2.1. Католики, мусульмане, иудеи: к вопросу начала контактов с Российским государством (краткий исторический обзор XI — последняя четверть XVIII в.)
История контактов Российского государства с представителями католической, мусульманской и иудейской конфессий восходит к начальным векам существования Древней Руси. Взаимоотношения с римско-католической церковью насчитывают несколько столетий. Несмотря на крайне враждебный характер этих отношений, установившийся сразу после раскола 1054 г., первые контакты с католиками на территории Руси стали устанавливаться еще в древнем Киеве, а уже в XII в. имелась католическая церковь в Новгороде, так как вследствие активного развития торговли по Балтийскому морю здесь находился немецкий двор. Однако пребывание немцев в городе было временным. С подчинением Новгорода Москве Иван III отнял церковь у немецких купцов. Василий III на основании перемирия между новгородским наместником и ганзейскими городами 25 мая 1514 г. возвратил им церковь и двор. Но уже во второй половине XVI в. от церкви святого Петра в Новгороде были лишь развалины1.
В XVI в. Московское государство окрепло, и перед ним встала задача промышленного развития. Взоры были обращены на Западную Европу, и основным вопросом стало обустройство духовных
1 Кузнецов Н. Д. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии. Ярославль, 1898. С. 10.
71
дел людей с Запада, которых намеревались пригласить в качестве мастеров-учителей для развития того или иного производства в стране. Кроме того, в XVI в. Рим стремился сблизиться с Россией из-за боязни нашествия турок на Западную Европу. В России католики видели потенциального союзника в противостоянии мусульманам, поэтому отношения были частыми. Посольству А. Поссевино от папы римского в Москву в феврале 1582 г. ставилось условие — введение католицизма в России. Иван IV отклонил эти требования. В 1594 г. было организовано посольство в Москву из Рима Пиролама Камулея с целью еще раз попытаться склонить Россию в католицизм и начать совместную борьбу с турками. Миссия окончилась безуспешно2.
В Смутное время начала XVII в., когда на русской службе оказалось значительное количество иностранцев, в основном из Европы, для "природных" католиков было разрешено свободное богослужение, а при дворце была построена каплица для Марины Мнишек3. В Смутное время Лжедмитрий I обещал привести Московское государство «к единению с католической церковью», а в одной из своих грамот 25 мая 1604 г. разрешил строить в Новгороде и в Пскове «монастыри и церкви» латинской веры4. После избрания на царство Михаила Романова доступ католического духовенства в Московское государство был категорически запрещен. Поэтому в XVII в. католики при посольствах могли совершать свои богослужения лишь с помощью священников, входящих в свиту послов. По указу 1631 г. запрещалось принимать в число солдат иноземного строя католиков. На территориях, полученных по Андрусовскому перемирию, католические обряды можно было совершать только в своих домах.
Таким образом, до XVIII в. в Московском государстве в отношении католиков действовали только ограничительные, а правильнее сказать, запретительные меры. Во многом это было оправдано, так как на столь жесткую политику наложила свой отпечаток длительная война с католической Речью Посполитой, взаимные обвинения Московского патриархата и папы римского в расколе христианства и общее неприятие католическим и православным населением ряда
2 Толстой Д. А. Римский католицизм в России. Историческое исследование. СПб., 1876. Т. 1. С. 17, 28, 30, 33, 34, 35, 44, 74.
3 Кузнецов Н.Д. Указ. соч. С. 13
4 Лиценбергер О. А. Римско-католическая церковь в России История и правовое положение Саратов, 2001. С. 38.
72
догматов соседней церкви. Кроме того, руководство католической церкви в тот период и не скрывало своего стремления объединить всех христиан под своей властью. Поэтому Римом проводилась политика религиозной экспансии на Восток, где проживали христианские «схизматики». Не случайно то, что в XVII в. предпринимаются попытки иезуитов закрепиться в Московском государстве, и главный объект их деятельности состоял в «совращении» православных и католичество. Результатом этих действий стало выдворение иезуитов за пределы Московии. На Поместном соборе Православной церкви 1690 г. латинофильство было осуждено как ересь.
Первые послабления католикам были даны в начале XVIII в. Петром I по политическим причинам. Нуждаясь в союзе с Речью Посполитой против Швеции, Петр I Гродненским актом 1705 г. предоставил католикам свободу вероисповедания и право строить костелы. В середине XVTII в делами католического исповедания ведал Синод5. С 1721 г. Синод разрешил смешанные браки, но иноверцы не должны были переводить православную половину в свою веру и дети в таких браках крестились в православие6.
После восшествия на престол Анна Иоанновна окружила себя немцами-протестантами. В результате католицизм оказался у власти не в чести, и в 1730 г. принимается закон, запрещающий пропуск в Россию поляков с целью пресечения католической пропаганды в стране7.
По вступлении на престол Екатерина II издала манифест от 4 декабря 1762 г., где обещала всем иностранцам, кроме иудеев, принять их в России и оказать им монаршую милость и благословение. Манифест 22 июня 1763 г. подтвердил это право, но для иностранных исповеданий запрещалось строить монастыри8. Регламент 12 февраля 1769 г. можно считать первым законодательным актом, установившим определенные правила по некоторым выдвинутым жизнью вопросам управления римско-католическими церковными делами9. Регламент допускал участие юстиц-коллегии в управлении делами римско-католической церкви. Влияние же со стороны Сената прекращалось.
Таким образом, к концу XVIII в. в стране уже была проведена
5ПСЗ I. T. XVIII. Ст. 13252.
6ПСЗ I. T. VI. №3814.
7ПСЗ I. T. VIII. №5538.
8ПСЗ I. T. XVI. Ст. 11720, 11879.
9ПСЗ I. T. XVIII. Ст. 13252
73
первая регламентация положения католиков, проживающих в пределах Российской империи. Католичество было признано одной из «терпимых» религий государства. Это означало, что они автоматически переходили под монаршее покровительство.
Первые контакты русского населения с мусульманским миром восходят к X в. Особенно активно они стали развиваться на северо-восточных земелях Руси, контактирующих с исламизированной Волжской Булгарией. Подробно этот процесс рассмотрен в работах P. X. Бареева10 и И. А. Гагина11. Не всегда эти взаимоотношения были мирными. Следующим этапом тесного соприкосновения с исламом стали отношения с Золотой Ордой после принятия последней ислама как официальной религии в 1312 г. при хане Узбеке. Последующее противостояние с Ордой не носило религиозного характера и определялось прежде всего политическими интересами12.
До присоединения Казанского ханства к Московскому государству взаимоотношения православной Руси и мусульманского мира выступали как отношения внешние, так как религиозный состав населения страны был однородным. Исключение составляли лишь касимовские татары, перешедшие на службу московским государям в XV в. вследствие усилившейся борьбы за казанский престол. По мере расширения Московского государства в его состав в XVI в. вошли территории, населенные мусульманами (Среднее и Нижнее Поволжье, Западная Сибирь). Поэтому встал вопрос о законодательном урегулировании положения мусульман в стране. Первые законы были выдержаны в жестко карательном духе. Так, Соборное Уложение 1649 г. предусматривало смертную казнь за обращение православных в магометанскую веру13. Во второй четверти XVIII в. последовал указ губернаторам и воеводам строго соблюдать закон по части недопущения перевода российских иноверцев (мордвы, чувашей, лопарей, черемисов, вотяков) в магометанскую веру14. В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой и с периодически возникающими военными конфликтами с мусульманскими странами (Османской империей и Персией) в Российской
10 Бареев P. X. Волжские булгары. История и культура. СПб., 2005. С. 64-71, 96-109.
11 Гагин И. А. Волжская Булгария: очерки истории средневековой дипломатии (X —первая треть XIII в.). Рязань, 2004. С. 117-132.
12 Арапов Д. Ю. Система государственною регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX в.). М., 2004. С. 38.
13 ПСЗ I. Т I. Оп 109.
14 ПСЗ I. T. VIII. Ст. 53333, П. 19.
74
империи в 40-е годы XVIII в. ужесточились меры к православным, перешедшим в ислам15, но одновременно появились указы, запрещающие насильственное крещение магометан и других иноверцев16. В 50-е годы XVIII в. принимаются меры к переселению магометан из православных деревень и сел в Поволжье в чисто мусульманские, и о разрешении только последним строить мечети17. Таким образом, данные меры направлялись на изоляцию мусульманской части подданных России от православного населения и недопущение распространения ислама на иноверное население.
Первые контакты славянских земель с иудеями относятся ко времени образования древнерусского государства. Иудеи упоминаются арабским географом Ибн-Хордадбехом (середина IX в.). Он упоминает о маршрутах иудейских купцов раданитов (ар-разанийа) из Китая в Западную Европу. Они проходили и через Киев18 Скорее всего, они первыми из иудеев стали постоянно проживать в пределах Киевской Руси.
В середине 60-х годов X в. князь Святослав наносит ряд тяжелых поражений хазарам, правители которых приняли иудаизм. Взятые в плен хазары поселяются Святославом в Киеве. В их числе были и иудеи. Иудейский квартал Киева находился в северо-западной части «города Ярослава» (летописное «жидове»). В летописях упоминаются и «жидовские ворота».
В 1113 г. в Киеве началось народное восстание, в результате которого пострадали и иудеи. Об этом упоминает В.Н.Татищев19.
В XII в. встречается упоминание иудеев и в северо-восточной Руси. У князя Андрея Боголюбского при дворе жили два иудея — Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа, ключник великого князя. Оба они были участниками заговора, в результате которого был убит Андрей Боголюбский. Одной из версий его убийства была религиозная составляющая20.
Я. И. Рабинович упоминает о связях Новгорода с иудейскими купцами: в 1282 г. для новгородского епископа Климента был составлен еврейско-русский словарь под названием «Речь жидовского языка, переложенная на русскую, неразумно на разум, и в Еванге-
15 ПСЗ I. T. XI Ст. 8664.
16 ПСЗ I. T. XII. Ст. 8978.
17 ПСЗ I. T. XIV. Ст. 10597.
18 Первухин В. Жидовские ворота // Родина. 2002. №4-5. С. 50.
19 Татищев В. Н. История Российская: В 7 т. T. II. M , 1995. С. 129.
20 Кривошеее Ю.В. Гибель Андрея Боголюбского. СПб., 2003. С. 76-85.
75
лиях и в Апостолах, и в Псалтыри, и в прочих книгах»21. В XIV — первой половине XV в. сведений о присутствии каких-либо значительных групп иудейского населения в источниках и литературе не встречается.
Следующим моментом пересечения Московского государства с иудеями стала борьба с ересью живдовствующих. Она появилась во второй половине XV в. и являла собой смесь христианского рационализма и иудаизма22.
Упоминания о контактах Московского государства с иудеями в XVI в. относятся к Ливонской войне. В 1563 г., после взятия города Полоцка войском московского царя, всем проживавшим там иудеям было предложено креститься. Отказавшиеся (их оказалось 300 человек) были утоплены в реке Двине23. Н.М. Карамзин пишет о взятии Полоцка войском Ивана IV: «Иван IV велел разорить латинские церкви и крестить всех жидов, а непослушных топить в Двине»24. Упоминание об этом событии есть и у С.М. Соловьева25.
Таким образом, мы видим, что до конца XVI в. Московское государство всеми возможными методами удерживало свои земли от проникновения в них иудеев. За этим стояли, прежде всего, религиозные мотивы. В то время любое государство стремилось удержать себя в одной вере. Иудаизм же представлялся не только чуждой христианству верой, но и проклятой из-за предательства его представителями Христа. В XV в. и много позже это мнение было сильно среди православного населения Московии.
В Смутное время начала XVII в. возросли контакты Московии с Западом. С воцарением Лжедмитрия I на московском престоле с ним прибыла многочисленная польская свита, в которой находились и иудеи. Не случайно впоследствии, в грамоте на избрание Михаила Романова на царство, Лжедмитрию I стави-
21 Рабинович Я. И. В поисках судьбы. Т. 1. М., 2001. С. 25-26.
22 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. III. T. V-VI. М., 1989. С. 179, 183-184; Карамзин Я. М. История государства Российского. Кн. II. Гл. VI. С. 254; Татищев В. Я. История государства Российского: В 7 т. М., 1996. Гл-V. С. 77.
23 Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795-1995). Ч. 1. M , 2001. С. 23; Рабинович Я. И. В поисках судьбы. Т. 1. М., 2001. С. 187.
24 Карамзин Я. М. История государства Российского. М., 1993. Кн. III. T. IX. С. 18.
25 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1989. Кн. III. T. VI. Гл.5. С. 557.
76
ли в упрек привод с собой «злых еретиков, римлян и богоубийц жидов»26.
В середине XVII в. иудеи попадали в пределы Московского государства лишь в качестве пленных (при войнах 1632-1634 гг. и 1654-1667 гг.). Отношение к ним было абсолютно таким же, как и к остальным пленным. После заключения в январе 1667 г. Андрусовского перемирия, закрепленного затем «Вечным миром» с Речью Посполитой в мае 1686 г., иудеям, оказавшимся на присоединенной к Московии территории, было предложено остаться. Постепенно большинство из них растворилось среди русского населения и приняло христианство. Часть таких иудеев стали родоначальниками многих русских дворянских фамилий27. Что же касалось иудеев из Речи Посполитой, то им по указу 1678 г. запрещалось заниматься торговлей в пределах Московского государства28. Иудеев, оказавшихся в западных землях Московского государства, прежде всего в Смоленске, запрещалось пропускать в Москву. На самой же Украине почти все иудеи были истреблены в местностях, контролируемых казаками Богдана Хмельницкого29.
В начале XVIII в. Петр I стремился развивать активные отношения с Западом. Для этих целей были созданы различные облегчения для торговых отношений всем государствам, народам и религиозным конфессиям.
А. И. Солженицын указывает на довольно большое представительство иудеев в окружении Петра I. Он называет вице-канцлера барона Петра Шафирова, его двоюродных племянников Абрама и Исаака Веселовских, первого генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга Антона Девьера, начальника тайного розыска Вивьера, шута Акосту и др.30 Однако следует сказать, что все они к тому времени уже не были иудеями, а приняли крещение (правда, не всегда православное). В то время неважно было, какой ты национальности, главное — какой ты веры. Иудея, принявшего крещение, все христианское население страны принимало за своего.
26Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. М., 1993. С. 9.
27 Там же. С. 10.
28 ПСЗ 1. Т.П. №662.
29 Гонения на евреев в Малороссии в XVII-XVIII вв. получило название в исторической литературе «жидотрепание». Так, H. И. Костомаров называет Южную Русь «до известной степени классической страной жидотрепания». (Костомаров Н. И. Жидотрепание в начале XVIII в. // Н. И. Костомаров Русские инородцы. М., 1996. С. 301.).
30 Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795-1995). М., 2001. Т. 1. С. 26.
77
При Екатерине I, в апреле 1727 г., под влиянием князя А. Д. Меньшикова был издан указ «О выселении евреев из России и о не допуске их впредь в оную»31 Этот же указ касался и российской части Украины (Малороссии). Но уже при Петре II в 1728 г. был разрешен временный допуск иудеев в Малороссию для занятия торговлей, и, как было оговорено, только оптовой. Однако эти два положения постоянно нарушались32. Анна Иоанновна расширила сферу иудейской торговли, разрешив ее в Смоленской губернии и слободской Украине. Также иудеям разрешалась аренда винокурен и корчевен у помещиков и поставка водки го Польши для казенных кабаков после неурожая 1736 г. в России33. Еврейская энциклопедия соотносит факт благосклонного отношения Анны Иоанновны к иудеям с деятельностью финансиста Леви Липмана. Он еще в бытность Анны Иоанновны в Прибалтике оказывал ей финансовую поддержку, а после провозглашения ее императрицей перебрался в Санкт-Петербург и стал финансовым агентом при русском дворе в чине обергофкомиссара. Одновременно он устанавливает тесные отношения с Э.И.Бироном, фаворитом императрицы34.
Отношение к иудеям изменилось при императрице Елизавете Петровне, которая новела жесткую политику по вытеснению иудеев из Российской империи. В течение 1742-1743 гг. она издает два указа: «Всех евреев, без различия пола, возраста и звания, немедленно из России и Малороссии выслать за границу и впредь в Российскую империю не впускать, исключая тех, которые пожелали бы принять православную веру»35. В итоге к концу царствования Елизаветы Петровны Российская империя осталась без значительной части иудеев, проживавших на подконтрольных территориях. Хотя до конца выполнить указ о полном выселении иудеев не удалось из-за сопротивления как их самих, так и части государственного аппарата, прежде всего на местах, получавшего определенные экономические выгоды от торговли, осуществляемой иудеями.
При Петре III возобновились ходатайства иудеев об официальном их водворении в пределы Российской империи. Этот вопрос стал решаться уже при Екатерине П. Первоначально она продолжила линию Елизаветы Петровны. Был издан указ в декабре 1762 г.
31 ПСЗ 1. Т VII. №5063.
32 Солженицын А И. Двести лет вместе (1795-1995). M , 2001. Т 1 С. 26
33 Гессен Ю. И. История еврейского народа в России M , 1993. С. 15.
34 Бврейская энциклопедия T. X. С. 224—225.
35 ПСЗ 1. T. VII. № 8673, № 8840.
78
«О запрещении евреям выходить из-за границы для поселения в Россию»36. В середине — второй половине 60-х гг. XVIII в. остро встал вопрос о заселении пустынной части Новороссии. Для этих целей решено было привлечь иностранцев, прежде всего немецких колонистов. Создавалась также Канцелярия опекунства иностранных колонистов (указом от 22 июня 1763 г.) во главе с Г. Г. Орловым. В число таких колонистов попали и иудейские купцы как наиболее деятельные и оборотистые предприниматели. В качестве компенсации им разрешалось торговать в Риге. (До этого иудеи имели там только право на временное проживание )
Если предыдущие законы запрещали пускать иудеев в Российскую империю, то в 1769 г. было дано указание «выдавать им паспорта без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании, а обозначать в паспортах только их имена»37. Главная причина, побудившая Екатерину II пойти на нарушение законов об иудеях, было желание как можно быстрее хозяйственно освоить Новороссию, что для традиционных торговцев-иудеев являлось задачей быстро решаемой. В ноябре 1769 г. был издан указ императрицы «О дозволении евреям селиться в Новороссийской губернии»38.
Таким образом, мы видим, что законы и действия властей к концу XVIII в. в отношении иудейского населения были направлены исключительно на недопущение их на территорию государства. Кроме того, к этому периоду в рамках Российской империи не проживало компактно сколько-нибудь значительных групп иудейского населения и не было региона, где бы они составляли большинство.
Таким образом, до последней четверти XVIII в. католическая, мусульманская и иудейская конфессии жестко ограничивались законами Российской империи по проблемам проживания и распространения своих религиозных учений на территории России. Однако в религиозную жизнь внутри этих конфессий государство не вмешивалось. В целом период до конца XVIII в. в отношении католиков, мусульман и иудеев Российской империи можно назвать «запретительным».
36 ПСЗ 1. T. XVI №11720.
37 Рабинович Я. И. В поисках судьбы. Еврейский народ в круговороте истории М., 2001 Т. 1. С 190.
38 ПСЗ 1. Т XVIII. №13383.
79