М., 1999; 1863-1864. М., 2003; 1865-1867. М., 2005.
121 Воспоминания С. Ю. Витте. Т. 1-2. СПб., 2003. 122 Валуев Я. А. Дневник. Т. 1-2. М., 1964. 123 3аписки Ф.Ф. Вигеля. Ч. 1-6. М, 1891-1892.
124 С 1856 по 1860 г. Д.А.Милютин был начальником Главного штаба Кавказской армии при наместнике А. И. Барятинском. С ноября 1866 г. назначен членом комитета по делам Царства Польского.
125Гаркави В. О. Отрывки воспоминаний. СПб.. 1813; Грузенберг О. О. Вчера: Воспоминания. Париж, 1938; Дубнов С. М. Книга жизни: Воспоминания и размышления: Материалы для истории моего времени. Т. 1-3. Рига, 1939; Дейч Л. Г. За полвека. Пг., 1922. Т. 1 4.1. 1923. Т. 1. Ч. 2; Клячко Л. М. За кулисами старого режима. (Воспоминания журналиста). Л., 1927. Т. 1; Левенталъ Н. Накануне хождения в народ. М., 1927: Мандельштам Л. И. Из записок первого еврея-студента в России (1839-1840) // Пережитое, I СПб., 1910; Слиозберг Г. Б. Дела минувших дней: записки русского еврея. Т. 1-3. Париж, 1933-1934; Спектор И. В. Из пережитого: Пасха; Девятое Ава: Очерки. Екатеринослав, 1917 и др.
126 Урусов С. Д. Записки губернатора. М., 1907.
67
был назначен губернатором Бессарабской области после кишиневского погрома иудеев в апреле 1903 г. В своих мемуарах он много внимания уделяет проблемам иудейской конфессии в Бессарабской губернии, рассматривая их с либеральных, умеренных позиций. К мемуарам-автобиографиям можно отнести воспоминания Я. Л. Тейтеля127. Мемуары-автобиографии в основном затрагивают вопросы, связанные с личной жизнью их авторов. Поэтому посвящены подробностям службы, отношениям в семье, личным бытовым зарисовкам. В целом автор таких мемуаров не ставит задачу запечатлеть общую историческую хронику современных ему событий, чем несравненно обедняет повествование об эпохе. В результате мемуары — современные истории оттесняют в XIX в. мемуары-автобиографии, которые в итоге оказываются представленными лишь биографиями творческих деятелей, преимущественно науки и искусства.
Следующую значительную группу мемуаров представляют работы, связанные с описанием мусульманской проблемы и положения ислама в России. Все эти мемуары относятся к категории современных историй. Фактически все мемуары в той или иной степени связаны с событиями Кавказской войны128. Особо следует сказать о воспоминаниях А. И. Руновского, который был приставлен приставом к Шамилю после его пленения и перевода в Калугу129. Все это позволяет говорить, что сражения Кавказской войны XIX в. стали одним из важнейших событий отечественной истории того периода, которое оставило глубокий след в сердцах со-
127 Тейтелъ Я. Л. Из моей жизни: За 40 лет. Париж, 1925.
128Абдурахман ал-Газигумули. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля, Калуга, 1281 г. х. М-, 2002; Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. С картами и планами. Казань, 1850; Вердеревский Е.А. Кавказские пленницы, или плен у Шамиля. М., 1857; Даргинская трагедия. 1845 год. (Воспоминания). СПб., 2001; Ермолов А. П. Записки. Ч. 1-2. М., 1865; Розен Р.Ф. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // История, география, и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.: Архивные материалы. М., 1958; Руновский А. И. Знакомство с Шамилем // Военный сборник. T. X. № 11. СПб., 1859; Руновский А. И. Шамиль (Из записок пристава при военнопленном) // Военный сборник. T. XI №2. СПб., 1860; Руновский А. И. Семейство Шамиля // Военный сборник. T. XIII. №5; Руновский А. И. Канлы в немирном крае. (Выдержки из дневника пристава при Шамиле) // Военный сборник. T. XIV. №7. СПб., 1860; Саййид Абдурахман Китаб ат-тазкира: (Книга воспоминаний: Публикация рукописи XIX в. по истории Дагестана и Чечни // Наш Дагестан. 1994. №167-168; №172.
129 РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 197.
68
временников. Интересны также воспоминания полковника Т. Лапинского, командира полевого отряда, который перешел на сторону горцев и воевал с российскими войсками под именем Таффикбея130. Это чрезвычайно редкое и необычное явление для того времени. Не случайно его мемуары вышли широким тиражом только в 1995 г.
Специально следует остановиться на описаниях мусульманских земель Поволжья, Уральского и Кавказского края, сделанных М. Невзоровым131 и Я. Потоцким132 в конце XVIII — начале XIX в., в период перед покорением Кавказа. Они обратили внимание на многие особенности религиозного, бытового и военного поведения горцев, которые во многом проявились во время Кавказской войны. В 1890-е годы вышли воспоминания А.-З. Валиди о противоборстве мусульманского населения Средней Азии российскому владычеству в этом регионе133.
Интерес представляет переписка известного историка иудейского народа С.М.Дубнова и одного из лидеров кадетской партии M. М. Винавера134. В них освещаются многие интересующие нас вопросы. Заслуживают внимания и письма Г. Р.Державина, написанные им после посещения Минской губернии в качестве сенатора и президента Коммерц-коллегии для выяснения крайне тяжелого материального положения белорусского крестьянства135. Во многом эти письма послужили составлению «Положения об устройстве евреев» 1804 г. Журналом «Библиотека для чтения» в 1848 г. был опубликован дневник русского солдата, проведшего почти год в плену у горцев. Он интересен многими бытовыми зарисовками
130 Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских: описания очевидца Т. Лапинского (Таффик-бея), полковника и командира полевого отряда в стране независимых кавказцев. Нальчик, 1995.
131 Невзоров М. Путешествие в Казань, Вятку, Оренбург в 1800 г. М., 1803. 4.1.
132 Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи (1797-1798 гг.): глава из книги историка // Новый журнал. 1997. №1.
133 Валиди А.-З. Воспоминания. Кн. 2. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа, 1998.
134 Дубнов СМ. В полосе ликвидации: Переписка между С.М.Дубновым и M. М. Винавером (1921-1925 гг.) // Вестник Еврейского университета. 2000. №3.
135Державин Г. Р. Мнения об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного, обуздания корыстных промыслов евреев о их преобразовании и о прочем // 2-е академическое издание сочинений Державина. Т. 7. СПб., 1878.
69
повседневной жизни кавказских народов, их веры и боевого искусства136.
В азиатской России из районов со значительным мусульманским населением интерес проявили к Оренбургской губернии и Бухарскому эмирату137. Авторы всесторонне анализируют жизнь данных регионов и перспективы российского управления этими землями.
Таким образом, использование источников личного происхождения позволяет нам увидеть многие моменты, которые входят в понятие повседневная история, прежде Bceго, вопросы быта населения. Это практически невозможно увидеть при рассмотрении других видов источников. В целом, проанализировав четыре вида источников, которые использованы в работе, можно сказать, что их объем, многообразие и полнота материала позволяют нам выполнить цели и задачи, поставленные в монографии.
136 Дневник русского солдата, бывшего 10 месяцев в плену у чеченцев // Библиотека для чтения. 1848. Т. 88. С. 71-102. Т. 89. С. 21-48.
137 Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859; Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях. Ч. 3. СПб., 1935; Защук А. Материалы для географии и статистики России: Бессарабская область. СПб., 1862; Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843.
70