Доход

Доходы относительно тесно связаны с образованием. Поэтому картина распределения групп с разными доходами среди различных мировоззренческих групп не представляет ничего удивительного.

Традиционные верующие — люди в массе своей не просто бедные, а нищие. 500 рублей (приблизительно 20 долларов) в месяц на человека — это крайняя нищета. А около 40% из них имеет 10 и менее долларов, — цифра, говорящая о почти непредставимой нищете.

Наоборот, нищих атеистов меньше, чем нищих представителей любой другой мировоззренческой группы.

«Эклектики» по индивидуальному доходу — группа более бедная, чем «средние русские», но по семейному — несколько более богатая.

28

28

Очевидно, это объясняется относительно высоким удельным весом в этой группе молодежи, которая сама еще ничего не зарабатывает, но живет в относительно обеспеченных семьях.

Объективные данные о доходе могут быть дополнены субъективной оценкой его и его динамики. Здесь мы видим некоторые любопытные расхождения объективных данных и самоощущения.

Мы видим, что традиционные верующие, хотя и оценивают свое материальное положение хуже, чем население в целом, но не настолько хуже, как это соответствует действительности. Так, лиц с доходом ниже 500 рублей среди них — на 25% больше, чем среди населения в целом. Но считающих, что их положение хуже среднего, — всего на 5% больше.

Среди атеистов, наоборот, нищих значительно меньше, чем в населении, а оценивающих свое материальное положение как хуже среднего — несколько больше.

Чем объяснить такое отклонение? Прежде всего, очевидно, тем, что «средний» доход для людей — это доход их социального слоя. Нищая верующая старушка сравнивает себя не с «новыми русскими», а с другими нищими же старушками, на фоне которых она выглядит и не такой уж нищей. Наоборот, относительно образованный и более или менее обеспеченный мужчина средних лет — типичный атеист при определении своего материального положения может вообще не сравнивать себя с этой старушкой — она вне

29

29

поля его зрения, — он сравнивает себя с другими такими же мужчинами.

На самооценку может влиять и динамика доходов. Традиционные верующие, естественно, не стали за пять лет богаче — они и пять лет назад были такими же нищими, но ощущающих, что они стали беднее, среди них не больше, чем в населении в целом. Это люди, живущие на таком уровне, на котором финансовый крах июня 1998 года может и не ощущаться. Напротив, атеисты в целом — наиболее обеспеченная группа, одновременно и наиболее ощущающая негативную динамику своего дохода.

Но здесь может быть и действие фактора, о котором мы еще будем говорить ниже — того, что можно назвать, в духе атеистической литературы позднесоветского периода, «компенсаторной функцией» религии.