Вступление

Если мы хотим понять перспективы развития российского массового сознания, мы должны дополнить наши данные о его динамике данными о социаЛьно-демографическом составе и других устойчивых характеристиках мировоззренческих групп. В опросах респонденты могли идентифицировать себя как верующие (в 1999 году — 40%), колеблющиеся (30%), неверующие (22%) и атеисты (5%). Кроме того, уже не на основе самоидентификации, а на основе указанных выше критериев мы вычленили группу «традиционных» верующих — 7%. Традиционные верующие, таким образом, часть более широкой группы верующих. Наконец, мы вычленили еще одну группу, которую мы условно назвали «эклектиками», — лиц, верящих в переселение душ и астрологию, т. е. наиболее подверженных влиянию современных парарелигиозных идей. Таких оказалось 14%. Эта группа «пересекает» группы по самоидентификации. В ней есть и верующие, и колеблющиеся, и неверующие, и даже атеисты.

Перейдем теперь к рассмотрению состава этих групп, посмотрим, какого типа люди придерживаются в современной России разных мировоззрений. Мы, из экономии места и сил читателя, будем приво-

24

дить лишь данные последнего опроса 1999 года (русской части опрошенных), оговаривая значимые отклонения этих данных от данных предыдущих опросов.