Угринович Д.М. - Искусство и религия / Глава 3 / Советское искусство в системе атеистического воспитания

Советское искусство в системе атеистического воспитания

Проблема формирования в сознании масс научного, материалистического (а следовательно, и атеистического) мировоззрения решается не только средствами науки и философии, не только с помощью теоре-

1 Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка. М.-Л., 1949, т. 2, с. 172.

258

тического, рационального воздействия. Ее решение предполагает взаимодействие всех средств и факторов, формирующих духовный мир личности. И в ряду этих средств важное место занимают искусство и эстетическое освоение мира в целом.

Говоря о роли искусства в системе атеистического воспитания, следует прежде всего подчеркнуть, что оно удовлетворяет важные объективные потребности личности (эстетические, эмоционально-психологические) и тем самым способствует преодолению религиозных влияний на человека. В ряду социальных факторов, которые в нашем обществе затрудняют преодоление религии и распространение атеизма среди населения, следует выделить и неполное удовлетворение духовных потребностей людей. К сожалению, еще далеко не везде, не во всех населенных пунктах и отдельных коллективах созданы условия, обеспечивающие повседневное и систематическое удовлетворение эстетических потребностей населения, в особенности таких его групп, как домохозяйки, пенсионеры. Эстетические потребности принадлежат к тем духовным потребностям, которые объективно существуют у громадного большинства людей, хотя и развиты далеко не одинаково. Чем больше у человека свободного времени (а оно, как известно, существенно возросло у советских людей за последние десятилетия), тем острее им ощущается потребность как в постоянном восприятии художественных произведений, так и в посильном участии в художественном творчестве (музыкальном, танцевальном, изобразительном, драматическом и т. п.). Если эта объективная потребность не удовлетворяется в здоровой, разумной форме, на социалистической идейной основе, то возникают возможности обращения людей для ее удовлетворения к церковному искусству.

Вот что писал о роли музыки и пения в церкви

259

бывший профессор богословия А. А. Осипов, ставший убежденным атеистом: „Все это несомненно красиво. Будит отклики в сердце. Способно взволновать. Порой очень музыкально и мелодично. Но... здесь-то и кроется страшное зло... В церкви все чувства и переживания, вызванные песнопением, всечеловеческое, что заговорило в нас в ответ на музыку, берется на вооружение руководителями церкви. На чувствах играют, стараясь убедить, что это пробуждение или движение в человеке веры в бога. Умиление перед красотой музыки немедленно относят за счет "прикосновения к душе благодати"1.

Церковь, как об этом говорилось выше, накопила огромный опыт использования культового искусства и возникающих под его воздействием эстетических переживаний в своих целях, в целях насаждения и укрепления религиозной веры. И всякая недооценка или игнорирование эстетических потребностей людей в нашем обществе создает дополнительные возможности для „улавливания душ" религиозными организациями, для их воздействия на сознание людей.

Людям в любом обществе, в том числе и в социалистическом, объективно присущи также определенные эмоционально-психологические потребности, например потребность в эмоциональной разрядке, в вытеснении накопившихся отрицательных переживаний положительными. Удовлетворение этой потребности может пойти разными путями и привести к разным социальным результатам. Важной формой удовлетворения потребности личности в эмоциональной разрядке является, как уже отмечалось, эстетический катарсис, т. е. бурное столкновение противоположных по своему содержанию чувств, происходящее

1 Осипов А. А. Продолжаем разговор с верующими. Л., 1962, с. 65,66.

260

в процессе создания художественного произведения или его восприятия. Психологическим результатом катарсиса является трансформация отрицательных переживаний в положительные.

Однако потребность в эмоциональной разрядке может быть удовлетворена и в процессе религиозных культовых действий. Психологический процесс происходит в этом случае уже на принципиально иной идейной основе и имеет иной социальный результат:

чувства религиозного человека направлены в сторону сверхъестественных, т. е. иллюзорных, объектов, а результатом религиозного катарсиса является укрепление религиозной веры. Отсюда ясно, что атеистическое воздействие искусства и эстетической деятельности вообще не следует сводить только к критике религии и утверждению идей атеизма в отдельных художественных произведениях. Удовлетворяя духовные потребности людей на здоровой идейной основе, искусство играет важную роль в формировании нового человека и, в частности, в формировании его мировоззрения, его отношения к окружающему миру.

Не только профессиональное искусство, но и эстетическое начало в самом широком смысле призвано сыграть существенную роль как в освобождении трудящихся от влияния религиозного культа, религиозных праздников и обрядов, так и в утверждении атеистического миропонимания. Потребность в обрядовом, т. е. торжественном, эмоционально и эстетически насыщенном оформлении важных для личности и семьи событий есть объективная потребность, свойственная людям в любом обществе, в том числе и социалистическом. Церковь издавна паразитировала на этой здоровой человеческой потребности. Она создала разветвленную систему религиозных обрядов, которые призваны отмечать все сколько-нибудь знаменательные события в жизни семьи и отдельного че-

261

ловека. Система церковных обрядов шлифовалась в течение многих веков. Церковь умело и тонко использовала различные способы эмоционально-психологического и эстетического воздействия, создавая определенное настроение у участников каждого обряда. Не случайно некоторые виды религиозных обрядов (например, крещение, отпевание) еще имеют значительное распространение в нашей стране.

В Советском Союзе за последние десятилетия создана система новой социалистической обрядности, накоплен значительный опыт ее развития в различных областях и республиках1. Этот опыт показывает, что новые социалистические обряды прочно утвердились в быту советских людей, стали неотъемлемым элементом советского образа жизни. Вместе с тем следует признать, что еще не везде созданы необходимые условия для того, чтобы советские обряды получили широкое распространение в массах, завоевали их симпатии. В частности, еще не везде найдено оптимальное для каждого обряда художественное его оформление. В некоторых случаях музыкальное сопровождение обряда либо вовсе отсутствует, либо мало соответствует содержанию данного обряда, его символике. Оформление обрядовых помещений также не всегда удачно. Иногда оно бывает очень бедным и невыразительным, в отдельных же случаях — чересчур пышным и помпезным. Эстетические компоненты новых обрядов не следует рассматривать как нечто внешнее по отношению к их идейному содержанию. Они активно участвуют в формировании чувств и настроений ее участников, а следовательно, обеспечивают глубокое внутреннее усвоение ими тех ценностей, норм и идеалов, которые символически воплощает обряд. И чем

1 См.: Социалистическая обрядность и формирование нового человека. Киев,1979.

262

ярче и красочнее будет эстетическое оформление советских обрядов, тем большей популярностью они будут пользоваться в массах, тем большее мировоззренческое и атеистическое воздействие они будут на них оказывать.

На основании всех этих соображений мы приходим к выводу, что искусство и религия могут удовлетворять некоторые объективные потребности человека (например, его эстетическую потребность, потребность в эмоциональной разрядке, в обрядах), но делают они это по-своему, исходя из своих специфических особенностей. Задачи атеистического воспитания, формирования нового человека требуют от нас, чтобы указанные потребности удовлетворялись с помощью художественного творчества и здорового, реалистического искусства, способных воспитывать в людях жизнеутверждающее, активное отношение к действительности, а не страх перед ней и стремление убежать от нее в область религиозных иллюзий.

В этом контексте становится яснее и глубокое содержание той мысли, которая была высказана В. И. Лениным в его беседе с М. И. Калининым. В речи на V Всероссийском съезде работников искусств 25 мая 1925 года М.И.Калинин сказал: „Помнится, было это лет пять назад. Я был на квартире у Владимира Ильича, и там мы разговорились о том, чем заменить религию? Владимир Ильич мыслил так, что, пожалуй, кроме театра, нет ни одного института, ни одного органа, которым мы могли бы заменить религию. Ведь мало религию уничтожить и тем освободить человечество совершенно от страшнейших пут религиозности, надо религию эту чем-нибудь заменить, и Ленин говорит, что место религии заступит театр" 1.

1 Калинин М. И. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1934,с.49.

263

Эту мысль В. И. Ленина, конечно, не надо понимать упрощенно. Главное ее значение, на наш взгляд, состоит в том, во-первых, что религию следует не просто изгнать из жизни людей, ее надо заменить чем-то другим, что с иных идейных позиций удовлетворяло бы потребности людей, которые прежде удовлетворялись религией. Во-вторых, В. И. Ленин полагал, что именно искусство, и в частности театр, может стать той заменой религии, которая позволит удовлетворить по-новому многие потребности масс.

Отсюда ясно, что атеистическое воздействие искусства и эстетической деятельности вообще не следует сводить только к критике религии и утверждению идей атеизма в отдельных художественных произведениях. Удовлетворяя духовные потребности людей на здоровой идейной основе, искусство играет важную роль в формировании нового человека и, в частности, в формировании его мировоззрения, его отношения к окружающему миру.

Нельзя не согласиться с мнением писателя В. Тендрякова, который говорит: „Мы почему-то считаем, что только то произведение, которое непосредственно касается вопросов религии, вносит вклад в атеистическую пропаганду. Конечно, надо создавать вещи, направленные непосредственно против религиозных пережитков. Но нужны и такие произведения, которые, может быть, прямо и не касаются вопросов религии, но, решая вопросы морали, совершенствования нашего человека, борьбы старого и нового, и не вообще где-то, а внутри человеческой души, в духовном мире, будут этим работать на атеизм, разрушать религиозные взгляды" 1.

Все сказанное не означает, естественно, что советское искусство не должно заниматься непосредствен-

1 Наука и религия, 1964, № 1, с. 60.

264

но атеистической темой, не должно в художественной форме ставить проблемы, связанные с преодолением религии и утверждением атеизма в духовной жизни нашего общества. За шесть с лишним десятилетий существования Советского государства нашим искусством накоплен определенный опыт решения атеистической темы, который должен быть осмыслен и проанализирован с позиций сегодняшнего дня.

В довоенные годы советское искусство активно боролось против религии, используя при этом самые различные виды и жанры художественного творчества. Чтобы правильно понять особенности советского антирелигиозного искусства 20-х и начала 30-х годов, нужно учитывать, что это было время острой классовой борьбы, которая накладывала свой отпечаток и на борьбу с религией. Носитель религии был в те годы нередко одновременно и врагом Советской власти, противником социалистических преобразований. Поэтому многие произведения советского искусства тех лет были посвящены разоблачению реакционной политической роли части православного духовенства, некоторых лидеров других религиозных организаций. Борьба велась острым, публицистическим оружием. Значительное место в ней занимали плакаты с краткими и выразительными надписями, карикатуры, стихотворения, сатирические пьесы, фельетоны.

Антирелигиозный плакат получил значительное распространение и пользовался огромной популярностью уже в первые годы Советской власти. В его создании большую роль сыграли видные советские художники Д.С. Моор (Орлов), В. Дени (В.Н.Денисов) . Одним из первых атеистических плакатов Д. Моора был плакат „Попы помогают капиталу и мешают рабочему" (1920г.). На плакате противопоставлены две главные фигуры: капиталиста и рабочего. Они окружены служителями культа различ-

265

ных конфессий, которые помогают капиталисту и мешают рабочему. Социальную роль религии в условиях капитализма убедительно раскрывает плакат Д. Моора „Христос терпел и нам велел". В центре плаката — огромный крест, который несут на своих плечах, сгибаясь под его тяжестью, трудящиеся и угнетенные различных стран и национальностей1.

Большой популярностью в массах пользовался плакат В. Дени „Все люди братья, люблю с них брать я", в центре которого была фигура алчного православного священника.

Острым оружием борьбы против церковной контрреволюции, против использования религии в реакционных социальных целях была также карикатура. Во многих газетах и журналах 20-х годов постоянно публиковались карикатуры и рисунки, в которых разоблачалась антинародная деятельность представителей духовенства, высмеивались разного рода знахари и „чудотворцы".

Атеистическая тема была одной из ведущих и в творчестве многих выдающихся советских поэтов. „Богоборческие", резко критические по отношению к религии мотивы были свойственны поэзии В. В. Маяковского еще в дореволюционные годы. В поэме „Война и мир" строки, рисующие сцены бессмысленной кровавой бойни, перебиваются и дополняются текстом и нотной записью молитвы „Упокой, господи, душу усопшего раба твоего..." В поэме „Человек" Маяковский писал:

Загнанный в земной загон, „Закон", Влеку дневное иго я. на сердце цепь -А на мозгах „Религия". верхом

1 См.: Рутенбург С. Г. Д. Моор - художник-атеист. - Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1961, с. 168-187.

266

После Великой Октябрьской социалистической революции тема критики религии, разоблачения социальной роли духовенства, высмеивания нелепости религиозных обрядов и праздников становится одной из ведущих в творчестве В. В. Маяковского. Невозможно даже перечислить все его стихотворения, посвященные этой теме. Напомним кратко только некоторые из них. В сатирическом стихотворении „Ханжа" дан яркий портрет религиозного ханжи и лицемера.

Петр Иванович Васюткин бога

беспокоит много -тыщу раз,

должно быть,

в сутки упомянет

имя бога.

Цапнет

взятку —

лапа в сале.

Вас считая за осла, на вопрос:

„Откуда взяли?" Отвечает:

„Бог послал"...

Обворовывая

массу, разжиревши понемногу, подытожил

сладким басом:

„День прожил -

и слава богу".

Широко известно стихотворение В. В. Маяковского «б монахинь», в котором немногими гротескными штрихами дан яркий сатирический портрет католических монахинь. „Самый замечательный безбожник

267

не придумает кощунственнее шарж!» — заключает это стихотворение поэт.

Одно из самых сильных поэтических произведений, посвященных атеистической теме, — поэма „Смерть пионерки" Эдуарда Багрицкого. Поэт прославляет стойкость духа, твердость убеждений юной пионерки, которая, даже будучи тяжело больной, отказалась надеть на себя крестик.

После окончания Великой Отечественной войны атеистическое воспитание в нашей стране развивалось в новых условиях. В результате победы социализма были подорваны социальные корни религии. Исчезновение эксплуататорских классов привело к ликвидации классовой базы религиозных организаций. Громадное большинство служителей культа, учитывая настроения массы верующих, заняло лояльные позиции по отношению к нашему государству, нашему общественному строю. Все это выдвинуло на первый план проблемы перестройки сознания верующих, проблемы формирования, воспроизводства и упрочения атеистического сознания в массах трудящихся. Эти изменения поставили новые важные задачи и перед деятелями искусства, которые посвятили свои произведения атеистической теме.

Главная задача, вставшая перед ними, заключалась в том, чтобы в ярких и убедительных художественных образах показать, с одной стороны, как религиозная вера воздействует на человека, односторонне направляя его помыслы, чувства и волю в сторону иллюзорных, реально не существующих сущностей, препятствуя его социальной активности или направляя ее в ложное русло, а с другой — раскрыть гуманистическую природу атеизма, его роль духовного освободителя личности от порабощающих ее иллюзий. Дать убедительное художественное решение этой задачи очень трудно. Это гораздо труднее, чем

268

разоблачить того или иного служителя культа, показав изувера-сектанта или попа-лицемера. Но такое углубленно-психологическое раскрытие атеистической темы в искусстве чрезвычайно важно для дела коммунистического воспитания.

Именно по этому пути пошли некоторые известные советские писатели еще в конце 50 — начале 60-х годов. К их числу прежде всего нужно отнести В. Ф. Тендрякова. Его повесть „Чудотворная" явилась, несомненно, произведением, знаменовавшим в советской литературе новый этап в раскрытии атеистической темы. В центре внимания писателя — психологические конфликты в сознании деревенского мальчика Родьки, ставшего невольным виновником „открытия" иконы, некогда считавшейся чудотворной. В дальнейших своих повестях В. Ф. Тендряков развивает и углубляет социально-психологический анализ характеров и ситуаций, возникающих в результате влияния религии на отдельных представителей советской молодежи. Острые проблемы атеистического воспитания поставлены, например, в повести ,,Чрезвычайное". На собственном опыте убеждается директор школы Анатолий Матвеевич Махотин, от лица которого ведется рассказ, что носители религиозной идеологии используют любые недостатки, возникающие кое-где в нашей системе идейного воспитания, и в частности формализм, казенщину, отсутствие подлинного внимания к людям, чтобы овладеть сознанием человека, особенно человека молодого, формирующегося. Как и в большинстве других произведений В. Ф. Тендрякова, в повести нет однозначных ответов на поставленные вопросы, она вызывает споры. Но это, на наш взгляд, является как раз достоинством, а не недостатком повести: она заставляет читателя задуматься, а это совсем неплохо. В повести В. Ф. Тендрякова „Апостольская команди-

269

ровка" показан духовный кризис молодого человека, поиски им смысла жизни, мировоззренческих ориентиров. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств герой повести идет по ложному пути, пытается найти нравственную и мировоззренческую основу своей жизни в религии, но, пройдя тяжелые жизненные и духовные испытания, наконец прозревает. В. Ф. Тендряков избегает в своем творчестве облегченных решений. Он не боится самых острых ситуаций, самых сложных психологических конфликтов. И в этом, несомненно, одно из важных достоинств его произведений.

В психологическом ключе написана повесть В. Померанцева „Когда есть Я...". Писатель в ней художественными средствами показывает, какую роль в обращении человека к религии может сыграть страх смерти. Исследуя .диалектику души" во всех ее противоречиях, автор убеждает в том, что обращение к религии в сложных жизненных ситуациях отнюдь не является неизбежным, что ему можно и должно противостоять.

Можно назвать и другие повести, рассказы, пьесы, кинофильмы, которые серьезно и вдумчиво решают проблемы столкновения религиозной веры и атеистических убеждений, показывают моральное и идейное превосходство атеиста над верующим. Вспомним хотя бы популярную пьесу С. Алешина „Все остается людям" (и одноименный фильм), в которой академик Дронов выходит победителем в споре со священником не только в сцене самого спора, но и в силу всей логики развития образов и сюжета. Всем содержанием своей жизни Дронов утверждает наше представление о бессмертии: подлинное бессмертие человека заключено не в мнимом загробном мире, а в его делах и поступках, в том, что он оставил после себя на земле.

270

Послевоенная советская поэзия посвятила атеистической теме также немало произведений. К сожалению, далеко не все стихотворения этой тематики можно считать удачей в идейном и художественном отношении. В наши задачи не входит подробный разбор их1. Хочется лишь отметить, что бесспорной удачей авторов были те стихотворения, в которых достигалось органическое слияние глубоких философских идей и яркой художественной формы. Одним из лучших произведений такого рода (на наш взгляд) следует считать стихотворение ленинградского поэта Вадима Шефнера „Старый храм", которое мы приводим целиком.

Как все здесь неуклюже и негладко,

Пороги вязнут в вековой грязи,

И храма циклопическая кладка

Бесформенною кажется вблизи.

Уходит ввысь уверенно и хмуро

Замшелая бугристая стена,

И камня первозданная фактура

Щербата и ничем не смягчена.

Но вверх взгляни - над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту:

Как дым костра в безветрие, как пламя,

Как песня, храм струится в высоту.

Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень окрылен,

-Для бога он иль не для бога строен,

Но Человеком был воздвигнут он.

И нет в нем лицемерного смиренья,

-Безвестный зодчий был правдив и смел:

Он стал творцом и — окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел.

1 См.: Притыкин Я. М. Антирелигиозные мотивы в современной советской поэзии. - Ежегодник музея истории религии я атеизма. М., 1961, с. 141-167.

271

И ты стоишь на каменном пороге, И за людей душа твоя горда, -Приходят боги и уходят боги, Но Человек бессмертен навсегда.

К числу лучших поэтических творений на атеистическую тему следует отнести и стихотворение известного советского поэта Алексея Суркова:

Ты думаешь, это не страшно было

-Решить, что бога на свете нет,

Что в нашей вселенной иная сила

Заведует ходом звезд и планет?

Не просто знать, беспощадно ясно,

Что смерть придет — и судьба твоя

И все, что в мире было прекрасно,

Угаснет с твоим беспокойным Я;

Что можно жить без аллаха и спаса,

Без райских приманок и адских мук

И, страх пересилив, до смертного часа

Не выпустить душу из собственных рук.

Лишь смело покончив с последней химерой,

Сердца леденящей, как холод ночной,

Ты плечи расправишь и полной мерой

Познаешь радость жизни земной.

Слова человеческой песни слыша,

Почувствуешь, зову природы в ответ,

Что люди - хозяева мира и выше

Идеи и силы на свете нет.

К сожалению, далеко не все произведения советского искусства, в которых затрагиваются проблемы религии и атеизма, свободны от идейных и художественных просчетов и недостатков. Некоторые писатели и кинорежиссеры любят, например, особое внимание уделять крайним проявлениям религиозного фанатизма и изуверства, вызывающим отвращение читате-

272

лей или зрителей. В неплохом в целом фильме „Тучи над Борском" центральным событием стала сцена распятия сектантами молодой девушки. Подобные события в жизни религиозных организаций являются редким исключением и, что особенно важно, резко осуждаются большинством верующих и руководством религиозных организаций. Сосредоточивая внимание людей только на этих проявлениях религии, мы во многом бьем мимо цели, ибо оставляем в тени наиболее важные, каждодневные проявления религии, которые наносят вред сознанию и поведению миллионов людей.

Освещению атеистической темы в искусстве мешает недостаточное знание писателями, художниками жизненного материала, в частности слабое знакомство их с особенностями вероучения и культа тех религиозных организаций, представителей которых они изображают. Даже в таком талантливом и весьма популярном произведении, как роман А. Иванова „Тени исчезают в полдень", имеются неточности в изображении сектантки Пистимеи, которая соединяет в своем облике черты последователей нескольких, причем совершенно различных, конфессий. Аналогичные ошибки, даже в более грубой форме, допускали и другие писатели, драматурги, кинорежиссеры. Атеистическая тема в искусстве предъявляет очень строгие требования к писателю или художнику, который берется за ее воплощение. Здесь все должно быть правдиво, каждое слово и каждая деталь выверена и выношена. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что данное произведение искусства окажет должное воспитательное воздействие.

До сих пор речь шла главным образом о литературе. В советском изобразительном искусстве в послевоенные годы создано, к сожалению, сравнительно мало работ, где бы атеистическая тема нашла серьез-

273

ное и глубокое художественное воплощение. Некоторые из картин, посвященных этой теме, грешат иллюстративностью, заданностью. Однако и в советской живописи мы имеем совершенно исключительные по своей глубине и талантливости произведения, которые могут и должны быть использованы в целях атеистического воспитания.

Речь идет прежде всего о цикле картин П. Д. Корина, известных под названием „Русь уходящая". При создании этих картин художник был далек от каких-либо атеистических целей и мотивов. Представители уходящего религиозного мира на Руси интересовали его главным образом в социально-психологическом плане. Художник увидел среди них разнообразные, нередко сильные и самобытные характеры. Однако сила психологического реализма этих художественных портретов такова, что многие из них выступают

274

объективно как суровый приговор религии. Изображенные на этих портретах люди отличаются друг от друга по своему общественному положению, характеру, возрасту, внешности. Но есть в них и нечто общее: это люди, жизнь которых была неразрывно связана с религией и церковью. Каждый из этих характеров мог сформироваться только в церковной среде, в среде русского православия. Корин суров и правдив в своем реализме. Он не смягчает красок. Одни из изображаемых им людей несут на себе черты того религиозного убожества, которое на Руси издавна называлось юродством (,,Слепой", „Нищий"), другие предстают перед нами как убежденные и непоколебимые фанатики, подчинившие свою недюжинную волю религиозным целям („Отец и сын", „Схимоигумен"). Третьи олицетворяют собой итог одинокой, отрешенной от всех радостей и горестей, замкнутой монашеской жизни („Схимница"). В большинстве своем это сильные характеры, яркие, впечатляющие типы. И в то же время на них лежит печать обреченности, ощущается неизбежность гибели того мира, который они олицетворяют. Это обусловило особый драматизм изображений, трагический отпечаток, лежащий на многих из них. Это — Русь. уходящая. Эти картины помогают нам яснее видеть социальную и психологическую сущность религии, ее воздействие на духовный мир людей.

Нельзя не выразить сожаления, что в последние годы очень немногие советские писатели, поэты, драматурги, режиссеры, кинорежиссеры и художники обращаются к атеистической теме. Более того, со стороны некоторых деятелей искусства наблюдается увлечение церковной и религиозной терминологией и атрибутикой, идеализация отдельных церковных деятелей и иерархов, тенденция к некритическому изображению носителей религиозной

275

веры. Так, например, в ряде советских произведений литературы и живописи последних лет идеализируется и возвеличивается образ Сергия Радонежского который изображается чуть ли не единственным организатором и вдохновителем победы русских на Куликовом поле, а Дмитрий Донской - лишь его смиренным учеником, воплощающим его замыслы. Между тем, как подробно показал

276

А. Шамаро в своих содержательных статьях1, подобная трактовка не имеет ничего общего с исторической истиной. У некоторых поэтов стало модным кокетничанье религиозной терминологией, библейскими образами и символами. В отдельных случаях такое кокетничанье превращается уже в отход от атеистических позиций.

Здесь не место подробно обсуждать эти негативные явления в развитии советского искусства, которые неоднократно анализировались на страницах наших газет и журналов. Нет сомнения, что они носят частный и временный характер и что магистральной линией развития советского искусства продолжает оставаться борьба за социальное и духовное освобождение человека, включающая необходимо и борьбу за утверждение в его сознании научного, материалистического мировоззрения, за преодоление всех форм извращенного, ложного сознания. Перед советским искусством стоит также важная задача показать в ярких и убедительных художественных образах благотворное воздействие атеизма на развитие человеческой личности, раскрыть сущность атеизма как одного из важных проявлений человеческой свободы.

1 См.: Шамаро А. Как устояла Русь. - Наука и религия, 1980, № 7, 8; Шамаро А. Куликовская битва. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. - Вопросы научного атеизма. М., 1980, вып. 25.