Угринович Д.М. - Искусство и религия / Глава 2 / Кризис религии и современное церковное искусство

Кризис религии и современное церковное искусство

Хотя противоречия религиозного искусства и уходят своими корнями в далекое прошлое, их нельзя рассматривать как чисто историческую проблему. Поскольку и в наше время существуют и активно действуют церкви, использующие в своем культе самые разнообразные формы и средства художественного воздействия, постольку остается и проблема культового искусства со всеми противоречиями, ему присущими. Более того, в современную эпоху рассмотренные выше противоречия религиозного искусства ощущаются церковью с особой остротой, и это вызывает серьезную озабоченность церковных иерархов и христианских теологов, что находит свое отражение

1 См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-XVII веков, с. 152-153.

173

в многочисленных публикациях, посвященных данной теме.

Проблемы эффективности религиозного культа стали особенно беспокоить церковников в связи с современным кризисом религии, упадком традиционных церковных институтов, размыванием прежних верований и представлений. Современный глубокий кризис религии является одним из проявлений общего кризиса капитализма. В отличие от прошлых исторических эпох, когда речь шла о кризисе определенной религии или определенной ее формы (например, упадок античного мира сопровождался упадком соответствующих политеистических религий, кризис феодализма породил реформацию и кризис католической церкви и т. п.), современный кризис религии ставит под вопрос ее существование в любой форме. Переход от капитализма к социализму, являющийся, как известно, основным содержанием современной эпохи, подрывает наиболее глубокие социальные корни религии, перекрывает основные каналы ее воспроизводства. Тем самым создаются условия для ее постепенного отмирания.

Проявления современного кризиса религии весьма многообразны. Одной из его важных черт является резкое снижение роли религиозных верований в жизни людей, ослабление их мотивирующего воздействия. Современный человек, даже если он продолжает верить в бога, практически в своей жизни и деятельности чрезвычайно редко руководствуется религиозными мотивами. Потеряли прежнюю яркость и религиозные образы, некогда повседневно присутствовавшие в сознании верующих. В этой связи изменилось и восприятие религиозных изображений в христианских церквах.

Проблема эффективности культового искусства активно обсуждается современными католическими

174

идеологами и церковными деятелями. Озабоченные слабым интересом прихожан к делам церкви, их индифферентностью в вопросах христианской веры, деятели католицизма активно ищут такие средства художественного воплощения христианских идей и образов, которые бы в наибольшей степени соответствовали эстетическим вкусам современных людей и в то же время сохраняли религиозную направленность, пропагандировали католическое вероучение.

В этой связи представляет интерес отношение католической церкви к различным модернистским течениям в искусстве. Уже в энциклике папы Пия XII „Медиатор деи" („Посредник господа") (1947 г.) был намечен курс на активное использование модернизма католической церковью. „Современные произведения искусства, — говорилось в энциклике, — которые используют новейшую композицию, не следует всюду презирать и отвергать вследствие предубеждения. Современным искусствам надо предоставить свободу в надлежащем и благоговейном служении церкви и священным ритуалам при условии, что они сохранят правильное равновесие между стилями, не склоняясь ни к крайнему реализму, ни к излишнему „символизму" ].

Эта позиция не претерпела существенных изменений и в настоящее время. Так, например, „Конституция о литургии", принятая II Ватиканским собором, продолжает ту же линию, но конкретизирует ее и содержит ряд практических рекомендаций. В специальных двух главах конституции речь идет о церковном искусстве, в частности о музыке. Собор признал важность и необходимость приближения церковного искусства к культурным особенностям и националь-

1 Цит. по: Батуева Л. Л. Католическая эстетика и современный модернизм. - Вестник МГУ. Сер. Философия, 1974, № 3, с. 69.

175

ным традициям тех или иных народов, в том числе народов Азии и Африки. Особо отмечается важность использования наряду с Григорианским хоралом других видов музыки. Указывается также на необходимость пересмотреть нормы священного искусства и планировку церквей.

Одним из направлений реализации решений собора являются настойчивые попытки сблизить католицизм с модернистским искусством, поставить его на службу католической церкви. Это практически проявляется как в изменении всего архитектурного облика церквей, так и их интерьера, в широком использовании модернистских приемов при создании церковной скульптуры, витражей. В свое время сенсацию вызвало сооружение Корбюзье католической церкви в Роншане, внешний облик которой резко контрастировал с привычными формами католических храмов. В настоящее время в Европе и США построены сотни церквей „современного стиля". Многие из них имеют значительное сходство с театром, цирком, спортивным залом. Так, например, недавно построенная церковь в городе Гренобле (Франция) внешне напоминает усеченный конус. Снаружи у нее отсутствует привычный крест, и поэтому ее скорее можно принять за спортивное сооружение. Весьма своеобразно и внутреннее убранство церкви. Вокруг помоста в центре круговым амфитеатром раскинулись ряды откидных стульев, обитых красным синтетическим материалом. Это — места для молящихся. Помост внизу почти ничем не напоминает обычный католический алтарь. Только с потолка свисает простой формы и значительных размеров черный крест, да в центре помоста на подставке горят традиционные свечи. Стены храма отделаны пластическими материалами разного цвета.

Это „обмирщение" внешнего облика католичес-

Пример современной церковной архитектуры

177

ких церквей особенно заметно в США. Многие из американских церквей имеют в нижней части здания бар, комнаты отдыха, детские, спортивные залы. Конечно, подобные новшества имеют своей главной целью удовлетворение в церкви нерелигиозных потребностей прихожан, что косвенно свидетельствует о том, что религия занимает все меньшее место в их повседневных интересах и стремлениях. Однако в новой архитектуре католических храмов отражается также стремление церкви учитывать изменение эстетических вкусов ее „паствы", приблизить архаичные формы церковных зданий к современности.

Активно используется католическими кругами модернистское искусство и в процессе обновления ин-

178

терьера церквей. Модернистская скульптура и живопись нашли во многих католических церквах Европы и США самое широкое применение. Так, например, в католическом соборе святой Гедвиги (Берлин), восстановленном в начале 60-х годов (он был разрушен во время войны), многочисленные рисунки „страстей Христовых" выполнены западногерманским художником-экспрессионистом. В полуподвальном помещении собора важное место заняли модернистские скульптуры на религиозные темы, сюжет и смысл которых можно понять только благодаря поясняющим табличкам. Становится все более модным модернистское оформление многих традиционных для католического культа изображений, в частности распятия. Так, в павильоне Ватикана на Брюссельской всемирной выставке центральное место занимало распятие, которое было решено целиком в абстрактно-модернистском стиле и лишь весьма смутно напоминало контуры распятой человеческой фигуры. Более того, в 1973 г. в Ватикане открылась выставка произведений „религиозного искусства", в которой были представлены картины Гойи, Гогена, Шагала, Дали, Пикассо, Матисса, Модильяни, Леже, Гуттузо, скульптуры Родена, Барлаха, Манцу1.

Еще недавно католическая церковь относилась ко многим из этих художников резко критически, осуждая их попытки трактовать библейские темы и сюжеты „свободно", независимо от церковных традиций и канонов. Сейчас Ватикан демонстрирует максимальную терпимость к современному искусству, пытаясь использовать его в своих целях.

Чем объяснить сближение католицизма с модернизмом в искусстве? Может быть, здесь речь идет лишь о „погоне за модой", лишь о , .желании быть с

1 См.: Творчество, 1973, №9, с. 25.

179

веком наравне"? Хотя эти мотивы и играют известную роль, но не они являются главными. Сближение католицизма с модернистским искусством определяется прежде всего тем, что, по мнению католических апологетов, модернизм, деформируя реальность, схематизируя или разрушая естественные земные образы вещей, явлений и людей, позволяет дать своим деформированным образам религиозное истолкование, позволяет связать их со сверхъестественным.

По мнению крупнейшего католического философа Ж. Маритена, стремление к сверхъестественному роднит современного художника с метафизиком. „Один (метафизик) схватывает духовное в идее, другой (поэт) улавливает в плоти... Оба ищут сверхреальность, которую один достигает в природе вещей, а другой стремится коснуться в каком-либо символе" 1.

Но „сверхреальность" достиг?ется, по мнению католических идеологов, наилучшим образом в нереалистическом искусстве. Так, католический эстетик В. Локкет считает, что „искусство Ренессанса было скорее человеческим, чем христианским". Говоря о работах выдающихся мастеров эпохи Возрождения, он замечает, что „с позиции середины XX столетия с нашими стремлениями к абстрактным ценностям и символическим представлениям они кажутся менее удачными, чем работы готического периода" 2 . Обсуждая попытки реалистического изображения Христа, другой католический эстетик -Г. Коуп пишет: „Такая степень реализма может иметь противоположный эффект и вести к неверию в теологическое утверждение, что слово бога создало плоть и проявило его славу. Для передачи религиоз-

1 Цит. по: Вестник МГУ. Сер. Философия, 1974, № 3, с. 71.

2 Там же, с. 73.

180

ных убеждений фотографизм в искусстве хуже чем бесполезен и следует использовать другие формы"1. В одной из книг, посвященных современному церковному искусству, католическими теологами делается попытка с помощью богословских аргументов обосновать необходимость отказа от реалистических образов в культовом искусстве. „...Церковь, - говорится в этой книге, — не нуждается в образах: культовый образ в его собственном смысле чужд ей. Образы ни в коем случае не являются необходимыми для ее культа... Что действительно должно дать церковное искусство, так это знаки, обозначающие бесконечного бога: не культовый образ, который сам становится богом, не видимое воплощение бога, а лишь напоминание о нем"2.

Католические теоретики понимают, что изображение религиозных образов в человеческих, земных формах, изображение, воспроизводящее все реальные особенности обычных людей, таит в себе реальную опасность низведения божества до уровня человека, утраты его сверхъестественной сущности. „Реалистическое искусство, - утверждает католический философ О. Брайен, - терпит неудачу, когда человеческим формам не удается преступить свои пределы, так что бог, который изображен на портрете, становится только „человеком, говорящим громким голосом"3. Поэтому католические теоретики подчеркивают преимущество модернистских приемов художественного воплощения сверхъестественного, которые, по их мнению, оперируют „сверхчеловеческими формами".

К каким же „сверхчеловеческим формам" призы-

1 Цит. по: Вестник МГУ. Сер. Философия, 1974, № 3, с. 74.

2 HenzeA., Filthaut Th. Contemporary Church Art. N.Y., 1956, p. 19.

3 Цит. по: Вестник МГУ. Сер. Философия, 1974, № 3, с. 74.

181

вают католические идеологи? Они вынуждены отказаться от крайних проявлений абстракционизма, в которых полностью распадаются художественные образы. Подобное искусство, как хорошо понимают деятели католицизма, не может выполнить своего назначения в церкви, ибо оно не вызывает к себе эмоционального отношения, не способно художественными средствами выразить бога как особую сверхъестественную личность. Католические сторонники использования модернистского искусства в церкви вынуждены признать, что „существует, конечно, внутренняя трудность в делании какого-либо визуального представления „личного бытия" ,,личности" или „личного взаимоотношения" без использования человеческих фигур как средств выражения".

Поэтому католическая эстетика отказывается от крайностей абстракционизма, которому свойственны „безличностные символы". По мнению Г. Коупа, единственно возможным решением проблемы следует считать „полуабстрактные фигуры", и в частности фигуры Христа, созданные художником Руо. Жак Маритен также приветствовал творчество Жоржа Руо и Марка Шагала. „Каждая композиция Шагала, — писал он, — истинный взрыв поэзии, тайна рядом с самой ясностью — есть одновременно и реализм, и самый интенсивный спиритуализм" 1.

Итогом рассуждений католических идеологов является, таким образом, компромиссное решение, признающее важность для церкви модернистских, нереалистических форм изображения, но предостерегающее от полного распада образной основы искусства. Этот компромисс не случаен. Он определяется неспособностью христианских апологетов преодолеть постоянное противоречие церковного изобразительного ис-

1 Цит. по: Современная буржуазная эстетика. М., 1978, с. 159.

Ж. Руо. Христос униженный

183

кусства, противоречие между идеей бога, противостоящего людям, и необходимостью изображать этого бога в земных, человеческих формах1.