Предметный указатель
Атеизм и искусство - см. Искусство и атеизм
Атеистические и антиклерикальные идеи
— в русском фольклоре - 219-222, 230-233
— в литературе античной эпохи - 234—236
— в литературе эпохи Возрождения - 236, 237
— в западноевропейской литературе XVII-XIX вв. — 237-240
— в русской литературе XVIII-XIX вв. - 241-245
— в творчестве Ф. Гойи - 246-249
— в творчестве русских художников XIX в. - 250-257
— в советском изобразительном искусстве - 264—265, 273-274
— в советской литературе - 265-272
Атеистическое воспитание
— и советское искусство - 215-216, 267-276
— и удовлетворение эстетической потребности масс — 258-263
Вера в сверхъестественное
—главный признак религиозного сознания — 113-117
— источник противоречий религиозного искусства — 117-121,134
Взаимодействие искусства и религии
— общая характеристика - 7—19
— в первобытном обществе - 22-93
— в антагонистических формациях - 96-113
Дорелигиозная эпоха - 27-36
Единство сознания и деятельности как методологический принцип - 26-27
Иконопись
— ее трактовка богословами - 109-110, 122-124
— ее место в системе культового православного искусства - 124-127
— ее противоречия - 121, 134, 139-144, 151-155
Искусство
— социальные истоки - 23-25, 40-49
— гносеологические предпосылки возникновения — 30-36
— функции в обществе - 55-62, 212-213
— и атеизм (общая характеристика проблемы) — 17-19, ,214-216
284
- и развитие личности - 204-216
- и религия (общие проблемы) — 7—17
Ислам и искусство - 117 Иудаизм и искусство - 115-117
Католицизм и искусство (общая характеристика) - 173-175
- и современный модернизм в искусстве - 174—183
Культовое искусство
- его функции - 99-101, 108-113
- его противоречия - 113-134
Магия
- определение - 49-52
- социальная потребность, ее породившая — 52—55
- и первобытное искусство - 63-67
Магическая концепция возникновения искусств» - 48-49
Миф первобытный
- его происхождение — 69-75
- место в системе тотемизма — 72-75
- синкретический характер - 75-84
- и сознание первобытной общины - 84—87
- его эволюция — 87-91
Народное творчество и христианская церковь — 216—233
Народная „смеховая" культура
- в Западной Европе - 216-219
-на Руси-219-230
- и отношение к ней церкви - 228-229
Неандертальские захоронения - 32-34
Неандертальская культура
- и зачатки художественной деятельности — 34—36 Общение как фактор возникновения искусства - 44-46, 55-61
Обряд
- первобытный, его полифункциональный характер —
55-62
-и миф -73-75
- религиозный - 99
- социалистический - 261-262
Первобытное искусство
- его содержание - 63-69
-возникновение из трудовой деятельности - 41-46
285
- изображения животных и их смысл — 63-65
- изображения женщин — 65—66
- и магия - 59-62
Практика
- ее две стороны - 36—39
- и возникновение искусства — 40-43
- и возникновение религии — 49-55
„Практически-духовное освоение мира" (К. Маркс) — 8—10
Проблема изобразимости божества
- в иудаизме и исламе - 115-118
- в христианстве - 118-131
Потребность социальная
- общая характеристика - 23-27
- потребность в возникновении искусства - 40-49
- потребность в возникновении религии — 49—55
Религия
- определение - 10-11,99-101
- и искусство — см. Искусство и религия
- роль в социалистическом обществе - 216, 267-269, 276
Религиозное искусство
- определение - 101,105
- функции - 108-113
- противоречия - 121-131
- религиозное искусство в Византии — 124-127, 140-146
-религиозное искусство на Руси - 131-133, 157-172
- религиозное искусство прошлого и современность — .183-201
Рублев Андрей, его творчество — 160-167
Символ
- общая характеристика - 125—126
- в православном культовом искусстве — 124—125, 126-128
Скоморохи
- их деятельность на Руси - 219-221
- борьба против них православной церкви и царского правительства - 225-226, 228-230
Скульптура деревянная культовая - 157—158
286
Советское искусство
- и атеизм - 214-216, 262-276
- и развитие личности - 212-216
- в системе атеистического воспитания — 257—276
Ушакова Симона школа - 170—171
Фантазия
- ее роль в деятельности человека — 11
- фантазия художественная - 11-12
- фантазия религиозная - 12-13
Художественные особенности средневекового изобразительного искусства - 185-190
- их использование в миниатюрах Палеха, Мстеры, Холуя - 194-196
- их использование в творчестве советских художников - 187, 190-192
Цвет в древнерусской живописи - 167-169
Церковный канон
- общее понимание канона и его роли в искусстве — 135-139
- церковный канон в православной иконописи -140-144
- церковный канон в житиях святых - 145—147
- церковный канон и творческая индивидуальность художника - 148-170
- разложение канона в России - 170-172 Чувства
- эстетические - 14-15
- религиозные - 15-17
Эстетическое освоение мира
- возникновение в процессе труда — 41—43
- сущность - 43
- эстетическое и художественное — 206